d9e5a92d

Динамичное развитие образования

Выделим и раскроем основные современные тенденции развития образования:
1. динамичный рост системы в целом,
2. дифференцированный подход к платным и бесплатным формам,
3. оптимальный подход к высшему образованию,включающий, с одной стороны, сохранение принципа платности, а, с другой - всемерную поддержку
перспективной молодежи, особенно в условиях падения престижа вузов.
4. непрерывность образования (возможность учится в любом возрасте).
Раскроем их подробнее.
1. Динамичное развитие образования, воспитания и культуры в целом является общемировой тенденцией. Оно обусловлено как усилением роли государства, так и всеобщим пониманием значимости образования как фактора, повышающего социальный и профессиональный статус личности.

По мнению западных исследователей, нормой, современным стандартом является общество, в котором на 2-х работающих приходится 1 студент.
2. Сочетание платных и бесплатных форм применительно к различным сферам образовательного процесса (возрасту личности, на которую оно нацелено: дошкольное, школьное, высшее, после вузовское).
Государство проводит четкую финансовую политику в сфере образования, используя ее для регулирования социальных процессов. Так, оно (например, в США и Японии) старается не финансировать расходы в дошкольных учреждениях, поощряя стремление родителей самостоятельно заниматься воспитанием детей.

Отказ от государственного датирования этих услуг способствует воспитанию детей до школы в семье, укрепляет внутрисемейные связи, повышает роль бабушек и родственников.
Школьное обучение, наоборот, в преобладающем большинстве стран бесплатно, что способствует высокому профессиональному потенциалу их населения. Интересен пример, характеризующий отклонение от общемировых методов - ваучерная система оплаты школьного обучения в США.

Воплощая сочетание принципов бесплатности школьного образования и поощрения частного предпринимательства, который является для Америки базовым, онапредставляет собой следующее. Правительство выделяет всем родителям право на оплату расходов на школьное обучение в пределах определенной единой для всех сумме - 6 тысяч долларов.

Они могут распоряжаться им по собственному усмотрению: сами заниматься обучением, находить более дешевую или дорогую частную школу. Ваучер выравнивает всех, лишает дешевые школы их естественных привилегий, сохраняет конкуренцию между образовательными учреждениями за доллар родителей.
Высшее образование также в большинстве стран является платным. Это - не столько дань экономии бюджета, сколько разумная политика, нацеливающая людей на ценность образования.

Оно не должно быть легко доступным каждому. Личность должна, во-первых, хотеть, а поэтому соответствовать высоким требованиям по подготовленности к его восприятию, а, во-вторых, добросовестно к нему относиться, "отрабатывая" каждый вложенный рубль затрат.
3. Расширение источников финансирования высшего образования.
Приняв за основу финансирования высшего образования платность, большинство государств стремятся расширить систему его источников. К ним относятся средства родителей студентов, их самих, спонсоров, оно может осуществляться в кредит или оплачиваться организацией по месту будущей работы. Особо одаренным студентам могут выделяться стипендии либо отдельных меценатов, либо по решению попечительского Совета Университета, либо из федеральных и муниципальных фондов.

Одновременно все государства сохраняют сеть центральных бесплатных для обучения университетов.
Перечисленные особенности характеризуют общемировые тенденции финансирования вузов. При этом ряд стран, например Швеция, имеет склонность к бесплатной системе, рассматривая ее как непременное условие гражданского равенства.
4. Другая общемировая тенденция - постоянство образование, т.е. создание условий для повышения культурно-образовательного уровня личности (любого возраста и профессии) как приоритетного способа организации досуга. Оно компенсирует относительное снижение нацеленности молодежи на получение высшего образования, что имеет место в развитых странах.

Молодые люди, стремясь к самостоятельности и видя, что бизнес без образования позволяет иметь высокие доходы, игнорируют вузы, хотя по мере взросления, вновь ощущают потребность в знаниях.
В отличие от молодежи, у старшей возрастной группы населения современных государств выявляется рост потребности в повышении уровня образования и культуры. Для этого государство финансирует курсы, организует специальные факультеты, институты для "взрослых", например заочные университеты (по примеру г. Хагена (Германия).
У1. Российская система образования: особенности ее становления, механизма и проблемы функционирования.
Российская школа берет свое начало со времен Крещения Руси с создания училищ и дворцовых школ. Так известны школы, созданные князем Владимир (началоХІв) в Киеве, Ярослава Мудрого в Новгорода (1030г.).

В них "учение книжное" преподавали учителя-греки изВизантии. Позднее появились и отечественные учителя, повторявшие традиции "7 искусств".
С 1037г. в Киеве при Софийском Соборе начинают готовить священников. В ХП-ХШ вв. сформирован круг монастырских школ: в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде.

Обучались ученики рисуя на стенах и берестяных грамотах. Грамотность была достаточно распространена, о чем свидетельствуют бытовые тексты, на найденных в раскопках берестяных грамотах.
В середине ХУ1 в. создается многоступенчатая система православного образования, подготавливающая в первую очередь священников. Различия в ступенях подготовленности основывается на базовых книгах, по которым ученики готовились.

Сначала изучали Часослов (1-ая ступень), затем - Апостола (2-ая ступень, завершала процесс обучения - Библия.
В середине ХУП века в Москве открывается греко-латинская школа при Ртишевском братстве, сходная по своим программам с европейскими университетами. Подобный центр открывается позднее в Чудовом монастыре.

К аналогичного типа учебным заведениям можно отнести Заиконоспасскую и типографскую школы. Они подготовили открытие в 1687г. словяно-греко-латинской академии, дающей как светское, так и богословское образование.
Петр 1 организовал широкую сеть светских учебных заведений: навигационную, приказную, пушкарскую и гошпитальную школу. Профессиональное обучение предполагало взаимообусловленность сословным деление.

С 1714г. обучение становилось обязательным для дворян, духовенства, посадского люда и солдат. Для последнихсоздаются цифирные школы.
В 1727 создается Академия в Петербурге и в 1755г -Университет в Москве. В 70-ые годы к ним присоединяются горное училище, медико-хирургическая академия, Академия искусств.

Статус высшего учебного заведения для дворян имели также Царскосельский и Александровский лицеи.
В 1786г. Екатерина П утвердила "Устав народного училища", согласно которому организовывалась сеть городских начальных школ, которых в ХУШв. насчитывалось около 300, в них обучалось 20 тысяч учеников, работало 720 учителей ("Социология образования", Нечаев В.Л., с.151).
Александр 1 ввел образовательный ценз как обязательное условие для занятие должности государственного служащего. Им введены аттестаты, дипломы, свидетельства - документы, подтверждающие факт окончания учебного заведения.
Реформами образования в Х1Х веке предусматривалось 3 типа школ: приходские и уездные училища, гимназии и лицеи. Усиленное образование давалось в классической гимназии. Здесь обучение занимало как правило 7 лет, после его окончания можно было поступать в высшее учебное заведение. Наряду с государственными существовали и частные учебные заведения начального типа.

В 1835г вместо университета, которому вменялось в обязанность их контролировать, эти права передаются попечительским советам. К середине Х1Х в. в России имелось 38 вузов, 7000 студентов, 900 профессоров и преподавателей.
60-ые годы - новая реформа. Ее направление - повышениемассовости обучения за счет открытия новых земских и церковноприходских школ, отказ от сословных ограничений в школе. Главным предметом остается закон божий,.

Кроме него обучали чтению церковно-славянских книг, письму,. арифметики,. церковному пению.
Среди ученых, развивавших педагогическую науку в то время можно назвать Н.И.Новикова (1744-1818) автора идеи народной педагогики, воспитания учеников на позитивных примерах, А.Н.Радищева (1749-1802) - предложившего рассматривать образование как первейшую государственную обязанность, конституционно закрепленную, Н.И.Пирогова (1810-1881) - резко выступавшего против сословного неравенства в школе., К.И.Ушинского (1824-1870) настаивавшего на нравственных основах воспитания и народности. Последний известен своей идеей о сложности учения для ребенка, требований к наглядности и доходчивости обучения.

Эти требования были учтены им в "Родном слове", которое переиздавалось 150 раз.
Накануне революции (1914-1916гг) .в России было ("Социология образования", с. 153):
Ш 72 вуза, в которых училось 120 тысяч студентов и работало 7 тыс. преподавателей.
Ш 77 тысяч образовательных школ, обучавших 5,7 млн. учащихся силами 167 тысяч учителей.
По переписи населения 1897 года грамотность в России составляла 29,6%, причем по мужчинам она оценивалась в 44,4%, а женщинам - 15,4%, в сельской местности - 24,6%. Это - одни из худших показателей по тому времени.

Для суммарной оценки развитияобразования используется норматив (процент) обучающихся на общую численность населения. Так, вот в России он составлял 3,8.

Ей уступали только такие страны как Перу (3,8), Боливия (3,0), Египет (2,3), Венесуэла (2,7).
По количеству учителей на 10 тысяч человек населения в России приходилось 9,6, в США - 56, в Великобритании - 46, во Франции - 44, в германии -27, в Японии - 25, Италии - 19.
Осознавая низкий уровень культуры, советское правительство сделало очень много для изменения общей ситуации и замалчивать эти позитивные сдвиги невозможно. Начиная с 1917г.. когда были национализированы школы, формируется единая правительственная образовательная политика, изложенная в законе "О единой трудовой школе в РСФСР" В 1918 г. было организовано специальное министерство - коммунистического просвещения (Минкомпрос) для решения названной задачи.



В школе вводятся две ступени: начальное и среднее образование в школе; оговаривается возраст для бесплатного и обязательного для каждого ребенка посещения учебного заведения (с 8 до 17 лет). Конечно, учебные заведения были идеологически ориентированы, должны были стать и стали " орудием коммунистического перерождения общества".

Однако, уже к 50-ым годам обязательное для всех (от 8 до 50 лет) получение грамотности в рамках широкой сети школ, вечерних школ и разнообразных курсов позволило сказать о полной грамотности жителей СССР.
Как этап в развитии советской школы можно назвать 60-ые гг., прервавшие принцип единой (одинаковой) для всех школы, когда для особо одаренных детей вводились школы с углубленнымпреподаванием иностранных языков или математики. Причем здесь как обязательное условие детям из рабочих семей создавались определенные преимущества при поступлении.
К середине 70-х годов Россия заняла одно из ведущих мест в мире по уровню грамотности и организации образования. На 10 тысяч человек в России было самое большое в мире количество учащихся и учителей.

В стране было 856 вузов, 4.9 миллионов студентов средних специальных учебных заведений, 4,5 миллионов учеников.
Перечисляя выдающихся советских педагогов нельзя не назвать такие фамилии как А. С. Макаренко (1888-1939), П. П. Блотский (1884-1941), С. С. Шацкий, развивающие идеи активизации учебного процесса. В. А. Сухомлинский (1918 - 1970) применил на практике гуманистический подход к обучению и образованию, уважения к ученику как личности.

Тогда же сформировался деятельностный подход к образованию, как воспитание личности в коммуне (общности), совершенствующей себя через познание, см. работу В. В. Давыдова "Теория развивающего образования".
Оценивая современные проблемы образования в России следует напомнить общеизвестное: его финансирование по остаточному принципу Это объясняет, во-первых, низкую заработную плату преподавателей или учителей (расчет размеров будет разбираться на семинарах), недостаточность средства, расходуемых на обновление фондов, научные разработки, социальные объекты. Такое положение в корне противоречит Хельсинскому соглашению, подписав которое Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе поддерживать высокий статус учителя.

Другие обязательства, диктуемыесоглашением, предполагают, во-первых, поддержание заработной платы на уровне, соответствующем оплате труда рабочего средней квалификации, т.е. намного превосходящем прожиточный минимум, во-вторых, заботу об имидже учителя как высоко престижной и значимой профессии.
Объективно оценивая факт недостаточного финансирования образования, следует исходить из логики преобразований в социальной сфере при переходе от планового к рыночному механизму управления. Понимая преимущества коммерческого образования как более конкурентно способного, построенного на интересе и ответственности его производителя, признать необходимость его повсеместного внедрения в российскую практику нельзя. Российское население не готово к этим реформам.

Оно слишком бедно, чтобы оплачивать полностью обучение детей в школе или вузе. Необходимо признать разумность современной государственной политики, поощряющей множественность форм образования: государственное, частное, смешанное, и одновременно выразить сомнение в возможности реформ, предлагаемых И.Грефом - экономическим консультантом В. Путина, по максимальному и быстрому расширению сферы платного образования.
Признав, что образование - слишком важный социальный феномен, предопределяющий развитие страны на будущее, необходимо создать условия для оптимального сочетания платных и бесплатных услуг, учитывая, с одной стороны, низкие возможности населения по оплате обучения, а с другой - стремление к новаторству коммерческих вузовских и школьных образовательных систем. Учитывая общиетрадиции России, следует оставить государственное финансирование как базовое, расширяя сферу действия платных систем.

При этом государство должно предоставить частным вузам льготы по налогообложению, аренде помещения и т.д. видя в этом источник снижения цены и роста доступности образования. При этом необходимо создавать профессиональные ассоциации контроля и лицензирования.
Одновременно и государственное образование должно преобразовываться по пути коммерциализации. Учреждениям разрешается оказывать платные услуги в рамках сверхплановой деятельности (специальных факультетов, коммерческих студентов, коммерческие услуги факультета).
Финансирование образования осуществляется либо из государственного (основные вузы страны), либо из муниципального (важные для города), либо отраслевого (например, институт торговли, транспорта и т.д.) бюджета. Законом "Об образовании" предусматривается оговоренный минимум его финансирования из государственного бюджета.

В соответствии с Законом, он должен был первоначально составлять 5%, затем норматив сократили до 3% бюджетных доходов, что никогда не исполнялось на практике.
Параллельно с реформированием системы финансирования происходит естественный прогрессивный процесс по внедрению передовых образовательных технологий, что особенно наглядно можно проследить на школьном обучении (общеобразовательные и авторские школы, гимназии, авторские предметные программы). Аналогично модернизируются образовательные процессы в колледжах, лицеях, вузах: вводится бакалавриат и магистратура, ищутся варианты
оптимизации сроков обучения по специальностям, создаются новые модели управления вузами и т.д. В разделе об образовании уже излагались особенности современного этапа цивилизации как перехода к гражданскому обществу, при котором роль индивида существенно возрастает, сам он качественно меняется - становится высоко образованным и культурным, занимающим активную гражданскую позицию. По мнению Ю. Хабермаса, духовная культура является предпосылкой и следствием этих преобразований.
Различают культуру в широком (духовная культура) и узком смысле (деятельность в рамках учреждений, занимающихся культурным обслуживанием).
Духовная культура - явление сложное и многообразное. Она передается по ряду каналов: через систему образования, воспитания и
собственно культуры. Цель ее - выявление и закрепление в социальной памяти всей совокупности духовных богатств, произведенных предшествующими поколениями: знаний, навыков, приемоворганизации труда, социальных институтов и т.д. Она способствует усилению тех черт характера индивида (склонностей, предпочтений, хабитусов по П. Бурдье, остатков по А. Парето), которые являются общественно значимыми, достойными воспроизводится будущими поколениями: трудовые устремлении, мораль, этика, эстетика и т.д. В литературе предлагаются менее конкретные определения.

Так, О. Новотный и Я Фишер (см. монографию "Экономика культуры"М.,1987) дают такое определение культуры: "это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специальной группе человеческих потребностей".
Особенностями культуры в узком смысле этого слова, т.е. как особой сферы деятельности являются: во-первых, многообразие ее форм, во-вторых, добровольный характер потребления культуры, в-третьих сочетание профессиональных и непрофессиональных (любителей) .навыков у производителей этих услуг. Опишем эти особенности подробнее.
Понятно, что многообразие форм предполагает множество направлений деятельности и способов организации предприятий культуры: изобразительное и театральное искусство, концертные или производительные (полиграфия) предприятия.
Добровольность потребления продукции сферы культуры вызвана сложностью ее конечного продукта. Трудно представить человека, который готов к восприятию всего диапазона продуктов этойсферы.

Потребление многих из них требует либо особой подготовленности к восприятию (чувство юмора), либо наличию утонченных физиологических качеств (музыкальный слух). В любом случае потребление культуры требует времени - самого большого дефицита современности, поэтому каждый выбирает тот ее вид, который ему нравится, либо не выбирает ничего.
Культура - особая деятельность, что проявляется в ее предельной притягательности для потребителей и исполнителей. Талантливые произведения, исполнители незабываемы, они вплетаются в нашу жизнь так тесно, что требуют самостоятельного их воспроизведения пусть в домашнем кругу. Общее образование, предполагающее воспитание у каждого минимальных навыков в области отдельных видов искусства, как условие более полного восприятия мира, делает грань между любителями и профессионалами менее отчетливой. Выпускник музыкальной школы, не избравший музыку в качестве основной профессии, вполне готов к домашнему (а иногда и концертному) музицированию.

Есть отдельные виды искусства, которые основаны на участие в них непрофессионалов, сохраняя этим "дыхание улицы, жизни", например бардовская песня или примитивная живопись..
Характеризуя социальные функции культуры можно выделить следующее:
Ш сохранение духовных богатств, накопленныхпредшествующими поколениями,
Ш развитие этих богатств через создание новых образцов,навеянных современными проблемами и ассоциациями.
Ш воспитание нового - творческого, тонко чувствующего, гармонично развитого человека как основы и предпосылки общества будущего.
Степень выполнения социальных функций можно проследить на примере Русского музея (С.- Петербург). Аккумулируя лучшие произведения прошлого и настоящего, музей создал коллекцию, для просмотра которой в полном объеме не хватит двух жизней. Как и все, наш музей скупает образцы лучших отечественных современных мастеров.

Этим он, с одной стороны, материально их поддерживает, а с другой, готовит будущую экспозицию, призванную охарактеризовать для будущих поколений специфику нашего времени.
Сейчас в музее выставляется лишь 1% хранящихся фондов, что полностью соответствует мировой практике. Недаром лучшие мировые музеи называют "саркофагом произведений искусства".
Наряду с постоянными экспозициями, знакомящими посетителя с основными богатствами музея, организуются временные выставки. Так, русский музей организует 40 выставок в год в своих стенах и 70 - вывозит за пределы города, организуя базу для временного обмена фондами с другими хранилищами произведений искусства.
Музеи это не только сохранность и открытый доступ к коллекциям, но и зданиям, в которых они размещаются. Отрадно отметить, что за последние 5 лет помещения музея выросли в 4 раза и располагаются ныне в 12 дворцовых комплексах.

Помимо дворцов Александра 1 и корпуса Бенуа, составляющих основу музейной экспозиции, за последнее время были включены в состав и открыты дляпосетителей - часть Михайловского дворца, Мраморный .и другие.
П. Система учреждений, связанных с передачей и сохранением достижений культуры.
Многообразие форм передачи достижений культурыпредполагает множественность классификации учреждений культуры:
- по видам деятельности (творческие: литературное творчество,
театрально-массовые представления, радио и телевидение, просветительско-культурные учреждения (музей, выставки, библиотеки); производственные подотрасли: издательская,кинематографическая, ювелирная и другие);
- по формам воздействия (массовые и индивидуально ориентированные),
- по характеру воздействия (шоу-бизнес или камерная аудитория),
- по способам финансирования (государственное,коммерческое, смешанное).
Перечислим и раскроем основные проблемы сферы культуры:
1. сокращение финансирования,
2. коммерциализация и вестернизация культуры.,
3. закрытие ряда учреждений культуры.
1. сокращение финансирования
В "Основах законодательства Российской Федерации о культуре" четко фиксируется (ст.45) минимальный предел ассигнований из госбюджета на развитие культуры.-2%, а для местных бюджетов этотминимум установлен на уровне 6%. Но эти нормативы еще ни разу не были выполнены ни на федеральном, ни на муниципальных уровнях.

Современная экономическая ситуация в России не дает оснований на прекращение этой тенденции. Надо отдать должное, что и в мировой практике не встречается таких высоких значений нормативов, .которые заложены в указанном законе. Обычный уровень финансирования составляет 1,4-1,5%
Мировой опыт показывает, что основой финансирования культуры являются спонсорские пожертвования. Это же подтверждает и российская история.

Мы с благодарностью вспоминаем известных меценатов прошлого - Третьяковых, Морозовых, Рукавишниковых. Среди известных меценатов были дворяне - Шереметьевы, Юсуповы, Барятинские и другие. Сейчас же спонсоры в большей мере тяготеют не к образцам высокого искусства, а скорее к шоу-бизнесу. Изменились и мотивы меценатства.

Как отмечает Ф.Ф.Рыбаков (в статье "Социальнокультурная сфера и рыночные отношения", см. Вестник СПбГУ, 1996, серия 5, выпуск 3. С.33) раньше среди русских меценатов преобладали патриотические и религиозные мотивы, а также стремление к социальным льготам и привилегиям. Меценатство в отдельных случаях давало право личного дворянства, поощрялось специальными правительственными наградами, например орден Св.

Владимира давали исключительно за него.
В настоящее время побудительные мотивы сводятся преимущественно либо к рекламе товарного знака, либо к созданию позитивного имиджа фирмы. По мнению уже упомянутого Ф. Ф. Рыбакова, меценатство нужно возрождать, а государство должно обэтом позаботиться.
Мировая (американская) статистика свидетельствует, что финансирование культуры распределяется примерно следующим образом: половина расходов покрывает зритель (потребитель), четверть - государство и столько же спонсоры.
2. коммерциализация и вестернизация культуры.



Содержание раздела