d9e5a92d

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

-Super Market - крупнейшие (по площади, товарообороту, количеству товарных групп) продуктовые (на 70%) магазины;
-Veriety - огромный ассортимент (основа - продукты) 100% самообслуживание, средние размеры, обеспечивающие население товарами по месту жительства;
- Торговые Дома - крупные магазины, фирменная торговля, повышенное качество обслуживания, основа - промышленные .товары.
- торговые центры сочетающие торговлю с оказанием бытовых услуг или рынками;
- церковные ларьки,
- посылочная торговля.
К новым формам организации продажи отнесятся кейеты -организованный сбор фруктов с полей. К специфическим торговые фирмам- церковные ларьки, кооперативная торговля, drug store (аптеки, совмещенные с кафе).
Наибольший объем продаж приходится на специализированные магазины (универмаги или универсамы) - более 60%, крупнейшие магазины (супермаркеты) - 12%, ярмарки ( рынки) и палатки по 5%.
К сожалению, российская статистика таких расчетов не проводит. Имеются данные о структуре продаваемых товаров в розничной торговле. Так, наибольший удельный вес составляет колбасаи колбасные изделия (12%), алкоголь (более 11%), хлеб и хлебобулочные изделия (10%), кондитерская продукция - менее 8%.

Что касается качественной оценке предприятий торговли, то статистические сведения об этом - минимальны.
.Особое место среди торговых предприятий занимают товарные биржи. Являясь посредниками движения товарных потоков в рамках одной специализации, они, осуществляя процесс купли-продажи этого вида товаров, находятся в центре информации и могут управлять им на макро уровне.
Исходя из такого понимания социально-экономической задачи биржи, можно сформулировать систему требованиям к ним:
- ограниченное количество (их не может быть много, иначе они превратятся в магазины, потеряв возможность макро регулирования),
- специализация (в США существуют мясная, сахарная и т.д.),
- высокие этические требования, запрещающие членство предприятий, нарушивших договор купли-продажи,
- престижность членства на ней для предприятий (условиями членства помимо членского взноса является два поручительства от фирм-членов, размер уставного капитала и известность предприятия в национальном масштабе), обязательство честных сделок.
Руководят биржами советы директоров, состоящие наполовину из представителей независимых предприятий-членов и
непосредственных руководителей биржи. Операции на биржи могут осуществлять лишь члены, число которых ограниченно (на Нью-Йоркской фондовой их 1469).
Различают две основные категории сотрудников на бирже:
* биржевые брокеры (сотрудники фирм-членов, исполняющие приказы клиентов своих форм на куплю-продажу партий товаров). К ним относятся:
-брокеры торгового зала, выполняющие поручения своих фирм и других клиентов,
-биржевые маклеры, выполняющие операции за свой счет;
* . специалисты (члены фондовых бирж, курирующие определенную группу товаров или регионов, также осуществляющие операции непосредственно в операционном зале, к ним относятся еще и ассоциированные члены, допускающиеся в зал, но не имеющие права участия в торгах: директора, управляющие).
Торговля на бирже представляет собой "двойной аукцион", т.е. одновременный аукцион покупателей и продавцов. Брокеры, работающие по приказу своих фирм, могут иметь 3 вида установок:
- рыночный приказ (по наиболее выгодной рыночной цене),
- лимитный (в рамках оговоренных "коридоров" цен),
- буферный - определяющий куплю-продажу, в случае, если цены выйдут за пределы установленного "коридора".
Приказы различаются по срокам (они могут даваться на день, на неделю, на месяц).
Финансирование биржи состоит из 3-х источников:
членские взносы,
отчисление (фиксированный процент) от сделки,
плата за коммерческие услуг, предоставляемые биржей.
Составной частью деятельности "западных" бирж являетсявторичный (фьючерсный) оборот. Суть его заключается в оплате вперед за товар по текущим ценам. Это - вид спекулятивной сделки, так как имеет место разрыв между актами оплаты и поставки товара, однако, вторичный рынок обоснован.

Он дает возможность покупателю оплатить товар вперед по фиксированным ценам, что особенно удобно для товаров, спрос или предложение которых подчиняется сезонным колебаниям. Например, фермеры, продав осенью товар, заинтересованы в оплате осенью бензина, необходимого при весенних посевных .
Итак, биржа это предприятие оптовой торговли, которое, выполняя операции по купле - продаже крупных партий специализированного товара, имеют возможность контролировать движения товарных потоков в национальном масштабе. Биржа позволяет привлекать новых производителей, в случае намечающегося дефицита, или искать новые направления реализации - при перепроизводстве.
Выполняя этим важнейшие макроэкономические функции, биржа, хоть и является коммерческой организацией, ориентирована не столько на получение прибыли, сколько на упорядочивание обращения товаров. Исходя из этого, биржи имеют особый механизм государственного регулирования. Их финансирование достаточно жестко оговаривается правительством, с тем, чтобы коммерческие функции не "захлестнули" макро регулирующие. Определенные ограничения накладываются на оплату труда работников.

Это делается для того, чтобы прибыль шла на увеличение оборота, нарастание материальной базы, не "проедалась". В обмен на эти "жесткости" государство снижает с бирж налог на прибыль (до 20%), уменьшает
ставку НДС.
2. БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
1. Понятие "бытового обслуживание населения", этапы его становления как отрасли услуг
2. Мировые тенденции современного развития БОН
3. Отечественные проблемы и динамика.
4. Регулирование сферы БОН.
І.Понятие "бытового обслуживание населения", этапы его становления как отрасли услуг
Бытовое обслуживание - часть непроизводственной сферы, цель которой - помощь в организации быта (перепоручение домашней работы или части трудовых затрат по самообслуживанию) сторонним людям (прислуге) или фирмам. К БОН относятся: прачечные, парикмахерские, всевозможный ремонт, отдельные виды организации отдыха и досуга, фотография, похоронное обслуживание, пошив обуви и одежды на заказ и т.д.
Предприятия БОН характеризуются рядом признаков:
- их деятельность ориентирована на помощь всамообслуживании клиентов,
- они заняты обслуживанием, т. е. выясняют пожелания клиента, согласовывают их с возможностями производства,демонстрируют ему конечный продукт, общение с клиентом рассматривается как способ его релаксации.
- индивидуальный характер потребления услуг.
БОН - одна из древнейших сфер производства, т.к. слуги (помощники по дому) появились сразу же с появлением излишков продуктов, т.е. в период дикости. Работники, занятые обслуживанием хозяина, обладали низким социальным статусом.

Они были практически бесправными (рабы и слуги), обязаны всеми доступными способами угождать хозяину. И хотя их труд был легче непосредственных производителей - крестьян и рабочих, как носители низкой квалификации, легко заменимые работники, теряющие способность "радовать глаз" по мере старения - они не были защищены ни законом, ни логикой (разумом) хозяина.
Исходя из распространения сферы БОН, характера потребления, можно выделить 3 этапа ее становления: начальный, рыночный и демократичный. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Начальный этап характеризовался чрезвычайно неравномерным потреблением услуг среди населения: одни -потребляли очень много, другие - ничего. Обслуживание по дому концентрировалось вокруг богатых людей.

Естественно, что "ублажение" хозяев превалировало над качеством (содержанием труда) самих услуг, накоплением и закреплением передового опыта.
Рыночный этап характеризовался расширением спроса на БОН. По мере роста благосостояния населения, повышения уровня образования и социальной самооценки индивидов, равно как и удешевления себестоимости услуг за счет их механизации,
автоматизации, роста разделения труда, закрепления за фирмами-производителями. В целом потребление услуг приводит к экономии общественных затрат труда, поскольку тяжелая, малопроизводительная работа по дому вытесняется механизированным трудом.
Современный (демократичный) этап характеризуется двумя тенденциями. Первая - излишнее потребление услуг. Социологи считают, что в развитых странах наблюдается избыточное потребление услуг.

В большей мере это связано с действием средств массовой информацией, рекламой, вызывающими у населения склонность к обслуживанию, отсутствующую у него ранее. Частично эту избыточную склонность к обслуживанию оправдывает возросшая напряженность жизни, необходимость в новых формах релаксации, чему и способствует БОН. Специфика человека, испытывающего нервное перенапряжение в зависимости от хозяина, покупателя, внешних условий, предполагает стремление человека самому воспользоваться правом на обслуживание.

Вторая тенденция - новая природа труда по обслуживанию дома. На место слуг (прислуги), работающей в семье длительное время, пришли работники, нанимаемые для определенных операций по дому: чистке мебели, ванн, мойке окон, уборке помещений и т.д.

Такой подход деперсонифицирован. Заказчик не знает исполнителя, он платит деньги за проделанную работу, за подбор людей, которым можно доверить квартиру. Современные исследователи отмечают рост спроса на деперсонифицированное обслуживание. Работники, осуществляющие эти работы, не испытывают проблем с занятостью.

Их труд специализирован и максимально механизирован, хорошо оплачиваем, дает определенную свободу времени.
Итак, социальная роль бытового обслуживания заключается в том, что он является способом:
* освобождения человека от монотонного и ручного труда по дому,
* повышает, таким образом, эффективности общественного труда и производства:
* экономит время для творчества, отдыха, общения с друзьями и семьей, саморазвития.
По мере перехода к массовому потреблению бытовых услуг происходит процесс социального выравнивания людей, так как эти услуги стали доступными каждому. Выбор профессии, связанной с бытовым обслуживание, является результатом их доброй воли, а не проявлением желания хозяина (как при феодализме) или невозможностью получить другую работу вследствие низкого образования (капитализм).

Мировые тенденции современного развития БОН



Современный этап характеризуется количественным ростом и качественным многообразием бытовых услуг. Эта сфера становится объектом роста разделения труда, механизации и автоматизации.
При этом, в различных странах проявляются особые тенденции, что отражает специфику ментальности, уровня благосостояния и другие факторы. Так, наибольшую развитость БОН имеет в США, где уровень дохода населения высок, доля работающих женщин велика, имеется общая склонность населения к потреблению услуг.
В Германии потребление бытовых услуг на душу населениянесколько ниже, что вызвано прежде всего их дороговизной, меньшей, чем в Америке, занятостью женщин в общественном производстве У населения преобладает разумное отношение к рекламе, умение внутренне осмыслить свои потребности, ценить свободное время и духовные ценности (общение в семье, с друзьями, саморазвитие) выше, чем материальные блага.
В Японии практически все замужние женщины не работают предпочитают не обращаться к сфере бытового обслуживания. Традиционно в обществе создавался культ разумных потребностей, порицался гедонизма и излишний вещизм

3. Отечественные проблемы и динамика.

Бытовое обслуживание - естественная почва для развития рыночных отношений. В нашей стране в условиях централизованного управления (до реформы) они сдерживались.

Предприятия-производители не были коммерчески самостоятельными, не могли сами устанавливать цены. Последние были чрезвычайно занижены, не отражали спроса на услуги. При этом низкие цены стимулировали спрос, способствовали постоянным очередях, что хотя и завышало социальный статус работников обслуживания., но сдерживало их профессиональный рост.

В целом их заработная плата была низка, но при больших чаевых (как следствие неудовлетворенного спроса) уровень дохода был достаточно высок.
Сейчас, сфера бытового обслуживания сократилась наполовину, что отражает падение жизненного уровня населения. Конечно, немыслимо платить за стрижку или обед в ресторанемесячную заработную плату, как это предлагается в России. Рост цен, пусть и оправданный, сокращает спрос. Особенно возросли цены на услуги отраслей-монополистов (ритуальные, телефон, телеграф).

В результате население пользуется только самыми необходимыми услугами: связь с родственниками, минимальный ремонт, от большинства других - отказалось. Один из отечественных исследователей К..Муздыбаев (гл. 9) приводит следующие
статистические примеры. Если в конце 80-х годах на БОН приходилось 14% дохода, то в 1993 - 2,3%.
Коммерческая свобода, рост цен способствовали расширению ассортимента услуг, особенно в сфере ремонта, индивидуального строительства домов. При этом улучшается качество обслуживания клиентов, внедряются методы доставки продукции на дом, заказ услуг по телефону и т.д.
Как позитивную тенденцию развития отечественной сферы услуг можно отметить создание новых для России отраслей: прокат автомобилей, уход за могилами, частное жилищное строительство, услуги по интерьеру домов и т. д.

Регулирование сферы БОН.

Основное направление государственного регулирования сферы БОН - "Закон о защите прав потребителя услуги". В целом эта сфера регулируется общими нормами налогообложения (35% налог на прибыль и 20,2% НДС для Санкт Петербурга, местными налогами), трудовым законодательством.
Планирование деятельности предприятий осуществляется
самостоятельно. Основные экономические показатели - товарооборот, ассортимент, прибыль, снижение себестоимости одной услуги, рентабельность.
Для оценки БОН статистические службы используют нормативные (социальные) показатели: количество услуг на 1 жителя. По этому нормативу собирается мониторинг данных, проводится сравнительный межрегиональный анализ.
3. ТУРИЗМ
1. Понятие и история становления туризма.
П. Социальные функции туризма
Ш. Современные тенденции развития туризма в мире
1 У. Российские проблемы туристического бизнеса
У. Экономика предприятий туризма.

Понятие и история становления туризма.

Термин туризм" произошел от tour" - прогулка, поездка. В широком смысле туризм включает в себя любое передвижение человека не сопровождающееся коммерческим интересом. В российском понимании преобладает узка трактовка - специально организованные маршруты по перемещению граждан, осуществляемые за свой счет либо пославшей их организации.

Таким образом, туризм это сфера услуг, которая обеспечивает потребность в активном отдыхе через организованное передвижение населения в другие страны (территории).
Туризм превратился в самый распространенный вид отдыха.
Его популярность настолько возросла, а количество фирм, занятых обслуживанием туристов так увеличилась, что потребовалось его специальное изучение, причем не просто эмпирическое (для маркетинговых целей), но и теоретическое, раскрывающее закономерности институционализации этой услуги. Сформировалась область научного знания социология туризма, освоив понятийный аппарат, занята теперь выяснением перспектив этого вида обслуживания, осознанием его социальной роли.
Назовем наиболее известные работы и авторов, исследующих социальные аспекты туризма и путешествий. Первые соображения о пользе миграций имели место у Г. Зиммеля, А. Шютца, Т. Парсонса.
К первым самостоятельным исследованиям можно отнести. Ogilvie (1933) "The Tourist movement: an economic study", London, Muttford "The tourist industry: a national and international survey" 1959, Boorstin D.G.

The image: a guide to pseudo-events in America", N.Y., 1961, Hentler H. Jugend in Urlaub, 1969, Forster J. The sociological consequences of tourism, 1964; Young G. Tourism - blessing or blight, 1973; Cohen E. The sociology of tourism: approaches, issues and findings, 1984.
Предметом этой новой отрасли социологии являются формы и условия путешествий и поездок в зависимости от различных социальных факторов. В их качестве предлагаются зависимость поездок от размера дохода, национальные и социальные предпочтения, общественная поддержка туризма. Ученые-социологи, рассматривая туризм как социальный институт, предлагают следующие этапы его становления:
* доинституциональный,
* начальный,
* массового спроса,
* современный (индивидуально ориентированный, сетевой).
Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Доинституциональный.
Перемещение с познавательными целями существовала с давних времен. Однако до начала Х1Х в. туризм сводится к случайным поездкам богатых людей при отсутствии организации.

Он мог сопутствовать торговле, лечению, поломничеству, образовательным целям, спортивным поездкам. Его характеризовало примитивность средств передвижения, вторичность путешествий как цели. Первичным был бизнес, религия и т. д.
Помимо технических возможностей передвижения туризм сдерживался продолжительностью рабочего дня. В ХУШ-Х1Х в. было 4000 рабочих часов в год, в начале ХХ - 3200, в 20-ые годы - 2000.

Ограниченность свободного времени сдерживала массовость путешествий. Сейчас тенденция сокращения рабочего дня продолжается, что крайне благоприятно для развития туризма.
2 этап. - (начальный) - Х1Х - начало ХХ в. При сохранении избранности (узости) контингента обслуживаемых сфера производства услуг расширилась. Росла его материально-техническая база, появились специальные гостиницы, транспортные маршруты. Предпосылки этих изменений лежали в возникновении паровозного и пароходного сообщения, развитии почтовой связи, роста сети дорог.

Одновременно менялись социальные условия. В Германии внедрялись отпуска для работников, повсеместно повышается уровень образования,
регламентируется продолжительность рабочего дня и недели. Однако, на тот момент туризм не был массовым, не рассматривался как вид отдыха, в качестве главной его цели по-прежнему сохранялась коммерция.
3 этап (массового спроса) охватывал 20-40-ые годы ХХ в,
вплоть до начала 2 мировой войны. Его характеризует становление индустрии туризма как форме массового отдыха. Качественно меняется цель поездок.

На смену коммерции приходит отдых и познавательный интерес. Этому способствовало удешевление транспортных услуг.

Рост нервных нагрузок, сопровождавших распространение фабричного (механизированного) производства, а также социальные конфликты (войны, забастовки, экономические кризисы и т.д.) заставилипересмотреть роль отпусков и отдыха, включив туризм в сферу общественной (государственной) политики.
По мере революционных преобразований туризм превратился в демократическую потребность, равным образом доступную каждому и желаемую каждым.
4 этап (современный, индивидуальный, сетевой), начало которого можно датировать послевоенными годами, продолжается поныне. Его характеризует возврат к индивидуальной форме организации при сохранении массового характера потребления туристических услуг и индивидуализации производства.

Туризм этого периода отличается комплексными целями Причем, если в 60-70 годы преобладало стремление использовать отдых для получения дополнительных доходов, то в 80-ые - полная релаксация, сопровождаемая гедонизмом проведения досуга.
Другими атрибутивными признаками этого этапа являются закономерности потребления (индивидуальный) и производства (сетевой) туристических услуг. Первый из них означает отказ от дешевизны как главной цели для организаторов туров.. Рост качества обслуживания, поиск новых форм, создающих условия для самореализации отдыхающих, полного удовлетворения их индивидуальных потребностей - главные признаки успешной работы современных туристических форм. Особенности сетевой организации предполагают расширение коммуникативных связей в рамках бизнеса.

На разных условиях в нее включена широкая сеть контрагенты: частные лица, владельцы ферм, пансионов, организаторы пеших проулок и т. д., организации (мелкие, средние и крупные), рассматривающие туризм основной или вторичной (сопутствующей) деятельностью.
Событийный ряд, устанавливающий вехи становления туризма, строился следующим образом. Первый tour датируется 1841г. Его инициатор англичанин Кук организовал 20-мильную поездку по железной дороге группы людей (570 человек) из общества трезвости.

Однодневный выезд на природу сопровождался минимальным завтраком (булочка с чаем), духовым оркестром. Это был первый опыт социального туризма, он естественно не имел коммерческих целей.
Первое туристическое агентство было организовано в Германии (г.Бреслау). Оно возникло в 1863г. для организации морских увеселительных поездок, дачного совместного отдыха, пеших походов С открытием чартерных рейсов между Америкой и Европой деятельность этого агентства еще больше расширилась. Первый туристический клуб в России возник в Тифлисе при кавказском
обществе естествознания в 1877г. С 1889 г. начал выпускаться журнал "Российский турист", в 1895г. возникло российское туристическое общество.

В 1914г. оно насчитывало 5 тысяч членов. В 1929г. создается "Интурист", в 1969 - Центральный совет по туризму и экскурсиям .
П. Социальные функции туризма
Итак, туризм способствует реализации следующих целей:
* дает рабочие места (5% населения занято в туризме),.
* организует отдых,
* облегчает общение между людьми и межнациональное их сближение,
* способствует активной релаксации (возврат к физической активности, к природе, смене ощущений и впечатлений),
* повышает уровень культуры и образования..
Ш. Современные тенденции развития туризма в мире Разделим современные мировые тенденции развития туризма на те, которые характеризуют изменение роли туризма в целом, и те, которые отражают внутрифирменные процессы. К первым можно отнести:
- изменение целевых установок (развлекательный туризм в 1983г составлял 20% в 1974г. - 12, спортивный - соответственно 6-7% и 3%, познавательный - 9% и 4%.).
- замена самоорганизации отдыха на коллективный, отказ от спонтанности в пользу планирования, повышения интереса к отдыху на природе и с семьей.
- "старение" туристов.
К внутриотраслевым тенденциям можно отнести:
- укорачивание маршрутов (Два коротких отпуска в год пришли на смену одному большому. Так, в 70-ые годы лишь 7% населения имели два отпуска, в 90-ые - 15%);
-. возврат к индивидуальному способу организации отдыха, но на индустриальной основе (пример, формирование групп по интересам);
- увеличение (экспансия) дальних маршрутов как потребность в смене состояний (попасть в лето зимой, из одной климата в другой);
- переход от пассивного туризма к активному.

Российские проблемы туристического бизнеса

Основными современными российскими тенденциями являются:
- рост международного туризма. В 1988г.

1 миллион человек выехало за рубеж, в 1995 - 2,6 (без учета командировок).
- малая привлекательность России для иностранного туризма. Наша страна считается опасной. Отсутствует должная реклама. Исследователи называют цифры: 30 миллионов людей желали бы посетить нашу страну, но 1,5 из них приезжают.

Туризм дает С.-Петербургу налоги, 10 туристов обеспечивают 1рабочее место.
- Российская статистика определяет масштабы туризма следующим образом. Он дает 6% ВВП, 7% капитальных вложений, в нем собирается 5% налогов (в1996г.).
- В России туризм может позволить себе 11-15% населения.
- Регулирование туризма осуществляется законом "Об основахтуристической деятельности в Р.Ф.", определяющем права и обязанности лиц и организаций, сопричастных к услугам туризма.

Экономика предприятий туризма.

Туристические фирмы делятся на туроператоров и турагентов. Первые - самостоятельно организуют туры, хотя и занимаются непосредственным обслуживанием; вторые - лишь посредники, они продают туры туроператоров.

Первые - больше по размерам и функциям (они не только продают, но обслуживают, размещают, кормят и перевозят, вторые - концентрируются на процессе продаже путевок, причем могут это делать для различных фирм.
Третий тип фирм - ассоциации, клубы, объединения, союзы, т. е. некоммерческие организации, объединившиеся для конкретных дел, не предполагая при этом терять коммерческую самостоятельность.



Содержание раздела