Главное условие выживания любого общества - ускорение темпов социального прогресса, использование инвестиционных ресурсов регулирования социального пространства, современных технологий с целью достижения мира и согласия.
Основными субъектами управления в современном обществе являются политические институты, государственная власть, отдельные политические лидеры, - и от их культуры, стиля мышления и поведения, умения управлять во многом зависит социальный прогресс, уровень жизни в обществе.
Современное общество России представляет многочисленные социальные и демографические группы и национальные общности, каждая их которых состоит из определенных социальных слоев со своими социально-классовыми национальными интересами. Причем речь идет не только о сиюминутных интересах-потребностях, но и коренных - о сути государства, о способности общества создать условия для свободной жизнедеятельности и реализации духовно творческого потенциала личности.
Задача политической власти - понять эти интересы, находить пути их согласования, создавать условия для реализации интересов социальных групп и отдельных личностей, тем самым исключить социальную напряженность и дестабилизацию.
Выдвинутый в ноябре 1996 г. Правительством и закрепленный Президентом в форме Указа тезис о примирении интересов россиян - символичен как шаг на пути к пониманию сути политической деятельности и объективной необходимости согласия в обществе.
Решение этих проблем невозможно на основе лишь интуиции, собственного конкретного опыта, необходимо использование современных методов анализа текущих процессов, использования достижений в области социальной технологии, руководства и управления, прогнозирования и моделирования.
Объективно необходимым становится усиление внимания к проблемам управления, социальным технологиям, которые не просто ноу-хау, социальная инновация, а принципиально новый способ организации социальной жизни, отвечающий требованиям времени. Опыт убеждает, что выдающиеся успехи могут быть достигнуты не только за счет технических технологий, но и социальных, таких как технологии оптимизации делового сотрудничества, достижения согласия, социального сопровождения любого технического новшества, управленческого решения.
Основное внимание властных структур переносится в плоскость социальной безопасности, разрешения социальных конфликтов, их предотвращения и устранения причин, порождающих эти явления.
Социальные технологии - это комплекс мер и способов, обеспечивающих практическую реализацию социальных программ, резервов, освоение социальных ситуаций путем применения и осуществления конкретных решений. В основе социальных технологий - человеческий фактор.
Мобилизация творческих способностей человека, развитие самоуправления, укрепление межличностных контактов, и главное в них отработка механизма достижения этих результатов.
Социальных технологии независимо от их типологии, на наш взгляд, включают в себя то социальное ядро, которое можно обозначить как сотрудничество, согласие наряду с техническими новациями, механизмами и способами их реализации.
Существует ряд причин, обуславливающих использование в социальной деятельности метода построения моделей вместо прямого взаимодействия окружающего мира с социальной средой. Среди них можно выделить следующие причины: сложность социальных систем и многообразие социальных структур, невозможность проведения широкомасштабных социальных экспериментов в реальной жизни, даже когда это крайне необходимо как для изучения самих социальных процессов, так и в интересах повышения эффективности социального управления, а также для предотвращения возможных негативных социальных последствий реализуемых управленческих решений.
Этими и некоторыми другими причинами объясняется то внимание, с которым в последние годы в нашей стране и за рубежом проводятся многочисленные исследования и эксперименты по созданию и использованию моделей в социальной деятельности.
Подтверждением приведенного тезиса может служить и тот факт, что большинство современных социальных инноваций и технологий располагаются на перекрестке различных научных дисциплин и специальностей и носит системный характер.
Свойства той или иной системы во многом определяются существующими связями и отношениями между ее элементами. Социальная система - сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.
Наиболее существенное различие между системным и комплексными подходами заключается, на наш взгляд, в следующем. Системный подход ориентирован на анализ взаимосвязей элементов (подсистем), а значит, на выявление сущности и момента развития (движения) объекта исследования.
Комплексный же подход основывается на рассмотрении элементов (подсистем) как совокупности относительно обособленных факторов текущего функционирования системы в ее взаимодействии со средой, на относительной неизменчивости структуры системы, ее функций.
Поэтому системный метод можно одновременно рассматривать и как структурно-функциональный, а комплексный - прежде всего как функциональный.
Процедура исследования подразумевает поиск решения проблемы на основе наращивания (углубления) умозрительной (абстрактной) модели, при котором в каждом цикле внимание концентрируется на наиболее актуальных в данный момент связях, элементах и противоречиях.
В общем случае каждый цикл, углубляя наши знания о сущности исследуемых социальных объектов, явлений или процессов и все более тесно увязывая отдельные стороны их функционирования и развития, приближает нас к решению стоящей социальной проблемы. Циклы включают: локализацию (уточнение) проблемы с конкретизацией рассматриваемой в данный момент одной из ее сторон; формализацию и идеализацию составных частей
Проводимые преобразования прежней системы (модели) социального обеспечения в современную системно-функциональную модель социальной защиты населения находятся в стадии поиска оптимальных путей, форм, способов и методов оказания помощи нуждающимся.