имеющий и культурный, и логический, и социальный смысл.
Вы не используете идею диалога, что привело к тому, что
не было уделено достаточно внимания взаимопроникновению
полюсов как историческому процессу.
Я думаю, что Вы находитесь в оппозиции к традиционной
русской философии в той части, о которой здесь говорили.
Вы уходите от синкретизма. И это одно из достоинств
Вашего доклада.
Проблему нашего семинара можно сформулировать и как
преодоление слабости взаимопроникновения, диалога в
культуре и обществе, что и приводит к слабой
интерпретации, к тому, что мы часто опираемся на
архаическую культуру. Есть некая социальная реальность,
которая, может быть, в наших социальных условиях имеет
мало общего с культурным содержанием. Это для России
сегодня коренная проблема. Надо уловить механизм - почему
сложилось общество, где разрыв между социальностью и
культурой доходит до катастрофических размеров. Люди не
понимают друг друга. Низы не в состоянии понять верхи.
Язык их часто недостаточен для понимания сложных вещей.
Переход между теми другим - проблема. Мне кажется, Ваш
подход идет в правильном направлении. Но нужно дальнейшее
его развитие.
Ванд: Бинарная оппозиция - это слишком упрощенный
инструмент. Он хорош в филологии, у Леви-Стросса, но не
более. Может быть, надо этот инструмент отработать более
тонко?
Давыдов: Метод дуальных оппозиций ограничен. Но он дает
результат. Другую методологию никто не предлагает.
Конечно, если неумело пользоваться этим ключом, то можно
наделать ошибок. Дуальные оппозиции переходят в друг
друга - но как? Инверсионно или между ними есть диалог -
это главное. Надо подходить так, как подходит А.Ахиезер,
то есть искать логику взаимопроникновения полюсов
оппозиции.
Клямкин: Сам факт появления такого доклада и такого
обсуждения - это очень хорошо. Однако докладчик вычленяет
один элемент - русскую культуру. О другом он при этом
забывает. Он верифицирует историю русской культуры, но
при этом, поскольку не верифицируется, скажем, история
Киевской Руси, он один факт находит в истории смутного
времени и его пролонгирует назад. Другой - находит в
переписчиках греческих книг и его перетаскивает вперед. В
рамках его логики, кажется, это оправдано, но дальше он
столкнется со всеми проблемами, о которых сегодня здесь
говорилось. По-моему, даже невозможно отделить историю от
культуры в такой формулировке. История - это история
всего.
Вторая проблема - нельзя игнорировать, что при
развертывании архетипов возникает опасность потери
возможности рассматривать вопрос о динамике и истории
самой культуры: все рассматривается с точки зрения раз и
навсегда заданной или найденной эмпирически в том или
ином периоде сущности. Есть опасность поглощения в общей
схеме динамики и смены культурных парадигм. Между тем, в
советское время произошел очень существенный сдвиг. Это
совершенно особое время. Мы постепенно отходим от
политико-идеологических штампов отторжения или принятия,
начинаем их более или менее объективно рассматривать как
особую, специфическую, в чем-то очень варварскую
применительно к условиям ХХ века форму исторического
развития, даже можно сказать в каком-то смысле
культурного развития. В центр я бы поставил то, что в
России впервые в советское время произошло вычленение
частного человека их каких-то первичных обществ.
Ахиезер: Приватизация человека.
Клямкин: Да. Это происходит в очень особой исторической
среде, в обществе, где нет соответствующей базы в виде
частной собственности и т.д. Но тем не менее произошло
Приватизация человека. В культурном плане это породило
необратимые и разрывающие с исторической культурной
традицией, если пользоваться этой дихотомией, явления.
Докладчик говорил о несведенности Маяковского с
Буниным. Пока советский период не будет рассматриваться
как специфическая форма развития, до тех пор это будет
действительно несводимо. Но в принципе это можно
рассмотреть как нечто историческое, где одна линия
связана с идеализацией данного типа развития, без
которого он сам невозможен (Маяковский), другая - с
отторжением тех форм, в которых это развитие
осуществлялось. Первая ветвь - работала на формирование
достаточно рациональной массовой культуры, которая, мне
кажется, до сих пор недооценена. Марксисты в какой-то
степени компенсировали дефицит периода исторической
схоластики. Особенно важен здесь послесталинский,
хрущевский период, когда началось толкование текстов,
вживание в текст - даже в Краткий курс... (Ю.Карякин).
Ильенков, Лифшиц занимались интерпретацией марксистских
текстов, пытались внести в них живое содержание. В газеты
приходило огромное количество писем про коммунизм, про
Маркса. В какой-то слой рационализированное, пытающееся
преодолеть синкретизм мышление начало входить.
По поводу дуальных оппозиций. Сама схема мне кажется
продуктивной. Ничего методологически лучшего я не знаю.
Но мне кажется, в течение советского периода, и в
последние годы это уже верифицируется, произошло
размывание, смягчение дуальных оппозиций, и начался очень
интересный их взаимопереход друг в друга. Они
действительно существуют и в одно время, как у
докладчика, и реализуются во времени, как у А.Ахиезера.
Сейчас происходят очень интересные вещи. Такая категория
как терпение - это, вроде бы, менталитет, связанный с
советской властью. Теперь терпение переливается,
присутствует в электорате как доминанта с этой властью,
является теперь синонимом западничества. Эти реальные
процессы нельзя понять растворяя советскую эпоху во всем
предшествующем культурном историческом контексте.
Изучение советской эпохи, и с точки зрения тематики
вашего семинара, чрезвычайно важно. То, что происходит
сегодня, это черная дыра истории, или
неотрефлексированная, некритическая преемственность. Хотя
сдвиги очень значительны
Ахиезер: Это переливание может быть даже некоторой
моделью социокультурных изменений вообще. Старая
культурная схема остается, но содержание меняется.
Клямкин: Старые архетипы, стереотипы вроде
духовности, коллективизма, используемые сейчас в
патриотической литературе, реально в головах людей
работают не в ту сторону, куда некоторые публицисты хотят
их затащить. Сегодня среди тех, кто считает, что
самобытность России в ее духовности, доминируют
западники. Самая сильная корреляция по консерватизму идет
на тезисе о самобытности России - склонности россиян
ставить порядок выше политических свобод. Вот здесь весь
консерватизм. Среди тех, кто голосует за коммунистов, 15%
крутых традиционалистов, в основном людей старшего
возраста, а у остальных доминирует ценность
индивидуальной свободы, но проблема в том, что они не
видят как ее реализовать в историческом контексте.
Яковенко И.А. Метод дуальных оппозиций - это некоторая
вынужденность рефлексии, познания. В математике,
например, начинают с квадратных уравнений. Это
ограниченность листа бумаги и русского устного языка, в
котором очень сложно изложить логику, в которой
присутствуют три и более компонента. Дуальные оппозиции
возникают из-за ограниченности семиотического аспекта
нашего рассмотрения. Из контекста противопоставления
культурного и социального выпадают сферы, которые,
особенно в российском обществе, имеют самостоятельное
значение. Например, властная компонента. Она пронизывает
все российское общество, его историю. Она имеет
самостоятельную логику развития, имеет самостояние и не
сводится ни к социальному, ни к культурному аспекту.
Можно построить такую оппозицию, например, как культура и
власть, как самостоятельные, противостоящие друг другу
ипостаси русского общества. Ловушка дуальной оппозиции,
представленной докладчиком, заключается в том, что
культура как самостоятельная сфера - гетерогенна и
полицентрична. Выделение архетипов и попытка их
верификации, чрезвычайно уязвима в силу гетерогенности.
Если бы у нас сегодня присутствовало несколько человек из
другого духовного кружка (Чикин, Проханов) - то разговор
шел бы на разных языках, никто не понимал бы друг друга.
Ловушка здесь и в сужении понятия культуры. Или в разном
употреблении этого слова. Культура в контексте доклада
сводилась к литературе. Но литература туда входит как
небольшой элемент. Культура - это механизм
воспроизводства человека. Гетерогенность и
полицентричность культуры. С докладчиком можно полностью
согласиться, что для культуры верификации не существует.
Она существует только внутри каждого кружка. Можно
говорить о культурологической верификации самого факта.
Например, был ли Шпенглер знаком с трудами Данилевского?
Есть в культурологии и в науковедении такая проблема. И
здесь верификация возможна на основе конкретных
исторических фактов. Внутри этих полицентров, этих
гетерогенных ядер верификация существует только по
отношению к каждому из этих ядер, к каждому из архетипов.
Сам термин верификация распадается на несколько
значений. Верификация в истории - установление того или
иного исторического факта. Верификация в более широком
понимании по отношению к русскому обществу - это
установление перспективности той или иной модели
общества, носителем которой является тот или иной кружок.
Это уже верификация в некотором смысле философского
характера. В качестве перспективы развития сегодняшнего
разговора и тех, которые были на предыдущих семинарах,
могла бы быть попытка к переходу от методологии дуальных
оппозиций к более сложному, но более адекватно
отражающему реальный социальный процесс методу - к
конструктивизму. Напряжение между полюсами дуальной
оппозиции действительно есть, но оно несколько схематично
отражает действительность. Поэтому нужно усложнять
конструкцию, искать реальные методы и конструкции,
которые позволили бы построить полицентричную модель. Она
ближе к реальности. Я с интересом смотрю, чем закончатся
искания у авторов нашего журнала Рубежи Фурсова и
Пивоварова. Там явно не дуальная оппозиция, а нечто более
сложное. Это, мне кажется, некоторый шаг дальше.
Вешнинский: Сегодня происходит смягчение, перетекание
полюсов оппозиции нашего социокультурно расколотого
общества. И в то же время имеет место значительная
живучесть архаических форм. Последние выборы
продемонстрировали такое явление как демократический
конформизм, или даже демократический авторитарный
конформизм. Появилось выражение пиночет-демократы.
Звучат высказывания типа Ельцин - наше все. В новых