Пограничность - не этап, а особое историко-культурное качество, характерное для определенной разновидности локальных цивилизаций. Явление пограничности может быть рассмотрено в том числе и через призму дихотомии традиционного и либерального типов цивилизации. Но это стадиальный ракурс, нельзя всё сводить к нему. Если смотреть с этой точки зрения, то Россия и Латинская Америка находятся на стадии перехода от традиционного к либеральному типу.
Их можно сравнить в плане сочетания одного и другого. Но надо стадиальный подход дополнить региональным. А.Ахиезер: Какая система взаимопроникновения разных типов культур имеет значение для социальных процессов? Я.Шемякин: Социальная жизнь в пограничных цивилизациях как раз характеризуется переплетением трех типов сочетания культур. В России и Латинской Америке отсутствие цельного основания вроде бы дает простор для инноваций. Однако та же самая причина обусловливает тот факт, что нововведения с большим трудом укореняются, не могут пустить корней в местной почве и потому относительно легко могут быть выброшены за ее пределы в результате турбулентных движений. Само по себе сочетание различных типов взаимодействия культур создает сложности в восприятии модернизационного импульса.
Двойственна роль симбиоза - скрепляющий тип взаимосвязи, он может как бы окостеневать. В результате сохранения собственных культурных традиций форма синтеза в каждой цивилизации - своя. А.Ахиезер: Скажите, может быть, есть смысл добавить четвертый пункт к трем названным Вами? Ведь между этими элементами идет взаиморазрушение.
Есть ли такой элемент и насколько он существенен? Я.Шемякин: Конечно, такой элемент есть. Это исходит из противостояния.
Преобладание логики противостояния имеет разрушительные последствия. В.Васин: Глобализация производства и рынка дают ли шанс для Латинской Америки покинуть пограничную и перейти в какую-то новую, не пограничную цивилизацию? Я.Шемякин: Вопрос о динамике, о векторе исторического направления движения этих цивилизаций остается открытым, так как все пограничные цивилизации еще не обрели исторической завершенности. На сегодняшний день Испания и Португалия воплощают одну из перспектив эволюции цивилизаций этого типа: тенденцию к включению в цивилизационную систему Запада.
Что касается Латинской Америки, прежде всего, Мексики, это - совершенно четкая цель определенной части элиты. Но одно дело - часть элиты, другая - мексиканское общество.
В принципе, все пограничные цивилизации отличаются некоей незавершенностью своего исторического облика. Латинская Америка - это цивилизация в процессе становления, основные характерные черты которой еще до конца не определились.
Западное начало превратилось в неразрывную составную часть социально-генетического кода этой цивилизации, но она не сводима к этому началу. Пока еще траектория исторического движения мексиканского общества не ясна.
Вопрос в том, превратится ли Латинская Америка в составную часть Запада или в нечто особое, содержащее в себе западное начало, но в целом качественно отличное от него. Этот вопрос остается открытым. В.Федотова: Доклад представляет собой наращивание количества схем объяснения известных нам процессов. Это - признак цивилизованности познавательного процесса. Нет одной-единственной типологии цивилизаций, одной-единственной верной схемы.
Если автор задался целью сравнить судьбу Латинской Америки и России в системе координат Восток-Запад, он с ней справился. Но методологические основания для такого подхода оказались достаточно шаткими.
1. Антиномичность - это полное удаление от западного образа мышления. Это специфическое начало, результат отсутствия гражданского общества, это не цивилизационное качество.
Синтез тут не происходит.
2. В цивилизационных терминах опасно говорить там, где подключен процесс развития, потому что мы можем принять за цивилизационную особенность идеальную. Бердяев говорил, что мы не должны принимать за цивилизационную особенность отсталость России. Карпетьер с пафосом описывает процесс создания Латинской Америки: Когда в Европе люди жили среди вековых камней, мы становились в эпоху железобетона.
Ну а мы становились разве не в эпоху железобетона, и разве тут цивилизационные характеристики не оказываются стадиальными?
3. Если предложенная схема хорошо работает для характеристики ракурсов интерпретации, то онтологически выделить типы цивилизаций с помощью предложенных критериев мы не можем.
Решение экзистенциальных проблем латиноамериканцем и русским не одинаково, тут выступает фактор плюрализма цивилизации. Говоря о решении экзистенциальных проблем, Вы не раскрываете свое определение цивилизации как способ человеческого существования.
Хантингтон называет цивилизацией группу родственных народов, одинаково отвечающих на решение экзистенциальных проблем: семьи, замужества, детей, религии и т.д.
Модель тройного взаимодействия кажется схоластической. В Японии я никакого синтеза Востока с Западом не вижу, эти термины не работают. После Японии и Юго-Восточной Азии нельзя говорить о мировой цивилизации. Япония - это порождение локального цивилизационного центра, который ни для кого не пример и никого не вовлекает.
Это не синтез, не симбиоз, а восприятие западных технологий на основе своей идентичности. И.Гр.Яковенко: Сама идея пограничности полезна, интересна и с ней надо работать. Нам предлагается определение локальной цивилизации в зависимости от способа решения фундаментальных противоречий, или, по выражению докладчика, проблемы экзистенциального предела.
Я определил бы локальные цивилизации как особые конкретные стратегии человеческого бытия, которые конституируются через специфические ответы на экзистенциальные проблемы.
После Реформации в XVIII веке в Европе произошло становление особого типа сознания - либерально-секулярного. Этот тип сознания оказался тем качественно новым интегратором, который снял все противостояния, которые были в Европе на момент становления динамичной цивилизации.
О взаимоотношении с природой. Русский крестьянин, как и большевик, происходит от человека магической культуры.
Смысл магического акта - растворение в некоей противостоящей сущности, вхождение в нее. Тайная цель магической культуры - став ею, я начинаю ею руководить, войдя в культуру - ею командовать.
Растворение крестьянина в природе или большевистское подчинение природы лежат в одной целостности магического мироотношения.
Определение воли как свободы без границ для меня неприемлемо. Это две сущности с принципиально разными онтологиями.
Свобода самоопределяет человека в пространстве большого общества и цивилизации, она решает проблему предельных границ в рамках цивилизации, воля - за рамками большого общества, за рамками ответственности, за рамками цивилизации, это две разноприродные сущности.
Что касается присущей латиноамериканской цивилизации тенденции мыслить проблематику этого мира в антиномиях, то это - базовые человеческие способы понимания. Однако в логике развития за антиномиями следует большое снятие. В Латинской Америке люди не могли снять эти противоречия. Поэтому они были вынуждены обнимать мир в антиномических, парадоксальных категориях.
А когда такое имеет место достаточно долго, происходит конституирование антиномического мышления как качественной характеристики цивилизации. В этом прослеживается близость латиноамериканской ситуации к нашей.
Надо осторожно относиться к понятию синтез. Если понимать его в классическом, гегелевском смысле, то совсем не все цивилизации, возникавшие из суммы разных компонент, являются синтетическими.
Я выделяю два типа: синтетические цивилизации (прежде всего, европейская) и агрегированные. В агрегированных цивилизациях не происходит синтеза. В них есть одновременно и противостояние, и симбиоз. Более того, симбиоз и противостояние комплиментарны.
Им присущи статичность развития, цикличность, раскол, периодические распады и т.д. Россия всеми силами противостоит тому, чтобы в ней синтез произошел до конца.
Мы имеем дело с другой качественной определенностью, а не с незавершенностью синтетического качества. Агрегатные цивилизации - штука устойчивая, но я думаю, они конечны. Модернизация снимает агрегатные цивилизации.
Происходит размывание: Европа как динамическое целое снимает некие промежуточные стадии, которые формировались на ее периферии. М.Чешков: Цивилизационная идентификация России и Латинской Америки проблематична с научной точки зрения и с точки зрения самосознания. Для такой проблемы цивилизационный язык, по крайней мере, недостаточен, хотя и необходим.
Не боясь моды, надо перейти к языку постмодернизма, к анализу постмодернизационных процессов. Нынешняя российская ситуация и нынешняя латиноамериканская ситуация укладываются именно в термины и понятия, которые предоставляет нам постмодернистская философия науки и вытекающее отсюда определенное видение мира или мироцелостности.
А.Ахиезер в своем вопросе очень точно определил уязвимое место: или это стадия движения любой цивилизации, или это какой-то осадок, который выпадает либо временно, либо в виде структуры. Решение этого вопроса зависит от того, в какую мироцелостность эти цивилизационные общности вписываются. Это докладчик опустил.
Как бы мы ни понимали мировой контекст, который сложился в ходе модернизации и в результате доминирования западной цивилизации, без этого контекста нельзя понять эти пограничные цивилизации.
Симбиоз - это особый способ реализации разнородности, когда разнородные элементы равнополагаются друг другу, при этом их значимость, их удельный вес в социальном организме различны. Но в то же время принцип равноположенности или, как выражался Гефтер, равноразличий характерен именно для симбиотического взаимодействия.
Я согласен с В.Федотовой, что Япония - это не симбиоз и не синтез. Советский опыт - попытка синтеза внутри через противостояние вовне.
Предложил бы выделить три параметра для сопоставления цивилизаций: 1) соотнесенность с миром или человечеством, 2) структурность, 3) историческое измерение. По первому параметру полезно использовать термин Гефтера о том, что Россия - непосредственно планетарное образование. Это подразумевает разнородность состава, его представительность.
Латинская Америка и Россия в этом смысле вполне соответствуют друг другу. По второму параметру мы имеем в обоих случаях целостность, выражаемую через цивилизационную идентичность.
Что касается третьего параметра, то при более или менее одновременном становлении ядер латиноамериканской, миро-индейской структуры и структуры российско-московской, надо иметь в виду преемственность истории Латинской Америки по сравнению с постоянными перерывами, разрывами и надломами, которые имели место в российской истории. И следующее различие: Россия, находясь в образе Советского Союза, была в мире и вне мира. Это разные миры. Россия из одного мира входит в другой.
А Латинская Америка ищет себе место в этом мире. Поэтому третье измерение оказывается несопоставимым, а соответственно, налицо несопоставимость выхода из этой ситуации. В.Розин: Когда докладчик говорит о симбиозе, он нас обрекает на определенный способ мышления: биологический или системный. В зависимости от этого возможны разные интерпретации доклада. Существует целый ряд онтологий - как они совмещаются?
У каждого из нас свое видение понятия цивилизации. Б.Ерасов: Цивилизационному подходу приходится отвоевывать право на существование и свое место в науке до сих пор. Сейчас мы ведем арьергардные бои с формационщиками. Существует сильный натиск со стороны глобалистов и постмодерна.
Как те, так и другие претендуют на всё пространство исследования. Цивилизационный подход на это не претендует.
Такое впечатление, что для постмодернистов с появлением теории Эйнштейна закон всемирного тяготения отменен. Откуда такая нетерпимость?
Наверное, из-за особенности нашего научного сообщества, отсутствия склонности понимания некоторых категорий и даже попытки переноса этого спора на слова. У каждого своё слово, но если вести спор о словах, сюда приходить незачем.
Есть достаточно строгая теория цивилизаций. Нашему научному сообществу надо овладевать азами этой теории.
Цивилизация имеет свою разработанную концепцию динамики. У Тойнби циклы очень объемные, где-то он оставляет поле открытым, но не выброшено ничего.
У Айзенштадта в концепции выявляется динамика перемен в различного рода цивилизациях. Нет отказа от стадиального развития, есть фундаментальный разбор различного рода тенденций.
Симбиоз, синтез - четкие конструкции, хорошо утвердившиеся в общей теории модернизации. Третий - конфликтный тип модернизации - отработан на материале Индии, Ирана и др.
Латинская Америка - наглядный пример сочетания всех трех типов и наиболее яркое воплощение симбиозного типа модернизации. Слишком огромное это явление - цивилизация, чтобы говорить о достижении тотального синтеза. Япония - синтезное общество.
В терминологическом плане вряд ли следует большую нагрузку возлагать на промежуточный, переходный тип цивилизации - цивилизация дуальна. Россия - дуальна, антиномична на протяжении 1000-летий, а Латинская Америка - только 500 лет. Мы можем с полным правом рассматривать Латинскую Америку как симбиозную цивилизацию с элементами дуализма, антиномичности, попытками синтеза, откатом, противостоянием и т.д. Аналогичные процессы наблюдаются и в России.
Отличия их существуют за счет геополитического положения, за счет качества влияния внешнего фактора, но и в Латинской Америке, и в России очень много общих процессов. В Латинской Америке были конкистадоры, которые провели основательную зачистку местного субстрата, а в России этого не было. У нас сильнее откат. Будет дикое поле, если не удастся сейчас демократам сделать свое дело.
Будет варварство как продукт зрелой цивилизации, которая не смогла вовлечь периферию в сферу своей цивилизации. История начинается снова.
Г.Гольц: Представляет ценность мысль докладчика о турбулентности внутренних процессов в цивилизациях, связанных с разнородностью социокультурных факторов. Скорость и ускорение этих процессов меняет их структуру.
На Западе произошла инверсия. Целостность природы выходит на первый план. Мы отстали, но у нас другие закономерности.
Нужно их изучать и при этом учитывать неизменяемые факторы (например, особенности темперамента и т.п.) в своих построениях. И.Гр.Яковенко: Основания восточных цивилизаций - синкретические. Это одна из самых сложных сущностей для познания. Надо познавать нечто не атрибутивное. А наше познание рождено в рамках европейской цивилизации, оно соответствует ей.
Синкрезис - сущность, которая иноприродна этой методологии. Познание синкрезиса находится на первых этапах пути, это бесконечно сложный объект.
Поэтому часто эту проблему либо элиминируют, либо мистифицируют.
В.Васин: Пограничная цивилизация может и не развиться до модернизации, и, остановившись на симбиозе, закончить свой путь земной. Может случиться попятное движение, как, например, в России.
Одна из ценностей доклада в том, что он указывает на чрезвычайно большую опасность такого рода пограничных цивилизаций, особенно России. Сегодня две цивилизации никак не могут срастись (Германия), несмотря на помощь Запада.
В ГДР агрегатная цивилизация создана за 40 лет. А.Ахиезер: Ценность доклада я вижу в попытке определить специфику цивилизаций через результат отношений между цивилизациями, найти типы этих отношений, а также в попытке построить типологию цивилизаций с учетом их внутренней неоднородности, противоречивости. Любую цивилизацию можно рассматривать как рожденную между другими цивилизациями, как некоторый сложный, изощренный ответ на вызов истории, преломляющей в себе в той или иной форме опыт человечества, несущий в себе в особой специфической форме опыт его гармонии и конфликтов, доходящих до саморазрушения. Поэтому все цивилизации могут в каком-то смысле рассматриваться как промежуточные, как результат попыток синтеза, следы которого следует искать в каких-то исходных культурных формах.
Такой подход требует рассмотрения цивилизации как результата мирового процесса, как результата симбиоза, взаимопроникновения, незавершенного синтеза, преодоления противоречий, то есть генетически. Он позволяет рассматривать цивилизацию как некоторый специфический фокус человечества, особую форму концентрации всех его проблем.
Во-вторых, такой подход позволяет рассматривать каждую цивилизацию как напряженное поле взаимовлияний других цивилизаций, которое фокусируется, активно осмысляется на основе своей исторически сложившийся специфики. Сложность анализа, по крайней мере некоторых цивилизаций, и заключается в их культурной неоднородности, противоречивости. Например, в России можно выделить ряд пластов культуры, по поводу каждого из которых следует решать проблему их сути как формы ответа культуры соответствующего общества, цивилизации на уже сложившееся межцивилизационное напряженное поле.
Важнейшие из этих пластов в России: традиционная (вечевая) культура, утилитарная и либеральная. Каждая из них имеет свои истоки и свои исторические предпосылки, условия возникновения, динамики.
В этой связи попытка совместного рассмотрения России и Латинской Америки делает желательной разработку некоторой единой типологии такого рода пластов культуры, детализации каждого из них, что позволило бы думать о глубоком сравнительном исследовании.
Внутренняя неоднородность российской цивилизации столь велика, что позволяет говорить о расколотой цивилизации. Раскол происходит тогда, когда имеются пласты культуры разных цивилизаций, которые могут разрушать друг друга.
Речь идет об основополагающих ценностных моментах, о различиях, которые несут разные программы того, как человек должен обеспечивать свою выживаемость.
Выживаемость можно обеспечить только двумя способами: либо сохранить старое, либо его преодолеть. Если эти два пласта культуры соединяются в одной стране, в одном обществе, в одной цивилизации, то в некоторых случаях они начинают друг друга уничтожать. Это особое состояние расколотости, связанное с разрывом культурного поля. Есть это в Латинской Америке или нет?
Из доклада не совсем ясно. Раскол может возникнуть тогда, когда в традиционной суперцивилизации образуются какие-то силы модернизации, которые наталкиваются на всплеск архаики, на возбужденные архаичные культуры, и это происходит периодически.
Тогда образуется особый тип общества. Этот тип не похож ни на Восток, ни на Запад, он характеризуется адаптацией к расколу, то есть к ситуации, ведущей к снижению выживаемости, жизнеспособности.
Образуются особые гибридные патологические формы, меняется культура, нацеливая людей на согласие с саморазрушением. Этот исключительно важный процесс нельзя описать лишь в терминах симбиоза и синтеза.
Проблему России можно сформулировать как неспособность решать свои собственные проблемы на уровне современности. Мы не можем ответить на внутренние потребности; наши потребности уже давно в XXI веке, а мы часто пытаемся их решать на уровне архаики, на основе господства натурального хозяйства.
В этой связи необходимо освоение опыта тех цивилизаций, где внутренняя неоднородность достигает значимого, возможно угрожающего распадом, уровня. Я.Шемякин: Обсуждение было для меня очень интересным. Когда имеешь дело с Россией, то тут несколько проблем.
Одна проблема - научного языка. Тот набор понятий, которым мы оперируем, явно недостаточен для познания тех реалий, которые мы пытаемся понять.
Я пытался построить доклад на пределах того знания, которое мы имеем. Прежде всего, в теории цивилизации решается вопрос о соотношении стадиального и регионального подходов к цивилизации. Теоретически эта проблема не разрешена. Меня все время пытаются атаковать с позиции стадиального подхода.
Я пытался совместить стадиальный и региональный подходы. В реальности познать некую цивилизацию как целостность можно только применяя оба эти подхода одновременно.
К вопросу о расколе: на мой взгляд, это понятие применимо и к Латинской Америке. И в Латинской Америке и в России присутствует утопическая константа общественного сознания.
Социалистическая утопия в Латинской Америке в континентальном масштабе не реализована, но за фасадом капиталистического прогресса здесь нельзя не видеть другую, скрытую реальность, которая прямо противоречит логике западного прогресса, прямо противоположна ей. Существует описанный Г.Гарсия Маркесом мир Макондо - это мир мифологического сознания, которым живут десятки миллионов людей.
Широко распространен религиозный синкретизм. Суть его в сочетании элементов христианской религии, автохтонной индейской и африканской мифологии.
В Бразилии в 80-е годы от 10 до 30 миллионов человек, оставаясь католиками, в то же время были приверженцами подобного рода синкретического комплекса верований Умбанда.
Пример реализации социалистической утопии в Латинской Америке - это Куба. Но это отнюдь не единственный вид утопии, которую пытались воплотить в жизнь на почве континента. В Латинской Америке действительно была произведена основательная зачистка местного субстрата, поэтому появилась беспрецедентная для незападного мира свобода для реализации европейских идей.
Нигде больше в мире такой возможности воплощения на практике самых различных европейских идей не было. Только в отношении Латинской Америки могла появиться концепция мексиканского ученого Эдмундо О'Гормана, согласно которой Америка - это вообще изобретение Европы.
В Латинской Америке на рубеже XIX - XX веков была предпринята попытка полной переделки целого ряда стран этого континента и превращения их в составную часть Запада. Это делалось двумя способами. Во-первых, посредством массовой европейской иммиграции предполагалось перенести Европу, так сказать, в готовом виде на американскую почву; во-вторых, осуществление плана просвещения населения в сциентистско-позитивистском духе должно было привести к полной переделке сознания.
Это была программа тотальной перестройки сложившейся действительности метисного континента, начиная с генетических основ и кончая сознанием, программа тотальной европеизации, попытка создать искусственным путем ситуацию взаимного стимулирования социально-экономических и социокультурных условий модернизации, которая была на Западе.
Это тоже была своего рода утопия, утопия капиталистической модернизации, отождествленной с вестернизацией, утопия тотальной европеизации неевропейского мира.