d9e5a92d

Начала социального пространства

Почему? При силовой борьбе за власть над группой животных доминанта достается молодым, здоровым и сильным. При развитии внутреннего содержания, доминируют умные, знающие, предвидящие события и умеющие применять знания на общую пользу. При этом физическая сила выступает в роли исполнителя воли внутреннего содержания.

Доминант часто не обладал превосходящей физической силой над социумом.
Таким образом, человек - это живое существо, освоившее материальные пространственные поля для решения задач по удовлетворению постоянно возрастающих и расширяющихся потребностей. Дополнительно к материальным полям и пространствам человек создал искусственные подпространства и поля, присущие только высокоорганизованным существам. Искусственные, сублимационные поля позволяли решать задачи объединения людей на больших территориях, что способствовало решению масштабных проектов на материальных полях и пространствах.

Объединению людей способствовали теология, культура, язык, политические взгляды и убеждения, общая угроза, открытие и формирование общих интересов и выгод. Более подробно далее.
Подведем предварительные итоги. Мы пришли к заключению, что животные в дикой природе развивали и продолжают развивать составляющие защиты и нападения, в то время, как человек освоил и развивает возможности внутреннего содержания.

Эти возможности способствуют более успешному выживанию в природных и климатических условиях, помогают решать множество социальных, экономических, культурных, демографических и других задач.
4.3. Начала социального пространства
Приступим к решению второй части задачи - формированию определения социального пространства и стратификации.
Человек на географическом пространстве. Предположим, пространство никем из людей не занято.

Для большей наглядности возьмем в качестве примера многими известное сочинение о приключениях Робинзона Крузо на необитаемом острове, написанное английским писателем Даниелем Дефо [30].
Робинзон Крузо вышел на берег острова, ничего с собой не имея. Что у него есть? Только руки, ноги и голова.

Он относительно короткое время не знает, что остров необитаем. Поэтому, пока не было возможности определиться на географическом пространстве, Робинзон Крузо, при выходе на берег острова, имел при себе только две субъективные стороны - защиты и нападения. Т. е. имел возможность защищаться и нападать, чем он и воспользовался.

Используя субъективные компоненты, Робинзон добыл пищу, проявляя агрессивность к животным на данном географическом пространстве, насытился, приготовил орудия защиты и изготовил для себя уголок безопасности (крепость) - малое субъективное пространство, откуда он исследовал остров. Малое субъективное пространство формирует субъективную пирамиду.

Последующие исследования острова расширили субъективное пространство и, соответственно, основание пирамиды. Обойдя географическое пространство, и осознав то, что на острове других людей нет и, что отсутствуют более сильные соперники (хищники), Робинзон осознал себя физически сильнейшим доминантом на острове, тем самым, мысленно присвоил себе право доминировать над географическим пространством острова.

С этого момента малая субъективная пирамида разрослась до размеров острова, состоящая из субъективной вершины - человека, субъективных компонент защиты и нападения, географического пространства острова, трансформированного в субъективное пространство и субъективных доминантных возможностей. Как доминант субъективной пирамиды, Робинзон из агрессора на географическом пространстве трансформировался во владельца субъективного пространства, что позволяло ему на правах сильнейшего нападать на любое живое существо с целью получения пищи и жизненно важных материалов.
Если мы остановимся на мгновение и сравним предыдущее описание индивидуальной пирамиды животного и субъективной пирамиды человека, то не увидим различий: индивидуальная пирамида животного из дикой природы, конгруэнтна субъективной пирамиде человека на физиологическом (материальном) уровне.
Рассматривая субъективное пространство Робинзона Крузо, мы наблюдаем, как, создавая для себя необходимые жизненные условия, он использовал мобильность на географическом пространстве, работая в различных районах острова. Охотился, собирал фрукты, пахал и сеял, пас скот, лепил посуду, строил дом и крепость, изготовил лодку. Переход от одной формы и вида трудовой деятельности к другой формировал субъективную горизонтальную мобильность и, в тоже время, психологическое удовлетворение от проделанной работы.

Горизонтальная мобильность позволила Робинзону осознать свое место в жизни, лучше познать себя, повысить чувство удовлетворенности трудовыми успехами (победами) над жизненными трудностями и обстоятельствами.
Мы подошли к очень интересному и одновременно сложному разделу социологии. Ранее мы рассмотрели, что такое пространства. Настало время рассмотреть, из чего они состоят.

Обратимся вновь к нашему приключенческому рассказу. Чтобы выжить в условиях дикой природы, Робинзону необходимо было материализовать несколько источников поступления продовольствия, т. е. создать несколько подпространств.
Что это за подпространства? Подпространство - на котором Робинзон охотился, подпространство - на котором собирал виноград, подпространство - на котором он пас скот.

Перечисленные подпространства создаются или формируются на естественных, сформированных природой, географических пространствах, т. е. человеку или иному живому существу для выживания необходимо было только заметить продукты питания, созданные природой, и использовать их в будущем, чем и воспользовался Робинзон Крузо в начале своего долгого пребывания на острове. В дальнейшем, Робинзон постоянно усложнял и разнообразил способы добывания пищи, переходя на созданные им искусственные подпространства трудовой деятельности.
Какие это искусственные подпространства? Это подпространства гончара, печника, пахаря, подпространство мастерской по изготовлению инструментов, плавательных средств, подпространство по выращиванию риса и проса, подпространство по переработке винограда и т. д. Можно отметить, что перечисленные искусственные подпространства не первая жизнеобеспечивающая необходимость, и они не созданы природой, но без них человек не смог бы достичь современного развития. Разделив подпространства на природные и искусственные, а также соединив материальное и духовное в человеке, мы можем проследить социологический путь, который пришлось пройти живому существу, чтобы обрести современный цивилизованный облик.

Если на минуту представить исчезновение искусственных подпространств, то мы увидим себя в первобытнообщинном периоде развития общественных отношений, где важнейшим занятием будет сбор дикорастущих плодов, растительности и охота на животных, т. е. использование естественных, созданных природой, подпространств.
Например, в одном из племен Южной Америки или Африки. Предложенный пример дает нам ответ на вопрос, почему не сохранились первобытные племена на территории Европы или северной Азии. Природные и климатические суровые условия не позволяли расслабляться человеку и постоянно подстегивали к интеллектуальной работе, т. е. развитию внутреннего содержания.

Возникала потребность в одежде, жилье, местах хранения продуктов, да еще часто возникали конфликты с соседями, грабителями и разбойниками. Любой следующий шаг по созданию орудий труда, их совершенствование, а в дальнейшем конкуренция товаров, помогает нам представить путь развития общественных формаций.
4.4. Социальное пространство и дифференциация
Пришло время рассмотреть последовательность трансформации субъективного пространства в социальное. Ранее мы проследили трансформацию географического пространства в субъективное.
Итак, все животные, обитающие на острове, перешли в подчинение доминантным возможностям человека. Субъективная пирамида человека (в данном случае Робинзона Крузо) приобрела prius (лат.) - предшествующее, первичное стратификационное состояние.

Пирамида трансформировалась в набор страт, состоящая из страты субъективного пространства, страты субъективной дикой и одомашненной животной среды и страты человека, стоящего на вершине субъективной пирамиды. Данное состояние пирамиды сохранялось до появления в команде Робинзона еще одного человека - Пятницы.
До знакомства с Пятницей, Робинзон видел следы ног человека. Следы человека интуитивно ассоциировалось с угрозой для жизни. Вследствие чего, Робинзон напряг работу субъективного внутреннего содержания, обдумывая и предугадывая все последствия нежелательной и желательной встречи, после чего составил план работ по созданию дополнительных защитных сооружений.

Т. е. работа внутреннего содержания сформировала дополнительный план работ для компоненты защита и, соответственно, усилило осторожность и бдительность к той стороне острова, откуда исходила потенциальная угроза. Дополнительные защитные мероприятия позволили Робинзону предвидеть и избежать смерти, попав в руки каннибалов.
Можно ли предположить, что с появлением на острове дикарей между Робинзоном и дикарями сложилось социальное пространство? Нет. Однозначно нет.

Рассмотрим более подробно этот вопрос. Группы дикарей, приплывающих на остров, имели в своей среде определенное социальное и культурное поведение, сформированное из первобытных представлений о врагах и окружающей природе, т. е. на том участке острова, где веселились и пировали каннибалы, существовало ограниченное социальное пространство, не распространяемое в глубь острова. Культовое поведение и характер векторов усилий дикарей по отношению к пленникам развили резко антагонистическое восприятие чуждой культуры у Робинзона Крузо. Поведение дикарей показывает, что у каждого из них внутреннее содержание находилось на ином уровне, далеком от культурного восприятия цивилизованного человека.

Над ними более доминируют компоненты защиты и нападения, проявляя негуманное, жестокое отношение к себе подобным. Не нашлись точки сближения интересов.

Индейцы видели в пленниках только животную плоть. Все, что не из их социума, подлежит ограблению и съедению.

Робинзон видел необычных гостей с соседних островов, но все делал, чтобы не входить в контакт с ними, т. е. субъективное пространство Робинзона и социальное пространство дикарей не имело мотивационных стимулов для консенсуса. Социальные связи не возникли.



Наоборот, Робинзон создавал дополнительные защитные действия для себя, раздумывая о последствиях встречи с нежеланными гостями, т. е. постоянно работая внутренним содержанием. И в тоже время желал познакомиться с человеком, который бы стал помощником, другом и собеседником.

Это желание ему удалось осуществить, когда, проявляя гуманность, помог одному из плененных избежать печальной участи.
Какое социальное явление мы в этом примере наблюдаем? Субъективные защитные действия дикаря (бег от неминуемой смерти) получили дополнительный защитный вектор усилий со стороны Робинзона, который своими действиями приподнял субъективную защитную компоненту дикаря до уровня человека, вооруженного современным оружием.

На том месте, где произошло сражение между Робинзоном и дикарями, сошлись векторы усилий компоненты нападения (агрессора) со стороны дикарей и компоненты защиты со стороны Робинзона и спасаемого пленника.
Что явилось побудительным мотивом для Робинзона к тому, чтобы помочь сохранить жизнь Пятницы? Внутреннее содержание Робинзона, в котором хранились сформированные в детстве понятия о человеке и человечности, духовности и гуманности, освоенные им в процессе социализации в окружающем его обществе и вере.

Заинтересованность и единая опасность послужили мотивом формирования социальной связи. На этом месте острова объединились интересы двух людей.
В чем заключались интересы Робинзона и Пятницы? Робинзон приобрел себе верного друга, помощника, слугу. У него окрепли компоненты защита и нападение, а так же уверенность в своих силах.

Пятница получил очень высокое покровительство и защиту от технически вооруженного и культурно богатого человека.
Робинзон, защищая дикаря, одновременно сформировал малую социальную группу и форму властных отношений через влияние. В дальнейшем, когда Пятница знакомился с хозяйством, учился работать и помогать, субъективное пространство Робинзона постепенно трансформировалось в социальное пространство.

Если бы Робинзон не разрешил Пятнице входить на какой-либо участок острова, то этот участок, так и остался бы субъективным. И еще одно если.

Если бы Пятница оставался преданным культурным традициям своего социума, т. е. оставался приверженцем обычаев своего племени и, естественно, своего внутреннего содержания, то, скорее всего, они бы расстались. Т. е. точки сближения интересов, культурного и психологического восприятия между двух и более субъективных внутренних содержаний формируют социальные связи, переходящие в социальное пространство.
Мы подошли к очень важному аспекту в жизни субъектов - социальному неравенству или стратификации в обществе. Встреча Робинзона и Пятницы создала между ними социальное неравенство.
Как рождается неравенство? В чем отличительные особенности каждого из субъекта составляющих неравенство?

Как и чем определить превосходящие и приниженные особенности субъектов, формирующие социальное пространство?
Очень интересные и сложные вопросы, на которые современная научная мысль до сих пор не дала окончательный ответ. Данный аспект волнует любое живое существо, осознающее собственное EGO. Неравенство описано во множестве литературных, научных, философских произведениях, и конца в описаниях не предвидится. Упомянутый аспект социальной жизни используется в политических, теологических, этнографических и прочих научных и полунаучных дисциплинах, взглядах и убеждениях.

Мы предлагаем еще одну возможность решения представленных проблемных вопросов. Вернемся к нашим героям из рассказа Даниеля Дефо. Сделаем сравнительную характеристику представленных героев, используя описанную концепцию. Вспомним, из каких компонент состоит субъективная пирамида.

Из субъективного пространства, компонент защиты и нападения, вершины властных возможностей и вектора властных возможностей.
Какой вид имели субъективные пирамиды наших героев? У Робинзона в субъективной пирамиде присутствовали все компоненты. А вот у Пятницы присутствовали только компонента защиты и компонента нападения. Чем Пятница и пользовался для сохранения своей жизни.

При встрече с Робинзоном Пятница, на уровне подсознания, определил силу и возможности своего спасителя, инстинктивно осознавая свою немощь перед незнакомой силой, предпочел сдаться на милость всесильного. Добровольное признание превосходства Робинзона над дикарем сформировало предварительное социальное неравенство.

Что послужило мотивацией для понятия превосходства Робинзона над гостями острова? Решительные действия и смерть одного из нападавших от неизвестного островитянам оружия.

Т. е. при первой встрече Робинзона и Пятницы произошло оценочное определение физических или, скорее, технических возможностей компонент защиты и нападения. Компоненты защиты и нападения Робинзона во многом превосходили одноименные компоненты у Пятницы, что послужило убедительным мотивом для определения социального места каждого.
Можно ли утверждать, что с этого момента между ними сформировалось социальное пространство? Пока нет. Каждый из них только осознал свой социальный уровень на географическом пространстве острова.

В дальнейших отношениях между Робинзоном и Пятницей имело место постоянного состязания между внутренними содержаниями, т. е. между умением, навыками, знаниями и т. д. Но так как Робинзон имел явное преимущество на первом этапе выяснения стратификационного положения, что впоследствии постоянно подтверждалось новыми для островитянина видами работ, то Пятница предпочел во всем повиноваться своему спасителю.
Вывод. Если продолжим анализ причинных связей на социальном пространстве, то мы получим дефиницию утверждающую, что неравенство между двумя субъективными пирамидами, как по содержанию (присутствию всех компонент пирамиды), так и по размерам субъективного пространства и возможностей компонент защиты и нападения, вектора властных возможностей формирует представление о социальном неравенстве. На уровне знания или подсознания определяются возможности каждого встреченного субъекта: физические, физиологические, интеллектуальные, психологические, духовные, культурные и т. п. В случае, если на взгляд трудно определить характеристики и достоинства того или иного субъекта, то антагонистические настроения могут перерастать в конфликт с применением физической силы. Выяснение физических возможностей приводят к созданию пространства неравенства между двумя субъектами на социальном пространстве.

Выяснение физических возможностей каждого субъекта - это первая ступень определения социального положения в пространстве. При дальнейшем знакомстве между субъектами происходит взаимообмен интеллектуальными возможностями, умениями, культурными восприятиями. И здесь, на этом гуманитарно-социальном пространстве, возможна метаморфоза.

Тот, кто физически слаб, тот может быть силен интеллектом или умением. В социальной среде мы часто можем наблюдать компоненту неравенства на физиологическом (сила, здоровье и т. д.) и компоненту неравенства на интеллектуальном (знания, умение, культура) уровнях. Каждая из компонент делится на более мелкие фрагменты, о которых было сказано выше. Т. е. на социальном пространстве постоянно присутствуют не менее двух видов неравенства: физические (силовые), физиологические (мужчина - женщина, больной - здоровый и т. п.), образованность (умелый - не умелый, знающий - не знающий и т. п.), национальность (свой - чужой, родственник - не родственник и т. д.).

Неравнозначность в той или иной компоненте создает неравенство между субъектами, что формирует страты на социальном пространстве.
В отдельном этносе на определенной географической территории сформировано социальное пространство. В чем оно выражается? Общий разговорный диалект, внешний вид головы, тела, родственные связи, культурные традиции, нравы, общие исторические корни, религиозные взгляды, идеологические и духовные убеждения, предпочтения и т. п. Все перечисленное формирует социальное пространство внутри этноса. При этом наблюдаются минимальные отличия между субъектами этноса.

Зададим вопрос: когда формируется социальное пространство? Объединение людей послужило наиважнейшим фактором выживания рода, племени, этноса в сложных этнографических и исторических этапах борьбы за выживание, если не вспоминать климатические и природные катаклизмы. Родственные связи послужили первоосновой для формирования социального пространства. В дальнейших этапах развития социальное пространство обрастало новыми гранями идентичности.

И сегодня социальные пространства формируются из десятков идентичных признаков между двумя и более субъектами. В какой период исторического развития формируется социальное пространство? Необходимость решения данного вопроса, думаю, всем понятна.

Решение возможно при условии определения времени, когда в живом существе появились признаки внутреннего содержания. Если оставить ответ с единственным условием, то мы столкнемся с множеством социальных и этических проблем, в частности, у некоторых животных (слон, обезьяна и другие) есть признаки памяти, некоторых знаний и, даже, умение поиска решений, что можно классифицировать, как первые признаки формирования внутреннего содержания. А этот вывод нам даст право предположить, что у перечисленных животных имеются признаки социального пространства. Но этот вывод слишком поспешен.

Для более точного ответа мы введем еще одно условие, Условие, что животное имеет возможности и способности самостоятельно формировать подпространства какой-либо трудовой деятельности.
Вернемся на остров. На географическом пространстве острова была сформирована стратификационная пирамида, состоящая из социального пространства, страты дикого и
одомашненного скота, страты нового человека - Пятницы и доминанта социального пространства Робинзона. Для сглаживания социального неравенства, Пятница усердно учился и работал по хозяйству, изучал разговорный язык своего спасителя, приобщался к учению христианской теологии.
Т. е. Пятница активно социализировался к более цивилизованной форме общества. Робинзон ему в этом помогал.
Вывод. Социальные связи, а впоследствии социальное пространство, образуются в том случае, если между двумя или более людьми находятся общие точки интересов, взглядов, убеждений, потребностей и т. п. Например, общий язык, национальность, религиозные убеждения, культура, политические взгляды, исторические корни, родословная, духовность и, как в приведенном случае, общая смертельная опасность.

Все перечисленное входит в субъективное внутреннее содержание человека.
И еще одно условие: если оба субъекта об общих точках уведомлены или предполагают. Отсюда растут корни для формирования национальных, культурных, политических, религиозных и т. д. социальных полей.

Чем больше общих точек интересов, тем более крепок союз. Необходимо помнить, что интересы и возможности имеют существенные различия. Если общих точек сближения нет, между людьми проходит граница инстинктов и предубеждений, повышающие напряжение компонент защиты и нападения. Здесь необходимо постоянно учитывать уровень социальных интересов и зависимостей.

Таким образом, социальное пространство формируется между внутренними содержаниями, когда обнаруживается единство каких-либо аспектов взаимоотношений. Связи взаимоотношений могут иметь множество аспектов. Например, культурные, национальные, экономические, родственные, политические и т. д.
Социальное пространство содержит в себе, как минимум, два начала: содержательное и предполагаемое. Когда два и более субъектов вступают или вступили в контакт (не агрессивный) разговорный, научный, культурный и т д. - это содержательное социальное пространство.

Предполагаемое социальное пространство, как бы, подразумевается при ожидаемом дружественном окружении, когда предполагаются и ожидаются социальные контакты с незнакомыми субъектами в любой момент времени.
При встрече Робинзона с капитаном корабля общих точек интересов оказалось несколько. Организовав единовластие в команде, они смогли противостоять пиратам, вернуть корабль капитану. И, как было оговорено ранее, капитан помог Робинзону вернуться на родную землю.

Необходимо добавить про фактически постоянное желание Робинзона вернуться на привычное социальное пространство родины.Т. е. Робинзон, живя на острове, не прерывал социально-мысленную связь с отечеством.
Что его связывало с родной землей? Культурные, привычные традиции, религиозные представления, память о родных и близких, язык. Какие точки пересечения интересов нашли Робинзон и капитан корабля?

Приплыли из одного государства (общее социальное и географическое пространство), принадлежали к одной национальности, владели одним родным языком -английским (элементы внутреннего содержания), одно вероисповедание (так же), оба испытывают несправедливость судьбы на одном географическом пространстве (общая внешняя опасность). Общность интересов мотивировала объединение усилий в одном направлении.
Итак, мы выяснили, что каждый человек в ходе эволюционного развития приобрел качества и свойства постоянного трансформирования в борьбе за создание субъективной пирамиды, состоящей из субъективного пространства, субъективных компонент защиты и нападения, доминантных возможностей, субъективной вершины доминанта и субъективного внутреннего содержания.
Субъективное пространство - это географическое пространство, на котором человек ощущает на себе груз обязанностей и определенных возможностей по содержанию и сохранению данного пространства в ходе создания условий собственного выживания и продолжения рода. В субъективной пирамиде доминирующие возможности имеют вид прямой, опущенной от вершины к субъективному пространству. Длина и угол наклона данной прямой пропорционально изменяются в сторону уменьшения доминантных возможностей. Субъективные компоненты защиты и нападения - это совокупность физических, физиологических, психологических и морально-субъективных характеристик действий, поступков и ожидании человека в обществе или социальной обстановке для достижения каких-либо желаний и потребностей по сохранению или расширению субъективного пространства.

Компоненты защиты и нападения в упрощенном виде - это физическая сила в той или иной форме. В экстремальных случаях человек действует на уровне подсознания и инстинктивно - компонентами защиты и нападения. При выполнении действий компоненты защиты и нападения используют жестокость, физическую силу, ловкость, выносливость и прочие действия, свойственные животным, обитателям дикой природы.

Доминантные возможности распространяются на все субъективное пространство. На отдаленные точки пространства усилия доминантных возможностей минимальны.

Если у человека присутствуют доминирующие возможности над пространством, то есть субъективное пространство, на котором решаются вопросы выживания. Внутреннее содержание - понятие, свойственное материальному человеку на Земле и вбирающее в себя различные нематериальные аспекты, помогающее формировать искусственные подпространства и повышающие способности выживания человека.
Здесь формируются и трансформируются такие понятия как: авторитет (не по должности, а по духу, знаниям, умению, убеждениям и т. д.), идеализм, вдохновение, гуманизм, дуализм, духовность, культурные ценности, амбивалентность и т. д. Перед выполнением какого-либо действия человеку свойственно поработать головой, а потом уже давать задание рукам и ногам.
Так что такое внутреннее содержание? Как выглядит на нашем рисунке?
Психологические качества и способности внутреннего содержания формировались и трансформировались не одномоментно, а в некой природной и временной последовательности и закономерности, по мере расширения и возрастания потребностей и возможностей.
Временной период развития растянут на многие сотни тысяч и миллионы лет. И нет никаких признаков, что этот процесс остановился и закончился (рис.

11). Ум, интеллект, память, мораль, духовность, культурные основы и многое другое
Физиологические и физические качества и свойства.
Как видно на проекции рисунка, внутреннее содержание состоит из нескольких пространств интеллектуального, культурного, и духовного содержания. У любого человека внутреннее содержание формируется на основе социальных и культурных требований, которые накладываются на психологические особенности человека.

Т. е. стратификационные особенности внутреннего содержания могут варьироваться в размерах, положении и даже в формах, что выражается в характере и свойствах человека, проявляющихся в поведении, наклонностях и психологических характеристиках.
В заключении создадим субъективный график этапов развития (жизненного пути) человека (рис. 13).
1.Родился человек. У него отсутствуют (точнее, не развиты) компоненты защиты и нападения.

Субъективное пространство ограничено детской кроватью.
2.У подрастающего человека, формируются и развиваются физиологические компоненты защиты и нападения. Субъективное пространство увеличилось до размеров детской комнаты и, соответственно, игрушек.

В этом возрасте создается платформа для формирования внутреннего содержания (ум, память, интеллект, культура, осознание социума, язык, история отечества и т. п.).
3. К тридцати годам у человека обычно уже есть (в идеале) субъективные пространства (работа и квартира), которые позволяют ему выживать. Он освоил формы и методы защиты и нападения на социальном пространстве, у человека появляются желания найти и испытать более возвышенные чувства, идеи, познать идеальный мир.

Он ищет себя в культуре, искусстве, истории, политике и т. п. Формируются взгляды, убеждения и духовные потребности внутреннего содержания.
4.Пятидесятилетний человек почти совсем отошел от инстинктивных (физических) методов борьбы за жизненное пространство, возлагая надежды на культурные и социальные традиции в социуме и законы (на современном этапе развития общества) государства. У него прочно сформированы взгляды и убеждения на окружающий мир, социальное положение. Он больше времени проводит, перебирая и изучая собственное или постороннее внутреннее содержание.

Человек все более ощущает потребность в духовных ценностях (религии, философии, культурных образах и т. д.). 5.Далее человек, все дальше отходит от борьбы за субъективное пространство, углубляясь в собственное внутреннее содержание, размышления о сущности бытия, находя утешение в одном из течений теологии, культуры и философии. Инстинктивные методы борьбы за жизненное пространство почти атрофировались. И, как продолжение и развитие темы жизненного пути человека, можно предложить следующий график (рис. 14).

Последовательность психологического развития у человека или психологическую цепь потребностей в жизни человека. График наглядно показывает приоритетные потребности человека во время жизненного пути.

Прослеживается константа последовательности потребностей: физические качества - интеллектуальные свойства (внутреннее содержание) - духовные ценности.



Содержание раздела