d9e5a92d

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

К сожалению, в настоящее время население России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.
Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок.

Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.
По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей.
Несколько подробнее остановимся на. воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных качеств).

Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.
Важнейшее средство воспитания ребенка — личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаимного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися?

Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребенка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы; а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?

Жизнь каждой семьи дает ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных.

Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи), социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных — репродуктивная функция, для пожилой — функция духовного общения.
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием.

Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу.

Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и несоответствующее общественному развитию.
Далее остановимся подробнее на сущности тех эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе. Рассмотрим конкретные примеры этих изменений.
В начале XX в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина.

А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем».

Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения женщины в семье.
Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с изменением положения женщины в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин.

Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины — женщины.

При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.
Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе семейства — отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю.

Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по долу без ведения денежных дел.
Число патриархальных семей в настоящее время сокращается. Традиционные роли, когда женщина ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье.

Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку.

Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.
В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья — семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.), где представители 2—3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт.

В настоящее время в России около 40 млн семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus — ядро).
Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак.

Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей.
Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми — им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание.

Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.
Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов, 10—15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде всего из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, экологии).
Растет количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют неподготовленность к браку.

В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются супружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период непрост, так как молодые супруги воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации.

Согласно статистике, самые непрочные браки — ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.
Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.
Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.), установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.
БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).
На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.
Один из аспектов научного изучения быта — исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.
В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства.

Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).


Другой аспект изучения быта — обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают детей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у детей. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин.

36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и всего 13 ч — мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься.

Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту — одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.
Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.
Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг.

К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.
Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области.

И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова — это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.
Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи — полуфабрикатов.

Сегодня основные блага, используемые в быту,— результат общественного производства.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.
Жизнь современного человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нервное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека.

Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом — это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки.

Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом — это особая сфера культуры.
Читая литературу о среде обитания человека, о его ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозначать место жительства.

Следовательно, культура топоса означает культуру нашего места жительства.
Разговор о месте жительства начнем с нескольких бытовых зарисовок:
1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед своей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит его ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру.
2. Одна из соседок энергично сметает песок с коврика у своих дверей на середину лестничной площадки.
3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросборной камеры.
4. Несколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Пьют пиво, шумят, оставляют после себя пустые бутылки.
Что объединяет все эти зарисовки? Вероятно, вы уже догадались: все события происходят рядом с теми квартирами, в которых живут действующие в этих ситуациях люди.

И поведение как взрослых, так и молодых людей отнюдь не выражает заботу о своем месте жительства.
В этот же ряд можно поставить сцены из жизни соседа-алкоголика, свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, орущие магнитофоны, хозяева которых меньше всего думают о соседях, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, отражающие нравственный облик жильцов дома.
Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ряда. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт.

Разберемся, почему это происходит.
Быт — это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще всего мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе.

И никто не заставит остановиться, оценить свое поведение, кроме себя самого. (Задумайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенствования.)
Не случайно, отвечая на вопрос: «Где ты живешь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к этому месту относимся?

В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт, телефон-автомат на углу дома? Может ли место, где мы живем, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зеленым?

Подумайте: что в этом благоустройстве зависит от наших собственных усилий?
Современные архитекторы, строители решают задачу создания нового типа жилья и новой застройки жилых районов. Они стремятся облегчить ведение домашнего хозяйства и обеспечить культурно-бытовое обслуживание людей. Многие трудоемкие хозяйственные функции концентрируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома.

Понятие «квартира» с ее функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начинают выполнять оборудованные дворовые площадки, скверы. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живем.

Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому наших детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1.Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья.

И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.
2.Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям.

В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
3.Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения своего двора, бережного отношения к новой детской площадке, столам и скамейкам, поставленным у дома...

В ваших силах заметить еще очень много важных вещей, где нужны заботливые руки и теплые сердца.
Социальные взаимодействия
В повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми, обществом: взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым вопросам. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений. Но эти взаимоотношения оказывают различное влияние на нашу жизнь.

Они отличаются по степени своей важности и значимости для нас.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов.

Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Приходилось ли вам наблюдать, что человек, находясь в компании, часто поступает так, как он никогда бы не стал делать, будучи один? Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов.

Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам — вода.

Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе. (Подумайте, на основании чего складываются связи между людьми. Какие их разновидности существуют?)
Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.
Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.
Ежедневно мы встречаем массу людей, вступаем с ними в определенные контакты, которые, скорее всего, не свяжут нас с ними в будущем: подсказываем случайному прохожему, как найти нужную ему улицу; покупаем билет в общественном транспорте; помогаем пожилому человеку перейти дорогу и т. д. Контакты могут быть единичными (например, поездка в метро с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком (можно сесть в другой автобус и купить билет у другого кондуктора).

Социальный контакт — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие.
На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей — социальные взаимодействия. (В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия — интеракция.)
Социальное взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)
Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная координация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия.
Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.
Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.
Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. Давайте рассмотрим основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество, соперничество, конфликт.
Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др.

Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.
Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).



Содержание раздела