Пожилые люди
В центре внимания социальных программ, касающихся престарелых, должно быть сохранение их человеческого достоинства, обеспечение самостоятельной социальной деятельности и связи с семьей. В случае необходимости и где это возможно, им следует предоставлять специальное обслуживание не только в рамках специальных учреждений.
Необходима большая осведомленность о положении престарелых и особенно тех, где исчезают традиционные системы поддержки семьи, и следует уделять больше внимания политике содействия семьям, которые содержат престарелых родственников.
В структуре демографической нагрузки населения в течение ближайших 10 лет начнут преобладать люди старше пенсионного возраста.
Становятся актуальными такие проблемы, как нормальная продолжительность трудовой жизни; обоснованность четкого разграничения между оплачиваемой работой и пенсией; метод финансирования пенсий; вид необходимых услуг; роль самих престарелых людей в удовлетворении своих потребностей; и роль престарелых людей в семье и обществе.
Адресная социальная поддержка граждан,уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции, и членов их семей
Одним из важных направлений социальной защиты является усиление адресной социальной поддержки лиц, уволенных с военной службы в запас или в отставку, проходивших службу в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, вынужденно проживающих в гарнизонах, оставленных войсками, инвалидов военной травмы, ветеранов боевых действий на территории других государств, пострадавших при наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, членов семей погибших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и налоговой полиции.
Основными направлениями работы с военнослужащими, уволенными с военной службы, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции и членами их семей, будут ускоренная переподготовка для новой работы, обеспечение занятости, предоставление им жилья. В полной мере следует использовать их профессиональный потенциал для предупреждения правонарушений среди подростков и молодежи.
В целях оказания социальной поддержки указанной категории граждан необходимо сформировать целевые программы содействия переподготовке и профессиональной адаптации уволенных с военной службы.
Приоритетным направлением будет социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированное отделение социальной помощи на дому и др.), как более эффективных с социальной и экономической точек зрения по сравнению с развитием стационарных видов помощи.
Важным направлением деятельности остается социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий, безнадзорных детей.
Социальная защита пожилых граждан
Процесс старения общества - это и экономическая, и социально-нравственная проблема. Обеспечение в полном объеме реализации гарантий, предусмотренных федеральными и окружными законами О ветеранах, О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, Об основах социального обслуживания населения - важнейшие направления в социальной защите.
В постоянном совершенствовании нуждаются порядок и условия оплаты дополнительных социальных услуг, предоставляемых в учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с учетом уровней их доходов.
С целью комплексного решения проблем социальной защиты пожилых граждан необходима разработка концепции Старшее поколение.
Потребность граждан пожилого возраста в надомном обслуживании будет возрастать и это потребует открытия дополнительных служб срочной социальной помощи и расширения сети специализированных отделений социальной помощи на дому, социально-реабилитационных отделений, специальных жилых домов для престарелых.
Социальная защита инвалидов
В соответствии с Федеральным законом о социальной защите инвалидов в РФ и в рамках реализации окружных законодательных актов, федеральной и окружной комплексных программ деятельность органов власти и социальных служб направлена на интеграцию инвалидов в общество и создание условий для обеспечения им равных с другими гражданами возможностями во всех сферах жизни.
С целью дальнейшего совершенствования этой деятельности предусматривается:
*сформировать систему медико-социальной экспертизы, разработать новые критерии по определению инвалидности и нуждаемости этих граждан в том или ином комплексе мер социальной защиты, стандарты услуг для учреждений различного уровня и порядок лицензирования их деятельности;
*создать государственную систему реабилитации инвалидов, разработать модели интеграции инвалидов в общество, сформировать сеть принципиально новых реабилитационных учреждений, внедрить в федеральные (отраслевые) окружные и реабилитационные стандарты;
*создать государственные службы реабилитации инвалидов и медико-социальные экспертизы инвалидности.
Социальная защита семьи и детей
Социальная защита семьи и детей должно осуществляться в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей). Основными направлениями государственной семейной политики и нормативно-законодательными окружными актами.
Необходимо продолжение работы по усилению правовой защиты детства и семьи, обеспечению безопасного материнства и охраны здоровья детей, улучшению воспитания, образования и развития детей, усилению помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах.
В основу работы следует взять федеральные целевые программы Дети-инвалиды, Дети-сироты, Планирование семьи, Дети Чернобыля, Дети Севера, Развитие индустрии детского питания, а также реализацию целевых программ Одаренные дети, Организация летнего отдыха детей, Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Следует продолжать деятельность совместно с другими государственными организациями по развитию детских оздоровительных учреждений различных форм собственности, учреждений социального обслуживания семьи и детей с целью оказания широкого спектра социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной ситуации.
Целесообразно усилить правовое обоснование социального обслуживания семьи и детей, государственной поддержки детского и семейного отдыха, профилактики безнадзорности и правонарушений детей и др.
Социальные пособия , компенсационные выплаты
В предстоящие 5-10 лет сохранит свою роль, но должна совершенствоваться действующая система выплат пособий, компенсаций и предоставления льгот семьям с детьми и механизм реализации государственных гарантий по оказанию социальной поддержки детям, семьям с детьми и другим категориям граждан.
Социальная политика в этой области должна быть направлена на:
*поддержание уровня жизни и усиление социальной защищенности семей с детьми, в том числе путем сближения размеров пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с утраченным заработком, усиление страховых принципов его предоставления;
*обеспечение полного и своевременного финансирования государственных пособий с целевым выделением государственных средств.
При этом целесообразно осуществить ряд мер по дальнейшему развитию законодательной, нормативной, материально-технической, финансовой, кадровой, научной и информационной составляющих системы социальной защиты, расширению видов и числа учреждений и предприятий отрасли соответствующим увеличением расходов на реализацию социальных гарантий для нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения.
Практика подтверждает необходимость заключения договоров о разграничении полномочий и предметов ведения по вопросам социальной защиты в округе и Федерации.
Настоящая концепция может использоваться как основа бюджетных заявок на соответствующих уровнях финансирования и базой для разработок комплексных программ социальной защиты в регионах округа.
Пенсионное обеспечение
При работе с пенсионерами (а их в округе 164 838 человек) необходимо учитывать, что развитие пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе концепции пенсионной реформы, утвержденной новым Правительством РФ, которая предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением основных пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. В настоящее время 33% пенсионеров вынуждены работать, так как размеры пенсии очень низкие.
В перспективе основой государственного пенсионного обеспечения будет являться стаж трудовой деятельности, продолжительность выплат страховых пенсионных взносов, размер заработной платы с которой уплачивались эти взносы. Лицам, не имеющим трудового стажа и соответственно не платившим страховых пенсионных взносов буду выплачиваться базовые социальные пенсии за счет бюджетных источников.
Получит широкое развитие дополнительное пенсионное обеспечение из негосударственных пенсионных фондов.
Принятый в 1997 г. окружной Закон О деятельности негосударственных пенсионных фондов содержит все основные положения, принципы, дирекции и раскрывает характер отношений с государственной пенсионной системой. Льготное пенсионное обеспечение постепенно необходимо перевести в сферу дополнительных и профессиональных пенсионных систем, предусматривающих компенсации за особые условия труда в условиях Севера или определенной профессии.
Пенсионная реформа призвана адаптировать пенсионную систему к развивающимся в стране рыночным отношениям, создать заинтересованность у активной части населения в уплате страховых взносов, а задача государственных органов власти - установить зависимость размера назначаемой пенсии от внесенного ранее вклада каждого в пенсионную систему.
Реализация этих мероприятий позволит повысить уровень гарантий прав работающего населения на государственную пенсию в будущем и ее более высокий размер, а также улучшить финансовое положение пенсионной системы.
С принятием нового пенсионного закона, будут конкретизированы и юридически оформлены основные положения пенсионной реформы, определены сроки введения в действие отдельных положений закона, а также начнется поэтапная их реализация с учетом состояния экономики, степени психологической подготовленности населения к изменению ряда существовавших ранее норм.