d9e5a92d

Учреждения физической культуры и спорта

Во всем мире культуру не рассматривают как прибыльную отрасль сферы услуг. Создаются смешанные источники финансирования, чтобы сохранить национальные традиции, образцы высокой культуры, обеспечить молодежь местом достойного развивающего досуга.
В России в связи с ограниченностью бюджетного финансирования учреждения культуры вынуждены искать другой путь -коммерциализацию услуг, т. е. отказаться от высоких по уровню, но мало посещаемых образцов культуры, искать дешевые способы привлечения зрителя. Кинотеатры заполнены западными фильмами, постановки в театрах изобилуют дешевыми приемами, в надежде на дополнительный приток посетителей.

Даже известный своими традициями Мариинский театр завлекает зрителя на "Соломею" - хит театрального сезона 2000-2001года - обнаженной солисткой, испуганно бегающей перед зрителем.
3. закрытие ряда учреждений культуры.
Справедливости ради отметим, что в СССР уделялось культуре большое внимание, видя в ней и способ организации досуга населения и возможность проведения идеологической работы в массах. Практически в каждом поселке, городке были клубы и библиотеки, кинотеатры ипарки отдыха. .Сейчас же все это практически отсутствует или находится в полном запустении: фонды библиотек не пополняются, клубы закрываются, остались одни дискотеки.

Только в Ленинградской области за один 1994 год закрыли 35 сельских домов культуры, оставив молодежь без организованного досуга, а руководителей "кружков" и секций - без работы по специальности.
При этом нельзя не отметить, что многие главы исполнительной власти городов и поселков области, понимая значимость домов культуры, из последних средств пытаются их профинансировать, справедливо видя в них свое будущее, гарантию закрепления здесь молодежи.
Ш. Роль физической культуры и спорта в обществе.
Спорт и физическая культура - неотъемлемая составная часть воспитания гармоничной личности. Изменения в образе жизни, вызванные новым характером трудового процесса, развитием транспортных средств и т.д. привели к недостаточной двигательной активности человека, что ухудшает его физиологическое и психическое здоровье, ослабляет личностные качества: конкурентоспособность, коллективность, выносливость, активность и т.д.
Следует различать спорт и физическую культуру. Цель первого - систематическое повышение своих спортивных результатов (достижений), что осуществляется, как правило, публично в ходе победы в соревнованиях.

Современной формой организации последних является, как правило, шоу-бизнес. Финансовая основа - коммерческая деятельность в виде оплаты билетов на соревнованиях, использованиесредств от рекламы.

Отдельные виды спорта могут пользоваться и государственной поддержкой.
В настоящее время, о чем свидетельствуют высказывания Пьера де Кубертена и других известных деятелей спорта, что подтвердила Олимпиада в Сиднее, безусловность прогрессивной роли спорта оспаривается. Деятели международного спорта все чаще обращают внимание на массовое применения допинга спортсменами, большой уровень травматизма, на то, что высокая нацеленность спортсменов на достижение результата ведет к их негармоничному развитию как личностей, что усложняет их будущую жизнь.
Одновременно оспаривается социальная значимость соревнований, где на глазах у тысяч болельщиков спортсмены идут на риск для жизни во имя секунд, которые практически не видны. Некоторые виды спорта развивают агрессивность, отдельные представления воспевают культ жестокости и насилия.
При этом не следует видеть в современном спорте один негатив. Он - лучшее доказательство силы государства.

Посещение спортивных состязаний - . прекрасный способ проведения досуга. Однако необходимо ужесточение контроля за спортивными состязаниями, пропагандой ими здорового образа жизни, как более значимой ценности, чем победа за счет медицинских препаратов.
Цель физической культуры - улучшение физического и психического здоровья, самосовершенствование человека. Форма организации - тренировочные занятия.

Финансовая основа - средства занимающихся или субсидии государства (предприятия).
Физическая культура и спорт взаимосвязаны. Ихпротивопоставление уместно, но не всегда, ибо без спорта нетфизкультуры и наоборот.
1У. Учреждения физической культуры и спорта.
Спорт как вид деятельности регулируется:
а) государственным комитетом спорта, представленным государственными чиновниками, распределяющими финансовую или другие виды помощи между видами спорта;
б) федерациями по видам спорта, формируемыми из профессионалов и спортивной общественности, распределяющими государственную помощь между организациями по видам спорта.
Учреждения спорта (физкультуры) делятся на государственные и коммерческие (частные). Последние функционируют вне государственной системы, за счет средств благотворителей или членских взносов граждан.
Управление учреждениями физической культуры, в отличие от спортивных, заключается в их подчинении местным органам власти (муниципалитетам) или предприятиям, которые, выявляя специфику интересов населения, создают им возможности для занятий. Основой современного финансирования является смешанное, включающее муниципальные, коммерческие и благотворительные источники.

АРМИЯ

1. Безопасность как разновидность социальных услуг.
Насилие объективно существует. Это -. одна из естественных форм обогащения индивидов и народов, древнейший способ укрепления и развития нации (общности).

Оно восходит к биологической природе человека, реализуя закрепленную веками предрасположенность к физической силе как способу выживания в рамках естественного отбора. Длительное время насилие культивировалось государствами, воспитывалось как национальная традиция, воины воспевались, военные успехи передавались из поколения в поколение. Уже в Х1Х веке эта тенденции была признана ошибочной.

Пацифизм становится преобладающей национальной идеологией, однако, об окончательной его победе стало возможным говорить лишь после 2-ой мировой войны, да и то с оговорками, поскольку ряд азиатских стран его не разделяют.
Безопасность, как форма защиты от насилия, является важной потребностью наряду с такими как образование, здравоохранение и т.д.. А. Маслоу включает ее в список базовых, но не первичных. В условиях относительной безопасности людей больше заботит наличие пищи и крова.

Однако, по мере их удовлетворения значимость гарантированной безопасности как обязательного условия для спокойной жизни и труда возрастает В конечном итоге необходимостьпорядка и спокойствия становится настолько очевидной, что общество поручает государству создать систему, их гарантирующую, финансируя все расходы на эти цели через налоги.
Различают военную и экономическую безопасность. Первая предполагает защиту от всех форм насилия и агрессии, включая внешнюю (армия) и поддержание внутреннего порядка (милиция, полиция).

Вторая - сохраняет институт частной собственности, обеспечивая этим мотивацию предпринимательской и трудовой активности населения.
В демократических государствах организация военной безопасности является услугой, в недемократических - реализацией тоталитарных устремлений властных органов управления. В первом случае, численность и мощь армии выражает общественную потребность, а ее размеры должны определяться реальными характеристиками общественного мнения, национальными традициями, экономическими (бюджетными) возможностями государства.

Практика постоянного мониторинга общественного мнения независимыми (отделенными от армии) военными социологами существует в США и европейских странах.
В условиях недемократичного правления (второй случай) армия способствуют сохранению правящего режима, организует его защиту от населения. Таковы - диктаторские государства.

К ним можно отнести ряд азиатских стран, правительства которых озабочены собственным сохранением, а не государственными интересами.
Запрет агрессии в любой форме ее проявления: пропаганда войны и применения силы в международном масштабе, насилие наулице или в семье, - становится глобальной задачей мировой цивилизации. Национальные системы безопасности заменяются общественной (межнациональной).
Как научная парадигма, общественная безопасность была сформулирована Геронтом Иоахимом (20-30-ые годы .ХХ в.) и изложена им в "Теории антивоенного действия", где обосновывается идея возможности ненасильственной защиты от государственной агрессии на современном этапе. Г. Иоахим призвал к заключению общественного наднационального договора (общепризнанными мировыми лидерами) не участвовать в военных действиях вне зависимости от призывов правительства.
Развитием идеи Геронта Иоахима являются рекомендации конференций, посвященных обсуждению возможностейненасильственной защиты (первая состоялась в 1964г.), а также новые научные монографии по теме. Одной из особо значимых является работа Иохана Низинга "Общественная оборона как логическая альтернатива". В ней общественная оборона рассматривается как система устрашения, основанная на способности населения ненасильственным путем оказывать сопротивление посягательствам на равенство и свободу".

Содержанием этой работы является сопоставление всех "за" и "против" милитаризации и разоружения.
2. Армия : понятие, структура, современные тенденции. Классическое определение армии дал Ф. Энгельс. Армия это -организованное объединение вооруженных людей, содержащихсягосударством в целях наступательной или оборонительной войны (Ф. Энгельс, 2-ое изд.,т.14, с.5).

Конечно, это определение нуждается в корректировке, отражающей современную роль армии, заключающуюся еще и во возможности ее использования для предотвращения войн. Еще В. Соловьев утверждал, что в ХХ в. человечество превращается в единое целое, которое действительно, хотя и невольно, живет единой жизнью.
Основная мировая тенденция - сокращение роли и размеров армии. Последний рост численности имел место перед 2-ой мировой войной, когда войска увеличились в 3 раза и составили 30 миллионов человек.

После войны численность армии во всех цивилизованных странах стабильно сокращается.

Основные направления российской военной реформы.

Структура современной российской армии - 2-2.4 миллиона военнослужащих, 10 миллионов милиционеров (МВД и КГБ), 50 миллионов резервистов, 80 миллионов занятых в военнопромышленном комплексе ВПК (данные приводятся известным военным социологом В. В. Серебрянниковым ). Статистика дает и другие цифры. В орбиту военных интересов входят 1500 предприятий ВПК, 2 миллионов казаков, 20 миллионов военных пенсионеров, 7 миллионов членов семей военнослужащих.


Военная реформа исходя из текста "Концепция национальной безопасности Российской Федерации" рассматривается в трех направлениях. Первое - изменение роли армии, отказ от еедоминирующего положения в обществе и производстве. Последнее проявлялось в привилегированном положении военнослужащих, первоочередности финансирования военных отраслей, закрытости армии для проверок и т.д.

Второе - переход к профессиональной армии. Третье - конверсия производства.
Рассмотрим подробнее второе и третье направления.
Переход к профессиональной армии имеет место в большинстве стран. Однако она отсутствует, например, в Израиле.

В США начало процесса датируется 1973г.
В России идет поэтапная подготовка к функционированию армии на профессиональных началах. Ряд исследователей считает, что замедление процесса поощряется генералитетом, поскольку его численность напрямую зависит от числа военнослужащих. При этом актуальность перехода очевидна.

Уже сейчас армия не в состоянии выполнить план по призыву. Малограмотные и физически не всегда здоровые призывники не в состоянии управлять той сложнейшей техникой, которая находится сегодня на вооружении.

Сужение офицерских функций до повсеместного и полного контроля за солдатским составом, дисквалифицирует их труд, лишает его творческого характера.
Переход на профессиональную армия планируется осуществить в 15 лет. Первыми должны быть переведены ракетные и технически высоко оснащенные рода войск.

Артиллерия и пехота - в последнюю очередь.
Третье направление военной реформы отражено в Программе "О конверсии оборонной промышленности в РФ", разработанной всоответствии с законом 1992 года. Она предполагала постепенный перевод военных предприятий на выпуск мирной" продукции.

Из-за осложнений бюджета финансирование конверсии временно прекратилось, а многие предприятия находятся на грани банкротства.
. 4. Экономика армии.
Армия - особая разновидность бюджетных предприятий. Ее особенность определяется как секретностью, а поэтому закрытостью для всяческих проверок, так и особым режимом организации труда, характеризуемым понятием служба.

Первое проявление воплощено в ограниченности государственного участия в управлении армией, т.е. оно оплачивает ее расходы, но не контролирует их целесообразность.
Вторая особенность определяет особенность организации труда военнослужащих, меньшее проявление демократических институтов, подчиненность уставу как основе управления. Здесь отсутствует государственное планирование деятельности армейских частей, кроме финансового. Армия сама назначает свой высший командный состав, роль государства (президента) сводится к его утверждению. Имеются различия и в организации оплаты труда военнослужащих.

При этом, хотя основной должностной оклад и имеет черты тарифа (разряда), он составляет лишь часть оплаты труда. Кроме него используются надбавки за специальные звания и выслугу лет, путевое довольствие, государственное обеспечение (лечение и материальную помощь, оплачиваемые путевки в санатории), оплата почтовых, хозяйственных и транспортных расходов.
Приведенные сведения раскрывают суть взаимоотношениймежду армией и государством, но не в коей мере не позволяют количественно оценить разумность затрат, оценивать их эффективность (сравнивать с другими странами или по родам войск). Единственная монография "Военная экономика. Теория и актуальные проблемы", под ред. А.И.

Пожаркова, М.,1999г., лишь перечисляет направления расходования средств, не приводя цифр, раскрывающих их размеры.
Интересно, что одна из первых книг по данной тематике "Военная экономика", написанная Е.Ф. Канкрином (1774-1845гг), генерал-лейтенантом русской армии в 1812-1814гг, а позднее министром финансов России так и не переведена на русский язык.

Особенности городского хозяйства как отрасли.

Следует различать понятия городского и коммунального хозяйства, их отличия от термина "инфраструктура". Коммунальное хозяйство - совокупность отраслей (подотраслей), производящих услуги, связанные с обеспечением условий для жизнедеятельности людей, причем их потребление носит коллективный характер.

К ним относят водоснабжение, электроэнергетику, транспорт, дороги и т.д.
Городское хозяйство - совокупность предприятий, обслуживающих жизнедеятельность города как особой формы поселения. Оно включает в себя предприятия, обслуживающие и население и предприятия. Структура объектов городского хозяйства шире, чем коммунального.

Она включает также совокупность бытовых предприятий, обслуживающих отдельного человека (магазины, прачечные) а также предприятия (канализация, транспорт, экологические сооружения и т.д.).
В целом, различие заключается в том, что они характеризуют одни и те же услуги, но с разных сторон. Городское хозяйство характеризует их с точки зрения сферы деятельности - жилищнобытовые услуги, в то время как коммунальное хозяйство -коллективный характер потребления.
Несколько в стороне находится понятие "инфраструктура". Оно выражает совокупность учреждений, составляющих необходимый минимум услуг, необходимых для проживания человека.

Речь об инфраструктуре заходит, когда осуществляется строительство объектов в необжитых районах, когда проговариваются условия, необходимые для жизнедеятельности потенциальных работников.
В "инфраструктуру" включаются предприятия и учреждения, необходимые для жизнедеятельности человека и как индивида, и как звена группового потребления. Его цель - очертить и оценить их в соответствии с просчитанными нормативами (количественными и структурными по видам услуг).
П. Структура и социальная роль ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство - часть предприятий городского хозяйства, занятыя оказанием коммунальных услуг в жилищной сфере. Жилье - важнейшая потребность человека, которую И. Маслоу рассматривает как первичную.

По мере роста доходов населения, жилье, сохраняя первичность удовлетворения этой жизненной потребности, воплощает и другие (вторичные) - отдых и рекреацию, способ социализации, а иногда и место производства (в условиях индивидуально-трудовой деятельности).
Чем выше уровень жизни населения страны, тем лучше жилищные условия, тем большие потребности оно реализует. В нашей стране жилье предельно функционально. Оно оговаривается по размерам и должно соответствовать предельно допустимым нормам. Главный ориентир - нормативный минимум жилья, который гарантируется государством.

Он оценивается в 5,5-6 кв. м. на человека. Качественные параметры жилья практически не оговариваются.
Иной подход к государственной жилищной политики в развитых странах. Здесь оговариваются нормы (для ЮНЕСКО это 18 метров) и качество жилья. Так, предполагается обязательным отдельная комнаты для каждого человека при наличие двух дополнительных
комнат на семью для удовлетворения потребности в общении. Так, для семьи из 4-х человек нормальным считается 6-ти комнатная квартира, метраж которой превышает 72 метра (18 х 4).

В случае, если жилье не соответствует этим параметрам, то его владельцам положены льготы для приобретения другого - лучшего. К ним относятся скидки с подоходного налога, льготные банковские кредиты для приобретения жилья, в отдельных случаях - муниципальные квартиры.
Ш. Содержание жилищной реформы. Понятие кондоминимума.
Жилищная реформа, проводимая в России с 1995 г., вызвана стремлением субъектов федерации переложить оплату жилья на плечи граждан. Напомним, что до перехода к рынку жилье было практически бесплатным и финансировалось из огромных общественных фондов потребления, создаваемых обобществлением результатов производства государством, полученным от постоянной "недоплаты" труда работников.

Если за рубежом заработная плата составляет как минимум 50% произведенного продукта, остальная часть присваивается собственником предприятия (в том числе идет на производственное накопление) или государством (муниципальными органами). В России выплаченная работнику часть произведенного им продукта составляла 14-18%, остальное перераспределялось через общественные фонды потребления либо присваивалось государством.
После перехода к рынку, когда механизм огосударствления всех продуктов труда распался, государство передало содержание жилищного фонда муниципалитетам, закрепив за ними часть налогов и одновременно вменив им в обязанность решение жилищных проблем.
Это бремя оказалось достаточно тяжелым, т.к. "съедало" подавляющую часть налоговых поступлений субъектов федерации. Они постарались максимально переложить его на плечи населения своих регионов, провозгласив начало жилищных реформ.
Помимо этой общей идеи, жилищные реформы призваны упорядочить финансирование ЖКХ, переведя учреждения на рыночный механизм, создав конкурентные структуры. Это второе направление осуществляется крайне медленно. ЖКХ всеми правдами и неправдами пытаются сохранить свой монополизм, закрыв доступ в эту сферу частным предприятиям.

Поэтому, принятый закон, разрешающий рыночные отношения коллективам собственников жилья "Окондоминимуме (1995г.)", так и остался практически не внедренным в жилищных практику.
Напомним содержание закона "О кондоминимуме". Он закрепляет юридическую возможность создания и функционирования в жилищной сфере частных (коллективных) предприятий.

Он разрешает гражданам создание коллективных товариществ (для коллективов, объединяющих более 2-х человек) по совместному использованию жилых помещений или организации обслуживания жилья.
Конкретным проявлением реформы стало увеличение расходов населения на оплату жилья, включая рост стоимости жилья и цен на газ, электричество, воду и т.д. Реформа предполагает ряд льгот для мало обеспеченных граждан. В первую очередь это касается тех, чьи доходы -ниже прожиточного минимума, а оплата жилья превышает 15% дохода семьи. Реформа планирует поэтапный переход к новой системе оплаты, по окончании чего квартиросъемщик должен самостоятельнооплачивать свои расходы.

Реформа должна закончится в 2005году. Сейчас население оплачивает лишь 40% суммарных расходов, поэтому возможность завершения реформы в срок является проблематичной.
Более разумным предлагается дифференцированный подход к оплате расходов на жилье применительно к доходам населения. Обеспеченным владельцам жилья уже сейчас предлагает полностью платить за себя, мало обеспеченным - по мере роста своих доходов.

Транспорт как сфера коммунальной деятельности

Являясь необходимым условием жизни и труда населения, транспорт относится к крайне важным сферам, непосредственно связанным с благосостоянием. Рост цен на проезд подтверждает факт малой обеспокоенности государства жизнью и благополучием граждан. Проездная карточка составляет 10 % от средней заработной платы, и, что парадоксально, превосходит по величине уровень МРОТа.

Складывается нелепая ситуация, при которой работник 1-ого разряда получает оплату (при утвержденном в 2000 году Государственной Думой МРОТе в 132р.) ниже, чем стоимость проезда на работу. При этом качество проезда ухудшается, интервалы в движении транспорта растут. Все это делает необходимым изучение его проблем
Напомним, что транспорт во всем мире является дорогостоящей услугой. Во всех странах он оплачивается смешанным образом, ибо нигде население не может нести полного бремени расходов по его обслуживанию. Однако, соотношение доли государства и индивидуальной оплаты, различно.

Самые большие расходы берет на себя государство в Арабских Эмиратах, где оно оплачивает частьэксплуатационных расходов (затраты на оплату труда водителя, топливо), а не только основные средства (стоимость транспортных средств, содержание дорог и автопарков). В других странах, наоборот, население оплачивает часть расходов, значительно превосходящую долю государства (муниципалитетов).

К таким государствам можно отнести Англию, Германию и другие.
Поиск совершенного финансового механизма охватывает не только соотношение доли государства и населения, но и повышение эффективности работы транспортных служб, выявление оптимального режима работы и финансирования. Ряд городов (Рим, Лондон) периодически проводят эксперимент по бесплатному проезду, выясняя возможность введения транспортного налога.

Несколько дней в году транспорт в этих городах работает бесплатно, выявляя потенциальную потребность. Эксперимент показывает, что введение бесплатного проезда, помимо финансовых убытков для государства, значительно увеличит нагрузку на транспорт.

Люди стремятся проехать даже небольшое расстояние, сокращая этим свою двигательную активность.
Еще одно направление поиска - расширение сферы рыночных отношений, повышение эффективности работы предприятий через заключение подрядных договоров государства с коммерческими фирмами, осуществляющими перевозки. Главным направлением поиска является база для расчета государственных доплат.

Так, все штаты США имеют свою систему дотаций: фиксированные платежи (11% штатов), процент убытков (соответственно 9%) или расходов (6%), пропорционально объему перевозок (7%), или численности населения (4%), возможны и другие способы. Приведенные примеры показывают,
что и в нашей стране можно и должно искать модели оптимальных отношений государства, транспортных организаций и населения.
Состояние развития транспорта в России определяется рыночной реформой. Поскольку транспорт в целом является монопольным сектором, где монополистом является государство, оно увеличивает плату за проезд максимально возможным способом, ограничиваясь лишь доходами населения. В целом, как это изложено в упоминаемой работе К. Муздыбаева, за 3 года реформ (т.е. к 1994г.) объем перевозок сократился на 50%, железнодорожные междугородние перевозки сокращены на74%, воздушные на 22,9%.

Ухудшено качество услуг городского транспорта: интервалы в общественном транспорте составляют 20 минут, интервалы между поездами метрополитена увеличены на 17%, автобусов на 25%. Количество машин-такси на линии сокращено на 63%.

При этом оплата проезда увеличилась более, чем в 700 раз.
Оценивая состояние ЖКХ и транспорта следует отметить, что они - отражение общего хозяйственного механизма в стране. Пока в стране продолжается кризис здесь не может быть порядка и эффективной работы, а собранных средств всегда будет не хватать.



Содержание раздела