d9e5a92d

Классификация предприятий по видам страхования

- инвестирование,
- помощь предпринимательству в виде ускорения оборота производственного капитала и снятие лишнего риска
- участие в помощи государству (как элемент социальной защиты).
Социальная функция страхования реализуется прежде всего в том, что оно является принципом и важнейшей частью
государственной социальной политики, т. е. организует пенсионное обслуживание населения (1), помощь потерявшим работу (2), смягчает другие формы социального риска через систему добровольного страхования (3).
Исследователи особенно выделяет такие следствия деятельности страховых фирм как преодоление разобщенности людей, рост их уверенности в завтрашнем дне.
Социальное страхование как основу социальной политики и главную функцию государства предложил еще Лейбниц (ХУШ в.), разработавший принцип обязательного взаимного вспомоществования.
Гоббс продолжил это направление, сведя роль государства к способу минимизации рисков. Он предложил 3 модели общественных связей - общественный договор, рынок и страхование ("невидимую руку общественной солидарности").
Дальнейшее развитие теории страхования - методическое обоснование его возможностей - нашло отражение в трудах Клавьера (1788г.), предложившего идею пожизненного страхования какобязательный элемент налоговой политики государств. Аналогичные идеи реализовал Пьеррон де Шамюссе в работе "План дом ассоциации", где была обоснована система обязательного медицинского страхования каждого человека на случай болезни.
По мере воплощения указанных идей в реальность исследователи предвидели сложности, к которым оно может привести. Так, уже Пьер Леруа-Болье предсказал, что оно ведет к ослаблению чувства ответственности, отвращает людей от таких профессий, где необходима предприимчивость и инициатива.
Страхование, равно как и банковское дело являются древнейшими видами финансового обслуживания. Они известны человечеству с давних времен.

Так, страхование грузов в Шумерии имело место уже в 2100 до нашей эры. Как система организованной взаимопомощи в период кризисов и бедствий, страхование широко использовалось в древних Индии и Египте, Древнем Риме. С Х-ХП вв. оно известно в Англии.

Имеются указания на памятниках Х1У в Италии, приглашающих к заключению страховых договоров.
В России зарождение этой деятельности датируется 1765г. Подробно становление отечественной системы страхования описано в статье Н. Кузнецовой (см.

Вестник ЛГУ . Серия экономики. 1994, 8).
Первые виды страхования в России возникли в связи с пожарами в форме простейших договоров в рамках земских отношений. С 1786г. Екатерина П установила государственную монополию на страхование от огня. Позднее в нее включилось страхование товаров и недвижимости.

При Александре П право акционерных обществ и земских организаций как страхователей были реанимированы. К 1913г.
в России существовал хорошо организованный и развитый страховой рынок, включающий российских и иностранных инвесторов, государственные, земские и частные компании.
С 1894 г. был введен государственный надзор за страховой деятельностью, что означало понимание государством ее социальной роли.
С 1917г. был организован "Госстрах", который постепенно вытеснил частные фирмы и заложил основу государственной монополии на страховые услуги, просуществовавшей более 70 лет. Она была прервана лишь современными рыночными преобразованиями (1991г.).Так, на примере страхования видно циклическое развитие с элементами восхождения, присущее многим социально-экономическим процессам.

Классификация предприятий по видам страхования.

Страховые компании классифицируются по формам собственности, видам деятельности, по размерам. Для всех видов финансовых предприятий такой рейтинг обязателен, поскольку он дает объективную оценку их деятельности для потребителя.
Рейтинги составляются независимыми экспертами на основе анализа оценочных показателей. Таковыми для страховых компаний России являются виды деятельности, по которым они специализируются: размеры операций и доля личного, имущественного и рискового страхование.

Западные страховые предприятия используют для внешней оценки показатели надежности, размеров тантьемы и т.д., но российская практика пока к этому не готова.
Различается обязательное (помимо "Госстраха" в него входят военная компания, страхование грузовых и пассажирских перевозок и. др.) и добровольное страхование.

Опыт организации страхования за рубежом.

Страхование - повсеместно распространенная за рубежом форма договорных отношений. Практически нет ни одной семьи, которая не была бы застрахована, причем семьи имеют не одну страховку.

Статистики называют среднюю цифра - 17. Причины такого многообразия:
- осознанность его как способа смягчения потенциальныхрисков,
- цивилизованный (проверенный годами и практикой) механизм отношений между страхователями и страховщиками,
- относительная дешевизна и всеобщая доступность страховыхуслуг,
- активность страховщиков в работе с клиентами.
Такая высокая потребность в услугах явилась результатом длительности функционирования страхования как института, что привело как к чрезвычайно широкому многообразию страховых услуг, так и укрупнению (укреплению) страховых компаний. Трудно представить себе каких только услуг, связанных со страхованием, еще не оказывается. Традиционно все услуги группируют в три группы: личное (жизнь, здоровье), имущественное и риски (профессиональные, грузы, финансовые и т.д.)
Структура страхования имеет национальные традиции ипредпочтения. Так, в США наиболее распространено личное страхование, что вызвано высокой частотой стихийных бедствий и склонностью населения к самозащите. В Великобритании высоко развито страхование подрядчиков от всех видов рисков, что отражает общественное признание роли предпринимательства и производства.

Для ФРГ очень характерно страхование имущества, в частности такая его форма как ответственность за утилизацию продукции.
Характерной особенностью, отличающих качество работы зарубежных страховых фирм, является их укрупнение, вытекающее из потребности во все больших суммах, необходимых для материальной компенсации ущерба. Чтобы удовлетворять этим условиям фирмы должны наращивать свой уставной капитал или организовывать перестраховочные пулы.

В практике имеет место оба направления.
Развитие страхования за рубежом нельзя рассматривать как плавную восходящую линию. Оно имело и успехи, и кризисы, приводившие страховую систему к полному краху. Так, после кризиса 1929г, она практически перестала существовать.

Возрождение настало лишь в 60-ые годы, благоприятную роль в этом сыграло государство, предоставив страхователям муниципальные гарантии.

Отечественные проблемы страховых фирм.

Частное страховое предпринимательство в России возродилось только в 90-ые годы. Российские компании пережили относительный всплеск в 1992-1995, однако, поскольку общий уровень доходов населения растет медленно, цивилизованность общества как рыночной системы так и не была достигнута, потребность в страховании лишьначинает формироваться. Как показывают социологические исследования, более 90% населения и юридических лиц не осознает необходимости в страховых услугах.

Они не только не страхуются, но и не хотят этого.
Такая узость рынка приводит к двум последствиям. Во-первых, страховые компании России малы по размеру, диапазон услуг, которые они предлагают клиентам, невелик. Во-вторых, их услуги дороги.

При меньшем объеме работ, приходящемся на одно предприятие, себестоимость единицы услуг возрастает. Так, если для западных клиентов, размер тантьемы, которую забирают страховщики, составляет долю процента, то для российских - 15%.

Это - большая сумма, она не может не отпугивать, сужая и без того узкий рынок.
Отпугивает потребителя и низкое качество услуг. Наши страховщики только учатся работать в новых рыночных условиях. Они борются не за клиента, создавая у него устойчивую предрасположенность к сотрудничеству, а с ним, отнимая у него каждый возможный рубль компенсации. Бесспорно, нельзя не отметить сложнейших обстоятельств, в которых работают отечественные компании.

Постоянные кризисы, непродуманная система государственной политики, заставлявшая фирмы держать накопления в ГКО, уменьшают эффективность их работы, подрывают доверие к ним.
На отечественном рынке страховых услуг существует 3 типа организаций: государственные ("Госстрах"), частные и ассоциативные (ассоциации и перестраховочные пулы). Начиная с 1998 г. к ним может присоединиться еще один - иностранные страховые компании. До 1998г последние не допускались на наш рынок.

Однако, вступив вмеждународные организации и пройдя переходный период, в течении которого можно было пользоваться льготами и рекомендациями, учиться у запада, не боясь конкуренции с ним, мы должны открыть свой рынок для мирового сообщества.
Структура деятельности российских страховых фирм такова: 55% приходится на личное страхование, 21% - имущественное, 6% -ответственности, 17% - обязательное.
По формам собственности 58% смешанная собственность, 36 -частные, 5% - государственные, 1% - муниципальные.
Классификацию по срокам характеризуют следующие цифры: 54% фирм действуют меньше года, 5% - меньше 2-х лет.
У. Приведем некоторые сведения из понятийного (методического) аппарата, необходимые для характеристики деятельности страховой фирмы.
Франшиза (льгота) - освобождающая страховщика от выплаты минимального ущерба. Различают условную и безусловную франшизу. Первая предполагает либо нулевую компенсацию, если страховой случай меньше франшизы, либо нормативную, равную страховой сумме со всего ущерба без вычета франшизы.

Пример условной франшизы -царапина. Ущерб здоровью нанесен, но он настолько мал, что оплата его не предполагается.

При условной франшизе оплата страхового случая предполагает выплату всей суммы.
Безусловная франшиза предполагает оплату компенсации, за вычетом разницы между суммой, в которую оценивается компенсация, и минимумом, не поддающемся компенсации. Таким образом,предприятия, работающие по принципу безусловной франшизы, никогда не выплачивают полной компенсации.

Она всегда меньше на величину минимального, не компенсируемого страхованием ущерба. Как правило, франшиза оценивается в 10% страховой суммы, поэтому выплачиваемая сумма на 10% ниже, чем оговорено договором.


Тантьема - доход страховой компании или доля страховой фирмы в собираемых по договорам платежах. Уже говорилось о том, что за границей она минимальна (доля процента) в силу массовости страховых услуг и объемов, приходящихся на одно предприятие. В нашей стране - минимальная тантьема составляет 15%, а на практике -превосходит и эту сумму.

Ассоциации страховщиков борются за 15% барьер тантьемы, но пока не очень успешно.
Приведем величины страховок, которые можно получить при наступлении страхового случая. Типичные суммы (в ценах 1997г), характеризующие страховые суммы: смерть - 10 млн. руб., инвалидность 1 и 2-ой групп - 20 млн. руб., профессиональная ответственность оценивается в 5 млн. руб., уничтожение здания - до 10 млн. руб.
Величина страховки (суммы, выплачиваемая страхователем страховщику зависит:
а) от серьезности страхового случая (размера причиненногоущерба),
б) от страховой суммы, точнее от того, какую часть от фактической оценки составляет страховая сумма. Пример: вы страхуете здание, которое оценивается в 20 миллионов., только на 10.

При этом и возмещение в случае ущерба получите в половинном размере.
в) страхового тарифа - аналитического расчетного показателя, который используется страховщиком для определения вероятности наступления страхового случая. Страховые тарифы постоянно уточняются статистиками на основе изучения реальных событий.
Существует ставка тарифа - нетто, которая является чисто статистическим показателем, и брутто, куда приплюсовываются расходы, связанные с деятельностью страховщика (страховая премия)
Страхование осуществляется по системе пропорциональной ответственности, т.е. размер выплаты прямо пропорционален ущербу.
Перечислим требования к полису как законной ценной бумаги (юридическом документе):
- наименование и адрес сторон,
- верхний предел страховой суммы,
- определение страхового случая,
- размер страховых взносов (сроки и порядок уплаты),
- начало и конец действий договора,
- "клаузулы" или дополнительные условия, например, размер безусловной франшизы и др.
Для характеристики механизма отношений между страховщиками и страхователями разберем простейшие примеры расчетов.
Пример 1: Автомобиль попал в аварию и был полностью уничтожен. Его цена равнялась 32 тысячи рублей, оставшаяся часть оценивается в 2 тысячи.

Следовательно ущерб составляет 30 тысяч. Страховая сумма равнялась 10 тысяч. Страхователь, исходя из произведенных расчетов, получает сумму в 9,8 тысяч ( 30 х 10 : 32 ).
Пример 2: Вы ломаете мизинец (ущерб превосходит 10% и должен оплачиваться). Вы получите компенсацию при страховой сумме в 100 тысяч .рублей - 10 тысяч (если в договоре нет указаний на безусловную франшизу) или 9 тысяч (если имеется клаузула о действии безусловной франшизы).

Регулирование деятельности страхового предприятия.

Страховые фирмы контролируются федеральной службой по надзору за страховщиками, а также общественными организациями (Ассоциацией страховщиков). Направления государственного .контроля:
- обязательность страховых резервов.
- диверсификация финансовых поступлений (предписывается 10% хранить в ЦБ, не менее 5% в банках для текущих расчетов, не более 40% должно быть вложено в недвижимость, но не менее 5% в российские ценные бумаги, не более 50% в банковские вклады, 40% в ценные бумаги АО, не более 10% в валюту).
- лицензирование фирм и их руководителей.

Система пенсионного обслуживания населения.

Пенсионное обслуживание как элемент социальной защиты, организованной на принципах страхования, возникло в конце Х!Х в. сначала в Германии, затем распространилось на другие европейские страны и США, см табл.10 В России появилось несколько позже - в 40-х гг. ХХ в, но работники колхозов начали получать пенсии в 1965 г.

Табл.10. Годы принятия закона о пенсиях за рубежом.
Страна год страна год страна год
Германия 1889 Франция 1905*/1919 Канада 1927
Великобри- 1908 Италия 1919 США 1936
тания
Швеция 1919 Испания 1921 Россия 1888*,
Отмеченный закон не вводил обязательного пенсионного обеспечения.
На сегодня пенсионное обслуживания основано на двух принципах: во-первых, - страхование и, во-вторых, - социальная защита. Первый - реализуется в использовании ежемесячных отчислений как своеобразных страховых выплат в ПФ, а также прямой зависимости размера пенсий от величины отчислений и трудового стажа. Второй - в необходимости постоянных доплат в ПФ из бюджета, с тем, чтобы уровень пенсий соответствовал прожиточному минимуму. Суть второго подхода воплощается в утверждении, что каждое поколение содержит своих стариков, что подтверждается практикой почти всех государств.
Система пенсионного обслуживания включает государственные и частные ПФ, причем последние могут быть организованны какфинансовыми компаниями, так и производственными предприятиями. С точки зрения получателей, пенсионное обслуживание представляет сочетание государственной заботы (государственные ПФ), частного интереса (предприятия, организующие при себе ПФ имеют дополнительные источники финансирования, причем они не облагаются налогами), собственной заинтересованности людей в пределах дополнительного пенсионных отчислений.
Эта система, называемая 3-х ярусной или 3-х уровневой, была зафиксирована как наиболее рациональная Всемирным банком развития и рекомендована для внедрения. В докладе на совместном семинаре МОТ и ОЭСР по вопросам развития пенсионной реформы (Париж, 1517 декабря 1997г.) были следующим образом увязаны уровни системы с их социальной ролью:
- первый (обязательная распределительная компонента, управляемая государством, Basic State) - предотвращает бедность в пожилом возрасте, предоставляя минимум социальных пенсий, финансируемых из бюджета;
- второй (обязательная накопительная компонента, State Earning Related Pension Scheme, SERPS) - функция сохранения привычного уровня жизни и получения достаточного дохода через обязательную профессиональную пенсию полностью формируемую с помощью накопительной системы;
- третий (дополнительная накопительная система, Occupating Pension Scheme, OPS) - функция сохранения высокого уровня жизни и дохода, обеспеченная самой личностью.

Пенсионное обслуживание за рубежом.

Забота о престарелых является одним из основных направлений социальной политики всякого государства. При всем различии систем пенсионного обеспечения, все они сейчас переживают сложности, вызванные процессом естественного старения населения.

Сейчас в мире 12 % населения старше 65 лет, в то время как после войны их было 2%. Названные изменения конкретизируются в показателе демографической нагрузке, определяемом долей населения свыше 65 лет в общей численности трудоспособных., см.табл 11

Табл.11.Показатель демографической нагрузки.
Страна 1995 2000 страна 1995 2000
США 19,2 19,0 Франция 22,1 23,6
Япония 20,3 24,3 Канада 17,5 18,2
Германия 22,2 23,8 Швеция 27,4 26,9
государственного пенсионного страхования в странах с переходной экономикой, М.,1998,с.111.
Процесс естественного старения подвел развитые страны мира к необходимости реформ в области пенсионного обслуживания. Все страны увеличили расходы из бюджета. За период с 1960 по 1985г. темп их роста в 2 раза опережал рост ВВП и составил в среднем 9% ВВП, а в Австрии - 15, Италии - 14, Франции - 13, США - 6,5. нашли свой способ выхода из сложившейся с финансированием ситуации. Австрия и Испания поставили размер ежемесячных пенсий в зависимости от суммы выплаченных взносов. В Австралии стали меньше платить тем,кто имел достаточно высокий доход. В Японии уменьшили размер процента ( 70 до 68) от заработной платы, по которому начислялись пенсионные выплаты. При этом, многие страны увеличили страховые взносы предприятий в ПФ. Другие - увеличили количество частных ПФ, надеясь на их помощь. С 1988 в Великобритании государственное пенсионное страхование перестало быть обязательным. Население получило право выбора: либо частные либо государственные фонды. В США увеличился возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет, при этом различными методами стимулируется еще более поздний срок.
Таким образом, по мере изменения демографической ситуации возникают новые проблемы пенсионного обслуживания, но государства в состоянии их решить, имея развитый механизм воздействия на социально-экономические процессы.Отечественные проблемы пенсионного обслуживания.
Сейчас в нашей стране существует 2-х уровневая система пенсионного страхования. Первый - обязательные отчисления в ПФ, в фонд обязательного социального страхования. Второй - страховые фонды и банки, которые предлагают услуги по дополнительному пенсионному страхованию.
Размер пенсий сегодня определяется в зависимости от стажа (фактически отработанного, без учета времени на обучение, службу в армии, рождение и воспитание детей), уровня заработной платы. При этом создание единой централизованной системы учета пенсионных выплат позволяет в будущем перейти на введение зависимости размеров пенсии от количества отчислений (за всю трудовую деятельность).

Экономика и регулирование деятельности ПФ.

Финансирование пенсий осуществляется, во-первых, из централизованного ПФ за счет 1% от ФОТ, во-вторых, из отчислений во внебюджетный фонд обязательного социального страхования (5,5% от фонда оплаты труда) и отчислений из бюджета. Иногда, субъекты федераций могут доплачивать своим пенсионерам, но это скорее одноразовые выплаты, чем устойчивые доплаты.
В любом случае, по данным К. Муздыбаева (с.36), размер пенсии составляет по закону 55-75% среднемесячной заработной .платы, фактически - в 1992г.- 36%, 1993 - 36-40%, 1994 - 36%.
Что касается дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляемого независимыми фондами, как это имеет место за рубежом, то эта форма финансовых услуг не нашла в нашей стране своего распространения Так и не принят закон "О дополнительном пенсионном обслуживании", а те единичные случаи, которые имели место на практике, свидетельствовали скорее о неподготовленности системы, чем о создании нового финансового института.

Роль банков, их место в финансовой системе.

Деньги - один из древнейших социальных институтов, однако банки появились относительно недавно. Их родиной была Европа.

Так, в Генуе (Х1Ув) найдены камни с выбитыми на них текстами, призывающие обращаться за ростовщическими услугами.
Как явствует из предыдущих лекций, банки - один из типов институциональных инвесторов, который призван специализироваться на обслуживании денежного обращения, кредитованию населения, выпуске ценных бумаг, операциях по обмену валют и т.д. Этим объясняется достаточно низкое место, которое отводится банкам в рейтинге мировой финансовой системы.

Для подтверждения высказываемого тезиса можно сослаться на работу "Экономические институты капитализма" под ред. Катькало С.С. (СПб, 1996г).

Экономические и социальные функции банков

Перечислим экономические функции банков:
- ускорение и организацию оборота денег (что предполагает депозитарную деятельность, выпуск ценных бумаг (для эмиссионных банков) как заменитель денег, валютные операции);
- инвестирование в размере, соответствующем объему депозита (сбережений), находящихся на счетах банков,
- участие в деятельности единой национальной системе.
К социальным функциям можно отнести:
- создание и гарантирование процесса сбережения денег населению,
- ускорение и организация безопасного обращения денег населения, что позволяет ему экономить время на осуществление финансовых операций (например, при оплате жилья или при приобретении товаров или услуг безналичным способом),
- использование пластиковых карт как заменителя денежных знаков, гарантирующего их сохранность, возможность осуществления финансовых операций за границей,
- предоставление консультационных услуг (траста), позволяющих населению, неподготовленному к финансовым операциям выгодно (осознанно) распоряжаться своими накоплениями.
Характеристики возможностей российского населения к накоплению в середине 90-х годов приведены в табл.12 При этом, отмечается устойчивая тенденция к снижению накопления, однако, наметившийся выход из экономического кризиса дает надежду на прекращение падения жизненного уровня. Однако пока цифры, характеризующие доходы населения, этого не подтверждают.

Табл.12. Классификация населения по наличию сбережений
руководители специалисты рабочие
имеют сбережения 53,5 37,4 25,5
не имеют 46,5 62,5 74,5
Россия не относится к странам с классической структурой сбережения, предполагающей 20-25% - "несберегателей", 35-40 -"полусберегателей" и 30 - устойчивых сберегателей, 10% - инвесторы. Хотя все традиционные виды сбережения у нас присутствуют: долгосрочные (на покупку жилья и т.д.), краткосрочные на непредвиденные неожиданности, однако, наши сбережения - это не отражения излишка доходов, а способ "выживания".

Содержание деятельности банков

Банки призваны выполнять следующие основные операции:
- перевод денег (российский норматив предельно допустимой длительности перевода 3 дня внутри и 5 дней за границей страны).



Содержание раздела