d9e5a92d

Исторический аспект места и положения старого человека в обществе

Он усматривал в этом нарушение законов природы, расценивая потворство общества как "дорогостоящее рыцарство". Именно недомогания и болезни старых людей создают, по его мнению, "бюджетные асимметрии" и экономические затруднения.

Э.Стиглиц призывал уменьшить "стоимость старости".
Однако такое отношение к людям, которые еще вчера создавали материальные и духовные ценности для нынешнего производительного населения, является откровенно циничным и жестоким. Заявляя об обузе людей, современные политики и правители должны помнить, что они таким образом оценивают своих родителей, давших им возможность получить образование и профессиональную подготовку, в конце концов давших им жизнь. Сторонникам такого взгляда на старых людей нужно не забывать, что рано или поздно они сами состарятся.

Экономические расчеты особенно наглядно подчеркивают циничность подобного рода заявлений.
Каждый человек, занятый на производстве, ежегодно год от года создает значительно больше, чем он потребляет. Излишки идут на различные накопления для развития разного рода общественных и социальных нужд. Чем больше человек работает и чем выше его профессиональная подготовленность, тем больше превышение производства над потреблением. Каждый работающий человек с первой минуты трудовой деятельности возвращает свой долг за годы допроизводительного возраста.

Время выплаты этого долга тем короче, чем выше уровень экономического развития и профессиональной квалификации. Уже в возрасте 30-35 лет человек труда возвращает обществу все средства, затраченные на его воспитание и обучение, а в течение последующих 20-30 лет профессиональной жизни он создает "излишки", известную часть которых общество возвращает ему в виде пенсии и бесплатного здравоохранения.

В большей своей части пенсионеры не могут потребить всей созданной ими прежде доли продукции, шанс прожить после выхода на пенсию 20 лет имеют очень немногие.
Процесс демографического старения сопровождается уменьшением доли детей, т.е. лиц допроизводительного возраста, в связи с чем общий показатель "отягощения" зачастую не увеличивается, а, наоборот, уменьшается.
Скорее отягощение можно видеть в постоянно увеличивающемся числе тяжелобольных старых людей, нуждающихся в социальной защите и опеке. Процесс демографического старения требует пересмотра действующих здравоохранительных и социальных служб, так как перед этими органами возникают задачи, которые они при своем настоящем административно-организационном и экономическом состоянии не могут решить.

Исторический аспект места и положениястарого человека в обществе

История развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в различные периоды занимали различное положение и имели неоднозначное влияние на общество. Американский антрополог и этнограф Л.Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. По его мнению, "все великие эпохи прогресса человечества совпадают более или менее непосредственно с эпохами расширения источников существования". В соответствии с этим он делил эпохи дикости и варварства на три подпериода, отличающиеся уровнем развития.

Он различал в каждой из них низший, средний и высший. Эволюция положения старых людей в различные периоды шла не прямолинейно от плохого к хорошему, к постоянному улучшению, а развивалась неравномерно: имелись периоды, когда это положение было очень хорошим, и, напротив, очень плохим.
В совсем давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность жизни была менее 20 лет, старые люди не умирали естественной смертью. С.М.Соловьев писал, что убийство немощных и старых родителей вменялось в обязанность детей.

Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь на войне, защитить родичей, мстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина; основная же заключалась в том, что в первобытных условиях сообщества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому поистине колоссальные усилия. Именно поэтому среди них не оставалось места для лиц, которые по причине физической немощи переставали быть участниками добычи питания. Однако зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был предметом уважения в первобытной орде, первым социально связующим звеном, так как отдавал свои знания молодым поколениям.

Но с наступлением периода, когда он становился беспомощным, силы и память отказывали ему, он становился бесполезным для племени, рода, и тогда его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай был у кочевых народов: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. Дикие племена, существовавшие за счет охоты, также умерщвляли своих стариков, которые не могли участвовать в охоте на зверей. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что еще в его время - VI век н.э. - в германских племенах убивали стариков.

Угасание этого жестокого обычая связано непосредственно с хозяйственным прогрессом и, по мнению Л. Моргана, наступило на среднем уровне эпохи дикости.
Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось использование огня. Необходимость постоянного поддержания огня привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами, первые должны были охотиться, вторые - поддерживать и оберегать огонь.

С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению детоубийств и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий населения: они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились хранителями огня.
По мнению Ф. Энгельса, историческое значение открытия огня в том, что стало возможным использовать рыбу в качестве пищи. Благодаря этому пищевому продукту, общество стало независимым от климата и местности; развитие оседлости и начала занятия сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции уничтожения стариков.
Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннюю эпоху железа и бронзы на территории современной Греции не более 18 лет. Первобытные общества были общества без стариков.

В.В. Фролькис писал, что в каменный и бронзовые века люди в возрасте 50 лет были большим исключением. В первобытном обществе немногочисленные старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители традиций, толкователи мистерий, воспитатели детей, посредники между умершими и живыми и как мастера различных церемоний.

В глазах своих соотечественников они имели особую ценность как живые свидетели прошлого, что ценилось очень высоко.
Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал полную выгоду от прожитых лет, он пользовался тем большим уважением, чем больше прожил лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было невелико, само достижение старости было очень редким явлением.

Именно этим объясняется олигархия старцев в Центральной Австралии и геронтократия в Полинезии. В жизни многих примитивных народов старые люди играли главные роли в обществе, в политике, магии и религии.

Геронтократия надолго установилась в Древней Элладе: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. Первый законодатель древней Спарты Солон выдвинул тезис: "Уважай старость!". В античном Риме высший орган власти получил название "Сенат", что означало собрание старых и уважаемых людей.

В более близкие для нас времена примерами геронтократии можно назвать Венецианскую республику, самый поздний - политбюро и правительство СССР в последние десятилетия перед распадом.
Доиндустриальная эпоха так же не знала "проблемы" старости. Старых людей было мало, и они почти до самой смерти могли приносить пользу в сельском хозяйстве, в ремеслах, искусстве, наконец, в своих собственных семьях. Дожившие до старости становились настоящими мастерами в своей сфере деятельности, стать их учениками было очень престижным для молодых. Развитие индустрии быстро разрушило всеобщее уважение к старым людям, отношение к ним как хранителям очага, знаний, мудрости.

Промышленная и демографическая революции привели к полному отвержению старых людей. Их становилось все больше, общество начало сталкиваться с наиболее отягощающими последствиями старения.
Стремление к извлечению максимальных прибылей способствовало наибольшей степени эксплуатации работающих, непосильным эмоциональным напряжениям, ускоренному истощению адаптационно-приспособительных возможностей стареющей личности. Результат - появление страшного лозунга: "Слишком стар после 40 лет!", который практически делал еще не старых людей балластом, выбрасывал их на обочину активной профессиональной жизни.

Ужасная трагедия стареющих людей в том, что они становятся ненужными именно в период достижения полного расцвета физических и умственных способностей.
По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека становится все труднее и постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее еще правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или даже вражде.

А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможен возврат самого худшего со времен низшего уровня эпохи дикости- тенденции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов, дискриминация старости у примитивных народов на заре эпохи дикости в современном обществе, современной цивилизации претерпела изменения в форме, а не сути отношения к старым людям. Социальный регресс, ставший уделом старых людей, делает старость обесцененным периодом жизни. Еще одним моментом в жизни современного общества, оказывающего влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании.



Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и профессиональной подготовке использования технических средств оказываются выше прежних поколений.
В наше время положение старых людей во многих странах остается очень трудным. 16 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав старого человека, которая, по существу, представляет собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении старых людей.

Эта декларация способствует воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на "... такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" и о праве каждого на обеспечение по случаю наступления старости.

История развития социальной геронтологии

Одним из первых исследователей социально-психологических аспектов старости считается американский ученый Дж. Холл, а его монография "Старение, последняя половина жизни", вышедшая в свет в 1922г., и явилась прологом к созданию целой науки, которая впоследствии получила название "социальная геронтология".

Практически социальная геронтология стала развиваться очень быстро как наука после второй мировой войны, когда на первый план в геронтологии были выдвинуты проблемы положения старых людей в современном обществе, а затем и теоретические вопросы, составившие предмет социальной геронтологии.
В истории становления социальной геронтологии можно выделить 2 этапа:
1. Исследования социально-геронтологических проблем одиночками-энтузиастами.
2. Институализация научных изысканий и практических мероприятий, сопровождающаяся осознанием положения старых людей как особой социальной проблемы.
Социальное "прозрение", в свою очередь, можно также разделить на несколько этапов в зависимости от той "меры участия", которое общество по экономическим и нравственным соображениям могло позволить себе в отношении старых людей:
*решение экономических проблем физического выживания старых людей;
*разработка программ медицинской помощи престарелым и создание специальных институтов социальной защиты;
*гуманистическое переосмысление проблемы старости и старения, когда общество способно видеть в своих старых членах автономных и личностных индивидов, потребности которых достойны социального внимания.
Родиной социальной геронтологии следует считать США. Это не случайно.

США первыми столкнулись с экономическими проблемами старых людей. Специфичность социальной истории этой страны в том, что она пережила тяжелый и неожиданный "шок постарения" в результате изменившихся в начале ХХ века иммиграционных законов и квот, лишивших американское общество прежнего источника непрерывного "омоложения".

Потрясения "Великой депрессии" и массовое движение старых граждан в 30-е годы впервые обозначили их социально-психологические трудности как острую социальную проблему. В 1928 году была организована Американская ассоциация защиты старости, а уже в середине 60-х годов в Мичиганском университете была разработана программа социальной геронтологии как учебной дисциплины.
В настоящее время США считают центром теоретической социальнойгеронтологии.
Нужно особенно подчеркнуть тот факт, что с самого начала инициатива выделения социальной геронтологии в самостоятельную общественную дисциплину принадлежала социологам, социальным психологам, демографам и экономистам. Внимание при этом полностью было сосредоточено на социальных аспектах демографического постарения наций, причем подготовка кадров для социальной работы со старыми людьми считалась одной из первоочередных задач социальной геронтологии.
Начало социального подхода к изучению геронтологических проблем в России положил И.И. Мечников, обосновавший теорию ортобиоза - разумного по отношению к здоровью поведения людей.

Тем самым он показал зависимость старения человеческого организма от индивидуального образа жизни.
Советский период изучения социальных проблем старости связан с именем А.А. Богомольца, поставившего зависимость старения от организации труда человека.

В работах З.Г. Френкеля получили развитие социально-гигиенические аспекты старения. Наиболее известны имена М.А. Александровой, А.Н.

Рубакина, А.А. Дыскина, Н.Н. Сачук, Е.И.Сте-женской, М.Я.

Сонина, М.Г. Бедного, А.Л. Решетюка, В.Д.

Шапиро и др.
К сожалению, непризнание в целом роли и значения социологии и социальной психологии, имевшее место в государственной политике СССР, явилось причиной того, что как самостоятельная наука социальная геронтология так и не заняла своего места среди других общественных дисциплин. Инициатива выделения социального аспекта и изучение социальных проблем старых людей принадлежали советским демографам, гигиенистам и ученым-медикам.
В структуре института геронтологии и гериатрии АМН СССР в Киеве была организована лаборатория демографии и социологии. В 60-70-е годы проводились интенсивные исследования социально-геронтологического направления. Появилось много работ, посвященных изучению эволюции возрастной структуры населения, связанной с его старением, факторов и динамики этого процесса по всей стране и в отдельных регионах.

Проводились исследования социально-демографического состава населения старших возрастов, продолжительности жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Минске и других геронтологических центрах СССР. Но следует обратить внимание на то, что в основном это были энтузиасты, которые исследовали отдельные вопросы гигиены и физиологии труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; гигиены быта, жилища, питания старых людей; общефилософские аспекты старения и старости.

Этот вклад советских геронтологов получил высокую оценку социальных геронтологов во всем мире. Свидетельством этой высокой оценки и уважения советских геронтологов явилось участие последних в исследованиях социальных проблем старости, проводимых ВОЗ.
Но недостаточная активность официальных инстанций, государственных и общественных структур в разрешении социальных проблем населения старческого возраста, не могла не вызвать разочарования у ученых, врачей и других исследователей, занимавшихся социальными проблемами пожилых и старых людей. Особенно оскорбительным было равнодушие со стороны чиновников к результатам исследований.
С 1960 по 1980 гг. количество публикаций, посвященных социальным проблемам старости, снизилось с 36 до 29,3%. В 1990 г. Н.Н.

Сачук с горечью писала, что "к сожалению, медико-социологические, а тем более эпидемиологические исследования в области социальной геронтологии в нашей стране не ведутся. Немногие имеющиеся работы по социальной гигиене, касающиеся здоровья пожилых, носят поперечный, одномоментный характер.

Они не затрагивают истории жизни обследуемых, вследствие чего трактовка полученных результатов в определенной степени ограничена".
Актуальность выделения социальной геронтологии, по мнению В.Д. Шапиро, существовала уже в 80-е годы.

Он подчеркивал, что социология является ведущей научной дисциплиной в геронтологии, взаимодействующей практически со всеми ее отраслями. Согласно
В.Д. Шапиро, основным при определении старости должно быть изменение социально-демографических параметров: трудового статуса, содержания работы, отношения к работе как к источнику дохода и материального благополучия и вытекающих отсюда изменений в выполняемых социальных ролях.
И тем не менее социальная геронтология в СССР как самостоятельная академическая дисциплина не состоялась, не были подготовлены высшие специальные кадры, большинство проблем, связанныхс практической социальной работой со старыми людьми, осталисьнеразрешенными.
Распад советской системы, экономические реформы почти в одночасье превратили людей пожилого и старческого возраста в нищих, маргинальных членов общества в России. В 90-х годах Россия столкнулась с экономическими и социальными проблемами своих старых граждан, которые были актуальными для стран Западной Европы и США в первой половине ХХ столетия.
Социальная геронтология на современном этапе своего становления в России нуждается прежде всего в солидной теоретической систематизации, которая бы позволила осмыслить феномен старения во всех ее аспектах. Первоочередной задачей является подготовка специалистов - социальных геронтологов, которые должны хорошо знать и понимать процессы старения, оценивать и предлагать реальные меры для увеличения социальных забот за старыми людьми.

Социальные теории старения

1. Одна из первых социальных теорий старения была предложена американскими психологами Камминзом и Генри в 1961 году. Это теория разъединения, освобождения. Согласно этой теории, "старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе.

Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в ситуацию. Когда процесс завершается, равновесие, существовавшее в среднем возрасте между личностью и обществом, уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим дистанцированием и видоизменением характера отношений". Последовательное разрушение социальных связей означает своего рода подготовку к последующему акту "ухода" к смерти. Процесс "социального ухода" характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных контактов, уменьшением приверженности к материальным ценностям, уходом в себя. "Уход" освобождает человека от привычного давления со стороны социума и позволяет более молодым и энергичным принять на себя ставшие вакантными роли и функции.

В принципе эта теория является безнравственной и дает научные и "моральные" основания для исключения людей старшего возраста из активной деятельности.
2. Теория активности. Сторонники этой теории считают, что при нормальном старении должны по возможности сохраняться социальные контакты и активность среднего возраста. Вступая в старость, личность должна сохранять те же потребности и желания, которые ей были свойственны ранее, личность должна всячески сопротивляться любым изменениям, намерениям исключить ее из общества. По этой теории старение понимается как "продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста", как новый стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и свое психическое развитие.

Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определенные ее моменты, а должны сохраняться до самого конца жизни.
3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиций этой теории, для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе.

Переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, согласно представителям этой теории, должна интерпретироваться как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям.

Нормальное "успешное" старение возможно лишь путем разносторонней адаптации к новым условиям и сохранения прежнего положения сразу в нескольких сторонах жизнедеятельности.
4. Теория наименования и маргинальности. Эта теория представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - это положение изгоев, удел которых низкие доходы и скудные возможности.

Взгляды молодых и зрелых членов общества на старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность.

Поэтому, по мнению сторонников этой теории, трудоспособная и обладающая активным влиянием часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни "пассивных" старых людей.
5. Теория возрастной стратификации. Сторонниками этой теории общество рассматривается как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е. общество разделено в возрастном и социальном отношениях.

Основанием для такой стратификации является прежде всего хронологический возраст. Эта теория помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, в то же время она делает упор на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной категории.

В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы, как место старых людей в обществе, индивидуальные перемещения из одного возрастного страта (периода) в другой, механизмы распределения социовозрастных ролей, взаимоотношения с прочими возрастными группами.
Социально-геронтологический анализ определяет место пожилых и старых людей в системе социальной стратификации. Большинство старых людей не участвуют в "системе власти и влияния" и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими.

Это большинство утрачивает такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением.
Социальный статус - важная детерминанта старости, показатель места и положения человека в социальной иерархии общества, определяет принадлежность человека к определенным слоям, а в некоторых случаях и к узким кастовым группам; характеризует индивидуальные и социально-кастовые ценности личности. Социальный статус включает в себя:
а) пол - "предписанный статус";
б) профессию и положение, приобретенные в течении жизни - "достигнутый" статус;
в) календарный возраст, определяющий права, обязанности и социальные функции личности.
Календарный возраст при определении социального статуса имеет довольно сложное значение. С одной стороны, он отражает стадию жизненного цикла, с другой - лишь приблизительно фиксирует физиологическое и социальное качество человека и его самочувствие.

Подход с позиции жизненного цикла подчеркивает детерминацию возраста социальными нормами и отношениями. Главными при этом являются работа и семья. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения социальных ролей и поведения.

Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.
Старость - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. Социальный статус старого человека определяется в первую очередь:
*его профессиональной активностью, ее интенсивностью и соразмерностью индивидуальным возможностям;
*интересами вне пределов трудовой деятельности;
*физической активностью, соответствующей состоянию здоровья;
*условиями и образом жизни.
Профессиональная деятельность часто заменяется приближенной к ней деятельностью в смежных областях, например, учитель становится библиотечным работником или воспитателем. Большое значение для поддержания социального статуса приобретает переключение профессиональной деятельности на общественную или политическую деятельность.
Социальное долголетие представляет собой увеличение выживаемости и средней продолжительности жизни человека в данной популяции, в данное время, в данных общественных, экономических и социально-бытовых условиях. Социальное долголетие является продуктом усовершенствования социальных условий жизни, культурных и медико-гигиенических мероприятий.

Человеку нужна долгая жизнь, насыщенная творческим или профессиональным трудом, социальным престижем, экономической независимостью, а не долгая жизнь вообще.
Индивидуальное долголетие принципиально отличается от долголетия социально обусловленного. В случае индивидуального долголетия речь идет о биологических особенностях тех или иных индивидов, даже целых семьях, и оно не зависит от жизненного пути и социального статуса человека.

Более того, генетически обусловленное долголетие преодолевает стоящие перед человеком трудности, последние не укорачивают его жизненный путь, даже если этот путь очень суров.



Содержание раздела