d9e5a92d

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Распространен еще один подход, при котором нация рассматривается как сообщество граждан данного государства.
В дальнейшем мы будем употреблять слово «нация» в этнокультурном значении, т. е. как обозначение высшей формы этнической общности.
Великий источник национальной общности и национальной ответственности — историческая память.
В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» есть такой эпизод. Солдат встречается с мальчиком и выясняет, что он не только не знает, откуда его род начинается, но даже и обязательного колена семерых отцов не знает.

Он знал только своего отца, деда, прадеда.
А затем следует такой диалог:
«— Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
— Кто испортится? Люди?
— Да.
— Почему?
— Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить, И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».
Помнить об уроках прошлого, чтить предков, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями — это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.
Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути — национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари; это народный эпос, где ярко выступают национальные отличия («Слово о полку Игореве» легко отличить от «Манаса» или «Калевалы»), это творчество писателей, художников, композиторов, в том числе современных, где находят свое отражение национальный колорит, национальные легенды. Прежде всего через культуру человек связан со своей нацией.
В России нации возникали и формировались в процессе становления российской государственности. Борьба русичей за независимость, за преодоление феодальной раздробленности способствовала созданию единого Русского государства, единого экономического и культурного пространства.
Современный русский язык сложился на основе древних славянских языков, но вобрал в себя массу слов из других языков — латинского, греческого, татарского, французского, английского, немецкого и др.
Было бы неверно представлять себе процесс развития народов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество — это живой многоцветный мир народов.

Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают. И у каждого народа свой путь, своя судьба.
Из истории вы знаете, что многие когда-то известные народы ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и др.), а некоторые современные народы возникли еще в древности (например, армяне, грузины). Английская нация сложилась в XVI в., русская — в XVII—XVIII вв., немецкая — в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности — сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.
Что касается понятия «национальность», то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле все больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе национальность любого из родителей.

В подавляющем большинстве современных демократических государств выбор национальности есть неотъемлемое право каждой личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.
Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.
Таким образом, национальное самосознание зиждется на исторической памяти, на знании истории нации, ее традициях, включает в себя эмоционально-ценностную оценку прошлого нации, ее современного состояния, взаимосвязей с другими народами, обогащает духовный мир личности, содержит вытекающую из сказанного психологическую установку на цели и направленность деятельности.
История каждой нации полна примеров единства вековых традиций и современной деятельности. Вот одно из свидетельств, показывающих психологические установки россиян в борьбе за Родину.

Михаил Коряков, курсант военно-инженерного училища, во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что солдат записал в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И — гадать по книге, по случайно открытой странице.

Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская земля».— Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство.

Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязывать раны народа, облегчать его страдания». Эти патриотические мотивы, чувство национальной гордости за Россию стали психологической основой для деятельности во имя победы своей Родины над агрессором в Отечественной войне 1941—1945 гг., деятельности, во многом движимой национальными чувствами.
Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы родного народа, сопоставляет их с интересами других наций и народов, с интересами мирового сообщества. Осознание национальных интересов может побудить личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, свои памятники, сохранять и обогащать свой язык, не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов психологически, не превращать административно-государственные границы в непроницаемый железный занавес.

Необходимо обогащать свою культуру контактами и заимствованиями из других культур, а свой внутренний духовный мир — постижением общезначимых для человечества ценностей.
РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Одним из ведущих факторов развития человечества в наши дни является научно-техническая революция. Она предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках отдельной нации и даже крупного многонационального государства.

Идет процесс экономической интеграции, а вместе с ним и процесс сближения всех сторон жизни народов.
Яркий пример — Европейский Союз (ЕС), объединяющий полтора десятка стран Европы. Причем процесс их интеграции продолжается.

Создан и функционирует целый ряд совместных органов, выражающих интересы народов ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона.

Его верховенство над национальным правом признают все государства ЕС.
На случай конфликтов для решения сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств.
Существует и другой путь межнациональной интеграции, примером которого являются США. В таком сообществе нет официального (административного) деления страны на отдельные национальные государства. Государство же на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений — экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. Иначе говоря, в условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера.

В то же время дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.
Отмеченные пути межнациональной интеграции отражают опыт современной цивилизации. Этими путями идет сегодня большинство развитых демократических государств Западной Европы, США, Канада, некоторые развивающиеся страны с многонациональным населением (Сингапур, Маврикий).
Вместе с тем жизнь не подтвердила идею о том, что для развитых стран в условиях НТР будет характерна в основном интеграция, а процессы национального самоопределения, проявляющиеся порой в остроконфликтной форме, останутся «достоянием» лишь развивающихся стран. С конца 60-х годов нынешнего столетия наблюдаются межнациональные конфликты именно в развитых странах — в Канаде (проблема франко-канадцев), во Франции (проблема провинции Бретань), в Великобритании (проблема Северной Ирландии), в Бельгии (проблема фламандцев и валлонов), в Испании (проблема басков) и т. д.
НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. Так, русские земли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением ее коренных жителей — индейцев. Уже в XX в. произошли две мировые войны, в ходе которых беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению отдельные нации и народности.



Во время Второй мировой войны в СССР были выселены с территорий, на которых они ранее проживали, и переселены в отдаленные места крымские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.
И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисе экономики, спаде производства, росте инфляции, цен, безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах и т. д.
Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.
Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту.

Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.
История свидетельствует, что в таких случаях нередко и возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего называются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся».

Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.
Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.
Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.
Свое крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским режимом. Человеконенавистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку. Из курса истории вы знаете, что Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим и др.) около 6 млн человек — почти половина всего еврейского народа.

Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом «холокост», которое означает «всеуничтожение через сожжение».
К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славянские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».
Но вот вопрос: появилось ли раскаяние в содеянном у тех, кто творил преступления? Появилось ли оно у их потомков?

Подумайте над этими вопросами, почитайте литературу.
По мнению специалистов, ни один народ не застрахован от проявлений национализма и шовинизма. В составе каждой нации есть группы, которые заинтересованы в утверждении особых привилегий для своей нации и при этом грубо нарушают принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других.

С такими группами вы, к сожалению, хорошо знакомы. Чем кончаются их притязания, надеемся, вы также хорошо понимаете.
В одних странах такие группы нередко определяют основное направление межнациональных отношений; в других — всегда получают решительный отпор. Подумайте и вспомните известные вам примеры различного отношения к проявлениям агрессивного национализма.
Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.

Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Национальная политика, являясь составной частью политической деятельности государства, призвана регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества.
Цели и направления национальной политики зависят от общей направленности политики государства. Мы уже говорили о политике разжигания национальной ненависти и геноцида, проводимой фашистскими государствами. На противоположных принципах строится национальная политика в демократическом обществе.

В ее основе — уважительное отношение к людям всех наций, формирование толерантности, т. е. терпимости к другому, непохожему, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности.
Национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики — максимально согласовывать интересы разных народов, реализовывать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека.

Важная задача национальной политики — предупреждать возможные конфликты на национальной почве.
Для нашей многонациональной страны проведение продуманной демократической национальной политики очень важная задача. Дела в этой области надо вести так, чтобы, с одной стороны, обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа, с другой — сохранять исторически сложившуюся целостность нашего государства.
Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».
Основными принципами государственной национальной политики в России согласно этой концепции являются:
— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
— запрещение любых форм ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает интересам всех народов, проживающих в России, всего общества.
Социальный статус личности
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?
Вы уже знаете, что положение социальных групп в обществе зависит от многих показателей. То же можно сказать и о положении отдельного человека в социальной структуре.
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом.
Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о статусном наборе.

При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека.
Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол, расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными.

В то же время образованным, владеющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми. Различные статусы человека могут вступать в противоречие.

Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.
В открытых, динамично развивающихся обществах достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого социального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов.

Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка родных становятся важным ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «стартовые» условия. К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы, производящей часы и калькуляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской семье.

Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил буквально на всем. Когда семья переехала в город, он отказался даже от поездок на трамвае и пять часов добирался пешком на работу и обратно.

Сам Тадео, став после окончания школы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до истощения. Его даже признали негодным для службы в армии, что было для того времени величайшим позором.
С понятием социального статуса связано другое понятие — «престиж».
Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, которыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете свои планы на дальнейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность в них играет не последнюю роль.
Понятием «авторитет» (от лат. auctoritas — власть, влияние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе.

Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный человек.
Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определенной социальной группе.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ
От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде.

Совершенно иного ролевого поведения ждут, к примеру, от поп-звезды.
Овладеть социальными ролями, которых, как и статусов, у человека множество, бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в соответствии со своей статусной ролью.

Представим себе пожилого академика, который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря, снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала.

Конечно, наше время не знает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как, допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпадение ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение.
Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.
Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы «Как вам это понравится?»:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Младенец, школьник, юноша, любовник,
Солдат, судья, старик.
И все же в реальной жизни роли человека не заказаны ему от века, от рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы.

Другое дело, что роль свою ему приходится и «писать», и «играть», исходя из сложившихся требований общества по отношению к нему (не исключая, конечно, его собственных целей и способностей).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение. (Вспомните основные виды социальных норм.)
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется социализацией.
Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Известно немало случаев, когда дети, в силу разных причин, были резко ограничены в общении с окружающими людьми.

Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.
Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавливаются его отношения с матерью, а затем с другими близкими, начинается первый этап социализации личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает игра.

В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем только в них вы не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами; мальчики играют «в войну», девочки — «в дочки-матери».
В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание, С этого момента, считают психологи, можно говорить о социальной личности.
Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — игры по правилам. С этого возраста становятся понятными идеи
справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное отклонение одного из участников от принятых правил; его обвиняют в жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже воспринимаются как нечто необходимое и соблюдаемое всеми. Возникает основа для начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовных ценностей, утвердившихся в данном обществе.

Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им новых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих других.
КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?
Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители.

В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус.

В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень существенно.
Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвергаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми.

Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер.

Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.
Одним из главных «социализаторов» каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности.

Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.
Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности.

Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности — важнейшая задача школы.
В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками.

Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства.

Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus — рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, незаметного для того, на кого оказывается воздействие, побуждение его к определенным действиям, настроениям, отношению. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на личность, мы поговорим в одном из последующих параграфов.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Слово «адаптация» происходит от латинского adaptо — приспособляю. Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом.

Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город.

Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде.

В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания.

При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.



Содержание раздела