d9e5a92d

Психологические теории личности в современной социологии

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.
Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
6.1. Психологические теории личности в современной социологии
В основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:
1)транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;
2)психосинтез (сочетание классической философии и психологических знаний, включая положения экзистенцианализма, фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства).
Основа психосинтеза - представления о мудрости, возможности реализации человеческого потенциала и гармонии. Основатель - Р. Ассанджиоли, ученик
3. Фрейда, современные теоретики - М. Браун, Т. Йоманс.
3)рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями.

Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.
6.2. Марксистская теория личности
Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.
Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.
Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий.
6.3. Ролевые теории личности
Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид.

В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.
6.4. Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера
Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы:
образа жизни;
престижа;
дохода;
статуса.
Выделяются два типа групп: а) компаративная - стандарт собственной оценки и б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.
6.5. Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули (1864-1929)
В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.
Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.
Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного я, называемое зеркальным я. Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное я, как некая сумма зеркальных я, т.е. человеческое я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
6.6. Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)
Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе.
Отличительная особенность социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.
Критерием формирования зрелого я служит способность индивида принимать на себя роль обобщенного другого, под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.
Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка.

По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.
На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.
6.7. Социальная типология личности
К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся:
1)свойства социально-исторических типов личности, обусловленные природой данной формации;
2)черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и образующие социально-классовую типологию;
3)социально-типологические особенности национального характера как продукт историко-географического развития данного народа;
4)профессиональная типология личности.
В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.
К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.
Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.
Сюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемая через понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах: традиционном, где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате Делай так, как делали до тебя, и модернистском, где главный принцип - разумность и эффективность социального поведения.
В современной западной социологии рассматривается также постмодернистское направление, в котором принципы поведения обусловлены интересами человека и определяемы следующими ценностями: счастливая семья, умение принять верное решение, забота о других, высокий заработок, образованность , культурный уровень, интересная творческая работа.
6.8. Социализация личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1)интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2)способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;
3)сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2)игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3)групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию т.е. осознание своей принадлежности к данной общности.

Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам.

Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.
Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.
На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.


В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:
мазохистский - рецептивный,
садистский - эксплуатируемый,
деструктивный - накопительский,
конформистский - рыночный,
продуктивный - духовный.
Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что изучает социология личности?
2.Как определяется понятие личность и какое значение имеет это определение для теории и практики?
3.В чем заключается суть психологических теорий личности?
4.Попытайтесь выделить основные моменты в ролевых теориях личности.
5.Что общего и в чем различия между ролевой и статусной концепциями личности?
6.Раскройте содержание концепций личности Ч.Х. Кули, Дж.

Г. Мида.
7.В чем заключается практическая значимость социальной типологии личности?
8.Какую роль занимает процесс социализации в становлении и развитии личности?.
9.Что понимается под менталитетом россиянина и как он может повлиять на формирование личности человека?
7. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ
Древнегреческое слово этнос имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.
В этнографической литературе под этносом принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.
В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.
Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса:
естественно-биологический, социокультурный.
Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.
Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.
7.1. Социоэтническая концепция Л.Н. Гумилева
Особую позицию в отношении происхождения и сущности этносов занимал наш выдающийся отечественный исследователь, человек интересной и нелегкой судьбы, оригинальный мыслитель Л.Н. Гумилев.
Этнос им рассматривался как биосферное явление, хотя социальные факторы при формировании и функционировании этноса им учитывались. С его точки зрения, этнос - специфическая форма существования Homo sapiens, а этногенез - локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и ландшафтного факторов.

Основные положения концепции Л.Н. Гумилева кратко можно свести к следующему:
1. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособлении ландшафта к себе и себя к ландшафту. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности.

Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы. Ландшафт есть тот плавильный котел, который формирует сам этнос.
2.Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим коллективам. Принципиальное различие этносов - в стериотипе поведения.
Структура этнического стереотипа - строго определенная норма отношений.
Эти нормы - в каждом случае своеобразные - негласно существуют. всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждой отдельной эпохе как единственно возможный способ общежития, поэтому для членов этноса они вовсе не тягостны. Сила этнического стериотипа поведения огромна, потому что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие как дикость.
Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стериотипа поведения, отличного от предыдущих.

Этот стериотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, к бессмысленно рассуждать, лучше он или хуже.
3.Этнос - это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения т.е. динамическая система, включающая не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседями. Первым коллективом после человечества в целом является суперэтнос - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе и представляющих мозаичную целостность: христианский и исламский миры.
В структуру этноса как системной целостности входят субэтносы отличающиеся от прочих манерами, обхождением, способами выражени чувств и т.д., например, в состав русских входят поморы, камчадалы, русско устьинцы, яицские, донские, кубанские казаки; среди мордвы - эрьзя, мокша
4.Объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к нему воспринимается субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно, основе этнической диагностики лежит ощущение.

Это ощущение формирует этническое поле. Ребенок, установивший связь с матерью с
первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения ребенка с отцом, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную среду, то оно перестроится.
5.Этнос - это не состояние, а природный процесс, наблюдаемый этнос - фаза этногенеза. Этногенез продолжается в течение длительного времени, примерно 1200-1500 лет, проходя четыре фазы: возникновение, подъем, упадок, умирание.
6.Источником движения в этногенезе выступает открытая В.И. Вернадским энергия живого вещества биосферы.

Эффект этой энергии применительно к этносу - пассионарность.
Пассионарность (страсть) - это способность отдельных особей -(пассионариев) поглощать из внешней среды больше энергии, чем необходимо для поддержания этноландшафтного равновесия организма со средой. Пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в конституции нервной деятельности.
Это подсознательная тяга к деятельности ради собственных иллюзий в ущерб своей жизни. Рост числа пассионариев - это рост количества деятельности, числа событий.

Новые люди убеждают своих соплеменников поклоняться новым богам, стремятся покорить новые народы обживают новые земли.
Они организуют строительство новых зданий, сочиняют и поют новые песни, пишут поэмы и новаторские научные труды. Все это изменяет не только их собственное поведение, но и поведение окружающих, которых иногда силой, иногда личным примером заставляют подчиняться новой поведенческой культуре.
Но со временем пассионарность убывает, энергия растрачивается, появляется все больше субпассионариев, т.е. особей, наделенных малой долей энергии. Если в результате завоевания соседями, разрушительной силы субпассионариев этнос не прекращает своего существования, он переходит в реликтовое состояние и доживает свой век спокойно, медленно угасая ( возможно, в реликтовом состоянии находятся финские народы Поволжья - мордва, мари, история которых тонет в глубине тысячелетий).
7.2. Основные положения традиционной отечественной этносоциологии
Вернемся к первому направлению в отечественной этносоциологии и попытаемся изложить его основные положения.
Согласно данной точки зрения, этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированным в самосознании (этнониме).
Основные положения отечественной этносоциологии:
1.Этнос представляет собой системную целостность, важнейшими компонентами которой являются язык, народное искусство, обычаи, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру, обладающую специфическим дня нее стилем. Следовательно, этнос - определенная культурная целостность.
2.Для возникновения этноса важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у группы людей появились специфические черты, сформировалась культурная общность, они должны систематически общаться.
Общность территории - один из непременных признаков существования этноса в условиях его формирования. В дальнейшем единство территории может быть утрачено, и этнос может проживать в различных государствах, сохраняя при этом свои системные свойства, культурную целостность.
3.Этносу присуща антитеза мы - они, поэтому этносом является группа людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса группового единства называется этническим самосознанием, внешним выражением которого является этноним. Этническое самосознание и этноним - главные этнические маркеры.

Не было и нет племени, народности, нации, у которой не было бы самосознания.
7.3. Основные положения зарубежной этносоциологии и культурной антропологии
В зарубежной этносоциологии и культурной антропологии наблюдается значительный разнобой в отношении происхождения и функционирования этносов.
При определении основных характерных черт этнических подразделений акцент преимущественно делается на субъективные факторы, хотя нередко отмечаются и объективные признаки такого рода, а также условия их возникновения. Среди последних чаще всего называется общность предков, географическое или государственное происхождение. Именно факт происхождения является основным в концепции этнических
групп. В соответствии с этим дается следующее определение этноса. Этнос - это группа, которая придерживается субъективной веры в свое общее происхождение из-за подобия физического типа, обычаев или благодаря памяти о колонизации и миграции. (М.

Вебер).
Что же касается основных свойств этносов, то к ним относят в основном культурные традиции.
В целом в западной социологии этнос рассматривается на уровне социального взаимодействия, т.е. этическое сводится к той или иной форме социального взаимодействия.
Спор идет между последователями социологической концепции М. Вебера и структурно-функционального анализа. Согласно М. Веберу, трудно убедительно определить в общем и даже конкретном случае, какое влияние специфические этнические факторы (например, вера в кровные связи или различия, стиль жизни человека) имеют на формирование группы. Современные комментаторы методологии М. Вебера утверждают, что существует бесконечное множество критериев для формирования этнических групп, биологических или культурных, и до сих пор все еще нет специфических условий, при которых одни из них выходят на сцену, а другие - нет.

Нужно найти те свойства этничности, которые в зародышевом состоянии наличествуют в наиболее архаичных ее формах, так называемую исходную клеточку, которая развернется в целую систему теоретических моделей всех мыслимых этнических процессов (идеально-типическую модель).
На субъективистских позициях стоят видные социологи и социальные психологии Ф. Барт, П.Л. ван дер Берге. Например, согласно Ф. Барту, этнос существует до тех пор, пока его члены осознают свое отличие от других.

На сходных позициях стоит П.Л. ван дер Берге, по мнению, которого этнические группы возникают из процессов взаимодействия между людьми, у которых сознание этничности глубинно определяется благодаря контактам с чужаками.
Поскольку этничность - следствие социального взаимодействия, ее можно определить в результате эмпирического исследования. Вырабатываемая шкала этнической идентификации для измерения этнической принадлежности начинается с индивидуумов, априорно определяемых как членов тех или иных этнических групп, затем устанавливается, насколько сильна идентичность индивида с его этничностью.
Такой подход отличается субъективизмом, но его достоинство в том, что, делая акцент на индивида, духовную и культурную мотивацию его поведения, преследуется прагматическая цель: интегрировать индивида в малые группы и организации, а те - в общество и государство, ликвидировать межэтнические конфликты и сохранить целостность и стабильность общественного организма.
Большинство сторонников структурного функционализма трактуют этнос как нечто изначальное, первозданную идентичность, которой присущ отличительный набор культурных атрибутов. Примордиалисты (primordial - первозданность) интерпретируют социальное взаимодействие исходя из чего-то, данного еще до начала взаимодействия.

Это понимание основывается на латентных факторах биологического и социально-исторического происхождения.
7.4. Понятие этносоциального организма (ЭСО)
Анализ нации как этносоциального организма следует начать с определения признаков этносоциального организма, а затем перейти характеристике нации.
Племя, народность, нация или этносоциальные организмы - формы существования этноса в историческом времени.



Содержание раздела