d9e5a92d

Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.

- организация и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификации работников Центра.
Социолого-аналитическое и просветительское направление работы Центра включает:
- социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;
- сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми группы риска в области;
- создание информационного банка данных по проблемам детей и семей группы риска;
- публикация популярных материалов для детей группы риска и родителей.
Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с деятельности медико-психолого-педагогической комиссии. На основе исследований, проводимых специалистами (психологом, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обучения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периодическими консультациями.
Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам группы риска, имеющим проблемы различного характера:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
недостаточная степень готовности к обучению;
трудности в освоении общеобразовательных программ;
категорический отказ от посещения школы (школофобия);
высокая степень педагогической запущенности.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
общая соматическая ослабленность;
хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
посттравматический синдром;
логоневроз;
психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
отклонения интеллектуального и личностного развития;
низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
патохарактерологическое развитие личности;
нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
последствия перенесенного психического или физического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
семейные проблемы, сложные жизненные условия;
нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком;
проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;
социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
В данном Центре реализуется система многофункционального медико-психолого-педагогического воздействия на личность ребенка группы риска с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями проживания в социуме.
Интересный и многообразный опыт социально-реабилитационной работы складывается в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.
Как правило, эти учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков, у которых из-за плохой учебы осложнены отношения в школе с учителями и одноклассниками, наметилась деформация ценностных и референтных ориентации, имеет место семейное неблагополучие.
Важнейшим условием успешной реабилитации социально дезадаптированных подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее ресоциализации, т.е. восстанавливать утраченные навыки социально одобряемого поведения трудного подростка, его социальный статус, преодолевать отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации.

Такие ресоциализирующие функции могут выполнять различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. Многолетний опыт работы таких подростковых клубов и объединений, как клуб имени Дзержинского в Тюмени (руководитель Г.А. Нечаев), многопрофильный подростковый клуб Калейдоскоп в Вятке (руководитель Н.А. Катаева), социально-педагогический комплекс Лужники в Москве (руководитель Ю.К.

Березкин) и других показывает, что организация коллективов, выполняющих ресоциализирующие функции на базе досуговых центров и подростковых клубов, в основе своей базируется на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Макаренко [7]:
1. Совместная деятельность, общие цели, фундаментирующий коллектив.
2. Наличие перспектив развития близкой, средней и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.
3. Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.
4. Чувство защищенности и радостный мажорный тон.
5. Преемственность и такие формы ее проявления, как ритуалы, традиции, игровые элементы.
6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.
7. И, наконец, воспитатель как центр и основной организатор всей системы коллективных отношений.
Однако вместе с тем, учитывая, что досуговый центр строит свою работу прежде всего по принципу добровольности, ему присущ ряд специфических особенностей, обусловливающих привлекательность клубов в глазах подростков. Специфику социально-педагогической работы и ее огромные воспитательные возможности хорошо понимал один из первых в России организаторов социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, который создавал первые клубные детские объединения Сетлемент и Бодрая жизнь еще 1908 году.

С.Т. Шацкий писал: Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб.

В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки.
...Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей. [13] Таким образом, организация клубного коллектива, с одной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вернее, потребностями этого возраста, а с другой - необходимостью создания живой, естественной и здоровой среды, в которой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими потребностями, обусловленными процессом активного формирования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения.

И важно, чтобы они реализовывались на основе позитивно ориентированной деятельности в условиях здорового коллектива, что и представляет собой клуб.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клубов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные трудности, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.
В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.
Немало проблем в работе с подростками возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у трудного учащегося в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов.

Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.
Большую проблему также представляет уличное окружение дезадаптированного подростка, которое, как правило, противодействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсенал противодействующих средств: от предложения вместе кайфануть, оттянуться, до угроз и физических расправ.

В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э.

Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба.

Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:
1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтересованности лидера группы.
2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.
3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.
Специфическими особенностями отличаются реабилитационные центры в системе здравоохранения. В психолого-педагогической реабилитации, как правило, нуждаются дети и подростки с нервно-психическими заболеваниями, находящиеся на стационарном лечении.



Социально-психологическую реабилитацию для закрепления эффекта лечения должны проходить подростки и юноши после наркологического лечения.
Социально-психологическая реабилитация больных с наркотической и алкогольной зависимостью наиболее эффективно осуществляется, когда реабилитационные программы проходит не только больной, но и его ближайшее семейное окружение. Опыт реабилитационных центров как детей и подростков с нервно-психическими заболеваниями, так и наркологических больных только складывается в России и требует своего развития.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются отличительные особенности медико-социальной и социально-педагогической реабилитации?
2. Каковы основные типы детско-подростковой дезадаптации и в чем особенности их реабилитации?
3. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты.
4. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся.
5. Специфика социально-педагогической реабилитации в подростковых клубах и молодежных объединениях.
Литература
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.

Свердловск, 1986.
2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды. М., 1980.

Т.2.
3. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации трудных подростков // Психол. журн. 1984.

Т.5. 6. С.4854.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.

М., 1993.
5. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер.

М., 1993.
6. Кочетов А.И., Вердинская И.И. Работа с трудными детьми. - М., 1986.
7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. в 8 т. - М., 1987.

Т.7. С. 203-208.
8. Макова-Тошова B.C., Пирьев Т.Д., Лепушниева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте.

София: Медицина и физкультура, 1981.
9. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. - Пермь, 1988.
10. Осипова А.А., Астахова К.М., Солтовец А.В. Из опыта работы Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.

1998. 2.
11. Раттер М. Помощь трудным детям.

М., 1987.
12. Сологуб Г.П.

Пробуждение личности. М., 1987.
13. Шацкий С.Т.

Избранные пед. соч. в 2 т. М., 1980.



Содержание раздела