Если на титульном листе не размещаются все необходимые подписи, то допускается перенос их на следующую страницу. На эту же страницу переносятся и сведения с поля 6.
Список исполнителей. В список должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей (авторов работы), принимавших творческое участие в выполнении работы. Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом.
Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей.
Справа от подписей указывают (без скобок) инициалы и фамилии исполнителей и соисполнителей. Возле каждой фамилии исполнителя и соисполнителя следует в скобках указать номер раздела (подраздела) работы подготовленного по выполненному им этапу НИР, наименование организации-соисполнителя.
Если работа выполнена одним исполнителем, его фамилию и подпись помещают на титульном листе.
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материалов разделов (подразделов, пунктов).
Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов. Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа его детальную расшифровку.
Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
Список использованных источников должен содержать перечень книг, статей, различных документов, исследований других авторов и т. п., использованных при выполнении работы.
Источники следует располагать в порядке появления ссылок в тексте работы.
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих его страницах или в виде отдельной части (книги), располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение начинается с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и имеет содержательный заголовок.
Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака ), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д.
При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЯ.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на подразделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами в пределах каждого приложения, перед ними ставится буква П, например П. 1.2.3 (третий пункт второго подраздела первого приложения).
Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: Рис. П. 1.1 (первый рисунок первого приложения); Табл.
П. 1.1 (первая таблица первого приложения).
Рецензия (отзыв о научной работе) это работа, в которой критически оценивают основные положения и результаты рецензируемого исследования. Особое внимание обращают на актуальность его теоретических положений, целесообразность и оригинальность принятых методов исследования, новизну и достоверность полученных результатов, их практическую полезность.
При составлении рецензии обычно придерживаются такой последовательности:
обоснование необходимости (актуальность) темы исследования;
оценка идейного и научного содержания (основная часть рецензии), языка, стиля;
последовательность изложения результатов исследования;
оценка иллюстративного материала, объема исследований и рукописи изложения (рекомендации о сокращении или дополнении);
общие выводы; итоговая оценка исследования.
Критика рецензента должна быть принципиальной, научно обоснованной, взыскательной, но вместе с тем и доброжелательной, способствующей улучшению исследования.
Доклад или сообщение содержат краткое изложение основных научных положений автора, их практическое значение, выводы и предложения. Время доклада 10. ..20 мин, аргументация должна быть краткой и четкой.
Необходимо выделять основную идею доклада, не нужно детализировать отдельные его положения.
Не рекомендуется доклад (сообщение) читать перед аудиторией, его используют лишь для справок, чтения цитат. Эмоциональность, убежденность докладчика, его умение полемизировать обеспечивает контакт с аудиторией, внимание слушателей.
Главным в научном докладе является содержание и научная аргументация.
Выразительность и доходчивость речи при изложении доклада в большой мере зависит от темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
Докладчику необходимо следить за правильностью литературного произношения, употреблять слова в соответствии с их смыслом.
Отвечать на вопросы следует кратко, по существу, проявлять скромность в оценке своих научных результатов, выдержанность и тактичность даже в случае резких выступлений оппонентов. Самокритичность и уважительное отношение к деловой товарищеской критике важное условие устранения недостатков в исследовании.
В ряде случаев по докладу составляют тезисы, в которых кратко (12 страницы) излагают главную идею, основу доклада и необходимую аргументацию. Научный работник должен уметь выступать с кратким и четким докладом, вести научную дискуссию, убедительно аргументировать свои научные положения.
Это умение вырабатывается систематической настойчивой работой над рефератами, докладами и выступлениями перед научными коллективами.
Как публикуют работы, содержащие новые научные результаты и конкретные предложения, имеющие важное теоретическое и практическое значение? К научным печатным работам относятся монографии, брошюры, статьи.
Монография научное произведение, в котором изложен итог всестороннего исследования определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами.
В статье излагаются результаты, полученные по конкретному вопросу, имеющему определенное научное и практическое значение. Статью публикуют в научных журналах или сборниках.
Ее объем не должен превышать 810 машинописных страниц; графический или другой иллюстративный материал допускается в минимальном количестве, т. е. не более 23 рисунков.
Учебники и учебные пособия относятся к учебным изданиям. Учебник учебное издание, которое содержит систематизированное изложение определенной учебной дисциплины в соответствии с учебной программой и утверждено официальной инстанцией в качестве учебника.
Учебное пособие учебное издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и утвержденное официальной инстанцией в качестве учебного пособия.
Подготовку материалов исследования к печати необходимо проводить в такой последовательности.
Составляют план-проспект и систематизируют материал исследования, при этом строго придерживаются положения о том, что второстепенные сведения или опубликованные ранее не следует помещать в подготавливаемые издания. Затем располагают подобранный материал по главам и параграфам.
Излагают материал в научном стиле, для которого характерны ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм; строгое соблюдение научной терминологии, позволяющей в возможно краткой и экономной форме давать четкие определения и характеристики научных фактов, понятий*, процессов и явлений. Последовательное изложение принятой теоретической позиции, логичность, глубокая взаимосвязь теоретических положений, выразительность речи характерные черты научного стиля.
Все цитаты приводят по первоисточникам с указанием подлинных авторов цитат и источников.
Материалы печатают на пишущей машинке с крупным и четким очком литер, через черную ленту, на одной стороне листа бумаги формата А4 (210x97 мм) через два интервала, что обеспечивает возможность последующего редактирования и дополнения.
Поля на странице должны быть такие, как и при оформлении дипломной работы. После того как рукопись составлена, уточняют ее содержание, одновременно осуществляя тщательное редактирование. На этом этапе сокращают второстепенный или добавляют необходимый материал, определяют место в рукописи таблиц и рисунков.
При литературном редактировании работают над улучшением научного стиля произведения; перерабатывают отдельные части, формулировки фраз в целях достижения четкого изложения, проверяют орфографию и пунктуацию, устраняют архаизм, речевые штампы. Избегают частого повторения одних и тех же слов, заменяя их синонимами.
Осуществляя техническое редактирование, определяют в рукописи абзацы, указывают, какие слова и предложения необходимо выделить специальным шрифтом, проверяют правильность написания терминов, символов; значков, шифров, особенно в математических, химических и других формулах. Одновременно с этим определяют размеры иллюстраций и таблиц, правильность их оформления. После этого на машинке окончательно перепечатывают рукопись.
В машинописном тексте отмечают на полях место расположения рисунков и таблиц. Условные знаки, замеченные опечатки, формулы, фамилии иностранных авторов, которые нельзя печатать на машинке, аккуратно и разборчиво вписывают от руки черными чернилами или тушью.
При вписывании формул необходимо ясно указать, какие из символов будут набраны прописными буквами, какие строчными. Это относится к буквам одинакового начертания (8, 8, Р, р и т. д.). Их помечают особо: прописные двумя черточками снизу, строчные двумя черточками сверху. Специальными знаками выделяют показатели степени, индексы; буквы греческого алфавита обводят красными чернилами.
Все символы в формулах поясняют текстом, расположенным непосредственно под формулой. Не допускается обозначение разных величин одинаковыми буквами.
Иллюстрации должны быть ясными, четкими. Чертежи (рисунки) выполняют черной тушью на белой бумаге или кальке.
Они должны удовлетворять требованиям государственных стандартов.
Фотографии и светокопии готовят достаточно контрастными, чтобы обеспечить качественное изготовление типографских клише. Подписи должны легко читаться при заданном уменьшении.
К иллюстрациям составляют опись подрисуночных текстов, которые прилагают к машинописному тексту научной работы.
Таблицы создают наибольшие удобства при чтении текста. Помещая их в текст, автор должен четко уяснить себе, как она будет выглядеть в напечатанной книге.
Не рекомендуется составлять таблицы с большим количеством граф, так как это затрудняет размещение их в тексте.
Статья направляется в редакционную коллегию научного журнала или научно-технического сборника, а монография в научное специализированное издательство. Все материалы, рекомендуемые к печати, представляют в двух экземплярах.
1. Алабужем П.М., Геронимус В.Б., Минкевич и др. Теория подобия и размерностей. Моделирование.
М.: Высш. шк., 1968. 320 с.
2. Бглуха М.Т. Основи наукових дослiджень.
К.: Вища шк., 1997. 271 с.
3. Блехман И.И., Мышкинс А.Д., Пановка А.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подхода.
К.: Наук, думка, 1976. 270 с.
4. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Теория вероятностей и математическая статистика.
М.: Статистика, 1975. 264 с.
5. Вентпцелъ Е.С. Теория вероятностей.
М.: Наука, 1969. 432 с.
6. Галушко В.Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте.
К.: Вища шк., 1976. 232 с.
7. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1969.
400с.
8. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой.
М.: Книга, 1970. 72 с.
9. Драйпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статистика, 1973. 210 с.
10. Ермаков С.М., Михайлов ГЛ..
Курс статистического моделирования. М.: Наука, 1976. 168 с.
11. Зельдович Я.Б., Мышкинс АД.
Элементы прикладной математики. М.: Наука, 1965.
12. Капица ПЛ.
Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1977. 420 с.
13. Налимов В.В.
Теория эксперимента. М.: Наука, 1971.
218с.
14. Пустылъник Е.И.
Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. 270 с.
15. Рачков ПЛ.
Науковедение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 242 с.
16. Румшинский Л.З.
Математическая обработка результатов эксперимента. М.: Наука, 1971. 192 с.
17. Сиденко В.М., Грушко ИМ. Основы научных исследований.
Харьков: Вища шк., 1979. 200 с.
18. Чкалова О.Н.
Основы научных исследований. К.: Вища шк., 1978. 120 с.