d9e5a92d

Ситуативная культура

ситуативная культура имеет место у людей, поведение которых носит ситуативный характер. Такой человек меняется в зависимости от изменений среды и того социального статуса, который он занимает в ней: в семье, в общении с сослуживцами, на отдыхе, в работе с различными типами клиентов и пр.
Каждый человек, как уже отмечалось выше, представляет собой результат усвоения и проявления определенной социально-педагогической культуры, в соответствии со своим возрастом и основной сферой жизнедеятельности. В повседневной жизни нередко оценивают общую внешнюю культуру проявления человека.

При несоответствии этого проявления тем критериям, которые сложились в данной среде, о человеке говорят, как о невоспитанном. Другими словами, в оценке человека отмечают уровень его предшествующего воспитания.
В специальной литературе выделяют уровни педагогической культуры, характеризующие человека. Применительно к специалисту социальной сферы их можно определить следующим образом.
Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее осуществления в процессе социальной работы, заинтересованного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой специалист, как правило, добивается высоких результатов своего труда.

Педагогический аспект придает его деятельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с таким специалистом чувствуют себя чаще всего удовлетворенными.
Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста, который предрасположен к социально-педагогической деятельности, имеет определенный опыт в ней, работает над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализует этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект профессиональной работы такого специалиста помогает ему в работе в налаживании контакта с клиентом и отражается на достигаемых результатах.
Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важность педагогики в социальной работе и относится к профессиональной деятельности как к ремеслу. От общения с таким специалистом нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы у клиента возникает неудовлетворенность. В работе с таким специалистом далеко не всегда чувствуется участие, желание действительно помочь клиенту. Существуют и различные виды деформированной культуры специалиста.

Своеобразие каждого из них может быть самым непредсказуемым, оно определяется в значительной степени результатами предшествующего воспитания и профессиональной подготовки человека. Формы проявления такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая и различные формы грубости, неуважения к клиенту.

Среди таких специалистов, в свою очередь, выделяются две подгруппы: не получившие элементарного воспитания для самопроявления в обществе, в работе с людьми (для некоторых из них социальная работа вообще противопоказана); получившие неправильное профессиональной образование.
Иногда при определении уровня культуры специалиста исходят из состояния его социального положения: выпускник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельности, имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласиться.

Человек оценивается по уровню его культуры с учетом его возраста и социального положения. Выпускник учебного заведения усваивает культуру начинающего специалиста и оцениваться должен соответственно.

Однако с ростом профессионализма возрастают и критерии оценки уровня культуры специалиста.
Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.
Шестой обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой специалиста социальной сферы принадлежит культуре профессионального самообразования педагога (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [4] Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения.

Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под культурой личности, профессиональной культурой и педагогической культурой социального работника?
2. Какова взаимосвязь социально-педагогической культуры с профессиональным мастерством?
3. Дайте характеристику места и роли самой социально-педагогической культуры специалиста. Назовите и дайте характеристику основных компонентов ее структуры.
4. Каково значение личности специалиста в овладении им социально-педагогической культурой?
5. Назовите и дайте характеристику основных сфер проявления социально-педагогической культуры человека.
6. Каковы особенности наиболее типичных форм проявления внешней педагогической культуры специалиста социальной сферы.
7. Дайте характеристику основным уровням педагогической культуры человека применительно к специалисту социальной сферы.
8. Каковы наиболее важные пути формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы?
Литература
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -1978.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

С. 2729.
3. Грехнев B.C. Культура педагогического общения.

М., 1990.
4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред.

Ю.М. Забродина.

М., 1994.
5. Левитан Е.М. Основы педагогической деонтологии.

М., 1994.
6. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюн.

М., 1989.
7. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И.

Рувинского. М., 1987.
8. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, пособие.

М., 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема 1
Общая структура социально-педагогического процесса



Схема 2
Структура первого (подготовительного) этапа социально-педагогического процесса


Схема 3
2-й этап реализации педагогической технологии
Схема 4
3-й (заключительный) этап результативный


Схема 5
Группы факторов, существенно влияющие на формирование девиантного поведения человека


Схема 6
Основные направления педагогической деятельности по профилактике
и преодолению девиантного поведения детей


Схема 7
Структура педагогической культуры специалиста социальной работы


Схема 8
Структура личного социально-педагогического опыта социального работника


Схема 9
Структура проявления педагогической культуры специалиста
социальной сферы

Приложение


ПРОГРАММА КУРСА
Социальная педагогика по специальности: социальная работа
АВТОРЫ: д.ф.н., проф. В.А. Никитин, д.п.н., проф.

Л.В. Мардахаев, доцент Н.В. Ляпунова, к.пс.н. О.Е.

Буланова. Под общей редакцией проф.

В.А. Никитина.
Возникновение и становление социальной педагогики
как теории и практики
Зарождение идей и традиций учета социальных факторов и социального состояния человека в обучении и воспитании.
Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан о роли общества в формировании человека, о воспитании для государства и необходимости учета в обучении и воспитании социального происхождения и положения.
Сословно-идеологическая направленность обучения и воспитания в средневековье. Т. Мор и Т. Кампанелла о социальном воспитании.

Я.А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития.

Социально-гуманистические идеи в педагогических учениях Возрождения.
Концепция прагматического воспитания Дж. Локка. Французские просветители о взаимоотношении общества и воспитания. Социально-педагогические проекты в период Французской революции.

Социально-воспитательные программы Т. Джефферсона и Б. Франклина.
Социально-педагогические идеи и практика в России IX-XVIII вв. Традиции семейного воспитания.

Развитие государственно-политической модели социального воспитания.


Становление теории и практики социально-педагогической деятельности.
Социально-воспитательные идеи И. Песталоцци. Образовательно-воспитательные опыты Р. Оуэна. К. Маркс и Ф. Энгельс о социально-классовом содержании воспитания. А. Дистервег о социальной педагогике как педагогической работе с беспризорниками и малолетними правонарушителями.

П. Наторп о социальной педагогике как деятельности по интеграции воспитательных сил в целях распространения культуры. Социально-педагогические проекты идеологов педагогики реформ.
Развитие социально-педагогической деятельности в России в XIX в. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен о социальной направленности обучения и воспитания.

Н. И. Пирогов о связи содержания обучения и воспитания с жизнью. Вклад К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф.

Каптерева и др. в социально-педагогическую мысль. Основные формы социально-педагогической деятельности в России во второй половине Х1Х-начале XX вв.
Общие тенденции развития социально-педагогической теории и практики в XX в.
Социально-педагогические проекты и эксперименты в Европе.
Поиски новых форм социального обучения и воспитания в 20-40-е годы. Дискуссии о содержании социальной педагогики в 60-80-е годы.
Опыт социально-педагогической деятельности в СССР. Теория средовой педагогики С.Т. Шацкого. Социально-педагогические взгляды и деятельность А.С.

Макаренко. Основные принципы теории и практики социального воспитания и обучения молодежи.
Тенденции развития социально-педагогической теории и практики в современной России. Проблемы обновления содержания и методов социального воспитания и обучения.

Поиски новых форм социального воспитания и обучения.
Предмет, специфика и основные принципы социальной педагогики
как теории и практики
Социальная педагогика - теория и практика познания регулирования и реализации процесса социализации и ресоциализации человека на разных этапах его возрастного развития как индивида и члена социума, оказания ему помощи в социальной адаптации и социальном функционировании. Понятия и основные направления социального обучения и воспитания.

Проблемы обновления содержания и методов обучения и воспитания в современном обществе.
Многофункциональный характер социально-педагогической теории и практики: социально-деятельностный, мировоззренческо-воспитательный, коррекционно-реабилитационный, прогнозно-проектный и т.д. Уровни социальной педагогики как теории и практики: общетеоретический, среднетеоретический и частнотеоретический; социальная педагогика как теория и практика интеграции воспитательных сил общества, среды обитания и самого человека; как образовательно-воспитательная деятельность в системе социальной работы; как педагогическая помощь социальным группам и отдельным людям с особыми социальными нуждами.
Основные принципы социальной педагогики: многомерно-диалектический подход; социально-гуманистическая направленность; практически-деятельностный подход; принцип личностного и индивидуального подхода.
Философские, социологические, общепедагогические и психологические основания социально-педагогической теории и практики.
Специфика социально-педагогического мышления и прогнозирования.
Социально-педагогическая деятельность как вид социального проектирования и конструирования. Место и роль социальной педагогики в системе социальной работы.
Структура, основные проблемы и задачи учебного курса социальная педагогика.
Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы
Социально-педагогический процесс как вид социализации и ресоциализации педагогическими средствами. Источники и движущие силы развития социально-педагогической деятельности.
Факторы и средства социально-педагогического процесса. Роль понимания в социально-педагогической работе.

Этико-аксиологический компонент в социально-педагогическом процессе.
Виды и формы социально-педагогической деятельности: социализация и ресоциализация, коррекция и реабилитация, обучение, упражнения.
Структура социально-педагогического процесса, особенности взаимодействия объекта и субъекта в процессе социально-педагогической деятельности, проблемы, цели и критерии в социально-педагогическом процессе.
Механизм социально-педагогического процесса: наблюдение и анализ, диагностика, выбор и апробация форм и методов. Интроекция социально-педагогических идей и форм поведения, методы фальсификации и верификации полученных результатов работы.

Идентификация, индивидуализация и персонализация как форма, средства и уровни социально-педагогической работы.
Основные направления социально-педагогической деятельности в учреждениях образования, здравоохранения и социальной зашиты населения; в коллективах и по месту жительства; физкультурно-оздоровительная и культурно-просветительская деятельность; работа в социуме, с социальной группой и отдельными людьми.
Принципы социально-педагогической культуры и мышления.
Профессионально значимые свойства личности социального педагога.
Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни
Основные факторы и виды социализации человека, их педагогический потенциал, характеристика: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Норма и патология в социальном развитии человека.

Ресоциализация (утрата человеком по каким-либо причинам социального опыта), отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.
Педагогические проблемы социализации человека. Стадии социализации: ранняя - до школы; стадия обучения; трудовая; послетрудовая. Особенности социализации человека на ранней стадии его развития (семья, детский сад), подготовка ребенка к школе.

Педагогические аспекты социализации ребенка, подростка школьного возраста: особенности социализации человека на этапе его профессионального обучения: начального, среднего, вузовского (адаптация к среде, приобретение навыков трудовой деятельности, гражданских позиций - отношение к трудовой деятельности, защите Отечества, формированию семьи и др.). Педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности (адаптация в новых условиях, рост профессионального мастерства, самоутверждение, реализация семейной функции, подготовка к послетрудовой деятельности); педагогические аспекты социализации на послетрудовом этапе жизни человека (адаптация к новым условиям, реализация потенциала человека в обществе, социальное состояние человека на завершающем этапе жизни).
Проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы. Вопросы гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового, полового и т.п. развития молодых людей.

Принципы государственной и общественной политики по выращиванию жизнеспособных поколений молодежи.
Роль семьи, системы образования, армии, других субъектов в социализации молодежи.
Педагогическая деятельность по оказанию помощи взрослым.
Особенности социализации человека в зрелом, трудовом возрасте. Роль потребности в саморазвитии, самоутверждении и самоосуществлении человека. Вопросы педагогической помощи в персонализации человека. Необходимость системы непрерывного образования взрослых для оказания помощи в развитии в профессиональном, общекультурном, духовно-нравственном и экзистенциальном направлениях.

Особенности обучающе-воспитательной помощи людям в пожилом и престарелых возрастах. Дифференцированный подход к категориям пожилых людей. Сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым. Проблема использования опыта, знаний старшего поколения в развитии социализации молодежи.

Проекты программ социально-педагогической помощи пожилым.
Понятие, принципы и основные направления семейного воспитания.
Социально-педагогическая помощь матери и ребенку
Понятие семейного воспитания, его место и роль в социализации человека. Развитие идей семейного воспитания в России.

Особенности семейного воспитания в России XI-XVII вв.
Основные тенденции развития семейного воспитания в России и за рубежом в XVIII-XX вв. К.Д. Ушинский о роли семьи в воспитании. В.Н.

Шелгунов Письма о воспитании. А.Н. Острогорский Семейные отношения и их воспитательное значение.

П.Ф. Лесгафт Семейное воспитание ребенка и его значение.

П.Ф. Каптерев о понятии, содержании семейного образования.

Основные черты теории и практики семейного воспитания в советский период. Основные проблемы семейного воспитания за рубежом.
Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система.
Типология семейного воспитания: светское, религиозное, плюралистическое; авторитарное, демократическое, анархическое; гуманистическое, инфернальное; прагматическое, интеллектуальное; национальное, интернациональное; элитарное, гражданское, маргинальное; интеллектуальное, физическое, нравственное; политизированное, неполитизированное и т.п.
Факторы семейного воспитания: своеобразие условий, неповторимость личностных черт родителей, состав семьи, социально-психологические установки, общественные связи семьи и др.
Основные принципы семейного воспитания: сочетание ближних и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент; закон возвышения развития личности в семье, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха; социальная направленность семейного воспитания; принцип многомерности в содержании воспитания и применяемых методов и др.
Содержание, формы и методы педагогической деятельности по укреплению семейных отношений. Подготовка к будущей семейной жизни учащейся молодежи и ее значение.
Педагогические проблемы половой социализации и сексуальной ориентации молодежи, педагогическое содействие адаптации в браке молодых супругов. Просвещение и консультирование по вопросам повышения адекватности взаимовосприятия партнеров, сближения представлений о семейных ценностях, приспособление друг к другу и рациональное распределение семейных ролей.
Педагогическое содействие духовному развитию ребенка. Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка.
Педагогическая помощь многодетным семьям в организации по уходу за детьми, установление нравственных взаимоотношений между детьми разного возраста, родителями и детьми.
Пути решения социально-педагогических проблем в неполных семьях. Психолого-педагогическая помощь и коррекция поведения детей из социально неблагополучных семей.
Педагогическая деятельность по формированию благоприятных условий для материнства, рождения и развития ребенка. Психолого-педагогическая подготовка молодых супругов к появлению первого ребенка, современная организация и проведение медико-генетического консультирования.

Социально-педагогическая поддержка женщин, ожидающих внебрачного ребенка.
Семьи с негативными репродуктивными установками на деторождение и педагогическое воздействие на них.
Родительская любовь как основа семейного воспитания. Искусство любить детей.

Пример родителей. Подражание детей.
Социально-педагогическая помощь в преодолении родительской нелюбви, равнодушия к своему ребенку.
Возрастные этапы развития ребенка. Трудности воспитания этапных завершений развития.
Родительская поддержка ребенка с задержками в развитии.
Помощь ребенку в самостоятельном разрешении личных проблем.
Интересы и увлечения ребенка. Поощрение и стимулирование детского творчества.
Игры детей в семье. Участие родителей в игре ребенка.
Трудовая деятельность детей. Труд по самообслуживанию, по ведению домашнего хозяйства. Трудовой заработок детей.

Проблема денег у детей.
Учение детей. Подготовка ребенка к школе.

Культура умственного труда ребенка в семье. Отношение родителей к учебным неудачам ребенка.
Проблемы развития семейной педагогики в современных условиях.
Педагогические принципы и формы содействия развитию детей
с недостатками в умственном и физическом состоянии
Общая педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями.
Некоторые педагогические особенности развития детей со специфическими проблемами. Нарушения в сфере общения и контактов с другими людьми.
Информационная, оценочная, прогностическая функции педагогической диагностики в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Педагогическая диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка-индивида; выявление способности к произвольным действиям, особенностей выражения чувств, способности понимать выразительные движения собеседника и т.п. Содержание и структура индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

Диагностический компонент: выявление имеющихся нарушений и определение педагогических ресурсов семьи и реабилитационного потенциала ребенка. Консультативная направленность программы.
Коррекционный характер программы. Педагогические средства коррекции отдельных дефектов.

Включение семьи в коррекционную работу с ребенком.
Определяющее значение обучения и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка. Основные направления организации воспитания детей-инвалидов. Организационно-педагогические и методические основы включения детей с нарушениями развития в физкультурно-оздоровительные занятия.

Педагогические возможности включения детей-инвалидов в совместную со здоровыми сверстниками физкультурно-оздоровительную деятельность.
Самообслуживание как основной вид развивающейся деятельности воспитанников с ограниченными возможностями.Педагогические основы развития детей-инвалидов посредством формирования простых бытовых навыков.
Формирование нравственной культуры личности ребенка с ограниченными возможностями - общая задача нравственного воспитания детей со специальными потребностями. Содержание нравственной культуры общения: культура нравственных чувств, культура нравственного поведения.
Социальная работа как фактор воспитания нравственных привычек детей с ограниченными возможностями.
Игра как вид деятельности и как способ организации других видов деятельности детей. Характеристика основных видов игровой деятельности: вербальные, социально-ролевые, познавательные, конструктивные игры.

Коллективные игры. Педагогические критерии игры.
Педагогические основы подготовки родителей к реализации принципов игровой терапии.
Социально-педагогические возможности трудовой деятельности детей-инвалидов. Формы организации трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями.

Педагогические проблемы производительного труда детей с ограниченными возможностями.
Задачи трудовой и профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями: трудовая реабилитация, профессиональная адаптация. Понятие трудовой и профессиональной подготовки подростков-инвалидов. Основные принципы отбора объектов трудовой и профессиональной подготовки подростков-инвалидов.

Характеристика основных форм трудовой и профессиональной подготовки подростков-инвалидов.
Родительская семья как фактор развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями. Цели и задачи педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
Виды педагогической помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: диагностическая, консультативная, коррекционная, просветительская.
Основные этапы педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями: знакомство с социально-педагогическими условиями семьи; коррекция взаимоотношений родителей и ребенка; вовлечение родителей в разнообразную педагогическую деятельность; планирование и организация педагогического всеобучения родителей, воспитывающих детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Основные направления работы по созданию сообщества детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии: организация совместной деятельности, накопление опыта межличностного общения, подготовка детского актива, создание положительного эмоционально-нравственного микроклимата.
Педагогическая работа в специальных дошкольных и школьных учреждениях
Своеобразие образовательной среды специальных вспомогательных учебных заведений.
Источники и факторы формирования содержания образования вспомогательных учебных заведений, их характеристика (теория, опыт, сохранение и воспроизводство знаний).
Нормативные документы, образующие содержание образования; учебные программы (содержание и структура).
Новые подходы в содержании образования во вспомогательных учебных заведениях: гуманизация и гуманитаризация образования, индивидуализация и дифференцированность образования, свободный выбор содержания образования.
Содержание и структура учебников и учебных пособий.
Сущность, пути и особенности формирования учебных умений и навыков. Условие успешного применения знаний и умений.
Самостоятельная работа учащегося: понятие, сущность, требования и организация, ее роль в саморегуляции, учении детей с ограниченными возможностями.
Сущность процесса активизации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями. Источники, основные средства, методы и приемы учебной активности школьников, их своеобразие у детей с ограничениями в умственном и физическом развитии.

Оценка учебной работы учащихся как важный фактор активизации их интеллектуальной деятельности.
Профессионально-педагогические и личностные качества педагога-реабилитолога, его функциональные обязанности в специальных дошкольных и школьных учреждениях коррекции и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Проблемы педагогической работы в учреждениях социальной и трудовой реабилитации
Реабилитация и абилитация социально дезадаптированных подростков, детей-инвалидов в центре социальной реабилитации и социальных приютах. Цели и задачи реабилитационной деятельности центра реабилитации и социальных приютов.
Социальная диагностика ребенка, уровень развития в соответствии с возрастом, круг общения, пространство, интересы, желания, возможности. Семья: социальная диагностика семьи, социальный запрос семьи и ожидаемый результат.
Система коррекционных взаимодействий: семья - ребенок -реабилитолог. Программа реабилитации, составление программы.
Планирование работы. План индивидуального занятия, группового занятия.

Учет и контроль за продвижением ребенка.
Реабилитационная и коррекционная работа дефектолога, логопеда, психолога, учителя русского языка и математики. Реабилитация и коррекция на занятиях по ритмике, физкультуре, изобразительной деятельности, ручному труду, музыке, шитью.
Производительный труд и его место в программе реабилитации.
Игра как средство реабилитации. Театр и театрализованная деятельность в жизни ребенка-инвалида и социально дезадаптированных подростков.
Планирование и учет реабилитационной работы в рамках индивидуальной программы реабилитации на отдельных занятиях.
Медицинский контроль социальной реабилитации. Санитарно-эпидемический режим.

Охрана жизни и здоровья детей.
Взаимосвязь специалистов Центра, межпредметные связи и индивидуальная программа реабилитации.
Работа с семьей: включение семьи в коррекционную работу с ребенком.
Коррекция семейных отношений. Консультация, семейная психотерапия, тренинг.
Педагогические вопросы работы с лицами
социально-негативного поведения
Принципы социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного (социально-негативного) поведения детей в семье, школе, по месту жительства. Основные направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: создание и укрепление нравственного климата в семье, школе; укрепление морально-волевых качеств человека; воспитание сопротивляемости жизненным неудачам, уверенности в своих силах; оказание помощи в анализе и преодолении совершенных ошибок во взаимоотношениях с окружающими; побуждение и пробуждение стремления к самовоспитанию; помощь в осмыслении и самоосуждении нарушений моральных и правовых норм; поддержка стремлений личности к нормализации процесса жизнедеятельности; обучение представителей разных социальных групп навыкам преодоления конформистского поведения.
Меры преодоления девиантного поведения детей: помощь родителям, ребенку; семейные советы, работа социального педагога и психолога с семьей; индивидуальная и трудовая терапия; помещение подростков в учреждения открытого типа; принудительное пребывание в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; трудовая терапия; профессиональное самоопределение подростка; ресоциализация подростка в обществе.
Место и роль самовоспитания человека в преодолении девиантного поведения.
Педагогические проблемы профилактики и преодоления алкоголизма и наркомании как социально-негативных форм поведения.
Образовательно-воспитательные проблемы работы
в пенитенциарных учреждениях
Сущность, содержание и основные проблемы исправительной педагогики в условиях пенитенциарных учреждений. Основные принципы реализации исправительных функций пенитенциарных учреждений (целенаправленность; соответствие средств, форм и методов перевоспитательной деятельности; активность осужденного в общественно-полезной деятельности; воспитание в коллективе; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора на положительное в личности; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе перевоспитания; комплексный подход. Особенности процесса перевоспитания осужденных несовершеннолетних.

Особенности перевоспитания осужденных женщин; лиц с аномалиями в психике; людей, придерживающихся уголовных традиций. Индивидуальная работа с осужденными.

Проблемы общего образования подростков. Возможности и особенности профессиональной подготовки осужденных.
Использование возможностей общего и профессионального образования в процессе перевоспитания осужденных.
Коллектив осужденных как субъект и объект перевоспитания. Особенности формирования коллектива осужденных и возможности использования его воспитательного потенциала. Трудовое воспитание в условиях пенитенциарных учреждений.

Культурно-досуговая деятельность осужденных и ее воспитательные возможности. Формы и методы социально-педагогической деятельности по коррекции и профилактике девиантного поведения.



Содержание раздела