d9e5a92d

ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

Четвертый - так называемые гостиничные цепи - объединения коммерческих комплексов с целью выработки единой политики и условий функционирования. Сейчас в мире насчитывается около 100 цепей, из них 13 - крупные, обслуживающие 78% туристов.
Перечислим основные виды туристической деятельности: экскурсии, рекреационные услуги, деловой и этнический туризм и (свидание родственников), спортивный, социальный (разновидность социальной помощи или поощрений), целевой (посещение фестивалей, выставок...), религиозный, караванный (в трайлере), деревенский, фермерский, экологический, водный, стационарный (дачный).
Туризм отличает особый характер производства - сезонный. Его можно классифицировать: пригородный, внутри региональный, внутренний,
международный; по срокам, по целям.
Базовое различие понятий денег, капитал и финансы предложил К. Маркс. По его мнению, деньги это товар особого рода, главное проявление которого заключается в том, чтобы быть всеобщим эквивалентом, служить посредником при обмене. Деньги появились тогда, когда обмен (хотя и в рамках "домашнего хозяйства") стал частым, когда выявились товары, обмен которыми способствовал удовлетворению не только потребительского спроса, сколько упрощал процедуру обмена (меха, драгоценные камни, скот).

Критерием отбора товаров-эквивалентов из общей массы были его распространенность, возможность делимости и длительной сохранности.
Идеальной формой денег стали монеты: в их небольшом размеремогла заключаться большая ценность, они легко делились, хорошо хранились. Позднее в Китае появились бумажные деньги, которые авторитетом государства провозглашались равными металлическим, что подтверждается формальными доказательствами: печать, подпись министра и т.д.).
Капитал, по Марксу, это - деньги, приносящие новые путем создания прибавочной стоимость. Это- "идеологически загруженная" категория", ее суть - вскрыть отношения между владельцем средств производства (капитала) -. капиталистом и рабочими, продающему ему свою рабочую силу.

В ходе производства осуществляется два процесса : создание товаров и одновременно получение прибавочной стоимости (неоплачиваемого труда работников, который капиталист, пользуясь своими привилегиями как владелец собственности, присваивает себе). Данная категория пополняет ряд объемных денежных показателей.

В силу своего идеологического содержания она является предметом изучения политической экономии и социологии. Ее изучение в нашем курсе не предполагается.
Финансы - экономическая характеристика собственности, выраженная в стоимостной форме. Они могут оценивать личную, частную и государственную собственность. Таким образом, говоря о финансах, мы характеризуем размеры богатства личности, предприятий, государства (личные финансы, финансы предприятия и государства).

Финансы - это, как и деньги, скорее экономическая категория, чем социальная.
Финансы - денежная оценка, позволяющая сопоставлять размеры и структуру различных видов собственности. Финансы семьи,таким образом, характеризуют ее собственность.

Финансы предприятия - размер производственных фондов, стоимости готовой продукции, запасов (т.е. соотношения основных средств и оборотных фондов). Финансы государства - денежная характеристика его доходов, выраженных налогами, и расходов, включающих финансирование социальных программ, армии, органов управления и т.д.
Деньги, капитал и финансы - различные социальные институты. Они возникли в разное время и решают различные задачи. Так, деньги возникли раньше других, стали их "прародителем". Период их наибольшей значимости совпадает с началом рыночных отношений.

Капитал является основой капиталистического этапа, финансы -раскрывают отношения современного общества и производства.
П. Финансы как социальный институт.
Анализ любого социального института позволяет раскрыть его социальные функции, а также его место в системе социального управления. Сравнивая особенности действия институтов в разных странах, на разных исторических этапах, исследователи глубже проникают в их внутреннюю природу, осознают их возможности и последствия.
Как социальные институты, деньги и финансы тесно взаимосвязаны. Они дополняют друг друга, сосуществуют бок о бок. Институт денег регулирует более простые и менее обобществленные отношения, финансов - более сложные.

Так, если богатство (собственность) воплощено в простых формах (денежные накопления) и регулируются с целью его сохранения, а не увеличения, его лучше всегоопределяют понятием денег или институтом денег. В случае, когда речь идет о государственном уровне, как более сложном и многоканальном, а также когда отношения вызваны стремлением к приращению богатства, созданию в этих целей процесса производства товаров или услуг, -целесообразнее использовать понятие финансы или институт финансов. Таким образом, в современных условиях категория денег частично вытеснена финансами, как более "зрелой" и высокой по уровню обобществления богатств формы.

При этом деньги сохраняют свою роль, регулируя отношения в сфере обращения товаров и услуг.
Результатами функционирования финансов является:
1 Наличие общественного производства и собственности, т.е. интеграция каждого в национальное хозяйство через управление и выплату налогов, возможность колоссального роста производства в сжатые сроки из-за продуманного инвестирования, концентрации средств на важнейших участках,
2. Функционирование государства как социального и экономического института.
3. Организационное оформление мер по социальной защите, социальной работе (здравоохранение, образование и т.д.), страхованию (пенсии, медицинское страхование), антикризисной политике.
Являясь носителями экономических отношений, деньги выполняют следующие экономические функции. В формулировке К. Маркса это: 1. Мера стоимости (идеальная функция, позволяющая сопоставлять цены различных товаров), 2. Средство обращения (реальная - заключающаяся в признании всеми агентами рынка их необходимости), 3. Средство платежа (реальная, допускающая
разведение по срокам процесса купли и оплаты, что способствовало возникновению кредитных денег), 4. Способ накопления и образования сокровищ, 5. Мировые деньги.
Экономические функции финансов, по нашему мнению, вытекают из их природы - денежная материализация собственности (богатства). Нам представляется возможным выделение двух экономических функций.

Первая - производство (создание) богатства, вторая - распределение его. Исходя из предложенного подхода можно выявить особенность функционирования финансов (как предпосылку анализа социальных функций):
- они в равной мере отражают собственные и привлеченные денежные средства и фонды,
- выражая производственный потенциал собственника, они характеризуют вновь созданный и прошлый труд, а поэтому предполагают сочетания прав собственника и производителя на рациональное их использование (в современном обществе),
- учитывая возможность смены формы воплощения богатства (переход из денежной в производительную или товарную), они допускают концентрацию производственных фондов в минимальных по весу и объему денежных носителях стоимости.
Как "прародитель" финансовых отношений деньги традиционно характеризуют стоимостные отношения в обществе, в то время как финансы - лишь в процессе производства (правда, на всех уровнях: государственном, предприятия, семейном). Социальные функции денег целесообразно, по нашему мнению, характеризовать двумя сторонами: ролью (функциями) денег в общественной жизни и
результатом их влияния на общественную жизнь.
Они, исходя из первой стороны, - важный (наряду с нравственными целями) способ мотивации общественной и трудовой деятельности. Являясь абстрактным воплощением прав собственности, деньги опосредуют человеческие отношения, активно участвуют во властном позиционировании людей.
По результатам влияния денег на общество, как второй из названных сторон, можно выделить:
- его (общества) атомизацию и дезинтеграцию как результат рыночного обмена,
- "рационализацию поведения человека" Г.Зиммель
- подчинение моральных ценностей материальным интересам как характеристику рыночного этапа..
Что касается финансов, то, по нашему мнению, целесообразно выделять социально-экономические и социальные функции. К первым можно отнести обеспечение инвестициями инновационных процессов и производств, стабилизацию функционирования производства.

Ко вторым (социальным) - социальную политику и защиту населения, поддержку некоммерческих предприятий (спорт, культура и.т. д.).
В целом институционализация денег и финансов является малоизученной темой, особенно это касается современного периода. Учитывая, что длительное время они рассматривались лишь экономической науки, социологические аспекты их функционирования не исследовались.
Ш. Механизм денежного (финансового) регулирования.
Отражая собственные и привлеченные средства, воплощая общественные (национальные) затраты труда и имея возможность быть сконцентрированным в минимальном по объему носителе ценности, финансы как ничто другое, нуждаются в государственном (общественном) регулировании.
Особой опасностью денег и финансов является формирование на их основе финансовой и политической олигархии, контролирующей СМИ, подменяющие реальное общественное мнениефальсифицированным или купленным. Они делают возможным навязывать людям чуждую идеологию, создают условия для присвоения общественного богатства отдельными личностями, являются способом возникновения и распространения коррупции.
Осознание этих негативных свойств денег и финансов имеет длительную историю. Широко известны такие примеры регулирования денежного обращения, как ограничение норм ссудного (ростовщического) процента, публичная порка казнокрадов и недобросовестных чеканщиков (фальшивомонетчиков), требования к профессиональному лицензированию и другие.
В настоящее время мировая практика выработала систему мер по регулированию денежной и финансовой сферы. Подробно они изложены в работе "Фондовые рынки США и России", см. список рекомендованной литературы. Общие направления их таковы:
Ш создание Центральных органов контроля - Центральный банк, Федеральная резервная система, Комиссия по ценным бумагам (и биржам) и другие,


Ш ведение контроля за финансовой деятельностью предприятий,
¦ дифференцированное налогообложение,
Ш лицензирование финансовых предприятий и их работников,
Ш создание государственной системы предприятий (банков, пенсионного фонда, Госстраха как регуляторов отраслевой деятельности) и т.д.
Характеризуя российскую практику, отметим отсутствие в ней таких сегментов, как:
1. профессиональный контроль на рынке ценных бумаг, отслеживающий организаторов "пирамид",
2. контроль за инвестициями в жилищной сфере, где возможны, исходя из мирового опыта финансовые махинации,
3. двухуровневый информационный контроль, включающий проверку деятельности экспертов и государственными органами и предприятиями (аналогично реформам Ф. Рузвельта).
1У. Генезис научных взглядов на социальную роль денег ифинансов.
Выделим и коротко остановимся на основных концепциях, интересных прежде всего в социологическом плане. Первой концепцией, активно анализирующей социальную роль денег ифинансов, можно назвать монетаризм, суть которой заключается в утверждении примата денег и финансов над производством.

Сторонники ее, а это прежде всего А.Смит, Ж.Б.Сэй - видели именно в них источник богатства и национального благополучия.
Вторая концепция - меркантелизм. Ее основоположник -Жан Батист Кольбер (министр финансов при Людовике Х1У), настаивающий на твердых финансовых действиях государства как основе процветания промышленности и торговли.

Признавая в целом ее справедливость и успешность, обратим внимание на необходимость многофункциональной деятельности правительства.
Третья - финансовый (экономический) институционализм, рассматривающий деньги и финансовые организации как социальные институты. Основоположниками ее можно считать Д.Норта и О.Уильямсона (лауреатов Нобелевской премии), среди российских ученых Шаститко А.В.
Четвертая - изучение экономики государственного сектора, обосновывающего эффективность частного и государственного финансирования в пределах своих задач. Из зарубежных исследователей отметим Дж.

Стиглица, из российских - Л. Якобсона, специализирующихся на данной проблематике.
У. Валютно-финансовая сфера: понятие, структура, тенденцииразвития
Финансовая система включает большое количество разнообразных по поставленным задачам предприятий. Одна часть их принадлежит государству: Центральный банк, казначейство и т д., ихдеятельность будет рассмотрена в разделе !У.

Другая -негосударственные (частные или акционерные) финансовые компании, являющиеся независимыми агентами финансового рынка.
Главная задача финансовых предприятий - находить источник и осуществлять контроль за расходованием средств в соответствии предназначением фирмы. Итак, главное содержание, обязательно присущее деятельности любого их них - инвестирование, поэтому все они относятся к инвестиционным институтам.

Что касается, функций (направлений расходования средств), то здесь имеются принципиальные различия. Каждое из них выполняет свою цель, реализуя свою институциональную направленность.. Ею могут быть: накопление средств (инвестиционные компании), страхование(страховые фонды), пенсионное обслуживание (пенсионные фонды) или ускорение денежного обращения (банки)
Трудно переоценить значение институциональных инвесторов для экономики и социальной жизни. Для начала проанализируем понятие и роль инвестиций как обязательного условия . воспроизводства.
Инвестиции - крупные капитальные вложения в инновационное производство (в широком смысле) и крупные общественные проекты (программы). Следует отличать их от капитальных вложений -дополнительное финансирование (менее крупное) в действующие производства - и от авансирования или кредитования - любые ссуды, как физическому, так и юридическому лицу.
Инвестиции, таким образом, способствуют прогрессивному развитию, обеспечивая инновациями производстве и социальнуюполитику. Они используются как регуляторы государственной политики, являясь показателями стабильности и общественного благополучия.
Классифицируя предприятия по направлениям расходования средств (по характеру их институциональной принадлежности, зарубежные исследователи предлагают следующий его порядок, отражающий социальную значимость и сложность направлений деятельности:
* Инвестиционные компании или фонды (ИФ)
* Пенсионные фонды (ПФ),
* Страховые компании или фонды (ПФ),
* Банки,
* Валютно-финансовые биржи.
С целью наиболее полной реализации своих социальноэкономических функций, деятельность предприятий -
институциональных инвесторов жестко регламентируется. Так, ИФ организуют контроль и гарантируют процесс накопления, ПФ -пенсионное обслуживание населения, страховые компании - защиту от рисков, банки - ускоряют оборот и делают удобными денежные расчеты.
Указанный порядок, принятый в мировой науке, положен нами за основу изложения данного курса.
2.. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ
Ш. Необходимость и механизм регулирования ИФ.
1.Инвестиционные фонды (ИФ) как высший по рейтингу тип институциональных инвесторов: понятие, социальная роль, степень распространенности за рубежом,
В соответствии с общепринятым рейтингом институциональных инвесторов, ИФ являются наиболее значимыми из них и по объему средств и по сложности организации. Их роль усиливается тем, что они осуществляют функцию накопления средств населения, что рассматривается как важнейшая общественная задача.

Все инвестиционные инвесторы имеют две стороны. Первая - они аккумулируют временно свободные средства предприятий или населения и инвестируют их в производство.

Вторая - в ходе инвестирования они выполняют меры по социальной защите населения, инвестируя средства в соответствии с профилем своей деятельности.
Инвестиционные компании как особый вид ИИ, которые сочетают инвестирование с организацией накопления денежных средств населения. Особое место среди них занимают фонды.

Общим признаком фондов как типа финансовых компаний является их особая социальная направленность. Фонды могут, исходя из Гражданского Кодекса, инвестировать средства лишь в общественно значимые (крупные) проекты: новые предприятия, транспорт, социальные объекты.

Этим они участвуют в решении государственных задач, финансируя эти проекты за счет частных средств.
Социальная направленность предполагает особый, более жесткий, чем обычно контроль. Законодательными актами четко оговариваются, во-первых, направления расходования собранных у населения средств (в недвижимость, в государственные ценные бумаги, поощряется распыление инвестиционного портфеля) Во-вторых, регламентируется использование доходов (дивидендов).

Функционируя как некоммерческие организации, ИФ не могут самостоятельно (в собственных интересах) распоряжаться полученным доходом. Им запрещено более 10% доходов использовать на оплату труда сотрудников.

Они могут получать прибыль, но идти она должна на уплату дивидендов по акциям.
Учитывая социальную направленность, поощряя вклады населения, государство вводит для ИФ льготный режим налогообложения. Так, налог на прибыль выплачивается по ставке 20,2%, вместо 35.
Основные направления государственного регулирования можно свести к следующим:
- лицензирование фонда и руководителей,
- диверсификация средств фонда,
- дополнительная отчетность.
Поскольку деятельность ИФ мало известна в нашей стране опишем ее подробнее. Население, желая получить дополнительные, пусть даже и нетрудовые доходы, на те средства, которые ему в течение длительного времени не будут нужны (15 - 20 лет) покупают акции ИФ.

Практически 60% американских семей, в соответствии со статистикой, имеют такие акции. Таким образом, люди откладывают деньги, страхуясвою старость, накапливая средства на обучение детей и т.д.

При этом, получить деньги раньше оговоренного контрактом срока нельзя (при сохранении права на дивиденд), но продать по рыночному курсу можно. Те же, кто дождется срока, возвращают себе и деньги, и высокий дивиденд (40% годовых - нормальный процент для ИФ), т.е. получают весьма внушительную сумму.
Данные "РЦБ" характеризуют мировой опыт так. ИФ в 1980г аккумулировали 60 миллиардов, в 1997 - 3,7 триллионов долларов.

В 1997г. их было 6400, они объединяли средства 70 миллионов человек, т. е. 30% населения.
В Великобритании функционирует 1450 фондов. Их активы колеблются от 5 до 100 миллиардов ф.ст., их вкладчиками является 50% семей.

Во Франции - 25% семей имеют акции ИФ.

Ход становления ИФ в России,

В России ИФ пока получили мало распространения. Неудачными попытками их создания можно рассматривать ЧИФы и ПИФы - чековые фонды времен ваучеризации и паевые фонды, которые путаются создать в Москве, начиная с 1997-98гг.
Напомним, что ЧИФы по своей идее создавались для коллективного использования ваучеров: "Державный" и др. Однако они превратились в товарно-закупочные предприятия, не сумев или не захотев заниматься основной деятельностью - контролем за предприятиями, куда вкладывались ваучеры.

Сейчас о ЧИФах практически не упоминается. Хотя в 1993г. их насчитывалось около 400, реальными (соответствующими прописанным целям) были 116 в
Москве, 33 в Санкт Петербурге, 37 на Украине.
Паевые фонды - современные инвестиционные структуры -попытка воссоздать систему, аналогичную западной, что похвально, но, учитывая объективные (неопределенность экономической и политической ситуации в стране) и субъективные (отсутствие должного законодательства, гарантирующего их безопасность для вкладчиков) сложности, их надежность применительно к российской практике нуждается в проверке временем.
Тем не менее, по данным журнала РЦБ (J 15 1997г), паевые фонды Москвы обладали средствами в 10-120 миллионов (неденоминированных) руб.
Необходимость и механизм регулирования ИФ.
Как и все фонды, инвестиционные - регулируются, как указывалось выше, Гражданским Кодексом. Одновременно, они регулируются законами об "Инвестиционных фондах","Инвестиционных ценных бумагах" и "О рынке ценных бумаг".

В целом эти законы отражают поверхностное представление о конфликтах, которые могут возникнуть, что соответствует минимальному опыту их функционирования в стране.
Другая проблемы, которую пытаются решить законодатели, следует ли ограничивать минимальный размер уставного капитала фондов. Доводы в пользу минимума его в 20 миллионов деноминированных рублей оправданы, так как этим ставится барьер перед мелкими финансово ненадежными компаниями.

Однако, для большинства ИФ этот запрет преодолеть будет невозможно.
Третья проблема - допустимость разрешения банкам заниматься инвестиционной деятельностью. Это важная проблема. Мировой опыт имеет двойственный подход. Так, ряд стран, например Германия, разрешают совмещение функции, т.е. специализация институтов не обязательна, и банки могут заниматься инвестированием.

Другая группа стран, включая США, практикует законодательное закрепление за инвесторами только тех функций, ради которых они созданы. Иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом и, например, банки инвестировать не могут.
По нашему законодательству, которое рассматривается как временное, совмещение нескольких видов деятельности (инвестиции и ускорение оборота) допустимо, что соответствует немецкой модели, правда, для этого необходимо получить разрешение комиссии по Ценным бумагам.
3. СТРАХОВАНИЕ И СТРАХОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Понятие и социальная роль страхования Страхование это сложный процесс, возникающий при высоком уровне развития цивилизации, основанный на механизме взаимопомощи людей друг другу в случае несчастия, бедствия илиэкономических неудач. Пройдя ряд переходных форм, постоянно совершенствуясь, он превратился в развитый социальный институт, являющийся неотъемлемой частью современного общества.
Система страхования построена на тесной взаимосвязи социальной и экономической деятельности. Так, цель и система общественного регулирования отражают социальную сторону, а механизм расчета платежей и выплат при наступлении страхового случая, равно как и использование временно свободных денежных средств - экономическую.
Суть механизма страхования заключается в следующем: все страхователи выплачивают в положенном размере и в заданные сроки взносы, те же из них, кто попадает в ситуацию страхового случая, получают страховую сумму. Страховщик - предприятие, которое организует процесс сбора средств и выплаты компенсационных сумм.

Его деятельность и возникающий в ее ходе риск оплачиваются за счет части собранных средств (тантьеме). При этом, страховщики могут вкладывать временно свободные средства в инвестиционные проекты, что делает страховые компании одним из значимых типов институциональных инвесторов (вторым, после инвестиционных компаний, в их рейтинге по объему денежных средств и методической сложности расчетов).
Итак, страхование - социальный институт, что подтверждается
а) организованностью системы,
б) социальной направленностью,
в) постоянным совершенствованием форм и увеличением их многообразия,
г) общепризнанностью его целесообразности,
д) широкой распространенностью его услуг у населения.
К экономическим функциям страхования можно отнести:



Содержание раздела