В ответ на это Ушинский подчеркивает, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, пробудить внимание к духовной жизни.
Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. Если ваш ребенок, говорит Ушинский, знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному вы не достигли цели воспитания. Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним.
Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила, советует Ушинский родителям.
Если люди, не трудятся над нравственным устроением своей личности, то они, как правило, больше думают об удовлетворении своих физических потребностей и стремлении к наслаждениям. Чем быстрей и полней будут удовлетворяться эти стремления, тем несчастнее и ничтожнее будет этот человек.
Если вы действительно хотите сделать человека несчастным, говорит Ушинский, то отнимите у него цель в жизни и удовлетворите всем его желаниям. Наслаждения это цветы жизни, страдания ее тернии, но это не сама жизнь.
Кто над чем потрудился, тот то и имеет.
Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни.
Согласно его мнению, воспитание является созданием истории, оно общественное, социальное явление.
Этот педагог выдвинул следующие идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о народности в общественном воспитании, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о верном соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал. Эти идеи нашли отражение в педагогических трудах Л.Н. Толстого, П.Ф.
Лесгафта, Н.И. Пирогова и других передовых представителей русской педагогической мысли XIX века.
К.Д. Ушинский в своей статье Педагогические сочинения Н.И.
Пирогова писал: Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа.[21]
Эпиграфом к первой редакции своей статьи Вопросы жизни Пирогов взял следующий диалог:
К чему готовите вы вашего сына? спросили меня.
Быть человеком, ответил я.
Разве вы не знаете, что людей собственно нет на свете: это лишь отвлечение, ненужное для общества. Нам нужны солдаты, механики, врачи, юристы, а не люди, сказал спросивший.
Правда ли это или нет? [18]
Этот вопрос, который поставил Пирогов, связывал его с вопросом о задачах семейного воспитания и назначения человека. Человек перестал быть человеком в обществе, и задача воспитания в семье, считает Пирогов, в том, чтобы вернуть человеку его достоинство и истинный смысл его существования.
С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ребенка, по его мнению, играют женщины.
Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества.
Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. Поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу.
В статье Быть и казаться Пирогов указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. Сколько нового и неразгаданного узнали бы все родители и педагоги.
Как обновились бы! Как поумнели бы сами! [18]
Самое большое право родителей и воспитателей, как отмечает Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях.
Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть.
Тот, кто живет сознательной вдохновенной жизнью, приносит действительную пользу обществу. Что касается людей, которые живут только внешней, хотя бы и очень интенсивной жизнью, но в полном самозабвении, то они ничего не дают для истинного развития человечества.
Белки в колесе, так называет их Пирогов, забавны, думая, что бегут вперед.
Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность.
Призыв Пирогова ищи быть и будь человеком своевременен и для нашей эпохи.
В области теоретической педагогики начала XX века можно отметить появление замечательных трудов П.Ф. Лесгафта, посвященных вопросам семейного воспитания.
Громадное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде Семейное воспитание ребенка и его значение. Теория семейного воспитания, предложенная Лесгафтом, проникнута большой любовью к ребенку. По мнению Лесгафта, ребенок рождается ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию.
Испорченность ребенка в большинстве случаев результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей. Лесгафт считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи.
Различные типы детей, наблюдаемые в школе (лицемерный, честолюбивый, мягко-забитый, злобно-забитый и др.), формируются прежде всего в различных условиях их семейной жизни и воспитания. В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей.
В школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, поэтому школа может и должна, считает Лесгафт, исправлять ошибки семейного воспитания.
Особую известность составили Лесгафту его замечательные лекции по теории физического воспитания. Будучи профессором анатомии, он еще в конце XIX в. создал в Петербурге курсы воспитателей и руководителей по физическому воспитанию.
Все, кто проходил обучение на этих курсах, становились не только хорошими специалистами-практиками, но и стойкими преданными проводниками идей Лесгафта о бескорыстном служении интересам детей. В истории физического воспитания в России Лесгафту принадлежит исключительная роль: он не только научно обосновал педагогическое значение системы физического воспитания, но и сформировал важную педагогическую идею о воспитании тела ребенка.
При этом следует подчеркнуть, что физическое воспитание не было для него самоцелью. Лесгафт был убежден, что дисциплина тела сообщает дисциплину и духу, вооружая тем самым личность навыками к выдержке и стойкости, так необходимыми любому человеку в жизни.
Эта духовная сторона физического воспитания имеет, по Лесгафту, огромное значение в устроении социальной жизни человека.
Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внесли работы П.Ф. Каптерева Задачи и основы семейного воспитания (1898 г.; 2-е издание 1913 г.), О природе детей (1899 г.), Основные начала семейного обучения (1898 г.) и др. С 1898 года под его руководством и общей редакцией издавалась первая в России Энциклопедия семейного воспитания и обучения.
С именем Каптерева связаны подготовка и проведение первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию зимой 19121913 гг. в Петербурге.
Революция 1917 года знаменовала глубокие изменения в характере семьи и школы, в практике их взаимоотношений.
Определенные идеологические и политические цели государственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что обернулось значительным ослаблением семейного воспитания и препятствовало реализации задачи всестороннего развития личности на основе самоопределения и самореализации.
Однако нельзя не отметить тот положительный вклад, который внесли в теорию и практику семейного воспитания советского периода Н.К. Крупская и целая плеяда видных педагогов: П.П. Блонский, С.Т.
Шацкий автор идеи средовой педагогики, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский и др.
В Книге для родителей А.С. Макаренко раскрываются своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения.
В Лекциях о воспитании детей он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навыков в семье.
В семье В.А. Сухомлинского росли собственные дети и повседневные наблюдения за ними, участие вместе с женой Анной Ивановной в воспитании их дало немало пищи для размышлений над теми тайниками человеческой души, которые трудно поддаются воспитанию, о которых воспитатели нередко забывают. [22]
Выше мы видели, что в природе семьи скрыты глубокие возможности. Семья является существенным компонентом социальной структуры. В семье мы пребываем постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни.
Отличительный признак семьи это любовь, которая лежит в основе ее; семья являет в себе зримое воплощение любви людей друг к другу. Семья может и должна быть основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.
Семейная любовь отличается от других ее проявлений: романтическая любовь или поклонение идеалу всегда требуют высоких слов и объяснений, семейная любовь не нуждается в словах. Более того, любой из нас знает о ней, потому что к тому или иному виду семьи принадлежит каждый человек.
Ибо он не может существовать сам по себе; до конца человеком он становится в том случае, если любит других людей. Возможны и исключения из правил люди могут не любить друг друга, родители могут не любить своих детей, дети могут не любить родителей, но отсутствие любви это всегда отклонение от подлинной природы семьи.
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка.
Начиная от Платона и до наших времен не раз высказывалась мысль, что можно и даже должно воспитывать детей вне семьи, но, как показывает педагогический опыт, эта идея не отвечает реальному положению вещей. Ребенок не может жить без семьи. Огромное значение для его будущего развития имеет, прежде всего, период кормления грудью матери.
Здесь проявляется не столько физическая связь, сколько духовное сближение матери и ребенка, все то, что восстает из глубины материнской души. Мать должна знать и понимать смысл любви к ближнему, чтобы передать ее основные начала ребенку. Счастье быть воспитанным в первые годы детства матерью, понимающей святость своего призвания, писал Н.И.
Пирогов. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней.
Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой плохой семье вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.
Важно то, что ребенок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством.
Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее.
Остановимся на некоторых факторах, характеризующих разрушение или ослабление семейных связей. Эти факторы зависят главным образом от современной культуры и являются прямыми ее следствиями.
Первое это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д.) была, как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое.
Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для ее социального срастания. Теперь же семья обыкновенно вся трудится вне дома.
В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха. Психология трудового единства начинает выветриваться из ее атмосферы.
В силу особенностей своего развития современная культура выводит труд из семьи за ее пределы: технические усовершенствования, во многом облегчающие домашний труд, все больше способствуют уменьшению его объема в семье.
Второе это стремление населения к более комфортной жизни в городах. Приведем несколько цифровых данных по России.
В 1897 году в современных границах Российской Федерации имелось лишь семь больших городов. Правда, Москва и Петербург уже тогда были городами-миллионерами.
В 1926 году, в канун индустриализации больших городов стало 22. В 1959 году на долю 92 больших городов России приходилось 27% населения страны. А в 1989 году 165 больших городов сосредоточили 62,1% городского населения и 45,7% общего населения России. [23]
Из этих цифр видно, что большая часть жителей, живших сельской жизнью и общавшихся с природой, потеряла это, переселившись в города. Естественно, ослабела связь города с деревней, т.к. раньше горожане все, почти без исключения, имели родных вне городов, чего нет теперь.
На почве этого явления возникает особая педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит, и от нравственных истоков нашей жизни, приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей на всем протяжении общественного исторического развития.
Третье это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная ее задача по отношению к детям воспитание. Достоевский, оценивая отношение читателя к книге, указывал, что одни книгу только читают, но сама не приобретают; другие не только читают, но и покупают, считают ее вещью, на которую не жаль денег; а третьи и читают, и покупают, и переплетают, стараются ее нарядить, украсить, как любимую вещь.
Так же происходит и в отношении семьи к детям. Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй: заботится об умственном их развитии; и третий: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а прежде всего сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.
В большинстве современных семей обязанности отца по отношению к детям, как правило, ограничиваются необходимостью дать соответствующие средства к их содержанию или, когда просят, наказать ребенка. Все остальное чаще всего предоставляется заботам матери.
Мать многое может сделать для воспитания своего ребенка. Но, чтобы ее влияние было еще более благотворно и особенно прочно, ей требуется подготовка, которой у большинства матерей нет. Вместе с тем ни в наших красиво иллюстрированных журналах, ни в газетах обычно ни слова не говорится о педагогике. А ведь есть и семейные журналы, но на них невелик спрос.
Нет в семье интереса к вопросам воспитания, а между тем ребенок требует большого умения, мастерства.
Четвертое это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи.
Культурный уровень современного общества также способствует самостоятельности женщины. Расширение избирательных прав женщины дает ей возможность активно участвовать в деятельности государственных, общественных и политических организаций. Все перечисленное ведет к тому, что семья по существу лишается света, согревающего ее.
В связи с расширением самостоятельности женщины происходит перемена в ее психологии, сопряженная, прежде всего, с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения.
Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области семьи. Под влиянием духа времени свобода в семье начинает пониматься многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо свободы нередко имеет место хаос.
Как следствие такого положения все чаще появляющиеся многосемейность мужчины и так называемое свободное материнство женщины. Это настолько изменило внутренний мир семьи, что она все больше приобретает характер, образно выражаясь, коммунального жительства.
Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.
Современная городская жизнь с ее соблазнами, развлечениями и мнимыми удовольствиями, настолько влечет к себе, что для удержания детей в семье ее жизнь должна быть духовно богатой и в ней должна быть теплая, доброжелательная атмосфера.
Как видно, мы живем в очень трудное в духовном смысле время. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведение в общественной и частной жизни все резко изменилось. Вследствие известных условий, связанных прежде всего с развитием современной культуры, семья в ряде случаев перестает по существу быть надлежащей воспитательной средой. По каким же причинам семейное воспитание оказывается недостаточным?
Во-первых, малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он.
Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один или два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает ребенка необходимой для него живой детской атмосферы.
Далее: современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей.
С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной. Поэтому совершенно не удивительно, что дети тянутся на волю.
Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же семьи с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками.
Ибо такая дружественная атмосфера воспитывает и облегчает переход детей от узкого семейного круга к полноправному участию в жизни общества.
Как видим, ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг общения. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор активности. Только там, где воспитание находит поддержку в самой жизни, оно может сыграть свою роль.
Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным.
При решении вопросов о воспитании в семье необходимо прежде всего учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д.
Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство, каким бы то ни было образом, в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие.
Становление внутреннего мира человека, работа над собой это есть то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он, пользуясь свободой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни.
В связи с этим одна из важнейших задач семейного воспитания заключается в том, чтобы подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Практически часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.
Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпринимаемое ими имеет для них большое, важное значение, поскольку они не ставят перед собой маленьких задач, за все переживают.
Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целостную жизнь, а не через одно только усвоение идей о свободе. Очень часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их представлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощенные в жизни, не подкрепленные и не реализованные ею, так и остаются отвлеченными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ребенка.
При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, т.е. представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.
Наиболее трудная задача в семейном воспитании это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это прежде всего говорит о неспособности родителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии все воспитается само собой.
Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под горячую руку накажут.
Одна старая няня, всю жизнь возившаяся с детьми, рассказывала о двух семьях, в которых ей пришлось работать: в одной запрещалось все, а на самом деле можно было делать все, что хочешь; в другой можно было делать все, но уж если что-нибудь было нельзя, так действительно нельзя.
Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Почему сегодня так много молодежи обращается к легкому и нередко преступному заработку? Этих молодых людей с детства не обременяли заботами и трудами. Им разрешалось без ограничения играть с утра и до поздней ночи; они ничему не научились, кроме разнообразных игр и забав.
Для них безделье стало смыслом существования. Как могут они принять необходимость труда, когда не было труда в раннем детстве?
Не было повседневных обязанностей по дому. Такой образ жизни явно или неявно поддерживают сами родители, своей слепой любовью ограждая детей от трудов и забот, целиком обеспечивая их. Плоды такого воспитания всегда обратны.
Когда детям позволено все и они ни за что не отвечают, то они начинают командовать своими родителями.
Важно также заметить разницу между принятием дисциплины и обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания.
В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам. Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы.