d9e5a92d

Меньшикова Г. А. - Экономика и социология непроизводственной сферы

Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения.

Они производят заметную часть валового национального дохода.
Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию и т д. Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.
В целом базовые (первичные) потребности (по классификации А.Маслоу) как неотъемлемые условия человеческой жизнедеятельности (пища, сон, кров) создаются в сфере производства. Отметим сразу -непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребностии безусловно менее важна. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения - все насущнее.

Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми.

Не менее важны и отрасли, входящие в производственную инфраструктуру (торговля, финансы). Они создают условия для роста эффективности производства, ускорения оборота капитала, реализуя преимущества разделения труда.
Представленный курс является авторским. Сфера услуг в нашей стране практически не изучается.

За рубежом - он является частью учебного процесса, естественным образом дополняя курсы "Экономика предприятий промышленности, сельского хозяйства".
Непроизводственная сфера является не просто предметом изучения, но стала областью научного знания, определяющего закономерности и национальные особенности ее функционирования. Некоторые проблемы и персоналии этой новой науки изложены в разделе 1.2.
Пользуясь случаем автор благодарит немецких коллег из университетов гг. Билефельд и Берлин (проф.Юргена Харбаха и Хайнца Юргена Дааме) за помощь в осмыслении курса на основе западных научных традиций. .
Учитывая многообразие отраслей и современную динамику их развития, данное пособие можно считать лишь кратким изложением проблем непроизводственной сферы. Логика построения курса следующая.
В первом разделе рассматриваются общие проблемы непроизводственной сферы.
Во втором - рыночно ориентированные отрасли как наиболее развитые, находящиеся на стадии циклического подъема. Они в большинстве своем уже выявили свой внутренний потенциал и одновременно создали механизм социального и профессионального контроля (регулирования) в рамках рыночных отношений;
В третьем - анализируется финансовая сфера - одна из наиболее значимых в мировой системе воспроизводства. В России ее функционирование характеризуется двумя тенденциями. Во-первых, ее потенциал лишь формируется и пока далек от полного раскрытия в соответствии с требованиями рынка.

Потребности людей и предприятий, связанные с использованием денег и финансов: инвестирования, накопления, сбережения, страхования -удовлетворяются пока не полностью. Во-вторых, аккумулировав различные формы богатства, впитав в себя труд многих поколений, финансы требуют создания совершенной системы государственного и общественного регулирования и контроля.

При этом, отражая прогресс мировой науки и управленческой практики, финансовая система как никакая другая сфера воплощает неравенство в развитии между странами. Обе названные тенденции характеризуют отставание России от стран, с развитыми рыночными отношениями.
В четвертом разделе разбираются проблемы бюджетных предприятий (общественный сектор экономики), значимость которых как главного носителя мирового прогресса лишь осознается, а механизм социальной мотивации развития которых находится на стадии
становления.
Данное пособие следует рассматривать как краткий курс, подготовленный в первую очередь для студентов-социологов Санкт-Петербургского университета. Перечень анализируемых отраслей не отличается полнотой, отражая субъективные приоритеты автора, а также степень их развития в Санкт Петербурге на момент окончания ХХ века
Раздел 1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯНЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1. ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯНЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ Процесс производства, а именно он составляет основу общества, осуществляется в двух сферах: производственной и непроизводственной. Между ними существует ряд отличий, обусловленных характером труда и условиями организации производства.

Критерии различия между производственной и непроизводственной сферой проявляются через совокупность таких признаков как уровень организованности, базовый тип продукта труда, особый характер коммуникации производителя и потребителя. Так, сфера производства характеризуется:
Ш созданием продуктов в вещной форме,
Ш размещением производства на мелких, средних или крупных предприятиях,
Ш высоко организованными формами производства, широко использующих преимущества разделения труда, кооперации работников, механизации и автоматизации.
К ней традиционно относят промышленность, сельское хозяйство, частично строительство (производственное) и транспорт (грузовой).
Непроизводственная сфера, в свою очередь, отличается Ш вещным и не вещным характером производимого продукта,
Ш индивидуальным способом его производства,
Ш особенностью коммуникации производителя и потребителя, определяемой как обслуживание,
Ш низкой степенью организованности производства, минимальной механизацией, отсутствием разделения труда и кооперации работников.
В схематичной форме различия между производственной и непроизводственной форме приведены в таблице 1.
2. Услуга как особый продукт производства.
По мере роста общественного благополучия именно услуга становится наиболее привлекательным для покупателя товаром. Потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя. Именно специально произведенный для него продукт,
воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления.
Современное общество все больше становится производителем услуг, а не продуктов. Потребление, таким образом, все меньше является лишь способом поддержания жизни и ее воспроизводства, а приобретает все новое содержание и возможности. Через потребление осуществляется социализация, коммуникация, отдых, релаксация и т. д.
Изучение услуг как товара особого рода, выявление специфики их производства и потребления, анализ новых тенденций в структуре общественного воспроизводства - все это должно стать предметом исследования российской науки, как это имеет место за рубежом.
Значимость анализа услуг вытекает из того, что их производство составляет заметную долю в ВВП, в нем занята преобладающая часть работающего населения, а сама сфера услуг является динамичным, постоянно растущим сектором экономики.
Что же такое услуга? Ее диапазон чрезвычайно широк.

Это -способ удовлетворения индивидуальных (врачебная помощь, обслуживание населения предприятиями торговли, оказание бытовых услуг), коллективных (жилищно-коммунальное хозяйство), общенациональных потребностей (государственный аппарат и социальная защита населения, единая финансовая система, оборона и т.д.).
Однако при всем этом многообразии, услуги имеют общее основание - они продукт труда, причем продукт труда особого рода, что проявляется в соучастии, тесном сотрудничестве производителя и потребителя в процессе их создания. Услуга всегда конкретна,
направлена на удовлетворение требований конкретного заказчика (неважно, кто он: личность, группа людей или население страны в целом), корректируется им в процессе производства. Производитель услуги каждый шаг или действие соизмеряет с желанием заказчика. Профессиональные знания или навыки производителя, - используя прием К. Маркса при описании роли средств производства как продолжателя рук и возможностей обобщенного работника, -
передаются в пользование потребителю. При этом обеспечивается максимально полное удовлетворение желаний потребителя.
Услуги, как правило, нематериальны; они духовны: советы, консультации, передача информации и знаний, обслуживание в целях отдыха и развлечения.
В таблице 1 показаны особенности производства сферы услуг, которые определяют его важнейшие черты и проявления: внешнюю форму, тип предприятия-производителя, характер процесса труда.
Таким образом, услуга это продукт труда особого рода, включающий как производственные, так и коммуникативные (обслуживающие) функции и призванный удовлетворить индивидуальные или коллективные потребности заказчика через его соучастие с производителем.
Несколько по-иному трактует эти различия Ф. Котлер (Ф .Котлер "Основы маркетинга", М.,1994), известный исследователь -специалист в области маркетинга. Он определяет услугу как "объект продажи в виде действий, выгод и удовлетворений" (с.321) При этом он называет следующие четыре черты характеристики услуг: неосязаемость ("их невозможно увидеть, попробовать на вкус"),
неотделимость от источника (они не существуют независимо от производителя), непостоянство качества ("оно колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места"), несохраняемость (услуги невозможно хранить) (с. 638).
Признаем, что пониманием услуг, предложенное Ф. Котлером, углубляет представление об их содержании. Однако, сводя их производство только к деятельности предприятия, а потребление - к индивиду, классик оставил без внимания общенациональные (государственные) потребности: здравоохранение, оборону и т.д.

Табл.1: Система различий между
непроизводственной сферой
производственной и
различия производственная сфера непроизводственная
1 цель произ-ва экономное произ-во удовлетворение индив.
запросов
2. тип производства серийное индивидуальное
3. вид продукта материальный (вещи) вещный и не
вещный
4. характер труда производительный производительный
и обслуживающий
<

p> Уточним разницу между понятиями: сфера услуг и непроизводственная сфера. В целом их можно использовать как синонимы, однако, характеризуя производство в разных плоскостях,
они таковыми не являются. Непроизводственная сфера - характеристика предприятий с точки зрения уровня их организации. В нее включается совокупность тех, которые отличает незначительность размеров, малая кооперация, низкая механизация труда.

Она включает предприятия, производящие и вещи (ателье, шьющие не на заказ, а на продажу), и не вещи: советы, духовные блага.
Сфера услуг - характеристика предприятий с точки зрения специфики производимого ими продукта. Она включает те, которые занимаются как правило обслуживанием. При этом уровень организации заметной роли не играет.

Предприятия услуг могут быть и большими и малыми, и механизированными и нет. Понятно, что для индивидуального производства малые размеры, а поэтому и низкий уровень механизации труда, более вероятны, хотя исключения возможны.

Примерами этого могут служить крупные дома быта, больницы, где работает персонал в сотню и более человек, где имеет место процесс разделения труда, используются механизмы для повторяющихся трудовых операций.
С развитием научно-технического прогресса сфера услуг стремится механизировать (хотя бы частично) процесс труда, сократив издержки на производство. Одновременно, многие производственные предприятия имеют в своем составе мастерские по обслуживанию (например, по ремонту своих изделий).

Здесь ими изучается спрос на продукцию, ее качество, соответствие потребительскому стандарту.
Названные примеры, а на них обращают внимание западные исследователи, говорят о растущей доли предприятий, соединяющей преимущества производства и спрос на обслуживание. Эта тенденция
отражает мировой прогресс, она будет усиливаться. Пока же доля таких предприятий не значительно (5%), что дает основание использовать понятие сферы услуг и непроизводственной сфера как синонимы, взяв за основу первый термин как более короткий и звучный.

Использование термина непроизводственная сфера в названии данного курса отражает отечественную традицию, противопоставляющую производственную и непроизводственную сферу как пространства с разным механизмом управления и планирования.
2. ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СФЕРУ УСЛУГ
1. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.
2. Оптимистическое и пессимистическое направление в изучении услуг.
3. Особенности современного этапа изучения сферы услуг.

Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг.

Основоположником изучения услуг считается Жан ФурастьеХРоигаБЛе Jean, 1951 "Le Grand Espoir Du ХХе Siecle" ("Великая надежда ХХ века"). Он, взяв за основу анализа уже разработанное К. Кларком трехсекторное деление производства, дал свое представление об его содержании.

Остановимся на этом подробнее, поскольку в зарубежной литературе существуют несколько концепций о содержании 3-х секторов, в российской же все сводится к одной -предложенной Кларком (Colin Clark "The Conditions of Economic Progress", 1940). По теории Кларка, производство состоит, во-первых, из сельского хозяйства (рыболовства и лесного хозяйства) как основы обеспечения жизни, промышленности - второго, менее важного, но всеже существенного для общества сектора, и торговли - третьей, наименее значимой сферы.
Подход Фурастье к иерархии отраслей - иной. Взяв за основу их деления перспективы технического прогресса, он предложил новое содержание секторальной модели общественного производства. Первичным является сельское хозяйство, которое давно встало на путь прогрессивного развития и достигло больших успехов в росте производительности труда. Вторичный сектор, по Фурастье, -промышленность, где технический прогресс начался и продолжается.

Третичные - отрасли, не имеющие никакой надежды на рост производительности труда. Их преимущества - всеобщая занятость, свободный труд, творческий характер профессии, возможности общения - имеют социальный, но не экономический характер.

Развивая эту мысль, Фурастье отмечает, что прогресс в росте производительности труда в первичном секторе связан с преобразованием природы, во вторичном - с механическими факторами производства, в третичном - с человеческими возможностями, знаниями.
Продолжая данную логику, Фурастье выделяет три этапа развития общества. Первый (он называет его традиционной цивилизацией) - преобразующий природу, в ходе которого человечество стремится преодолеть голод.

В этот период сельское население составляло 80%, а индустриальные рабочие и работники сферы услуг -по 10%.
Второй - так называемый переходный или индустриальный. Его начало Фурастье датирует 1750 г. и связывает с развитиемпромышленности.

Его главная цель - рост производительности труда, стремление к максимальной механизации производства.
Третий - так называемое постиндустриальное общество. По Фурастье, его базовая характеристика - производство услуг, где занята подавляющая часть населения, в то время как на промышленность и сельское хозяйство приходится соответственно по 10%.

Ему будет свойственно лишь незначительное совершенствование средств производства и минимальный рост производительности труда.
С переходом к новому (постиндустриальному) этапу изменяются, таким образом, ориентации производства и потребления. На смену экономии приходит расточительность.

Серийность и массовость уступают место индивидуальности. Ручной труд может сменить механизмы и автоматизацию.

В третий период изменяется мотивация потребителя. Именно время становится для него самым важным, а его экономия самой актуальной задачей.

Потребитель готов на любые траты ради сокращения времени на самообслуживание. Как пишет Фурастье, "он (потребитель) предпочитает приносить товары домой, чем самому ходить по лавочникам за провизией, готовить.

Он любит стирку в прачечной, но не самостоятельно. Особенно, если учесть, что стирку надо делать регулярно, через несколько дней она должна повторяться..." ("Le Grand Espoir Du ХХе Siecle" , с..275).

При среднем достатке усиливается потребность человека именно в услугах, они создают ему необходимый компромисс между стремлением к творчеству и ограниченностью свободного времени.
Анализ 3-х этапов развития общества позволил Фурастье сделать вывод, что именно производство услуг становится главнойотличительной чертой так называемого постиндустриального общества, к которому он относит большинство развитых стран мира. Может быть не все конкретные примеры Фурастье нашли воплощение в 90-ые годы (например, индустриальное производство пищи составило конкуренцию кафе и ресторанам), но возрастание роли услуг как способа экономии свободного времени, получения максимального удовольствия от жизни, безусловно, верно.
Безграничность возможностей роста сферы услуг Фурастье связывает с законом роста потребностей. "Насыщение человеческих потребностей... при условии их изобилия" (там же, с.84) имеет следствием, возникновение новых потребностей, ещенеудовлетворенных желаний, а они в свою очередь приводят к долгосрочному росту производства и рабочих мест. "Когда уровень жизни достигает 2700 калорий, в которых нуждается здоровый организм, и никакое давление или неуверенность из-за голода больше не заставляют экономить, тогда возникают другие желания и потребности, ищут удовлетворения отличающиеся от обычных, чисто индивидуальные занятия" (с.243). Это утверждение Фурастье положил в обоснование своего социологического закона о нарастании индивидуализации потребления, а сами услуги назвал "великой надеждой ХХ века".
Для обоснования этого, ставшего всемирно известным тезиса, Фурастье использует два довода. Первый - возрастание значения человеческой жизни, стремления к повышению удобств, росту жизненного стандарта и урбанизации, а поэтому безграничности роста услуг.

Второй - решение проблемы занятости, вытекающее как извысокой трудоемкости услуг, так и из возможности широкого использования труда на неполный рабочий день, вовлечения инвалидов, пенсионеров и подростков, что мало допустимо в условиях режимности материального производства.

Оптимистическое и пессимистическое направление в изучении услуг.

Последующие исследователи, выявляя новые тенденции, сформировали два направления, по-разному оценивающие роль и перспективы услуг в обществе: оптимистичное и пессимистичное.
К первому можно отнести Даниелла Белла ("The Comming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forcasting", 1973), А.Гартнера и Ф.Ризмана ("Gartner Alan, Riessman Frank, 1978, "Der aktive Konsument in der Dienstleistungsgesellschaft. Zur politischen Okonomie des tertiaren Sektors" Frankfurt аМ.)
Д. Белл дополнил теорию Фурастье о трех стадиях развития общества описанием характерных для каждой из них профессии и статусных видах деятельности. Так, первую - доиндустриальное общество - характеризует носитель мускульной энергии, а воины и работники составляют главные профессии (Белл,1979,с.129).

Вторая -индустриальное общество - связана с использованием механической энергии. Рабочие и инженеры составляют основу его кадрового потенциала (там .же с.130).

Третью - постиндустриальный этап цивилизации - отличает превращение науки и информации в основной продукт труда и главную производительную силу. Ученые и менеджеры становятся его главными действующими лицами (с.131).
Информация означает все, а организация общества превращается во внутренний источник его силы (прогресса), на чем и основывается оптимизм Белла
Постиндустриальное общество он определяет 5 характеристиками:
1. В хозяйстве доминируют услуги, а не товары.
2. В общественной системе преобладают "профессионально ориентированные и технически сложные профессии" (с.34).
3. Теоретические знания становятся источником технических,
политических и социальных инноваций. Организуется
централизованный социальный контроль и руководство за инновациями и развитием знания (с.35). Университеты, НИИ становятся все отчетливее главными структурами нового общества (с.41).
4. Социальные изменения становятся предметом планирования и руководства (с.41).
5. Развитие общества само становится интеллектуальной технологией.
В нем возникает необходимость изучения специфики коммуникации и организации, как "общения в сложной, многовариантной системе"; создаются "информационная теория, кибернетика, теории множеств, игр, потребностей" (с.44).
Указанные рассуждения легли в основу концепции Д.Белла о постиндустриальном обществе, главной характеристикой которого он считает производство знания. Последнее он определяет как "сосредоточение упорядочивающих положений о фактах или идеях, с помощью чего разрабатываются гипотезы или получаютсяэкспериментальные результаты по совершенствованию системы коммуникаций".

Новые возможности знаний изменяют и природу человеческих отношений: создается новый тип господства, политического управления, отличный от того, который существовал при частной собственности.
Другие представители оптимистического направления - А. Гартнер и Ф. Ризман - основывают свое позитивное отношение к услугам через сложившуюся потребность личности в самореализации, а общества в демократизации. Оптимистичные выводы авторов вытекают из трех предпосылок. Во-первых, общество услуг принципиально особенно по своим характеристикам и внутренним законам.

Во-вторых, отражая возросший жизненный стандарт населения, оно создает бескризисное капиталистическое производство. В-третьих, оно характеризуется как ненормальное с позиций роста производительности труда, но обоснованное с точки зрения развития коммуникаций.
Однако не все исследователи разделяют оптимистичные взгляды. Ряд ученых, например В. Баумоль и Дж. Гершини, выражает серьезное опасение по поводу перспектив развития общества. Так, поводом для пессимизма Баумоля является мысль о повышенных издержках в сфере услуг, равно как и о том, что рост заработной платы здесь отстает от темпов потребления услуг.

Тезис об опасности нарастания издержек производства получил название в мировой науке "Kostenkrankheit" или "болезнь издержками".
Пессимистические доводы Гершини также представляют интерес, углубляя научное видение сферы услуг. Его основные выводы изложены в работе "Die Okonomie das nachindustriallen Gesellschaft.
Production und Verbrauch von Dienstleistungen", 1981. Сфера услуг, по его мнению, представляет собой сложную систему, отдельные структурные части которой имеют свои законы и тенденции развития, поэтому, если уж если и говорить об общих закономерностях, то лишь после изучения и агрегирования результатов отдельных секторов. Гершини выделяет как минимум три отрасли: общественные (государственные) услуги - здравоохранение, образование и т.д., частные материальные и частные духовные (информацию, знания).

Отмечая рост государственных и нематериальных услуг, он выделяет их как преграду возможной механизации труда.
Особую известность получил вывод Гершини о необходимости изучения условий и мотивации поведения потребителей при выборе ими между услугами или собственной деятельностью. По его мнению, современное общество более характеризуется не как общество услуг, а как "самообслуживающее" ("selbstbedienungs-gesellschaft"), т.е. с высокой долей домашней работы в общем объеме трудовой активности.

Описанные выше работы можно отнести к классическим теориям.
3. Особенности современного этапа изучения сферы услуг.



Содержание раздела