d9e5a92d

Сафронова В. М. - РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Поиск наиболее эффективных путей решения социальных проблем определяет деятельность как научных, учебно-методических подразделений высших учебных заведений, так и руководителей - практиков различных регионов Российской Федерации.
Представленные материалы могут быть использованы в учебном процессе при проведении научных исследований и в конкретной социальной практике.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная ситуация как в целом в стране, так и в большинстве ее регионов остается сложной, полной острых проблем и противоречий. Ее позитивное разрешение приобретает политический характер, от уровня социальной защищенности зависит стабильность общества, его безопасность.

Эта задача встает перед всеми государственными и общественными структурами.
Местные органы власти призваны играть в условиях социально-экономической нестабильности особо важную роль, т.к. именно они тесно связаны с практикой, с нуждами населения, располагают наиболее конкретной информацией, знаниями о потребностях и возможностях в социальной сфере.
Оценка деятельности местных органов власти может быть выражена через комплексный критерий уровня и качества жизни населения, включающий в себя такие понятия и показатели, как здоровье, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, отдых и свободное время, права человека. Оптимизация деятельности предполагает постоянный анализ данных показателей, выработку концепции развития, принятие мер, использование современных методов управления, социальных технологий для постоянного повышения уровня и качества жизни населения.
Разработка социальных программ, модели комплексного социального обслуживания, их апробация позволяют выверять экономические цели и их соотнесенность с социальной справедливостью и социальными гарантиями. Рассогласование их ведет к неразрешимости экономических задач и обострению социальных проблем.
Совершенствование деятельности местных органов власти предполагает в качестве непременного условия опору на методологический принцип единства теории и практики, когда концепции, взгляды выверяются практикой, а сама практика, будучи подвергнута систематическому анализу и изучению, может обогащать теоретические представления. И лишь их союз может быть плодотворен и эффективен и в экономической, и в социальной сферах.

Необходим компромисс между социальной необходимостью и разумной достаточностью в расширении функций, с разработкой и внедрением новых подходов к организации социальной защиты.
В этих условиях объективно обусловлено повышение роли местных территориальных органов власти, максимально приближенных к населению, что упрощает и облегчает учет нужд и многообразных потребностей групп и конкретных людей, их практическое удовлетворение.
Главной задачей местных органов власти является разработка и совершенствование моделей функционирования отрасли. А устойчивое функционирование системы социальной защиты населения возможно при последовательном осуществлении следующих ключевых, базовых принципов.
Экономическое и социальное развитие - два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса. Учитывая сложность, неординарность, новизну и актуальность вопросов развития социальных служб, многообразие социально-демографических, этнических и иных местных особенностей различных регионов, особо важное значение в деятельности местных органов власти принадлежит оперативной разработке различных моделей как конкретных социальных служб, так и информационных, финансовых, организационно-структурных моделей управления системой социальной защиты населения на разных уровнях, моделей взаимодействия федерального и регионального уровней. С целью оптимизации процесса разработки, апробации и внедрения новых социальных и информационных технологий, методик, стандартов социального обслуживания начата отработка моделей работы учреждений социального обслуживания на базе опорно-экспериментальных учреждений.

4-х летняя экспериментальная их апробация в Ханты-Мансийском округе подтверждает это.

Наряду с этим необходим поиск оптимальных структур и моделей управления региональными системами социальной защиты, внедрение в практику управленческой деятельности передовых технологий, проектов, моделей решения социальных проблем, уже применяемых в отдельных субъектах Российской Федерации или за рубежом. Известен опыт разработки региональных моделей г. Москвы, Ямало-Ненецкого АО, г. Норильска, Астраханской области и ряд других.

Анализ накопленного опыта, теоретические исследования позволяют вычленить ряд методологических и технологических принципов управленческой деятельности с учетом федеральных и региональных аспектов. В их числе:
*обязательная, оперативная и регулярная обратная связь, мониторинг эффективности и действенности любых принимаемых решений в области социальной защиты и социальной политики в целом;
*внедрение в практику принятия новых законопроектов, современных управленческих решений на всех уровнях, проведение социально-экономической экспертизы, прогнозирования социального эффекта и социальных последствий данных решений;
*взаимосвязь с целями социальной и экономической политики государства;
*развитие социальной инфраструктуры, включая систему органов социального обслуживания населения в регионах. Эти меры являются одним из основных условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей граждан, способствует созданию рабочих мест, прежде всего, для женщин;
*гарантированность социальных прав граждан, социальная справедливость и гуманистический характер социальной защиты;
*научная обоснованность принимаемых законов и управленческих решений, а также применяемых нормативов и стандартов;
*всеобщность в сочетании с адресной дифференцированной социальной помощью и поддержкой различных групп населения, на основе учета интересов конкретной семьи, каждого нуждающегося в защите гражданина;
*отработка и внедрение перспективных форм социального обслуживания, применение современных технологий, прогрессивных форм социального обслуживания, применение современных средств автоматизации, программных средств;
*кооперация, межведомственное взаимодействие, разграничение полномочий и компетенции всех ветвей и уровней государственной власти, взаимодействие с органами местного самоуправления, религиозными, негосударственными общественными, в т.ч. благотворительными, организациями и движениями;
*проведение территориально-дифференцированной политики социальной защиты;
*преемственность, сохранение средств, форм и методов социальной защиты, доказавших свою эффективность в предыдущий период. Социальная защита должна быть разумно консервативной;
*эффективное использование средств бюджетов всех уровней, направляемых на социальную защиту населения;
*динамизм и гибкость системы социальной защиты. Она должна функционировать с учетом быстро меняющейся социально-экономической ситуации, с принятием своевременных мер, носящих упреждающий характер, направленных на решение не только уже существующих и выявившихся социальных проблем, но и предупреждение потенциально возможного негативного развития ситуации.
*Принятие закона "Об основах государственной политики" как на федеральном уровне, так и в отдельных субъектах Российской Федерации будет способствовать и реализации механизма социальной политики, и статуса социальной защиты населения.
Эффективную социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях социальной защиты, специалистов по социальной реабилитации населения, по демографии, социологии, психологии, юриспруденции, экономики, планированию, социальному обслуживанию, социальных работников.
Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальной задачей становится повышение статуса социального работника, координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов по социальной работе. Учитывая происходящее ухудшение в области социальной защиты населения на многих территориях России, все более настоятельной становится необходимость проводить на всех уровнях прогнозные расчеты, определить на среднесрочный и последующий период потребность в специалистах, особенно для новых типов социальных учреждений.
Это, в свою очередь, непосредственно зависит от статуса руководителя территориального органа социальной защиты населения и заместителя главы администрации, отвечающего за социальные вопросы. За социальную политику должен отвечать первый заместитель руководителя любого уровня управления (на федеральном уровне этот вопрос уже решен положительно).

Назревшим вопросом является создание в составе территориальных органов социальной защиты мощных аналитических структур, занимающихся комплексным анализом, моделированием системы социальной защиты и прогнозированием социального развития.

Данные подразделения должны стать главным помощником администрации в выработке стратегии социально-экономического развития региона.
Более чем десятилетний опыт перестройки обязывает отойти от констатирующих исследований к разработке методологии завершенных социальных технологий, комплексному решению социальных проблем населения. Принципиальное значение в этой связи имеет формирование новых методологических основ социальной защиты населения.
Любому важному решению в сфере социальной деятельности должно предшествовать моделирование конкретной социальной ситуации с последующим прогнозированием всех наиболее вероятных направлений ее трансформации в будущем, выявление основных и сопутствующих социальных и иных последствий реализации данного решения (как положительных, так и негативных). Использование методов моделирования, проектно-прогнозных программ, позволяет получить наиболее достоверные и конкретные данные о состоянии и основных тенденциях развития изучаемого социального явления, процесса или объекта.
Важной особенностью модели социальной деятельности является то, что ее основные структурные элементы могут быть достаточно легко и с минимальными затратами времени адаптированы к местным условиям региона, области, района или города. Использование при этом принципа системности позволит свести все местные варианты моделей социальной деятельности в единую социальную систему, сохранив при этом известную самостоятельность и самобытность каждой из них.



Такой подход отвечает сложившимся в последние годы тенденциям расширения полномочий местного самоуправления на всей территории России.
Рассматривая систему социальной деятельности как составную часть более крупной социальной системы, имеющей аналоговые внутриэлементные связи и функции, можно выработать некоторые универсальные системно-функциональные подходы для решения тех или иных социальных проблем. В ряде случаев варианты таких подходов адекватны пониманию современных технологий.
К числу новых социальных технологий можно отнести системно-функциональный подход к моделированию, прогнозированию и принятию социального управленческого решения в деятельности местных органов власти. Данная технология позволяет разработать общий алгоритм социальных действий, начиная с момента выявления социальной проблемы или получения соответствующего решения и началом его реализации.
Предложенные рекомендации, являясь определенным итогом исследований, не исчерпывают всей сущности проблемы моделирования, в социальной сфере использования современных технологий, но они могут быть полезными управленческому аппарату органов социальной защиты населения, практическим работникам и стать определенным стимулом в поисках самостоятельного творческого решения социальных задач.



Содержание раздела