d9e5a92d

Нормативные акты государства


Нормативные акты государства не обязательно воспроизводят формулировку директивы. Главное - обеспечить ее полное выполнение. Предполагается, что государственные акты дадут гражданам и юридическим лицам ясное представление об их правах и обязанностях в связи с директивой, а национальным судам - основу для рассмотрения конкретных дел.
За время своего существования ЕК издала более 250 директив по самым разным вопросам организации ЕР ЕЭС.
Решения - это отдельные акты ЕК, связанные с конкретными действиями лиц (физических, юридических) или государств - членов ЕС. Они обязательны в отношении адресата и не требуют дополнительных мер со стороны национальных органов. Для национальных судов решение ЕК - это норма права.
Примеры решений: ЕК неоднократно указывала государствам-членам на недопустимость содействия национальным предприятиям в нарушение ст.ст. 85 и 86 Римского Договора о справедливой конкуренции. Таким же образом указание может быть обращено к конкретной компании, которая, по мнению ЕК, нарушает указанные статьи Римского Договора.
Решения Европейского Суда Правосудия (ЕСП) и общие принципы права. Основных правовых актов (договоров), лежащих в основе ЕС, всего семь.
К ним относятся в виде своеобразных приложений и дополнений ряд нормативных актов, детализирующих и развивающих их. Но основные акты содержат все-таки положения, достаточно общие по форме. Отсюда вытекает большая роль той инстанции, которая призвана их интерпретировать, добиваясь единообразного понимания и применения их в государствах - членах ЕС.

Такой инстанцией является ЕСП. Причем так уж получается, что в силу объективных обстоятельств ЕСП должен был не ограничиваться узкой интерпретацией написанного текста нормативного акта, а в отдельных случаях выйти за его рамки. И это не было своеволием ЕСП, поскольку такие действия в общей форме предусмотрены Римским Договором 1957 г.
Вот некоторые примеры того, как составители Договора, видимо, вполне преднамеренно, предусмотрели образ действия ЕСП:
1. Бет. 164 записано, что "Суд Правосудия обеспечивает, чтобы в ходе толкования Договора соблюдалось право". Обращает на себя внимание слово "право". Право как общая субстанция, стоящая если не выше Договора 1957 г., то вне его.

Вероятно, имеется в виду свобода ЕСП в выборе и применении нужного ему права.
Отсюда следует, что при рассмотрении конкретного дела, связанного с толкованием норм то ли само1-о Договора, то ли принятых органами ЕЭС в его развитие, ЕСП вправе в своем решении сказать о том, что такое-то действие стороны в деле противоречит праву. И достаточно.
Все участники правоотношений в ЕС получают судебный прецедент, который, поскольку его негде оспорить, приобретает силу правовой нормы.
2. В первом пункте ст. 173 записана фраза: "...нарушение настоящего Договора или любой нормы права, относящейся к его применению"... Опять мы видим упоминание "любой нормы права", и вновь - вне самого Договора.

О какой норме идет речь? Определить это может только ЕСП и никто другой. Иными словами, орган ЕЭС ЕС или национальный парламент может принять правовой акт, искренне полагая, что они вполне правомочны это сделать, но...

ЕСП может придерживаться иной точки зрения. И последнее слово останется за ним. А это означает, что решение ЕСП, который один видит "истину", принимает характер супернормы.
3. И наконец, ст. 215 (2) утверждает, что ответственность ЕЭС основывается на "основных (general) принципах, общих законам государств-членов".
Из такой формулировки вытекает много вопросов. И, в частности, что следует понимать под "основными принципами"? Да и что у них общего с законами национальных государств?

По сути, ЕСП получает картбланш для правотворчества. Иными словами, ЕСП может вполне законно выйти за рамки Римского Договора, при одном, конечно, условии - чтобы он его откровенно не нарушал.
Вопрос об основных принципах интересен и важен для понимания философии, которой руководствуется ЕСП. Имеет он и самостоятельное значение, поскольку необходимо знать, какие же принципы на Западе считаются общими для всех национальных систем права. Для нас это тем более полезно, что со временем нам тоже придется поискать основные принципы права, общие для стран СНГ, а когда мы таковых не найдем, хотя они и есть, то может быть конвенционно примем то, что уже используется другими.


Итак, основные принципы права следующие:
1. Пропорциональность. Этот принцип, бесспорно, общий для всех систем права. Меняются только формулировки и документы, в которых он закреплен.

В Конституции Германии записано, что на гражданина государственный орган может возлагать обязательства только до уровня, абсолютно необходимого для достижения цели в интересах общества. Если же этот уровень превышен, то обязательство аннулируется.
В рамках ЕЭС этот принцип используется в отношении экономических мер, которые применялись органами ЕЭС или национальными властями (налоги, таможенные и иные сборы).
Так, например, в 1977 г. ЕСП отменил постановление СМ ЕЭС, по которому фермеры обязаны были вместо сои использовать на корм скоту снятое молоко, которое стоило в три раза дороже сои. Было признано, что постановление непропорционально обременительно для фермеров.
С другой стороны, это постановление было благоприятно для производителей молока, но ущербно для фермеров, а значит, был нарушен и другой основной принцип - равенство или недискриминация.
2. Равенство (недискриминация). Этот принцип включен в сам текст договора ЕЭС. Так, в ст. 7 говорится о недопустимости дискриминации по признаку национальности, а ст. 119 говорит о равной оплате труда.

Но ЕСП пошел дальше записанного в Договоре. Фактически он установил, что в рамках ЕЭС не может быть ни в какой форме дискриминации между любыми социальными и иными группами и лицами. Он подтвердил это в ряде рассмотренных дел, и в том числе в изложенном выше деле о применении снятого молока.
3. Защита законных ожиданий. Если два предшествующих принципа нам, в рамках СНГ, более-менее знакомы, то этот принцип - внове.
Он хорошо знаком германскому праву и перекочевал в правовую доктрину ЕЭС. Речь идет о том, что мера, предпринимаемая ЕЭС, исключая крайнюю Н?0.бходимость обеспечить общественный интерес, не должна ущемлять тех, кто до этой меры ожидал от своих действий законную выгоду (прибыль).
Например, предприятие в обычном порядке произвело продукцию, ожидает определенную выгоду, но вдруг ЕЭС ввело новый стандарт то ли на саму продукцию, то ли на маркировку ее, то ли на упаковку. Ожидание прибыли в этих условиях может не реализоваться. Но этого не должно быть.

Суд примет меры к тому, чтобы выгода, законно ожидаемая производителем, была получена.
Можно сослаться и на судебное решение по делу, рассмотренному в 1975 г. Оно освещает эту проблему с иной стороны.
Германская фирма "Deuka" по соглашению с правительственным агентством EVGF осуществляла переработку пищевого зерна в питательный корм для скота. Зерно было куплено до 1 июня 1975 г. А с 1 июня постановлением ЕК выплаты за такую переработку зерна были повышены. Фирма "Deuka" запросила от упомянутого агентства повышенных выплат за сделанную работу, но получила отказ.

Тогда она обратилась в национальный суд и предъявила агентству EVGF иск.
При рассмотрении дела национальный суд запросил мнение ЕСП. Вкратце это мнение свелось к следующему: поскольку зерно закуплено до 1 июня и соглашение между фирмой и агентством было заключено до указанной даты, то за работу, проделанную после, надлежит провести повышенную оплату, так как таковое ожидание производителя вполне законно.
4. Защита основных прав человека. Как основной, этот принцип был закреплен в ряде решений ЕСП.
Так, в деле Стаудер против г. Ульм (1969) ЕСП сделал заключение, что "защита основных прав человека является ведущим принципом права Сообщества и подлежит защите со стороны Суда".
Позже, в 1970 г. в другом нашумевшем деле ЕСП вновь подтвердил свой подход к проблеме обеспечения прав человека и основных свобод.
В частности, было заявлено, "что основные права являются неотъемлемой частью общих принципов права, соблюдение которых он обеспечивает; что, обеспечивая эти права, Суд вдохновляем конституционными традициями, общими для государств-членов".
Конечно, предполагаются прежде всего, и в основном, права социально- экономические, поскольку упомянутые судебные дела были связаны с производством деловых операций, да и в целом происходило это пока что в рамках ЕЭС. Но вряд ли можно сомневаться в том, что общие формулировки ЕСП, приведенные выше, будут в дальнейшем, в рамках ЕК, истолкованы как имеющие универсальный характер, т.е. включающие и политические права.
5. Обеспечение процедурных прав включает право на справедливый процесс и право изложить в ходе процесса свое мнение.
Необходимость в этом принципе вызывается тем, что в пятнадцати государствах ЕС различны как правопорядки, так и правовые традиции. Где-то они развиты в силу исторических особенностей больше, где-то меньше. Задача союзного права сгладить эти различия, приведя их к единому знаменателю.
ЕСП подтверждал принцип обеспечения процедурных прав, по меньшей мере, дважды.В 1974 г. в деле "Transocean Marine Paint Association v Commission" генеральный адвокат Уорнер в своем заявлении отметил, что "существует общее правило, по которому лицо, чьи интересы затрагивает решение государственного органа, должно иметь возможность изложить свое мнение". Ассоциация "Трансоушэн марин пэинт" такой возможности не получила. В силу этого решение ЕК было отменено, Ассоциация выиграла дело.
Другой случай касается иска некой миссис Джексон против главного констебля Олстера, в котором она обвиняла последнего в дискриминационном к ней отношении по причине пола, ссылаясь при этом на директиву ЕК 76/207 о недопущении дискриминации по такой причине.
Государственный секретарь Великобритании по внутренним делам представил письменное объяснение, в котором указывалось, что действия главного констебля были вызваны соображениями национальной безопасности.
На это ЕСП ответил, что подобного рода подход противоречит "требованию юридического контроля, который предусмотрен в статье 6 Договора, отражающей основные принципы права, на которых держатся конституционные традиции, общие для государств-членов". Иными словами, ЕСП выступил в пользу юридических процедур в противовес административным. Миссис Джонсон дело выиграла.
Даже вышеизложенного достаточно, чтобы сделать вывод: в вопросах права ЕСП отведена главная и решающая роль. ЕСП играет роль суперарбитра в решении крупных споров между органами ЕС, между субъектами ЕС (государствами) и между первыми, вторыми и юридическими лицами. По сути, ЕСП стремится обустроить ЕС на основе закона, а значит, он играет и ведущую политическую роль. Но чтобы выполнить эту задачу, ЕСП надо добиться того, чтобы право ЕЭС, в котором ему отведена главная роль, получило преимущество перед национальным правом каждого государства - члена ЕС.

Должно было много "воды утечь" и сил приложено для того, чтобы судья лорд Бридж в 1991 г. смог сказать: "Хотя превосходство права Европейского Сообщества над национальным правом государств-членов не вытекало прямо из Договора ЕЭС, оно сейчас достаточно признано в правосудии, отправляемом Европейским Судом".




Содержание раздела