d9e5a92d

Этапы институционализации образования

Другой сдерживающий фактор - отсутствие системы общественного контроля, оставляющего больного один на один с медициной, которая по законам рынка заинтересована не только в качественном лечении, но и в дорогом. Литва в 90-ые годы, разрешив повсеместно платную медицину, после ряда смертельных случаев, когда больному просто не была оказана помощь из-за отсутствия в клиники нужных специалистов или лекарств, в настоящее время также запретила частную практику.

Эти ограничения носят временный характер. Помере развития системы контроля, страховой медицины, они будут сняты.
Частная практика сопровождается внедрением добровольной страховой медицины. Страховые компании выбирают клиники, врачей, заключают договора на обслуживание.

Пока, по сравнению с зарубежными странами, уровень развития страховой медицины в нашей стране недостаточен.
Совершенствование государственной медицины идет по пути внедрения хозяйственного расчета. Это предполагает ряд мер. Во-первых, были рассчитаны и введены нормативы трудозатрат, по которым делается суммарная оценка всех лечебных учреждений.

Во-вторых, распределение средств осуществляется пропорционально объему затрат труда (нормативной оценке). Это дает возможность сопоставить труд всех работников, затраты всех предприятий. В-третьих, расширяется сфера коммерческого обслуживания как часть сверхплановой деятельности.

План определяется размером выделенных средств. Средства, полученные от коммерческой деятельности, идут на рост заработной платы, на совершенствование оборудования.
Выделим основные тенденции, характеризующие развитие отечественной медицины, приведенные в работе К. Муздыбаева "Динамика уровня жизни в Санкт Петербурге" СПб, 1994. Сравнивая середину и начало 90-х гг.., он отмечает снижение количества врачей (на 20%), обслуживающего персонала (на 23,8%), лечебных учреждений, особенно в сельской местности (на 9%), койко-мест (на 10,3%).

К. Муздыбаев первым обратил внимание на парадоксальную тенденцию При росте коэффициента смертности (в Россиикрайне низкая продолжительность жизни - 58 лет для мужчин и 65 лет для женщин) у нас низкий уровень заболеваемости, что вызвано самолечением, пренебрежением собственным здоровьем, недостатком средств на лекарства и т.д.
Наиболее опасными в нашей стране являются заболевания дыхательной и нервной системы, а также органов пищеварения. Сокращаются, но остаются выше, чем в цивилизованных странах, инфекционные заболевания: ветряная оспа, ОРЗ, а также кишечные инфекции. Растет детская смертность, подростковая заболеваемость.

Они на 34% больше, чем в 80-ые годы. Самыми частыми случаями смерти являются нарушения кровообращения (55%), новообразования (16-25%), несчастные случаи (10-14%). 1. Понятие воспитания, образования и культуры, различие в их социальных ролях, обоснование их принадлежности к сфере услуг
Воспитание, образование, культура - неотъемлемые элементы цивилизационного развития общества. Они являются одновременно его содержанием, предпосылкой и результатом. Характеризуя сначала лишь новую форму коммуникации внутри одной общности (например письмо, навыки речи как элемент обучения), они затем превращаются в .способ связи между поколениями, передавая и сохраняя таким образом самое ценное и значимое из созданного и приобретенного. Являясь частью науки и производства, воспитание, образование и культура, превращаются в важнейший элемент общественных производительных сил.

На современном этапе, характеризуемом как общество постмодерна, они - фактор новых качественных изменений в росте производительности труда, обеспечивая через индивидуализацию воспитания и образования преодоления отчужденности труда, роста его эффективности. При этом они - обязательное условие развития нынешнего, т.е. гражданского общества.
Признавая значимость и взаимообусловленность этих трех феноменов развития общества, их следует различать, поскольку и содержание и социальные роли у них - различны. Дадим определение каждому, исходя из логики нашего курса.
Представляется, что воспитание - это привитие личностных качеств, способности к труду, творчеству, саморазвитию. Это - умение жить и работать в коллективе, соизмеряя свои действия с интересами других.

Воспитанием занимаются с самого рождения ребенка. Наиболее эффективно это делают родные, любя и понимая его лучше других.

Обеспечить достойное воспитание каждому ребенку, таким образом, трудно, но создавать необходимые условия общества может и обязано.
Образование - часть воспитания, связанная в большей мере с профессиональной подготовленностью индивида. Оно способствует приобретению суммы знаний, необходимых для жизни и труда, привитию трудовых и квалификационных навыков.

Одной из форм образования можно считать повышение общей культуры как условие гармоничного развития личности, как фактор наращивания его творческого и производственного потенциала, как форму повышения групповой и общественной коммуникабельности.
Еще более специализированным направлением развития личности является культура. Определяя ее как выделение и сохранение для потомства лучших образцов поведения, морали, достижений в области науки, производства и искусстве, происходит качественное сужение сферы ее доступности.

Она не может носить обязательного для всех характера, предполагает определенную подготовленность, учитывая личную предрасположенность к тому или иному виду культурной деятельности. Ее развитие можно поощрять, культивируя все формы приобщенности к ней, понимая, что широкое признание общественности есть лучший стимул для творчества особо одаренных -тех, кто реально способен на новации.
Итак, воспитание, образование и культура - три части единого процесса - духовного развития личности и общества. При этой общности, их социальные роли существенно различны. Так, воспитание - способствует развитию в каждом человеке необходимых норм его самореализации и социализации.

Оно доступно каждому и направлено на каждого. Образование - организует процесс труда, как основу, но отнюдь не все богатство человеческой жизни. В силу этого, оно
желательно, но не обязательно. Можно не иметь образования, но приносить пользу обществу, любя ближнего, воспитывая детей, поддерживая порядок в обществе, гармонию в природе.

Культура еще менее доступна каждому, но зато успех. приобщенных к таинству ее создания остается на века, являясь всеобщим достоянием, передаваясь из поколения к поколению.
Признавая важнейшую социальную роль воспитания, образования и культуры, общество контролирует и организует процесс их развития и распространения. Забота о них является обязательным для любого государства, что отражено в Конституциях многих стран.

Рассматривая их как важнейшую услугу, государство способствует дополнительной мотивации ее производителей и потребителей.
Признаками, характеризующими воспитание, образование и культуру как услугу, является соучастие участников процесса духовного производства (производителей и потребителей духовных благ), неповторимость творческого акта, зависимость результата от настроения и подготовленности зрителей или учеников, равно как и от внутреннего настроя производителя услуги - учителя, актера и т.д.

Этапы институционализации образования.

Современная система образования прошла долгий путь в своем развитии, найдя наиболее эффективные формы передачи знаний и навыков, впитав в себя многообразие национальных достижений.
Она включает в себя школу, разбитую на начальную и среднюю ступень, вуз и после вузовское образование. Школьное образование это систематическое наставничество, воспитание подрастающегопоколения, передача ему необходимых для социализации и подготовки к трудовому процессу знаний и навыков. Школа - это систематическое полидисциплинарное групповое обучение вне семьи с четко выделенной ролью учителя, располагающего определенной подготовленностью. Она вышла из института подмастерьев.

Ее развитие представлено в табл.13.
Изложив в таблице кратко систему развития школы, вехи в ее институционализации, опишем этот процесс подробнее.
Итак, первый этап можно характеризовать как жреческий. В Индии, Египте, Вавилоне возникают первые школы при храмах. По мере упрощения иероглифов они становятся массовыми.

Первоначально письмо рассматривалось не как массовое знание, а как ритуал жреческой профессии. Однако оно носило публичный открытый .характер, что повышало роль школ как распространителей знания и культуры, а не только места подготовки жрецов.
Это способствовало переходу к новой методике обучения -замене индивидуального наставничества на аудиторные формы, проводимые в специальных помещениях при храмах, никогда не дома, чтобы создавать достойную атмосферу для сложнейшего труда коим является обучение. При этом последовательное обучение ремеслу заменяется параллельным изучением ряда дисциплин.

Другая черта учебного процесса этого времени - дисциплина.
2 этап. Древнегреческая и древнеримская школа Школа входит в систему семейных отношений, организуя присмотр за детьми. Сам термин Schule означает время препровождение.

Главное занятие - обучение грамоте. Школы того времени можно считать общедоступными, помня, что в них могли учится лишь свободные дети обеспеченных родителей.

Детей туда приводили рабы или педагоги. В дословном переводе с древнегреческого, педагог - это раб, приводящий детей в школу
Идея "всеобщего образования" опиралась в Древней Греции на общественный запрос воспитания гражданина. Политическое устройство государства было таково, что для нужд демократии необходимо было всеобщее знание, дающее возможность участвовать в управлении страной.

Одновременно, знание законов позволяло соблюдать и собственный интерес.
В школу принимали только мальчиков с 7 лет. Их обучали грамоте и кифаристе (кифара - музыкальный инструмент). С 13-14 летих переводились на занятия палестрой (гимнастикой), еще через два года - начиналась риторика, диалектика, литература.

С 18 лет они изучали военное дело. Риторика изучалась по кафедрам: юридической, медицинской, философской и архитектурной.
Постепенно обучение дифференцируется по 3-м уровням: элементарное, повышенное и самое высокое, где осваивается риторика. Последняя основывалась на изложении прочитанных текстов профессорами - учителями в высшей школе, работавшими за деньги.



Количество учителей и профессоров нормировалось государством. Окончательный отбор профессоров осуществляли императоры.
Страны Древнего Востока многое заимствовали из школы Древней Греции. Так, при церквях устраивались начальные школы -"мектебе".

Здесь обучали арабскому языку, текстам Корана, письму и арифметике. Средние и высшие школы, их называли "медресе", подготавливали служащих для государственного аппарата, священников и учителей для мектебе.
3 этап. Средние века
В средние века основой обучения становится церковь. При этом она не ограничивается обучением детей только для собственных нужд, а создает помимо церковных еще и приходские школы. Понятно, что неотъемлемой частью обучения в них являлось Слово Божье, но возможность получить навыки грамоты, письма и пения, доступных всем детям, - была важна.

Часто обучались даже взрослые. Материалом для чтения были рукописные книги.

Писали тогда на навощеных дощечках. .Как элемент религиозной аскезы, а также способ мотивации дисциплины - широко применялись телесные наказания.
Существовали и Соборные школы. Они были более сложными, соответствовали более глубокому уровню приобретаемого знания.

Обучали в них "7 свободным искусствам", распределенным по трем уровням. Школы на первом - преподавали грамматику, риторику, диалектику, на втором - логику, геометрию, астрономию, а на третьем - навыки изложения написанного.
В ХП в. открываются первые Университеты - светские учебные заведения, объединившие усилия местного управления, феодалов, преподавателей соборов и монастырских служащих в обучении самым высоким наукам. Тогда существовало 4 факультета (Facultas - возможность, способность): подготовительный, богословский, медицинский и юридический. Уже тогда обучение велось на двух ступенях: бакалавриате и магистратуре.

Суть занятий сводилась к чтению профессором текстов и их комментированию. Организовывались диспуты по заданной тематике. Обучение велось на латыни.

Университеты заняли промежуточное место между светской и религиозной школой, сформировав второй тип учебного заведения средневековья.
Третьим типом средневековой школы была цеховая. Организованные местными властями, они были ориентированы на освоение специальности.

При этом в начальных классах обучали грамоте, в последних - готовили к профессии.
1У этап. Новое время
Понятно, что капиталистическое производство требовало принципиально иного подхода к образованию, чем средние века.
Грамотных рабочих должно было быть много, а качество их знания должно позволять им работать с машинами, понимая их действия, уметь изготавливать изделия по чертежам и т.д. Школа стала массовой, общедоступной.

В базовые основы обучения вводились химия и физика, черчение и математика.
Производство требовало и новых массовых профессий: инженеров, химиков, транспортников, строителей зданий и мостов. Эти знания могла дать только высшая школа.

Таким образом, новое время можно считать периодом расцвета образования, памятуя о том, что не все его сферы, а лишь естественные и инженерные специальности были особо востребованы тогда обществом.
У этап. Новейшее время.
К этому периоду относятся этапы, подготавливающие образование к требованиям постиндустриального общества.. Он, во многом, характеризует современные закономерности и будет рассмотрен в соответствующем (1У) вопросе темы.

Генезис взглядов исследователей на образование.

Предмет и базовые теории социологии образования.
Истоками научной рефлексии образования являются древние философские учения. В системном виде роль образования впервые изложена Платоном (427-347 гг. до н. э.) в "Государстве" Помимо высказанной им мысли о необходимости гармонично развитой личности как цели образования, он предложил и идеальную модельсамообразования, основанную на поэтапном чередовании изучаемых предметов, рассчитанных до 35-летнего возраста.
Еще более развернутое изложения идея гармонично развитой личности нашла отражение в трудах Аристотель (384-322г.до.н.э.), в частности в "Никомаховой этике" - изложении бесед автора с его учениками. При этом, он настаивал на отказе от ранней специализации учеников, предоставляя им возможность собственного и осознанного выбора направлений своей будущей деятельности и соответственно набора изучаемых дисциплин.
Другой, уже древнеримский исследователь Марк Фалий Квинтилион (35-91 гг. н. э), предложил рассматривать риторику как обязательное условие для занятия государственных должностей. Также им было доказано преимущество индивидуального подход к ученикам, гарантирующего раскрытие их личностного потенциала через обучение. Понятно, что средние века мало что дали для теории образования в силу жесткой религиозной направленности обучения, хотя обоснование роли дисциплины как способа концентрации внимания и усилий учащихся заслуживает изучения.

Учитывая особенности нашего курса оставим его специалистам по школьной психологии.
В ХУ1-ХУП вв. были разработаны новые образовательные концепции. Так, Я.Амос Каменский (1592-1670г) - вождь демократической общины чешских богемских братьев - заложил организационные основы построения учебного процесса.

Он сформулировал принципы обучения, которые используются до сих пор: наглядность, систематичность, последовательность, посильность, прочность усвоения. Каменский ввел систему уроков, упорядочил
процесс обучения по сезону, ввел такие понятия как школьный год, каникулы, четверть, перемена. Им введены нормы продолжительности занятий: 4 часа в день в простой и 6 часов в латинской школе.
Джон Локк (1632-1702гг) обращал внимание на необходимость развития в человеке его природных задатков, в то время как Ж.Ж.Руссо и К.Гельвеций - на воспитание гражданина.
Известный средневековый педагог И.Г.Пестолоцци (17461841гг), продолжая мысли Платона и Аристотель о задачах школы в деле воспитания гармонично развитой личности, обосновал идею воспитывающего обучения как содержания школы. И. Герберт (17761841) настаивал на использовании психологии в интересах школы. В Х1Х - ХХ веке широкое распространение получила экспериментальная педагогика. Ее представители Э.Торндайк (1874-1949) и Дж.Дьюи (1859-1952) предлагали рассматривать обучение как приспособление к среде, а учебный процесс как серию проблемных ситуаций, в ходе которых через пробы и ошибки необходимо прийти правильному решению.

Результат обучения проверяется тестами. По Дьюи занятия организуются вокруг решения задач нарастающей сложности.
Основоположником науки "социология образования" можно считать Л.Ф.Уорда, согласно которому, происходящая в природе на основе естественного отбора, слепая стихийная эволюция - генезис. в обществе сменяется телезисом, формирующимся как осознанное стремление к прогрессу.
Другой классик новой науки - Э.Дюркгейм со своей работой "Социология образования". Возглавив в 1902г. кафедру социологии образования в Сорбонне, он рассматривал систему воспитания и
образования как важнейший институт, преодолевающий дезинтеграцию в обществе. Воспитание представляет для общества способом, с помощью которого дети естественным образом подготавливаются для будущей жизни, т.е. в методической социализации молодого поколения.
В известном докладе Макса Вебера Наука как призвание и профессия" содержатся важные идеи о социальной роли науки и призвании учителя. По Веберу, основой культурно-ценностного содержания образования является углубление дисциплинарного знание.
П. Сорокин в книге Социология и культурная мобильность" на примере китайской, индийской и английской школ прослеживает действие институтов образования как канала социальной вертикальной циркуляции.
П.Бурдье - руководитель исследовательской группы
Социология образования и культуры" в парижской школе социальных наук пытается анализировать внутреннее содержание образования, вводя понятие Habitus - структурированное социальное отношение, совокупность схем интеграции и интериоризации различных ролей, систему долговременных групповых и индивидуальных установок и ориентаций, функционирующих как матрица восприятия постоянных целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, стиль жизни разных социальных групп.

Любая власть, дабы стать лигитимной стремится влиять на Habitus через символичное насилие, в частности через систему образования.
Базовое понимание роли образования как предпосылки и условия постиндустриального общества предложены Ю. Хабермаом,
Несмотря на партийно-идеологическую направленность советской школы, она внесла свой заметный вклад в теорию образования, в частности через анализ и обоснование роли коллектива, см. работы А. С .Макаренко, П. П. Блотского и С. С. Шацкого. Тогда же сформировался деятельностный подход к образованию. Так, воспитание субъектов в коммуне (общности), совершенствование ими себя через познание и совместный труд описаны в работе В. В. Давыдова "Теория развивающего образования"
1У. Роль образования в обществе постмодерна.Теории Ю.Хабермаса.
Как известно, общество постмодерна предполагает принципиально иное место личности в обществе, преобладание творческого характера труда, сокращение отчужденности производителя от процесса и результатов труда. Преобразования, которые приведут к новому обществу, невозможно осуществить без изменения системы образования.

Именно оно должно помочь каждому найти "свою нишу" в обществе (общественном производстве), исходя из еповторимости психофизиологических, культурных, нравственных и других черт индивидуального характера.
При этом, реализуя на свою уникальность, человек найдет ту сферу, где его деятельность будет максимально продуктивна. Осознанность и свобода выбора изменит характер труда, повысит производительность общественного производства.

Образование станет, таким образом, новым (третьим по счету в истории) фактором,обусловившем революционную модернизацию общества, обеспечив прирост общественного богатства. На эту особенность общества постмодерна указал Ю. Хабермас.

Он констатировал возрастающее значение образования как способа достижения толерантности и пацифизма личности. Образование превращается в важнейшую социальную управленческую технологию и является способом, формирующим порядок в обществе, подготавливающим личность к действию социальных институтов
Способствуя табулированию агрессивных и частнособственнических начал, образование играет важнейшую роль, сокращая конфликты, уменьшая ненужные разрушения, препятствуя общественным потерям от коррупции и экономической преступности.



Содержание раздела