d9e5a92d

- РАСЧЕТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗАЧЕТЕ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ


2.6 РАСЧЕТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗАЧЕТЕ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ (КЛИРИНГ)

Под этим видом расчетов понимаются безналичные расчеты, в которых взаимные претензии и обязательства предприятий погашаются в равновеликой сумме и лишь на сумму сальдо производится перечисление денег.

Как правило, зачеты взаимных требований (клиринг) проводятся между предприятиями, связанными между собой как встречной, так и последовательной передачей продукции или оказанием услуг. Экономической основой клиринга являются высокий уровень специализации и кооперации хозяйствующих субъектов и обусловленные ими взаимопоставки.

К зачету могут быть представлены любые платежные документы, а именно - платежные поручения, платёжные требования,чеки, векселя.

К зачету не принимаются документы по платежам^ во внебюджетные фонды и в бюджет.

Незачтенный остаток перечисляется с помощью платежного поручения.

Эффективность проведения зачета характеризуется в помощью коэффициента взаимозачета, который рассчитывается как сумма зачтенных документов, отнесенная к сумме документов, представленных к зачету.

Например: предприятие А обязано уплатить предприятию Б 200 тыс. рублей, а получить от предприятия Б должно 180 тыс. рублей. К зачету будут представлены документы в сумме 380 тыс. рублей, а взаимно погашено будет 360 тыс. рублей. Коэффициент взаимозачета (К вз) составит:

Квз = (360 / 380) * 100 = 95

Зачёты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые. По времени действия они бывают разовые (единовременные) и постоянные.

Постоянно действующие взаимозачеты осуществляются между предприятиями, имеющими длительные хозяйственные связи. Такая форма расчетов оговаривается в соглашении между

предприятиями, в котором устанавливается, кто из них будет вести счет учета взаимных требований. По этому счету предприятие отмечает, какую сумму предприятие должно получить, и какую сумму - оплатить. Периодически проверяется сальдо этого счета и в зависимости от того, кто является должником, выписывается платежное поручение или требование-поручение.

Таким образом, через банк проходит только не зачтенное сальдо.

Если у предприятий имеются разовые взаимные претензии, то они могут обратиться в банк для осуществления взаимных расчетов. При этом предприятия представляют документы к зачету, а также могут указать наименования и номера документов, которые нужно отозвать из других банков для проведения взаимозачета. Банк за проведение таких операций взимает комиссионные.

Разовые групповые зачеты взаимных требований применяются тогда, когда у нескольких предприятий имеются взаимные претензии. Подготовка к проведению данного зачета производится заблаговременно. В ходе подготовки оповещаются все участники данного зачета и все банки, участвующие в зачете.

Каждому участнику сообщается дата открытия лицевого счета для проведения зачета.

В ходе проведения взаимозачета каждому из участников открывается временный активно-пассивный счет Расчеты хозорганов по взаимозачетам. По дебету этого счета отражаются суммы, поступившие данному предприятию от других участников, а по кредиту - сумма по документам, отправленным в адрес других участников. Ежедневно выводится сальдо, и дебетовый остаток перечисляется на расчетный счет.

Если по окончании срока проведения взаимозачета у участника зачета остался долг перед другим предприятием, то на сумму долга выписывается платежный документ, а при отсутствии средств на расчетном счете ему может быть выдана ссуда банка для погашения долга и предоставлен срок для погашения ссуды (как правило, до 2 месяцев).

Такая форма зачётов взаимных требований была распространена в условиях плановой экономики и использовалась для ликвидации накопившихся взаимных долгов предприятий. Для условий рыночной экономики эта форма расчётов нехарактерна, хотя, в принципе может быть осуществлена, что было доказано в 1993 году.

В настоящее время наиболее распространенными являются взаимозачеты, которые проводятся бухгалтериями предприятий минуя банк.

Для проведения такого зачета используют, как правило, счета-фактуры. Предприятия предъявляют документы, удостоверяющие отгрузку продукции или оказание услуг, и на основании этих документов составляется опись (акт сверки взаимной задолженности), состоящая из двух частей - в первой приводятся перечень документов одного предприятия, а во второй - перечень документов другого предприятия.



Помимо описи составляется акт взаимозачета, где указываются зачтенные документы и суммы. На не зачтенную сумму выписывается платежное поручение, и , средства перечисляются через банк.

К описи и акту прикладываются копии всех документов, связанных с этим взаимозачетом (счетов-фактур, договоров и т.п.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ


  1. Какие документы могут быть предъявлены к зачёту взаимных требований?

  2. Как определяется эффективность зачёта взаимных требований?

  3. Каков механизм проведения разовых зачётов взаимных требований?

  4. Как проводятся групповые зачёты взаимных требований?

  5. Можно ли провести зачёт взаимных требований через банк?

  6. Какие документы составляются в процессе осуществлении взаимозачёта через бухгалтерию предприятия?

  7. Как поступают с денежной суммой, не зачтённой в ходе проведения взаимозачёта?




Содержание раздела