Социальное обучение также отличается некоторыми особенностями, поскольку его целью и результатом является развитие знаний, умений и навыков развития социальности. Процесс социального обучения, конечно, опирается прежде всего на организацию общения между участниками социально-педагогического процесса и включает в себя его различные стороны (обмен информацией, воздействие, взаимодействие, сотрудничество) и формы (творческие и практические занятия, тренинги).
Но особое место в социальном обучении занимает организация взаимодействия личности со средой, координация воспитательных сил общества в целом, социальных общностей, социальных групп, в первую очередь семьи, различных социальных учреждений. Она не должна носить характер механического наложения на человека готовых социальных форм, поскольку каждый имеет индивидуальные биологические, психологические особенности, проходит социализацию в определенном социуме, а потому по-разному воспринимает одни и те же воздействия.
Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения является достигнутый каждым индивидом или группой людей уровень социальности, социального ориентирования и функционирования.
Принято считать, что человек или общность людей в целом и на каждом этапе своего развития проходят уровни идентификации, индивидуализации и персонализации. Высшим уровнем считается персонализация, результатом которой является формирование человека как целостной социально активной личности, а социальной группы как субъекта поступательно-гуманистических процессов.
Идентификация уровень социализации, результатом которой является включенность индивида или социальной группы в систему общественных отношений, осознание ими принадлежности к той или иной общности, социальной направленности, своего статуса, социального поведения. Такую идентификацию проходит каждый человек или общность на разных этапах становления и развития, она является необходимым этапом, без которого нельзя развиваться дальше, жить в обществе, где все дифференцированно, каждая социальная структура имеет свои внутренние законы, без знаний которых индивид может превратиться в изгоя.
Однако этот этап нельзя абсолютизировать, не следует на этом этапе заканчивать свое развитие, чтобы не превратиться в адаптированного раба, при равнодушном отношении которого в обществе господствуют реакционно-консервативные или тоталитарные, псевдодемократические силы.
Потребность в индивидуализации имеется у каждого нормального человека и социальной группы. Ее достижение приводит к тому, что люди становятся интересными и полезными для других, а главное, получают возможность воплотить собственные способности, социальные интересы и цели. Установка на индивидуализацию у отдельного человека складывается еще в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельным и стремится делать все сам, но особенно острым это стремление к индивидуализации становится в отроческие и юношеские годы, когда молодой человек хочет быть непохожим на других, требует, чтобы его узнали.
Он ощущает потребность в самоутверждении в глазах родителей, сверстников, окружающих людей. Каждая социальная группа также проходит этап индивидуализации, которая возникает и развивается в зависимости от степени ее развития, состояния общественных отношений.
Социальные педагоги должны уметь это учитывать и направлять сам процесс к достижению положительного результата. В случае неадекватного саморазвития и педагогического воздействия может сложиться дезадаптированная личность в виде преступника, анархиста, бунтаря, а социальная группа может превратиться в антиобщественную силу с антигуманистическими, антидемократическими устремлениями.
Уровень персонализации предполагает превращение индивида в личность, а группу людей в коллектив с развитым уровнем самоопределения и самоутверждения, что способствует развитию общества свободы, справедливости и демократии.
В качестве практики социальная педагогика представляет собой трансформации социально-педагогической теории. Реализуется в системе методов и приемов, операций и действий. Результаты социализации представляют собой социально-педагогическую технологию как механизм обеспечения мотивационной, информационной и операциональной культуры человека или общностей.
Разработка социально-педагогической технологии в настоящее время находится в стадии становления и требует специального творчества.
Социально-педагогическая технология это особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудничества с индивидом или социальной группой в определенных условиях. При разработке ее методик учитываются многие обстоятельства и личные качества объекта воспитания, которые могут обеспечить: 1) идентификацию (степень осознания социальных норм, адекватное самоопределение, напряженность внутренней жизни и погруженность в себя), 2) индивидуализацию (эмоциональную и рациональную способность к самоконтролю, ответственность, смелость, предприимчивость) и 3) персонализацию (отзывчивость и открытость, доминантность чувств и склонностей, организаторские способности, самодостаточность, самостоятельность, направленность на дело, уровень мышления).
Социально-педагогические методики могут различаться в зависимости от отношений субъект объект, субъект процесс, субъект средства, субъект условия, субъект результаты, субъект система, субъект среда и т.п. Специфические методики нужны для решения организационных задач, при проведении прогнозно-диагностической деятельности, культурно-просветительской или физкультурно-оздоровительной работы, в процессе изучения теории и получения знаний и т.д.
Как видно, необходима большая и кропотливая коллективная работа специалистов разного профиля, чтобы социально-педагогическая технология была бы эффективной, преодолела свойственный многим методикам односторонне просветительский, морализаторский и прагматический характер.
Ведущей, но не единственной силой социально-педагогической деятельности является социальный педагог, владеющий ее общей и специальной теорией, а также практикой. Он должен: уметь выполнять основные операции и действия социальной педагогики, наблюдать, анализировать и диагностировать состояние участников целостного процесса; осуществлять выбор социально-педагогической технологии, необходимых методов и приемов, средств и форм работы; организовать условия для проведения необходимого этапа социализации или ресоциализации; корректировать социально-педагогический процесс на основе контроля за ходом его осуществления; анализировать полученные результаты и быть способным к его творческому совершенствованию.
Социальный педагог должен развивать в себе умение анализировать, а главное, понимать, вчувствоваться, переживать конкретную социально-педагогическую ситуацию. Это далеко не простое умение, оно требует замечать не только явные, но и неявные признаки, показатели состояния, уметь переводить полученные знания на язык социально-педагогических проектов и действий.
Важным моментом является выбор в соответствии с ситуацией социально-педагогической технологии. Для осуществления этого выбора необходимо знать типы и виды, формы и средства, типичные приемы ее реализации. Однако на деле ситуации бывают настолько сложнее предусмотренных учебно-методическими разработками, что необходимо научиться комплексному использованию известных и поисковых способов, методов, средств и техник. При этом важным является не механический жесткий подход, а гибкая реакция, рассчитанная на возможность применения различных вариантов, нужно быть готовым к постоянным изменениям условий и, следовательно, средств социально-педагогической работы, быть готовым не только к изменениям методов, но даже к отказу от принятой технологии.
Социально-педагогическая работа всегда эволюционирует, надо научиться постоянно не только воспринимать, но и предчувствовать возможные изменения в содержании и условии работы, быть способным их упреждать и не давать разрастаться негативным тенденциям, и, напротив, содействовать положительным результатам.
Социальный педагог должен развивать у себя все присущие любому педагогу профессионально значимые качества, но вместе с тем особое внимание должен уделять развитию у себя социальности и субъективности, а также способностей к социальному мышлению, постоянной потребности и умению видеть как педагогические аспекты в общественной жизни, так и социальные последствия педагогической деятельности.
Социальный педагог должен руководствоваться общими и социально-педагогическими принципами и подходами в своей работе.
Поскольку центральное место в этой работе занимает человек, то на всех этапах исследовательской, организационной и собственно педагогической работы необходимо соблюдать чисто гуманистический подход. В соответствии с этим подходом социальный педагог должен утверждать в своей работе идею признания человека высшей социальной ценностью, целью и критерием общественного развития.
На всех этапах взаимодействия он должен относиться к участнику социально-педагогической деятельности как к равноправному члену общества, имеющему свободу выбора своих целей, норм, методов и средств социализации, а также чувство ответственности за свои поступки.
В этом контексте большую актуальность приобретает вопрос о соотношении личностного масштаба социального педагога и его подопечных. Понятно, что по уровню личностного развития, по крайней мере, в той области, которая обеспечивает профессионализм, социальный педагог должен быть выше соучастника социально-педагогического процесса.
Вместе с тем не надо упускать и того момента, когда в ходе социально-педагогического процесса происходит взаимовлияние личностей и педагог испытывает обратное личностное воздействие, что вынуждает его совершенствовать свои личные и профессиональные качества.
Нельзя не подчеркнуть, что принцип личностно-гуманистического подхода обуславливает и необходимость индивидуального подхода в социально-педагогической работе. Социальный педагог не может не учитывать особенности физического, психического и социального состояния, способности к обучению и воспитанию личности как объекта его профессионального внимания.
Необходимо стремиться в русле господствующего направления социализации или ресоциализации к развитию открытой в социальном отношении личности, относящейся к другой с гуманистических и демократических позиций.
Особое место должен занимать в социально-педагогической работе деятельностный подход. В разработке проектов и программ своей деятельности социальный педагог должен исходить из исторически сложившихся систем общественной практики вообще, социально-педагогической практики в особенности. Он не может добиться успехов, если не будет учитывать современного разделения труда, развития форм общественных отношений, определяющих типы и направления социализации и ресоциализации.
Последнее невозможно осуществить вне деятельности.
Не лишним при этом будет напоминание о том, что социально-педагогическая деятельность должна осуществляться в соответствии с мерой личностно-гуманистического развития человека и при соблюдении таких требований, как участное мышление и эмпатия, добровольность в соединении с обязательностью, если она не противоречит интересам индивида, и т.п.
Существенное место должно занимать требование презентации, в соответствии с которым социальный педагог должен предвидеть возможные отрицательные последствия применяемой технологии и принять меры к их устранению и минимизации.
Принцип развития должен всегда быть в центре внимания социального педагога, поскольку человек является динамическим образованием с внутренними противоречиями, источник которых лежит как в самом человеке, так и во внешних воздействиях. В связи с этим социально-педагогическая деятельность имеет стадиально-уровневый характер, и потому при разработке и реализации социально-педагогических проектов необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с человеком и быть готовым к неожиданным проявлениям, случайным обстоятельствам, содействующим или препятствующим достижению цели.
Важным принципом социально-педагогической теории и практики должен быть многомерно-диалектический подход, следование которому спасает от односторонности и узости в исследовании, организации и результатах работы. Нужно учитывать диалектику общего и особенного, случайного и необходимого, внутреннего и внешнего, возможного и действительного, содержания и формы в социально-педагогической деятельности.
Социальный педагог должен уметь применять конкретно те или иные технологии. Имеются, например, типовые способы организации работы индивидуальные и коллективные, авторитарные и демократические, общие и специальные, частные и интегральные, рекреационные и коррекционные и т.п., которые применяются в типичных условиях. Нужно также учитывать, что есть специфика работы с отдельным индивидом или отдельной группой. Работа с индивидом не всегда ограничивается индивидуально-специфическими средствами, при определенных обстоятельствах могут принести пользу соборные методы, привлечение коллектива в качестве проводника социально-педагогического воздействия.
С другой стороны, при работе с коллективом далеко небесполезно применение средств индивидуальной работы в сочетании с методикой коллективной работы.
Бывают ситуации, когда надо применять не только демократические, но и авторитарные методы и средства. Большего успеха добивается тот социальный педагог, который в глазах своего подопечного имеет высокий личный и профессиональный авторитет, руководствуется гуманистическими интересами.
Однако и в этом случае авторитарный стиль не должен выходить за рамки создания условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самореализации человека.
Методы и средства социально-педагогической деятельности должны различаться в зависимости от целей работы, особенностей человека или группы, ставших ее объектом. Существует социально-педагогическая работа с индивидом или группой индивидов, развивающимися нормально и не имеющими отклонений в социальном развитии.
Вместе с тем объектами могут быть люди с отклонениями в физическом, психическом и духовном развитии, что сказывается на их социальности и социальном функционировании, или, напротив, находящихся в таких социальных условиях, которые сказываются на различных сторонах их развития.
Разумеется, невозможно знать все общие и специальные методы работы с различными типами людей и социальных групп, находящимися в разных социальных пространственно-временных обстоятельствах. Но социальный педагог, опираясь на знание будущих принципов теории и практики, призван уметь разрабатывать новые методы и принципы. Нельзя при этом не подчеркнуть, что социальному педагогу не следует ограничиваться одним способом и тем более его абсолютизировать.
Нужно владеть умением применять конкретные методы и приемы, а в необходимых случаях их комбинировать.
Таковы некоторые аксиоматические принципы социально-педагогической теории и практики. Как видно, в них нашли отражение потребности не только общепедагогической и социально-педагогической теории и практики, но принципы таких областей знания, как философия, социология и психология.
Иначе и не могло быть, поскольку вся система общечеловеческого знания является единой и результаты познания в каждой из ее областей не могут не опираться на смежные формы познания деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение социальной педагогики как теории и как практики. Назовите уровни и виды социально-педагогической теории и практики.
2. Каково соотношение между понятиями социальная педагогика и социальная работа? Раскройте понятия: социальное воспитание, социальное обучение и социальное образование как компонентов социально-педагогической теории и практики.
3. В чем состоит специфика социально-педагогической деятельности? Каково место и роль рациональных и иррациональных моментов?
4. Назовите особенности социально-педагогической психологии. Каковы основные принципы и подходы в социальной педагогике?
Литература
1. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск, 1988.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.
М., 1994.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.
Пенза, 1994.
4. Никитин ВА. Начала социальной педагогики.
М., 1996.
5. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993.