d9e5a92d

Динамика развития сферы услуг

Исследователи 90-х годов углубляют изучение услуг сбором структурной и страноведческой статистической информации. Нельзя не отметить качество и продолжительность мониторинговых разработок мировой науки.

Исследования охватили не только развитые, но и развивающиеся страны, изучение последних оплачивается международными банками и фондами.
В качестве обобщающей работы, характеризующеі исследования 90-х годов, можно привести монографию Х.Хоуссермана и В.Зибеля (Harmut Haussermann, Walter Siebel 1995, Dienstleistungsgesellschaften). В ней, помимо других вопросов, предлагаются три модели функционирования сферы услуг в обществе: американская, шведская и немецкая.

По мнению авторов, особенности развития сферы услуг по странам можно свести к типовым моделям.
Немецкая модель характеризуется:
1. Высоким уровнем заработной платы, в том числе и в сфере услуг, что обусловливает их относительную дороговизну.
2. Склонностью населения к самообслуживанию, вследствие и традиционной привлекательности для населения домашнего труда, большой доли неработающих женщин, дороговизны услуг.
3. Большой долей производственных услуг, которые включаются статистикой в сферу производства, уменьшая этим количество занятых в сфере "чистых" потребительных услуг (см.табл.2 и 3).
Обобщая и конкретизируя сказанное, Хауссерманн и Зибель делают вывод, что сфера услуг в Германии имеет более высокий уровень механизации вследствие разделения труда, более высокие цены, меньшую склонность населения к потреблению услуг.
Табл.2: Структура и динамика занятости по отраслям

1970 1980 1990 1970 1980 1990 1970 1980 1990
Германия 9,9 6,2 4,3 57,9 54,4 52,7 32,2 39,3 43,0
США 5,2 4,6 3,4 46,5 43,7 42,2 48,3 51,9 54,3
Швеция 8,6 6,0 3,6 49,7 45,6 44,5 41,5 48,5 51,8

Шведская модель отличается:
1. Высокой долей государственных услуг (финансы, социальная политика).
2. Преобладанием коммунальных (бесплатных) услуг над частными: бесплатное образование, здравоохранение.
3. Большими налогами, сокращающими семейные доходы и создающими этим дополнительную потребность в труде женщин и относительно высокую занятость, см. табл.4.
4. значительной долей женщин в сфере услуг, см. табл.4.
Американская модель имеет следующие особенности:
1. Высокую склонность населения к услугам, объясняемую большой загруженностью на работе, необходимостью экономить время, психологической предрасположенностью к потреблению.
2. Развитость и чрезвычайное многообразие сферы услуг.
3. Индивидуальный характер производства услуг.
Отмечая эти особенности, нельзя не отметить, что российская наука не готова ни к теоретическим, ни к прикладным разработкам, характеризующим ситуацию в нашей стране. Ученые, занятые "глобальными проблемами перестройки", мало склонны рассматривать
частные вопросы, в том числе и сферу услуг.
Табл. 3: Структура трудоспособного населения по странам.
Занятые в материальном Занятые в Неработающиепроизводстве сфере услуг

---
Швеция 36,5 42,4 15,3
Германия 33,3 29,1 32,7
США 30,2 38,8 24,4
H.Haussermann,a59.
Серьезным тормозом к проведению сравнительных исследований является принципиальное различие в подходе к измерению занятости. В России ее оценивают по принадлежности предприятий к отрасли, мировая статистика - по фактической занятости, по профессии работников или их социальному статусу. Так, в мировой практике принято деление занятых на 4 группы: собственники, наемные работники, помогающие члены семей и неофициально занятые. В нашей стране такие исследования имеют место, но не в рамках государственной статистики, а в исследованиях отдельных энтузиастов.
Табл.4: Доля женщин в общей занятости по отраслям
Германия США Швеция
1970 1980 1990 1970 1980 1990 1970 1980 1990
Сельское х-во 46,8 42,9 38,0 15,8 18,2 20,1 22,1 23,8 24,8
Товарное пр-во 26,7 18,0 28,9 26,7 31,6 24,2 23,3 26,8 28,8
Сфера услуг 51,3 54,2 55,8 50,8 53,6 55,6 52,4 64,7 66,1
Обобщая теоретические выводы мировой науки по изучению производства услуг, можно заключить следующее.
Завершены как минимум два ее этапа: теоретико-аналитический и статистический. В ходе первого выявлены сущность услуги как особого продукта труда, социальная роль и экономические последствия их возрастающего производства. Второе направление создало и уже на протяжении 30-40 лет собирает статистическую информацию по мировому мониторингу структуры занятости. Наша страна, где наука финансируется недостаточно, стоит в стороне от мировых достижений.
Современный этап научных исследований заключается, во-первых, в выявлении корреляционных связей между ростом сферы услуг и факторами социального и экономического развития страны и, во-вторых, в проведении структурного анализа сферы услуг как способа более достоверного и обоснованного ее изучения.

Динамика развития сферы услуг.

Учитывая, что базовые тенденции развития сферы услуг были раскрыты в предыдущем параграфе в связи с персоналиями, ставшими пионерами в их исследовании, приведем их тезисное суммирование.
Количественный рост сферы услуг характеризуется цифрами, сведенными в нижеприведенных таблицах (табл.5).
Растет склонность населения к потреблению услуг в силу роста уровня дохода и количества свободного времени, а также как следствие деятельности средств массовой информации, навязывающих потребительские настроения. Противостоять рекламе пока удается лишь Германии, где разумность расходов является национальной чертой.
Сфера услуг активно борется за каждый доллар потребителя, выявляя все новые потребности в обслуживании и расширяя, тем самым, диапазон своих действий. Это и выгул (похороны) домашних животных, и консультирование по всем возможным проблемам, включая астрологию, имиджмейкерство и т.д.
Табл. 5: Структура занятости по секторам (в %)
Сельское хозяйство, Производственные Сфера услуг рыболовство отрасли

1970 1980 1990 1970 1980 1990 1970 1980 1990
Германия 8.6 5,3 3,4 49,3 43,7 39,8 42,0 51,0 56,8
США 4,1 3,6 2,8 34,4 30,5 26,2 61,1 63,9 70,9
Швеция 8,1 5,6 3,3 38,4 32,2 29,1 53,5 62,2 67,5

Сфера услуг активно борется за каждый доллар потребителя, выявляя все новые потребности в обслуживании и расширяя, тем самым, диапазон своих действий. Это и выгул (похороны) домашних животных, и консультирование по всем возможным проблемам, включая астрологию, имиджмейкерство и т.д.
Для сравнения мировых и российских тенденций приведем статистику, характеризующую отечественную непроизводственную сферу, см.табл.6. Она в полной мере подтверждает, что России свойственные базовые структурные сдвиги, а именно:
* занятость в непроизводственной сфере растет при сокращении занятости в производственной,
* наиболее быстро увеличилась занятость в сфере государственного управления, более медленно, но все же опережая другие отрасли - в финансах, торговле и бытовом обслуживании;
* самой многочисленной областью сферы услуг является торговля и бытовое обслуживание По статистике это - 9 миллионов человек.
Табл.6. Динамика занятости по отраслям производства в России.

Сельское хозяйство 13,9 13,7
Строительство 9,4 7,9
Транспорт 8,5 8,5
В непроизводственной сфере: торговля
и общественное питание
8,3 14,5
ЖКХ и бытовое обслуживание 4,1 5,4
Здравоохранение 5,0 7,0
Образование 7,1 9,3
Культура, физическая культура 1,4 1.8
Финансы, кредит, страхование 0,5 1.1

Анализ табл.7 показывает рост непроизводственной сферы, однако, по общему числу занятых Россия пока отстает от развитых стран, где их доля еще более высока.
2. Качественные изменения сферы услуг Перечислим современные качественные изменения, характеризующие развитие сферы услуг:
- Снижение издержек и рост экономической эффективности сферы услуг. По мере совершенствования организации сферы услуг произошло выделение и механизация труда на повторяющихся процессах, например утюжка при пошиве одежды,
подготовительные операции при пошиве обуви и т.д. Другой способ - создание специализированных предприятий, обслуживающих сферу услуг.

Они предлагают широкий спектр услуг, начиная с аренды ( лизинга) и ремонта машин, оборудования и кончая маркетинговыми или рекламными акциями.
Табл.7 Изменение доли непроизводственной сфере (в %)

занятых в производственной
1995 1998
45,1 42,7
54,9 57,3
41,3 44,4
13,8 12,9
и
- Создание механизма общественного контроля за рекламой как способе насильственного навязывания группе незащищенных потребителей (детям, больным) потребностей в услугах .Большинство стран (кроме Италии) рассматривают контроль за рекламой как составную часть деятельности общества (государства), формируя приправительственные комитеты, которые состоят из рекламистов, предпринимателей, представителей населения, государственных чиновников и объективно реагируют на жалобы населения по соответствующим вопросам.
Важное место в борьбе с потребительством как моделью поведения играет образование, которое призвано сохранять культурные традиции, воспитывать сдержанность и разумность в расходах.

ТОРГОВЛЯ

1. Понятие торговли как отрасли общественного производства;
П. Социальная роль и функции торговли;
Ш. Современные размеры и тенденции развития торговли;
IV. Особенности функционирования и регулирования торговли.
V. Типы торгового предприятия.
¦ Оптовая торговля: роль, типы предприятий, тенденции развития.
¦ Розничная торговля: типы предприятия и тенденции развития.
¦ Биржа как макроэкономический регулятор движения товарных потоков.
1. Понятие торговли как отрасли общественного производства;
Торговля это совокупность разнородных предприятий, связывающих свою деятельность с процессом организации продажи товаров. К ней относятся оптовые базы, предприятия розничной торговли, обслуживающие их транспорт и хранилища, рекламные и маркетинговые фирмы.
Торговля является кровеносной системой общества, обеспечивая население вне зависимости от места проживания всем необходимым, создавая для производителей условия для продажи товаров, ускоряя тем самым их оборот, повышая рентабельность общественного производства. Для потребителей торговля дает возможность выбора нужной продукции, получения сопутствующих услуг (доставки, ремонта), приобретения информации о товарах.
Это одна из наиболее значительных по размеру отраслей народного хозяйства. На ее долю приходилось порядка 20% предприятий (в 1984г. - 15,1% в ФРГ и 23% в Японии) и столько же работников (20,8% населения США).
Вклад торговли в экономический потенциал России можно характеризовать следующим образом, см. "Торговля в России",с.21. Удельный вес ее в ВВП увеличился с 6,1% в 1990г. до 20,3% в 1998г.



При этом основные фонды сократились с 2.7? до 1,5%, а инвестиции в отрасль увеличились с 1,9 до 2,5%.
Торговля является одним их наиболее древних видов человеческой деятельности, возникшем на заре цивилизации. Как только первобытные племена разделились на земледельческие и скотоводческие, между ними возникла необходимость в обмене продуктами труда, что привело сначала к стихийным, а затем к регулярным обменным операциям.

Историки, таким образом, оценивают длительность этого вида профессиональной деятельности в десятки тысячелетий.
Если в период варварства и дикости торговля носила случайный, практически незначимый для населения характер и, естественно, не выделилась в самостоятельный вид профессиональной деятельности, то с дальнейшим углублением разделения труда, ее роль росла, обмены становились все более регулярными, закреплялись за определенными людьми и племенами. Уже тогда началось, а затем окончательно установилось оформление торговли в самостоятельную отрасль, появились особые предприятия - торговые, особая профессия -торговый работник.

Социальная роль и функции торговли;

Огромная экономическая роль торговли как одного из источников общественного богатства была выявлена А. Смитом в его классическом труде "О причинах богатства народов". Классик политической экономии доказал необходимость закрепления за производителями (странами - производителями) того вида продукта, производство которого в его условиях наиболее эффективно (по А. Смиту, это пшеница - для Швеции, вино - для Италии).

Этим достигается рост производительности общественного труда, удешевление производства. Однако такая система производства невозможна без мировой торговли, осуществляющей обмен между товаропроизводителями различных стран.
Как сторонник меркантилистского направления в экономической мысли Смит, однако, преувеличивал роль торговли, считая ее непосредственным создателем богатства. Современные исследователи признают, что источником этой концепции являются реальные отношения, которые сложились в европейских странах в ХУП-ХУШ веках.

Те страны и профессиональные группы, которые смогли приобщиться к мировой торговли, в частности Англия (английские торговые компании) были гораздо богаче, чем те, функционирование которых связывалось с производством: сельскохозяйственным или ремесленным. Примером последних являлась Франция, уровень экономического потенциала которой в тот период оценивался гораздо ниже.

Понимание причин, однако, не означает признания правильности концепции меркантилистов.
Современная трактовка роли торговли заключается в следующем. Оная способствует, создает необходимые условия к получению дополнительного дохода, однако, сам он может создаваться только в производстве, через дифференциацию издержек при выпуске продукции в разных условиях производства.
Создание условий для роста производительности труда, равно как и обеспечение ускорения оборота общественного капитала -важнейшие экономические функции торговли. При этом, специализируясь на процессе организации продажи, она сама развивается за счет укрупнения, выделение оптовых, розничных и обслуживающих ее саму (реклама, транспорт, маркетинг) звеньев, роста квалификационного уровня работников.
Дальнейшее углубление понимания роли торговли в системе общественного производства нашло место в работах К. Маркса. Во 2-м и 3-м томах "Капитала" (анализирующих механизм расширенного воспроизводства, т.е. характер обмена результатами труда между основными группами производителей) им была убедительно доказана вторичность торговли. Логика рассуждений К. Маркса такова: торговля не производит продукта (товара), не участвует в формировании его стоимости и, поэтому, не создает прибавочного продукта. Она -вторична.

Ее функционирование и финансовое обеспечение осуществляется производителями, которые ради ускорения продажи своих товаров готовы поступиться частью прибыли, отдав ее в виде скидки с розничной цены, продавцам.
К социальным функциям торговли можно отнести:
* преодоление социального неравенства населения какпотребителя продукции;
* информационное обеспечение потребителя о качестве товаров;
* возможность релаксации;
* экономию времени потребителя за счет продуманной системы продаж;
* расширение рынка труда за счет частичной занятости, использования труда инвалидов при продаже по телефону, совмещения трудовой деятельности в условиях безмагазинной торговли и т.д.
III Современные размеры и тенденции развития торговли;
Современная мировая торговля характеризуется следующими тенденциями:
- ростом размера и значения отрасли;
- увеличением ее доходности за счет увеличения товарооборота, изменения структуры в пользу более доходных предприятий, сочетающих организацию продаж с местом релаксации населения;
- разделением труда внутри торговли: формированием специализированных фирм по оказанию рекламных, консультационных и маркетинговых услуг;
- появлением новых форм организации продажи: укрупненных торговых центров, безмагазинной торговля.
1У. Особенности функционирования и регулирования торговли.
Экономика предприятий торговли характеризуется исходя из следующей системы показателей:
* выручка от реализации готовой продукции,
* себестоимость реализации,
* валовой доход (убытки) - разница между выручкой и себестоимостью реализации,
* коммерческие расходы - издержки обращения (фактические расходы, связанные с реализацией товара, но не включающие управленческие расходы),
* прибыль - разница между доходами и расходами, включая затраты на управленческий аппарат,
* рентабельность - прибыль в сопоставлении с затратами продавца,
* кредитная задолженность - задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками,
* дебиторская задолженность - задолженность покупателям,
* текущая ликвидность - соотношение фактической величины оборотных средств и срочных обязательств (по нормативам она должна быть не меньше 200%).
Особенности финансирования вытекают из функций торговли. Основу его должны составить скидки, предоставляемые ей производителями.

При этом, там, где торговля создает дополнительные услуги (повышенное качество, удобный режим работы, возможность релаксации) она может финансироваться потребителем. Примерами такой оплаты на практике являются: более высокие цены в магазинах с 24 часовым режимом работы, в торговых Домах, работающих по принципам индивидуального (престижного) обслуживания клиентов.
Торговля имеет относительно низкие издержки, что связано сневысоким уровнем заработной платы продавцов. Последнее вытекает из особенности рынка труда торговых работников.

Малоквалифицированный труд, возможность частичной занятости, широкое вовлечение женщин в процесс продажи - факторы, способствующие снижению размеров оплаты труда..
Предпосылками для регулирования торговли являются два базовых принципа:
* вторичность роли торговли в системе общественного разделения труда. Она не создает продукта и прибавочной стоимости..

Исключение составляют те издержки - производственные или чистые, по словам Маркса, - которые включены в стоимость товара как отражение повышенных потребительных свойств: расфасовка, упаковка. Это объясняет необходимость контроля за ценами.

Источником основного финансирования торговли должен быть производитель, но никак не потребитель.
* необходимость антимонопольной деятельности государства. Оно обязано защитить население от возможного ценовогосговора торговых предприятий.

Все цивилизованные страныосуществляют ценовое регулирование путем запрещения торговых надбавок выше, соответствующего типу предприятия. По ряду товаров социального назначения применяется механизм жесткого регулирования уровня цен, предельного размера рентабельности, допустимого роста их изменений. За этими нарушениями следят как налоговые инспекции, так и специальные инспектора по ценам
Другими направлениями регулирования являются санитарно эпидемиологической контроль, деятельность общественныхорганизаций по защите прав потребителя, ассоциации (комитеты) по проверке достоверности рекламы.
Основой государственного регулирования торговли в России являются: "Закон о правах потребителя" и антимонопольное законодательство, регулирующее цены на товары и услуги предприятий - естественных монополистов.
"Закон о правах потребителя" был принят в 1993г. Его суть заключается в защите прав населения на:
* продажу товаров гарантированного качества (продажанекачест- венной продукции, даже по сниженным ценамнедопустима),
* получение информации о товаре,
* возврат некачественной продукции (с возмещением затрат на доставку) в течении определенного срока в случае скрытого брака,
* возврат ненужной - при наличие чека и в пределах контрольного срока,
* бесплатный ремонт, если обнаружатся поломки в объявленный гарантированный срок.
У. Типы торгового предприятия.
- Оптовая торговля: роль, типы предприятий, тенденции развития.
- Розничная торговля: типы предприятия и тенденции развития.
- Биржа как макроэкономический регулятор движения товарных потоков.
Деление торговлю на оптовую и розничную осуществляется по двум критериям: а) конечность продаж, б) размеры продаваемой партии. Оно свидетельствует о продолжении разделения труда, закрепившее уже в рамках торговли предприятия,специализирующиеся на отдельных функциях (хранение,складирование, непосредственное обслуживание покупателей, реклама, изучение спроса и маркетинг произведенной продукции).
Оптовые предприятия - неотъемлемая часть торговли. Мировая практика свидетельствует о том, что на одно оптовое должно приходится 4 розничных предприятий.

Сейчас в США - 2 миллиона оптовых баз и складов.
В зарубежной литературе принято выделять 4 типа оптовых предприятий Изменение их численности и динамика, а также классификация по видам деятельности приведены в табл. 8 и 9. Основной критерий качественного деления - степень ответственности оптового предприятия за процесс продажи.

Фирмы, не несущие ее, а лишь сводящие покупателя и продавца друг и другом - брокеры, их вознаграждение - незначительные комиссионные.
Табл. 8 Динамика числа различных типов предприятий оптовой торговли
1. Торговые агенты промышленных предприятий 293 383
2. Чисто оптовые предприятия 384 1020
3. Базы при розничной торговле 1239 2969
4. Агенты сферы услуг 608 2208
Оптовики, поддерживающие с производителем постоянную связь, но, продающие одновременно и товары конкурирующих фирм, а также выплачивающие производителю цену после продажи его товара -дилеры. Их особенность - знание рынка товара, специализация на определенной группе товара, наличие связей с покупателями. Их вознаграждение - выше
Самый престижный вид соглашений - дистрибьютерский договор. Он предполагает продажу оптовиком только товаров данного производителя, зависимость производителя и оптовика друг от друга и от скорости продажи, частичную материальную ответственность дистрибьютера за счет, например, предоплаты.
Табл. 9. Классификация оптовых фирм по видам деятельности (в %)

торговые брокеры 1,2 2,4 0,8
сбытовые брокеры 5,2 3,8 2,2
комиссионные организации 1,9 2,2 1,2
аукционная торговля 0,4 0,9 0,7

Столь же подробно разработана и классификация предприятий розничной торговли. Необходимость ее заключается в обосновании допустимого размера надбавок (скидок) к ценам.

В соответствии с позицией, занимаемой предприятием по классификации в Европейском мониторинге, оно получает право на скидки с цены производителя и надбавки к цене, осуществляемые дорогими магазинами за индивидуальное обслуживание.
В основу этой классификации положены:
* объем продаж,
* количество групп продаваемых товаров,
* численность сотрудников,
* торговые площади.
Основными типами предприятий розничной торговли по Европейскому мониторингу являются:
-convinient store - ограниченный ассортимент, удобный график работ (с 7 до 23 часов), основа - продукты и промышленные товары повседневного спроса (5% по числу, но очень популярны и поэтому имеют большой товарооборот);
-универмаги - более 25 продавцов, не менее 5 товарных групп, основа - промышленные товары, но могут продаваться и отдельные виды продуктов (как исключение);
-дисконтные магазины - мебель, ковры, электротовары, т.е. одна ассортиментная группа, но из-за специфики товара требуются особые условия продажи - большие торговые площади;
-крупные универмаги - Super Store - широко использующие продажу промышленных .товаров по принципам самообслуживания;



Содержание раздела