Валютные режимы (или режимы обменных курсов), при необходимости, являются одним из инструментов международной торговли и инвестиций, которые часто определяются успешностью применения этих режимов. Уровень суверенного долга и показатель валового национального продукта также играют важную роль в изменчивости валюты. Обменный курс - это просто стоимость одной валюты по отношению к другой.
Когда группы стран в общей торговой зоне проводят торговые операции с применением множества валют, их колебания могут либо препятствовать, либо стимулировать торговлю, в зависимости от перспектив любой из сторон.
Стоимость денег - это функция национальной экономики, монетарной и фискальной политики, а также настроения трейдеров, которые покупают и продают валюту, исходя из своего представления относительно событий, которые могут повлиять на эту стоимость. В упрощенном виде, предназначение валютного механизма состоит в том, чтобы стимулировать поток торговли и инвестиций с минимальным сопротивлением или, в зависимости от страны, достижение большей фискальной и монетарной дисциплины (увеличение финансовой стабильности, достижение полной занятости и уменьшение изменчивости обменного курса), чем это было бы в других условиях.
Именно это было целью создания Европейского монетарного союза (Еврозоны).
Когда две или больше стран используют ту же самую валюту под управлением единой монетарной власти или привязывают обменные курсы своих валют различными способами, они применяют валютный режим. Спектр мер варьируется от фиксированного до гибкого валютного режима.
Современными инструментами привязки валют могут быть доллар США, евро или валютная корзина. Также может вообще не быть никакого инструмента привязки.
Долларизация
В случае, когда одна страна использует национальную валюту другой в качестве средства обмена, унаследовав доверие валюты этой страны, но не ее кредитоспособность.
В качестве примера можно взять Панаму, Сальвадор и Восточный Тимор. Подобный подход может улучшить фискальную дисциплину.
Монетарный союз (или Валютный союз)
Несколько стран разделяют единую валюту. Как и в случае долларизации, такой режим не в состоянии обеспечить кредитоспособность, поскольку финансовая политика некоторых стран более расточительна, чем других.
Примерами являются Еврозона (в настоящее время), а также бывшие латинские и скандинавские монетарные союзы.
Валютное управление
Установленная договоренность проводить эмиссию национальной валюты, обеспеченную иностранной. Гонконг является характерным примером такого механизма.
Гонконгские монетарные власти удерживают долларовые резервы для покрытия банковских резервов в гонконгских долларах и наличной валюты в обращении. Это налагает определенную фискальную дисциплину, но гонконгский регулятор не может действовать в качестве кредитора последней надежды, в отличие от центрального банка.
Установленный паритет
Обменный курс привязан либо к отдельной валюте, либо к корзине валют с допустимым отклонением на определенный процент. Нет какого-то законодательного обязательства удерживать паритет, а просто самостоятельно определяемая цель по валютным резервам.
Примерами являются Аргентина, Венесуэла и Россия.
Целевая зона
Подобно установленному паритету, но с несколько более широкими отклонениями (+/- 2%), целевая зона обеспечивает монетарным властям чуть больше гибкости. Примерами здесь могут быть Словацкая республика и Сирия.
В качестве других примеров такой политики можно привести Китай и Иран.
Установленный паритет с меняющейся полосой
Установленный паритет с большей гибкостью, позволяющий отходить от фиксированного паритета или предоставить монетарным властям большую гибкость в проведении монетарной политики. Примером является Коста-Рика.
Управляемый плавающий курс
Страна следует политике свободных интервенций, чтобы достигнуть полной занятости или ценовой стабильности с неявным влиянием на другие страны, с которыми она ведет бизнес, чтобы те реагировали в какой-либо форме. Примерами являются Камбоджа или Украина (привязавшие свою валюту к доллару США) или Колумбия и Сингапур (привязавшие валюту к корзине валют).
Независимый плавающий курс
Здесь обменные курсы подчинены исключительно рынку. Монетарные власти могут проводить интервенции для достижения или поддержания ценовой стабильности.
Примером служат США, Австралия, Швейцария и Великобритания.
Гибкие валютные режимы
Валютные режимы могут быть как формальными, так и неофициальными. В первом случае это влечет за собой соглашение и условия для членства в них.
Они могут налагать ограничения по национальному суверенному долгу в виде определенного процента от валового национального продукта или по дефициту бюджета для стран-участниц. Подобные условия действовали для участников Маастрихского соглашения с 1991 года и вплоть до окончательного введения единой валюты.
Система привязки валюты несколько менее формальна. Действительно, вышеупомянутые режимы формируют монетарные власти для принятия политических решений, которые могут подпадать под более чем одну из этих категорий (изменение режима).
Возьмем Соглашение Плаза середины 1980-х, принятое с целью снижения курса доллара США в попытке борьбы с высокими торговыми дефицитами. Такое поведение нетипично для свободно плавающего валютного режима.
Валютные режимы формировались с целью облегчения торговли и инвестиций, управления инфляцией или создания политических союзов. В случае с единой валютой, в идеале страны жертвуют независимой монетарной политикой в пользу общей ценовой стабильности.
Политический и фискальный союз обычно являются хорошей предпосылкой для успешного монетарного союза. Например, изготовленное в Греции оливковое масло отправляется в Ирландию без необходимости импортерам или экспортерам каким-либо образом хеджировать валютные риски, чтобы контролировать свои затраты.
В то время как бесконечные передряги Европейского монетарного союза вызывают все больше вопросов в эффективности такого механизма, история валютных режимов была достаточно пестрой, отмеченная успехами и неудачами. Давайте посмотрим краткую историю наиболее заметных существующих и распавшихся монетарных союзов.
Латинский монетарный союз (LMU)
Данная попытка создания монетарного союза была предпринята в середине девятнадцатого столетия. Входившие в него Франция, Бельгия, Швейцария и Италия использовали французский франк, конвертируемый в серебро и золото (биметаллический стандарт), который стал общим инструментом обмена для стран-участниц, поддерживающих свои соответствующие валюты в паритете друг с другом.
Союз, в конечном счете, охватил восемнадцать стран. Отсутствие единого центрального банка с сопутствующей монетарной политикой, как оказалось, не позволил развиться союзу. Также, тот факт, что казначейства членов союза чеканили золотые и серебряные монеты с определением ограничением чеканки по отношению к капиталу и недостаток однородности металлического содержания, оказывали ценовое давление на эти два драгоценных металла и вызывали недостаток свободного обращения металлических денег.
Однако, к Первой мировой войне союз фактически прекратил свое существование.
Скандинавский монетарный союз (SMU)
Первыми Швеция и Дания, а вскоре после этого Норвегия вступили в монетарный союз примерно в 1875 году с конечной целью сформировать политическое и экономическое партнерство. Все страны придерживались серебряного стандарта, принимая валюту друг друга.
Чтобы избежать неудач LMU, все три валюты были свободно-обмениваемы на установленное количество золота.
Приблизительно после трех десятилетий, этот союз также распался, когда Норвегия объявила политическую независимость от Швеции и Дании, приняв более ограничительный контроль за капиталом. С началом Первой мировой войны, каждая из этих трех стран проводили свою собственную финансово-бюджетную политику, поскольку в союзе отсутствовало соглашение для координации монетарной и фискальной политики.
Африканское финансовое сообщество (CFA)
Фактически с 1945 года несколько стран, которые были бывшими французскими колониями в Центральной и Западной Африке ввели единую валюту - франк, привязанный к французскому казначейству, прежде через французский франк, а теперь через евро.
Бельгия и Люксембург
Каждая страна имела свою собственную валюту, но обе валюты служили законным платежным средством в любой из этих стран. Центральный банк Бельгии управлял монетарной политикой обеих стран.
Этот союз действовал с 1921 года вплоть до вхождения обеих стран в Еврозону.
Хотя они и связаны в какой-то мере фиксированными курсами или общим монетарным союзом, экономики отдельных членов валютного режима зависят от национальной и экономической политики. Некоторые страны имеют меньший суверенный долг, чем другие и могут быть призваны поддержать более слабых членов союза.
В целом, такое неравенство служит нехорошим предзнаменованием для валюты, которая отражает смешанный состав, что время от времени может служить дезинтегрирующей силой для валютного союза. Расхождение между общей монетарной и локальной фискальной политикой может оказать давление на региональный валютный блок, ведя к снижению эффективности монетарного союза.
Решения относительно распределения активов институциональными и индивидуальными инвесторами должны и дальше зависеть от поиска ими наиболее благоприятных условий, происходящего в соответствии с их целями и ограничениями. Учитывая потенциальную изменчивость общей валюты, в результате меняющихся состояний экономик отдельных стран-участниц, или особенностей валютного режима, инвесторы могут рассмотреть возможность хеджирование своего риска.
Углубленные исследования деятельности компаний, их рынков (глобальных и внутренних), также могут играть критически важную роль.
Валютные режимы являются динамичными и сложными механизмами, реагирующими на постоянно меняющийся ландшафт монетарной и фискальной политики соответствующих стран. Более глубокое изучение поможет инвесторам понимать их воздействие на принимаемые решения по управлению риском и распределению активов в процессе управления инвестиционными портфелями.