2.6 РАСЧЕТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗАЧЕТЕ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ (КЛИРИНГ)
Под этим видом расчетов понимаются безналичные расчеты, в которых взаимные претензии и обязательства предприятий погашаются в равновеликой сумме и лишь на сумму сальдо производится перечисление денег.
Как правило, зачеты взаимных требований (клиринг) проводятся между предприятиями, связанными между собой как встречной, так и последовательной передачей продукции или оказанием услуг. Экономической основой клиринга являются высокий уровень специализации и кооперации хозяйствующих субъектов и обусловленные ими взаимопоставки.
К зачету могут быть представлены любые платежные документы, а именно - платежные поручения, платёжные требования,чеки, векселя.
К зачету не принимаются документы по платежам^ во внебюджетные фонды и в бюджет.
Незачтенный остаток перечисляется с помощью платежного поручения.
Эффективность проведения зачета характеризуется в помощью коэффициента взаимозачета, который рассчитывается как сумма зачтенных документов, отнесенная к сумме документов, представленных к зачету.
Например: предприятие А обязано уплатить предприятию Б 200 тыс. рублей, а получить от предприятия Б должно 180 тыс. рублей. К зачету будут представлены документы в сумме 380 тыс. рублей, а взаимно погашено будет 360 тыс. рублей. Коэффициент взаимозачета (К вз) составит:
Квз = (360 / 380) * 100 = 95
Зачёты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые. По времени действия они бывают разовые (единовременные) и постоянные.
Постоянно действующие взаимозачеты осуществляются между предприятиями, имеющими длительные хозяйственные связи. Такая форма расчетов оговаривается в соглашении между
предприятиями, в котором устанавливается, кто из них будет вести счет учета взаимных требований. По этому счету предприятие отмечает, какую сумму предприятие должно получить, и какую сумму - оплатить. Периодически проверяется сальдо этого счета и в зависимости от того, кто является должником, выписывается платежное поручение или требование-поручение.
Таким образом, через банк проходит только не зачтенное сальдо.
Если у предприятий имеются разовые взаимные претензии, то они могут обратиться в банк для осуществления взаимных расчетов. При этом предприятия представляют документы к зачету, а также могут указать наименования и номера документов, которые нужно отозвать из других банков для проведения взаимозачета. Банк за проведение таких операций взимает комиссионные.
Разовые групповые зачеты взаимных требований применяются тогда, когда у нескольких предприятий имеются взаимные претензии. Подготовка к проведению данного зачета производится заблаговременно. В ходе подготовки оповещаются все участники данного зачета и все банки, участвующие в зачете.
Каждому участнику сообщается дата открытия лицевого счета для проведения зачета.
В ходе проведения взаимозачета каждому из участников открывается временный активно-пассивный счет Расчеты хозорганов по взаимозачетам. По дебету этого счета отражаются суммы, поступившие данному предприятию от других участников, а по кредиту - сумма по документам, отправленным в адрес других участников. Ежедневно выводится сальдо, и дебетовый остаток перечисляется на расчетный счет.
Если по окончании срока проведения взаимозачета у участника зачета остался долг перед другим предприятием, то на сумму долга выписывается платежный документ, а при отсутствии средств на расчетном счете ему может быть выдана ссуда банка для погашения долга и предоставлен срок для погашения ссуды (как правило, до 2 месяцев).
Такая форма зачётов взаимных требований была распространена в условиях плановой экономики и использовалась для ликвидации накопившихся взаимных долгов предприятий. Для условий рыночной экономики эта форма расчётов нехарактерна, хотя, в принципе может быть осуществлена, что было доказано в 1993 году.
В настоящее время наиболее распространенными являются взаимозачеты, которые проводятся бухгалтериями предприятий минуя банк.
Для проведения такого зачета используют, как правило, счета-фактуры. Предприятия предъявляют документы, удостоверяющие отгрузку продукции или оказание услуг, и на основании этих документов составляется опись (акт сверки взаимной задолженности), состоящая из двух частей - в первой приводятся перечень документов одного предприятия, а во второй - перечень документов другого предприятия.
Помимо описи составляется акт взаимозачета, где указываются зачтенные документы и суммы. На не зачтенную сумму выписывается платежное поручение, и , средства перечисляются через банк.
К описи и акту прикладываются копии всех документов, связанных с этим взаимозачетом (счетов-фактур, договоров и т.п.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ