Общий объем затрат на осуществление природоохранных мероприятий (затрат экологического назначения) складывается как сумма единовременных (капитальных) затрат и текущих затрат.
При этом методологической .проблемой .является количественная оценка изменения состояния здоровья людей под воздействием загрязнения.
В настоящее время существует ряд методик, посвященных определению ущерба, вызываемого ухудшением окружающей среды в результате антропогенного воздействия. В этих методиках излагается порядок учета потерь, возникающих в связи с загрязнением окружающей среды, способы их расчета, приводятся некоторые методы выявления зависимости между степенью загрязнения окружающей среды и величиной ущерба и т.п.
Однако денежное выражение ущерба в разных методиках определяется по-разному: по объему потерь валовой добавленной стоимости; объему приведённых затрат на мероприятия по ликвидации последствий ухудшения состояния компонентов окружающей среды и на их воспроизводство; по изменению экономической оценки загрязненного компонента и др. Эти методы нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии. Сумма общих затрат по каждому компоненту природной среды состоит из:
- капитальных вложений из государственных средств и собственных средств предприятий;
- текущих (операционных) затрат;
- затрат на капитальный ремонт природоохранного оборудования;
- затрат на научно-исследовательские работы, связанные с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.
Основу затрат экологического назначения составляют единовременные затраты - капитальные вложения на природоохранные мероприятия, инвестиции экологического назначения.
Предотвращение деградации всех компонентов окружающей среды, проведение мероприятий по ликвидации нанесенного ей ущерба, развитие безотходных и малоотходных технологий и выпуска экологически чистой продукции предполагают необходимость создания в стране специализированной экологической индустрии: производство очистных сооружений, измерительных приборов и т. п. Для восстановления и воспроизводства природных ресурсов необходимы капитальные вложения в эту сферу.
Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой единовременные расходы, определяемые совокупностью мероприятий по сохранению и улучшению природных ресурсов, их воспроизводству и охране. Они являются частью общих капитальных вложений. Это расходы инвестиционного характера, определяемые возможностью общества финансировать природоохранную деятельность, государственными программами и планами проведения природоохранных мероприятий и экологической политикой.
До перехода к рыночной экономике основным источником финансирования капитальных вложений на природоохранные мероприятия был госбюджет; использовались также фонды местного, республиканского и общесоюзного уровня, основу которых составляли средства самих природопользователей.
Проводимая политика в области природопользования, несмотря на статью Конституции о необходимости сохранить в чистоте окружающую среду в интересах живущего и будущих поколений, практически долгое время обеспечивала финансирование этих мероприятий лишь по так называемому остаточному принципу. В кризисной же ситуации и для сохранения STATUS-CVO этих средств недостаточно.
К капитальным вложениям природоохранного характера, независимо от источника финансирования, относятся единовременные затраты следующего назначения:
- создание новых и реконструкция существующих основных фондов в целях снижения или предотвращения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- модификация технологии производства с целью снижения его неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Капитальные вложения по защите водных объектов включает в себя единовременные затраты на строительство следующих объектов:
- станции биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод;
- сооружений и установок по доочистке сточных вод, включая поля орошения (кроме земледельческих);
- отдельных сооружений первичной станции очистки сточных вод (нефтеловушек, жироловок, станций нейтрализации, флотационных ловушек, установок обезжиривания шламов);
- водоохранных зон с комплексом технологических, лесомелиоративных, агротехнических, гидротехнических санитарных и других сооружений, предотвращающих загрязнение, засорение, истощение водных ресурсов;
- береговых станций очистки балластных, подсланевых вод;
- установок по сбору нефти, мазута, мусора и других отходов с акваторий водных объектов, включая судасборщики и нефтеочистные станции;
- опытных установок и цехов, предназначенных для очистки сточных вод;
- установок и сооружений для сбора , транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков;
- полигонов и установок для обезвреживания вредных промышленных отходов, загрязняющих водные объекты;
- береговых сооружений для приема с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для их утилизации, складирования и очистки;
- систем канализации городов;
- основных коммуникаций для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них; станций перекачки, контроля, подготовки, усреднения сточных вод (в основные коммуникации не входят внутриплощадные сети предприятий).
Капитальные вложения по защите атмосферы включают единовременные затраты на строительство следующих объектов:
- установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ отходящих газов технологических агрегатов и вентиляционного воздуха перед выбросом их в атмосферу( с учетом подсобно- вспомогательных объектов);
- контрольно-регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей.
К капитальным вложениям атмосферноохранного назначения не относятся затраты на строительство дымовых труб, газопроходов и создание санитарнозащитных зон.
Капитальные вложения, как правило, включают следующие элементы:
1) затраты на приобретение технологического, энергетического, насоснокомпрессорного и другого оборудования (определяется по ценникам и прейскурантам, лимитным ценам и стоимости аналогов);
2) затраты на строительные работы (определяются по укрупненным показателям сметной стоимости, проектным материалам с учетом территориального пояса);
3) затраты на монтаж оборудования и транспортно-заготовительные, складские расходы (принимаются соответственно 18,8 и 6% от прейскурантной цены на оборудование);
4) прочие затраты (принимаются в размере 21% от стоимости оборудования).
Прочие затраты, относящиеся к капитальным вложениям, включают: затраты на пополнение оборотных фондов; затраты на техническую подготовку, наладку и освоение нового оборудования или технологии; затраты на демонтаж заменяемого оборудования, устройств или систем; стоимость необходимых производственных площадей; затраты на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая испытания и доработку опытных образцов техники, технологии или продукта. Эти затраты можно определить прямым расчетом, путем составления смет или укрупненно, как было указано выше.
К текущим затратам относятся эксплуатационные расходы средозащитного назначения, т. е. затраты на содержание и обслуживание основных фондов средозащитного назначения.
Текущие затраты на охрану природы (всего) включают в себя текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану воздушного бассейна, а также на охрану земли от загрязнения отходами производства и прочие. Направления текущих затрат в основном соответствуют направлениям капитальных вложений на эти цели.
Текущие затраты экологического назначения включают таким образом все текущие затраты (эксплуатационные расходы) по охране и рациональному использованию отдельных элементов окружающей среды. Текущие затраты по охране природы рассчитываются как сумма этих затрат на все элементы окружающей среды с учетом затрат, осуществляемых за счет операционных средств госбюджета.
К эксплуатационным расходам средозащитного назначения относятся технические затраты. В состав затрат включаются:
1) затраты на материал; химические реагенты, растворители, загрузочные материалы и др. (определяются по годовой потребности и прейскурантной цене);
2) затраты на электроэнергию (определяются на годовое потребление по себестоимости, если снабжение осуществляется собственной электростанцией, по тарифам энергосистемы, если снабжение со стороны или по прейскуранту 09-01 с учетом дополнений к нему 1-62);
3) затраты на тепловую энергию, воду, топливо, пар и сжатый воздух (определяются на годовой объем потребления по себестоимости при привязке к конкретному объекту и по действующим прейскурантным ценам без при привязки к конкретному объекту);
4) затраты на основную заработную плату (определяются в соответствии со штатным расписанием и тарифными ставками или окладами работников природоохранных объектов), затраты на дополнительную заработную плату (8 % от основной) и отчисления на социальное страхование (15% от годового фонда заработной платы);
5) затраты на амортизацию основных фондов (определяются в соответствии с нормами амортизационных отчислений на основные фонды народного хозяйства);
6) затраты на текущий ремонт основных фондов, включая заработную плату ремонтных рабочих с отчислениями на соцстрах, затраты на материалы, запасные части и услуги ремонтных мастерских предприятий (принимаются в размере 1% от стоимости сооружений, оборудования и сетей);
7) прочие затраты; затраты на возобновление и ремонт малоценных и быстро изнашиваемых инструментов, приспособлений и хозинвентаря; расходы на обеспечение техники безопасности, охраны труда, внедрение новой техники; на командировки и другие расходы (принимаются ориентировочно в размере 6% от общей суммы эксплуатационных затрат без учета амортизационных отчислений).
8) текущие расходы, связанные с осуществлением мероприятий, способствующих улучшению качественной характеристики элементов окружающей среды, как относимые за счет основной деятельности, так и осуществляемые за счет ассигнований из госбюджета и др. источников.
Текущие затраты включают:
- дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов, связанные с совершенствованием производственной технологии с це-
лью снижения неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- затраты на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды.
Так же, как и капитальные вложения, статистика текущих затрат ведется по элементам окружающей среды и имеет свою специфику.
Текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов представляют собой сумму текущих затрат по эксплуатации: сооружений для очистки производственных и коммунальных сточных вод; береговых станций очистки вод; установок по сбору нефти, мазута, мусора и др. жидких и твердых отходов с акваторий рек, водоемов, портов и внутренних морей, включая судосборники и нефтесточные станции. Текущие расходы на содержание и эксплуатацию действующих систем оборотного водоснабжения также входят в состав текущих затрат по охране и использованию водных ресурсов.
Они включают амортизацию и затраты на текущий ремонт данных систем, топливо и энергию, потребленные в процессе функционирования данных систем; смазочные, обивочные и другие вспомогательные материалы, зарплату рабочих (основную и дополнительную) с отчислениями на социальное страхование.
В состав текущих затрат входят текущие затраты на эксплуатацию:
- опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод;
- береговых сооружений для приема с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для утилизации, складирования и очистки;
- систем канализаций городов, основных коммуникаций (коллекторов) для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений;
- станций перекачки, станций по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод (в случае аварийных сбросов, загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых), с последующей передачей их на станции очистки. При этом в основные коммуникации не входят внутриплощадочные сети промышленного предприятия.
К сооружениям для очистки производственных и коммунальных сточных вод относятся:
- станции биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод;
- сооружения первичной стадии очистки сточных вод (нефтеловушки, жироловки, станции нейтрализации и др.).
Наиболее распространенным направлением затрат водоохранной деятельности являются затраты на очистку сброшенных сточных вод.
1.3. Показатели эффективности природопользования и охраны природы
В соответствии с Законом Российской Федерации Об охране окружающей среды промышленное или иное предприятие несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию природных ресурсов с учетом законов природы, восстановлению и охране земель, атмосферного воздуха, вод, недр, растительного и животного мира, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный природе в результате его деятельности. По этому закону предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия на природную среду.
Финансирование таких предприятий может происходить за счет собственных средств предприятий, внебюджетных государственных экологических фондов, или общественных фондов охраны окружающей среды, а также фонда экологического страхования.
К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение или ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. К числу таких мероприятий относится, например, строительство и эксплуатация очистных и обезреживающих сооружений и устройств; развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств; размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований; проведение работ по рекультивации земель, борьбе с эрозией почв, охране и воспроизводству флоры и фауны , охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов и пр.
Природоохранные мероприятия должны обеспечивать:
- соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды , отвечающих интересам охраны здоровья людей и охраны окружающей среды с учетом перспективных изменений , обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами;
- получение максимального экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более рационального использования природных ресурсов.
Эффективность природоохранных мероприятий на разных уровнях оценивают с помощью экологических, социальных и экономических показателей-результатов.
Экологический результат заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния, сокращения объемов поступающих в среду загрязнения и уровня ее загрязнения (концентрации вредных веществ в водоемах, атмосфере, уровень шума, радиации и т.п.), а также увеличении количества и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха.
Социальный результат заключается в улучшении условий жизни населения, повышении эффективности общественного производства, увеличении национального богатства страны. Социальные результаты выражаются в улучшении физического здоровья населения, сокращения заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшении условий труда и отдыха; поддержании экологического равновесия, включая сохранение генетического фонда; сохранении эстетической ценности природных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий; создании благоприятных условий для роста творческого потенциала личности, развития культуры и нравственного совершенствования человека.
Возможна лишь неполная оценка социальных результатов в денежной форме. Например, можно определить прирост валового продукта и национального дохода в результате увеличения периода активной деятельности населения, но нельзя в денежной форме определить социальные результаты поддержания экологического равновесия, нравственного совершенствования человека и т.п.
Социальный результат, который можно выразить в денежной форме, называется социально-экономическим.
Экономический результат выражается в денежной форме и заключается в снижении или предотвращении потерь природных ресурсов , живого и общественного труда, в производственной и непроизводственной сферах и в сфере личного потребления.
Общегосударственный подход при экономическом обосновании природоохранных мероприятий состоит в:
- возможно более полном охвате всех социальных, экологических и экономических результатов различных вариантов природоохранных мероприятий во всех сферах хозяйствования как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу;
- возможно более полном охвате всех затрат, связанных с осуществлением различных вариантов природоохранных мероприятий;
- учете фактора времени при оценке затрат и результатов природоохранных мероприятий;
- межотраслевом подходе с учетом необходимости экономии всех затрат и обеспечения более эффективного использования природных ресурсов в масштабе рассматриваемой территории в целом (района, края, региона).
Экономическое обоснование природоохранных мероприятий проводится путем сопоставления экономических результатов этих мероприятий с затратами, необходимыми для их осуществления, с помощью системы показателей общей и сравнительной эффективности природоохранных мероприятий.
Общая эффективность природоохранных затрат выражается:
- в сфере материального производства - приростом объема прибыли или снижением себестоимости продукции;
- в непроизвольной сфере - экономией затрат на производство работ и оказание услуг;
- в сфере личного потребления - сокращением расходов личных средств населения, обусловленных загрязнением окружающей среды.
Общая (абсолютная) эффективность природоохранных затрат определяется как отношение годового экономического эффекта от природоохранных мероприятий к затратам на их осуществление. Этот показатель используется при обосновании первоочередности направления капитальных вложений природоохранного назначения в территориальном или межотраслевом масштабе:
ЭГОДС + ЕНКАБС ~
где Эгод - полный годовой экономический эффект от природоохранных мероприятий;
С - годовые эксплуатационные расходы средозащитного назначения, вызвавшие этот эффект;
К - капитальные вложения в возведение средозащитных объектов;
Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений средозащитного назначения, равный 0,12-0,15.
Общая (абсолютная) эффективность природоохранных затрат определяется с целью:
-установления общегосударственных результатов на охрану окружающей среды;
- выявление динамики эффективности этих затрат и темпов их роста ;
- оценки отраслевых и территориальных пропорций при распределении капитальных вложений;
- оценки степени освоения капитальных вложений;
- сравнения фактической и планируемой эффективности затрат;
- принятия решений об очередности проведения природоохранных мероприятий.
Полный годовой экономический эффект складывается из эффекта рационального природопользования. Несмотря на то, что эти две основные части взаимосвязаны и взаимообусловлены, они имеют существенные различия в формах своего проявления. В целом абсолютный эффект можно определить по формуле
= ЭсгодП .К .Р.’
где Эс - эффект природоохранных мероприятий;
Эп К Р - эффект рационального использования природных ресурсов.
ЭС О.Н + К. П + СХ. П + Ф + Д. П + Э + Э - Е - К - С
^ О^^Р.Р ^Н JVM ьО’ где Эо н - эффект оздоровления населения и повышения производительности труда;
Эк П эффект повышения качества продукции от снижения загрязнения
(например, воды, воздуха, используемых в технологии). При создании безотходной технологии эффект определяется с учетом затрат на создание и эксплуатацию очистных сооружений;
ЭСХ П - эффект увеличения продуктивности и качества растениеводства,животноводства от повышения чистоты воздуха, воды, почвы;
ЭФ - эффект от увеличения срока службы основных фондов и сокращениязатрат на поддержание их в эксплуатационном состоянии благодаря уменьшению загрязнения окружающей среды;
Эд П - эффект использования (утилизации) веществ, отходов и получения дополнительной продукции с меньшим расходом исходного сырья;
Эу О - эффект устранения затрат по уничтожению отходов (вывозка, сжигание, захоронение и т.д.);
ЭРР - эффект применения рациональных технических решений (концентрация энергоисточников, централизация теплоснабжения, утилизация тепла, концентрация источников выбросов, применение замкнутых систем водоснабжения, утилизация стоков и т.п.);
КМ - капитальные вложения на реализацию мероприятия, предотвращающего или уменьшающего загрязнение среды;
СО - годовые эксплуатационные расходы.
К, К 2- капитальные вложения по заменяемому (традиционному) и рациональному решению.
Эффект рационального использования природных ресурсов и природных компонентов Эд к р например, зависящий от повышения чистоты среды, создания эстетически эффективных ландшафтов застройки, снижения затрат на строительство и производство продукции пи использовании попутных природных ресурсов и экономии территории, может быть определен по формуле