4)личностные системы (репертуар ролей и личностная мотивация).
По Т. Парсонсу, функциональный подход позволяет проанализировать как уровень социальных институтов и крупномасштабных систем, так и социально-психологический уровень. Такой анализ возможен в рамках разработанной им теории социального действия.
Что означает само понятие социальное действие? У Т. Парсонса оно сближается с понятием поведения. Но это не просто акт поведения, а действие, имеющее внутреннюю логическую структуру.
По Т. Парсонсу, человеческое действие есть самоорганизующая, специфическая система. Специфичность человеческого действия он видит в символичности (наличии таких механизмов, как язык, обычаи), нормативности (действие должно протекать в пространстве, где есть договоры), волюнтаристичности ( наличии определенной автономности от среды и субъективных определений ситуации).
Действие субъекта обусловливается социальными, социокультурными, глубинно-психологическими процессами, и сводится к выбору альтернативных типов действий в рамках общего приспособления к господствующим нормам и требованиям.
3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ
Развитие социологии отражает эволюцию общества. Нестабильность социально-экономического развития в 50-60-е годы XX века, определив падение престижа структурного функционализма, выдвигает на первый план субъективистские и релятивистские теории: экзистенциализм, символический интеракционизм, феноменологию и др.
Эти направления называют антисциентистскими, подчеркивая их противоположность позитивизму. Они становятся господствующими в 70 -80-е годы.
Что общего у антисциентистских направлений? Их объединяет выдвижение на первый план человеческих отношений, акцент на моральном аспекте отношений между субъектом и объектом познания, установка на формирование социальных отношений с целью избавления человека от давления социальных структур.
Фундаментом для их развития явились идеи, высказанные в социологии в период с 20-х до начала 50-х годов нашего века.
3.1. Сущность понимающей социологии
Одним из важнейших направлений современной социологии является понимающая социология. В ее рамках сформировались такие направления как феноменологическая социология, символический интеракционизм, этнометодология и др.
Ведущую роль в возникновении этого направления принадлежит концепции понимания, сформулированной в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, а также в философии жизни В. Дильтея.
В основу концепции понимающей социологии легли идеиЭ. Дюркгейма о социальной реальности как реальности особого рода, которую можно познать с помощью соответствующего метода, которым является понимание.
Понимание означает постижение субъективного смысла действий индивида, которое выступает предпосылкой социальных взаимодействий для создания на их основе социальных структур и институтов.
Понимание объективного действия, а не действующего лица - первая ступень познания. Понимание мотивов и чувств действующего индивида -вторая ступень познания.
Обнаружение смысла действий, проявляющегося в характере его связей с человеческими представлениями, потребностями, интересами, является итогом понимания.
По М. Веберу, социология - это наука, которая, интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты.
Под действием М. Вебер понимал действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. ((Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем. - М.,1990. - С.602-603),
Для понимающей социологии важно поведение, которое: 1) по субъективному смыслу соотнесено с поведением других людей; 2) определено...осмысленным соотношением; 3) может быть понятно объяснено. Понимающую социологию интересуют явления исключительно изнутри.
Общество как объект познания может открыться только внутреннему взору человека. Так, согласно Г.Зиммелю познать социальное явление -это значит сопережить.
Таким образом, теория понимания подчеркивает субъективные элементы познания; включаете социальное познание интересы и ценности субъекта познания; считает необходимым для понимания смысла социально-исторического явления выяснение связи данного явления с интересами исследователя или его социальной группы.
3.2. Феноменологическая социология
Философской основой феноменологической социологии стали идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти.
Основателем этого направления в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна. Его идеи легли в основу множества концепций феноменологической социологии.
Согласно Э.Гуссерлю феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения и т.д. Феномены, или жизненный мир (мир практической деятельности), т.е. первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии.
Э. Гуссерль считал, что цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей воспринимает по-своему.
Как решить эту задачу? С помощью науки нельзя.
Наука, по Э. Гуссерлю, подменяет человеческий мир миром объективизированных абстракций. Поэтому только возврат к донаучной картине мира, повседневной жизни раскрывает процесс возникновения из этого мира различных систем знания.
Понять жизненный мир можно с помощью интерсубъекивности, т.е. внутренней, присущей сознанию социальности. Она означает, что объективный мир другими переживается так же, как и мной.
Он общий для всех, другие в него входят как элементы моей биографической ситуации. Порядок и согласие в обществе можно поддерживать благодаря интерсубъективности (внутренней ситуации).
Феноменологическая социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление раскола между жизненным миром и миром науки.
3.3. Символический интеракционизм
Основоположником этой концепции является Ч. X. Кули. Он сформулировал феноменологическую точку зрения: наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике социального познания получили названия в работах Дж.
Г. Мида.
Центральное понятие концепции Дж. Г. Мида - межиндивидуальное взаимодействие. Согласно представлениям Дж.
Мида совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей данного направления социологии.
Люди не реагируют на воздействия извне автоматически. Они разгадывают значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них. Взаимодействие между людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам.
Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. Принятие роли другого, а в случае сложного взаимодействия обобщенного другого - основа взаимодействия.
Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:
1) анализ процесса взаимодействия на микроуровне;
2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.
Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.
3.4. Этнометодология
Основатель этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.
От объективного научного исследования социальной реальности Этнометодология отказывается во имя понимания, вживания в нее. В теоретико-методологическом плане для этнометодологии свойственно отрицание объективного существования социальных структур. Социальная реальность возникает в процессе речевой коммуникации, в ходе рационального объяснения практических действий.
Объяснение может быть частью обстоятельства.
В этнометодологии взаимодействие отождествляется с представлениями взаимодействующих субъектов. Научное понимание мира заменяется содержательностью, рациональностью.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основателями социологии?
Как можно оценить их деятельность с точки зрения современных социологов?
2.Назовите и охарактеризуйте основные школы в натуралистическом направлении становления социологии?
3.В чем заключаются суть взглядов Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. 'Зиммеля?
4.Что понимается под эмпирической социологией?
5.Какие основные положения включает в себя теория структурно го функционализма Т. Парсонса?
6.Что такое понимающая социология, назовите и проанализируйте ее основные разновидности?
7.Какие действия человека М. Вебер считал социальными и почему?
8.Дайте характеристику основным положениям феноменологической социологии, концепциям символического интеракционизма и этнометодологии.
4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
Социальная структура - это совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Для наглядности социальную структуру можно представить в виде своеобразной пирамиды, где есть элита, средние слои, низы.
Существуют различные подходы к описанию или изучению социальной структуры общества:
1)структурно-функциональный анализ, при котором социальная структура рассматривается как система ролей, статусов и социальных институтов.
2)марксистский, детерминистский подход, при котором социальная структура - это классовая структура.
Сама попытка описать социальную структуру общества стара как мир. Еще Платон в своем учении о душе утверждал, что в соответствии с делением души на разумную, волевую, чувственную части делится и общество. Он представлял общество как своеобразную социальную пирамиду, состоящую из следующих групп:
философов-правителей - их деятельность соответствует разумной части души;
воинов-стражей, надзирателей за народом - их деятельность соответствует волевой части души;
Многолетнее его изучение выявило ряд интересных закономерностей; рассмотрим две из них.
Первая касается индивидуальной реакции человека на статусную несовместимость. Как правило, она характеризуется наличием стрессовой реакции у индивида, который переживает несправедливую оценку занимаемого им статуса
Второй момент относится к сфере политической социологии. Изучение поведения избирателей в период выборов показало, что люди, находящиеся в состоянии статусной несовместимости, чаще всего имеют довольно радикальные политические взгляды.
Итак, определим основные понятия. Социальный статус - это положение, занимаемое человеком в обществе в соответствии с происхождением, национальностью, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением.
В социальном статусе выделяют прирожденный (происхождение) и приобретенный (образование, должность, доход) статусы.
Личный статус - положение, занимаемое индивидом в первичной группе (малой социальной группе).
Маргинальный статус - противоречие между личным и социальным статусом.
Занимая определенное положение (статус), индивид вместе с ним и получает соответствующий престиж.
Роль - это определенное поведение, вытекающее из данного статуса. По Линтону, социальная роль это ожидаемое поведение типичное для человека данного статуса в данном обществе.
При функциональном подходе, используемом в данной теории, применяется и такое понятие как социальный институт.
Социальный институт определяется как система ролей и статусов, рассчитанных на удовлетворение определенной социальной потребности.
Остановимся на этом понятии подробнее. Социологи нередко называют это понятие узлами, или конфигурациями в ценностно-нормативной структуре общества, подчеркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании общества и организации общественной жизни в целом.
Успешная деятельность института возможно лишь при определенной совокупности условий:
1) наличии специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;
2)интеграции института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;
3)наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.
В обществе существуют различные вида социальных институтов, например, экономические институты, их назначение - производство товаров и услуг; система образования - передача знаний, культуры от одного поколения к другому.
Американский вариант социальной стратификации
Группа высшего статуса - высший класс: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светилы, крупные архитекторы.
Группа второго статуса - высший класс: главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа.
Группа третьего статуса - высший средний класс: банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа.
Группа четвертого статуса -средний средний класс: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсамом.
Группа пятого статуса - низший средний класс: автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник, занятый физическим трудом, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика
Группа шестого статуса - средний низший класс: водитель такси, среднеквалифицированный работник, занятый физическим трудом, бензозаправщик, официант, швейцар.
Группа седьмого статуса низший низший класс: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик.
Большинство американцев, относящих себя к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано с повышением или понижением их статуса. Например, шофер такси сочтет за оскорбление предложение пойти на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше.
Большинство американцев не связывают экономический успех с основанием собственного дела, самостоятельного предприятия. Они работают по найму.
Тем не менее работа остается для них не только основой материального благополучия, но и самоутверждения, самоуважения, самооценки.
Социальная стратификация в России
Опираясь на концептуальную модель многомерной стратификации, учитывая роль власти и идеологии в ее формировании, социолог Инкельс (США) представляет систему социального неравенства, сложившегося в СССР в 30-50 года в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину которой составляли три наиболее престижные группы:
1)правящая элита, куда входили руководители партии и правительства, верхушка военных, высшие должностные лица;
2)высший слой интеллигенции, выдающиеся ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ и привелегий они довольно близко стояли к первой группе, но между ними существовала довольно значительная разница по шкале власти;
3)аристократия рабочего класса: ударники - герои первых пятилеток, стахановцы и т.д.;
4)отряд интеллигенции: управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, работники высшей школы, дипломированные специалисты и офицеры;
5)белые воротнички: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.;
6)преуспевающие крестьяне: работники передовых колхозов и совхозов;
7)Средне- и малоквалифицированные рабочие;
8)беднейшие слои крестьянства, малоквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом на производстве за мизерную заработную плату;
9)зеки.
Говоря о том, что одна из главных причин деформации системы социальной стратификации была связана с подменой социально-профессиональных критериев политико-идеологическими суррогатами, следует отметить явление так называемой аскрипции. Существование предписываемого аскриптивного статуса - характерная черта доиндустриальных обществ, тогда как в современном западном обществе преобладает ориентация на статус достигаемый: успешная карьера человека, его социальный престиж определяются главным образом его профессиональными результатами и достижениями.
В нашей стране феномен предписываемого статуса получил весьма широкое распространение, особенно в последние два десятилетия: социальное положение человека в обществе определялось не только объемом его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших в качестве признаков социальной дифференциации.
К их числу можно отнести такие факторы, как место проживания человека (столица, областной центр, деревня), отрасль промышленности, в которой человек трудился ( производственная сфера), принадлежность к какой-либо особо выделяемой социальной группе.
Социологические опросы, проведенные в 1996 году ВЦИОМ, указывают на то, что материальное положение примерно 2/3 респондентов все время ухудшается, 25-30% удерживают приблизительно тот же уровень, что и до начала реформ, лишь у 7-8 % материальное положение улучшилось, их доходы растут быстрее, чем цены. Происходит сильное имущественное расслоение в обществе, в результате которого выигрывают 7-8 %, прежде всего связанных с коммерческой деятельностью.
Минимальная заработная плата составляет сегодня менее четверти от прожиточного минимума; около 20 млн. работников имеют заработок ниже прожиточного минимума, а около 40 млн. не могут обеспечить себя и одного ребенка; сложилась чудовищная поляризация жизненного уровня, когда 40 процентов семейств не имеют сбережений вообще, а 2 процента концентрируют более половины общего фонда накопления населения.
Средняя зарплата 10 процентов наименее оплачиваемых работников в 30 раз меньше зарплаты 10 процентов наиболее оплачиваемых. К примеру, в Японии уже в конце 20 века этот показатель был равен 10, а в Швеции 5.
4.3. Теория социальной мобильности
Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. По мнению П.А.
Сорокина, мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.
Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.
Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.
4.4. Марксистско-ленинская теория классов (детерминистский подход)
Основная суть этого подхода: - существование классов связано с определенными этапами в развитии производства;
классы возникают на определенной стадии развития общественного производства, причины их появления: разделение труда и частная собственность;
классы продолжают существовать до такой ступени развития общества, на которой развитие материального производства и связанные с ним изменения общественной жизни сделают деление общества на классы неприемлемым;
классы имеют свои специфические признаки, которые отражают их место в системе общественного производства: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры . доли общественного богатства.
Абсолютизация детерминистского подхода к описанию социальной структуры (да еще по упрощенной, догматической схеме), игнорирование функционального подхода не могли не сказаться на состоянии наших знаний и понимании процессов, характерных для социальных процессов нашего общества.
Можно подвести некоторые итоги нашего незнания:
абсолютная непригодность модели стратификация советского общества 2+1: (рабочие, колхозники плюс интеллигенция);
глубокие противоречия между основными элементами социальной структуры: классами и этносоциальными группами;
описание социальной структуры, фактически сведенное к сближению классов и социальных групп, движению общества к социальной однородности и т.д.
формальная, догматическая трактовка отношений собственности, фактически блокировавшая исследования по реальному распоряжению собственностью, объему власти и т.д.
отрицание стратифицированности советского общества: наличия в нем элиты, верхов, низов.
4.5. Понятие маргинальности
Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности,