Понятие реабилитация используется как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте. Медико-социальная реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результате перенесенных заболеваний и травм, а также другими физическими и психическими ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).
Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы выделяются три основных типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности. [4]
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Это означает, что в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в другом - в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии.
Дети с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К детям с заболеваниями, которые носят менее выраженный пограничный характер, применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.).
Все более остро встает вопрос о развитии так называемой лечебной педагогики, где наряду с коррекционно-развивающими дидактическими программами выступают такие эффективные формы лечебной педагогики и психологической коррекции, как игротерапия, сказкотерапия, коррекционно-развивающая физкультура, пальчиковая терапия и т.д.
Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, т.е. проблемы социальной адаптации и реабилитации умственно-отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества.
Однако умственная неполноценность этих детей безусловно затрудняет их социальную адаптацию и требует особых коррекционно-реабилитационных программ и социально-педагогических условий.
К таким особым социально-педагогическим условиям, позволяющим осуществлять программу социальной адаптации умственно-отсталых детей относятся следующие:
- Своевременная диагностика и выбор адекватных возможностям ребенка программ коррекционно-развивающего обучения;
- Ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизма, профориентация;
- Социально-бытовая адаптация как путем специальных занятий и методов, так и за счет организации индивидуальной и коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности.
С учетом нашей отечественной ситуации наиболее успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах. К сожалению, их число в настоящее время неоправданно снижается, что не соответствует потребностям реальной практики.
Кроме того, острой остается проблема социальной адаптации выпускников вспомогательных школ. Видимо, в штат вспомогательных школ необходимо включать социальных педагогов и социальных работников, занимающихся социальной поддержкой выпускников.
Необходимо также квотирование рабочих мест для этих выпускников и соответствующие льготы, которые должны предоставляться администрацией предприятий.
В нашей стране также предстоит освоить опыт передовых стран по созданию house-communication, домов для совместного самостоятельного проживания людей с проблемами нервно-психического характера, включая олигофрению, нервно-психические заболевания и патологии. Такие дома-интернаты открытого типа, где под присмотром социального работника проживают люди с проблемами нервно-психического характера, создают более гуманные и более адекватные их возможностям условия жизни, благоприятные для их социальной адаптации.
Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ. По сути дела речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как правило, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфере, их проблемы поведения носят психологический характер.
В этих случаях наряду с индивидуальным педагогическим подходом применяют в семье и школе весьма эффективные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.
Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).
Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначительна. Реабилитационная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ.
По отношению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во внешкольной и внеклассной деятельности, формирование профессиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для молодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по интересам, а также центры экстремальной социально-психологической помощи.
В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудновоспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.
Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально-запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы как основных институтов социализации. Их формирование идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство).
Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.
В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с социально-запущенными подростками. В таки случаях уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.
Очевидно, что в зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных ориентации социальных установок.
Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы. При психосоциальной дезадаптации важное место будет отводиться адекватно выбранным психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации - программы по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ре-социализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
Разумеется, в той или иной степени разные реабилитационные формы и методы будут представлены в каждой из реабилитационных программ, применяемых к разным видам дезадаптации, но тем не менее для эффективной реабилитации должны быть выбраны адекватные приоритеты.
Осуществление процесса реабилитации может также затрудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке представлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, и социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последовательно быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дезадаптации.
В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков.
Это дети улицы, дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.
Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.
Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.
В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родительской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя. Большой опыт по подбору приемных семей накоплен в социально-реабилитационном учреждении Воспитательный Дом Санкт-Петербурга, совмещающего социальный приют и реабилитационный центр.
Специальная социальная служба при Воспитательном Доме ведет картотеку потенциальных приемных семей и семей усыновителей, знакомится с этими семьями, изучает условия проживания в семье, подбирает детей, наиболее совместимых с будущими родителями. На первых порах дети помещаются в семьи в качестве воспитанников Воспитательного Дома, при этом семьям выплачивается сумма, причитающаяся на содержание детей в социальном учреждении.
В том случае, когда ребенок приживается в приемной семье, по обоюдному согласию родителей и ребенка могут быть оформлены опека, попечительство либо усыновление.
У детей, поступающих в социальные приюты большие проблемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; сначала для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанники социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.
Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребенок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приемные семьи, либо государственные воспитательные учреждения детские дома и школы-интернаты.
Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются трудными учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия.
Центры социально-педагогической реабилитации системы Минобразования, как правило, различаются своим возрастным контингентом. Это могут быть учреждения, ориентированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.
Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.
Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.
В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), в частности, в таких городах, как Таганрог и Псков. Учащиеся подросткового возраста, которые, из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеобразовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относится к ним доброжелательно и на равных. Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату.
Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.
Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с дезадаптированными детьми и подростками. В качестве примера можно привести принципы и содержание деятельности Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы [10]:
1. Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
2. Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
3. Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
4. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей, а также проявление социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
5. Коррекционная направленность обучения и воспитания.
6. Направленность системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей.
7. Соблюдение прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании.
Цели деятельности Центра следующие:
- осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей группы риска;
- преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;
- разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;
- содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;
- обеспечение социально-правовой защиты детей и подростков;
- обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей группы риска в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.
Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:
- осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.;
- выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
- оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам группы риска;
- консультативная помощь родителям или людям, их замещающим;
- методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.
Основные направления деятельности Центра составляют:
1. Диагностическое.
2. Психокоррекционное.
3. Оздоровительное.
4. Учебно-воспитательное.
5. Социально-правовое.
6. Консультационное.
7. Научно-методическое.
8. Социально-аналитическое.
9. Социально-аналитическое и просветительское. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении. Диагностика проводится:
- индивидуальная - при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;
- групповая - при социально-психологических опросах. Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими проблемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей.
Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:
- при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;
- при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;
- с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;
- для коррекции межличностных отношений;
- с целью преодоления различных комплексов личностного характера;
- для адаптации ребенка в социуме.
Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:
- углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка;
- разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;
- разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;
- обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков группы риска.
Учебно-воспитательное направление деятельности Центра это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни в пределах государственного общеобразовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развивающих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.
Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми группы риска, по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты Центра администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. в зависимости от специфики возникших проблем.
Научно-методическая работа Центра включает:
- обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;
- планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми группы риска;
- опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования;
- апробация и внедрение отечественных и зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми группы риска;
- повышение квалификации работников образовательных учреждений - организация постоянно действующего научно-практического семинара для специалистов, работающих с детьми группы риска;