d9e5a92d

Оценка эффективности работы социальных служб

Анкетой задавался вопрос о готовности оказания услуг соседям по дому (48). В целом, степень такой готовности можно оценить как невысокую.

Около 15% опрошенных выразили готовность бесплатно осуществлять присмотр за детьми и покупку продуктов. Желание помочь в уборке квартиры, ремонте электроприборов, стирке, других бытовых проблемах выразило незначительное число опрошенных: от 3 до 8%.

При этом форма помощи (бесплатно или за плату) существенного влияния на результаты не оказала. Интересно, что среди пенсионеров готовность оказывать платные услуги соседям по дому высказали лишь 1-2% опрошенных, т.е. подобная деятельность как дополнительный источник дохода не рассматривается.
Вместе с тем, многие жители округа психологически настроены на расширение контактов. Отвечая на вопрос: В каких мероприятиях, проводимых в муниципальном округе, вы бы с удовольствием приняли участие? респонденты называют такие коллективные акции как озеленение территорий, спортивные соревнования, субботники по благоустройству, разного рода праздники и народные гуляния.
С целью более дифференцированного анализа причин беспокойства, связанного с воспитанием детей были предложены следующие варианты ответов:
-состояние здоровья;
-учеба в школе;
-наличие вредных привычек;
-будущее трудоустройство;
-поступление в ВУЗ, техникум.
Вне зависимости от уровня обеспеченности семей наибольшую озабоченность вызывают здоровье и трудоустройство детей. Показательно, что для большинства опрошенных родителей учеба детей, а также наличие у них вредных привычек не являются факторами беспокойства.
При оценке общего психологического настроя и ощущения комфортности жизни важно учесть ответы на 18 вопрос анкеты: Как бы вы описали свой дом, двор, микрорайон?
При характеристике дома у опрошенных преобладают определения, имеющие положительную эмоциональную окраску: светлый, свой, порядок, уютный, удовлетворенность.
В оценке двора, в основном, тоже используются положительные термины, однако около трети анкетируемых применяют определение неуютный, хаос, а 27% двор внушает беспокойство. Описание микрорайона имеет примерно такой же характер.
Необходимо отметить, что в разрезе различных социально-профессиональных групп эти оценки существенно разнятся. У военнослужащих при оценке микрорайона преобладают негативные характеристики, более 63% из них заявили, что двор внушает им беспокойство.

Между тем, учащиеся используют в своих описаниях исключительно положительные термины. Домохозяйки значительно выше оценивают состояние микрорайона, чем собственного двора.

Рабочие при описании дома, двора и микрорайона в равной степени используют понятие хаос, беспокойство.
Обобщая ответы на указанные вопросы, необходимо подчеркнуть, что несмотря на значительные трудности, отмеченные респондентами, 62% их полностью или частично удовлетворены своей жизнью. Такое положение можно обозначить как социальную толерантность (терпимость).

Оценка эффективности работы социальных служб


Восприятие качества уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и разного рода услуг.
Для оценки деятельности этих учреждений в анкетах во всех случаях использована 4-бальная система.
Анализ работы магазинов показывает, что только 53% опрошенных довольны вполне, 38.3 - не вполне довольны, 43% - недовольны.
Малообеспеченные слои высказывают недовольство работой магазинов в два раза чаще, чем вполне обеспеченные. Среди социальных групп набольшее число претензий к магазинам высказали пенсионеры.
Еще менее удовлетворены жители округа работой городского транспорта: вполне довольны - 3%, не довольны - 47%. При этом среди рабочих, домохозяек, учащихся вообще не оказалось лиц, полностью довольных городским транспортом.
Работой взрослой районной поликлиники полностью или частично удовлетворена половина опрошенных. Значительная часть населения: 26.7% мужчин и 16.8% женщин затруднилась с ответом на данный вопрос.

Ситуация объясняется тем, что многие жители округа прикреплены к ведомственным больницам и районной поликлиникой не пользуются.

Работа детской поликлиники оценивается несколько ниже.
Обслуживанием РЭУ и ДЭЗа не удовлетворены 35% опрошенных, полностью или частично удовлетворены 32.7%. Качество воспитания и обучения детей в школе полностью отвечает требованиям 3.7%, частично - 20%, не отвечает - 21.3%.

17.7% затруднились с ответом.
Анализ позволил выявить и сгруппировать основные претензии жителей округа к работе предприятий социальной инфраструктуры.
В работе магазинов отмечены следующие основные недостатки:
- скудость ассортимента,
- недостаток товаров, прежде всего отечественного производства,
- высокие цены,
- низкое качество товара.
При этом почти половина респондентов не видит необходимости в расширении коммерческой торговли, а 18% считают, что ее необходимо сократить. Можно заключить, что по мнению участников опроса, коммерциализация торговли не решает имеющиеся проблемы.
По отношению к другим предприятиям социальной сферы городской транспорт получил самую негативную оценку. Абсолютное большинство респондентов выразило недовольство большими интервалами движения.

Кроме того, отмечены устарелость автопарка, переполненность автобусов, высокие цены.
В работе РЭУ и ДЭЗа больше всего не устраивает:
- качество обслуживания,
- неухоженность дворов и подъездов.
По мнению значительного числа респондентов РЭУ и ДЭЗ "не работают совсем". Ряд опрошенных указали на очереди, равнодушие, медленное обслуживание, взяточничество.
Эффективность школьного образования, по мнению жителей, снижается в результате:
- низкой квалификацией учителей,
- переполненности школ,
- равнодушия к детям,
- плохой материальной базы.
Точно такие же недостатки характерны и для системы дошкольного воспитания.
Высокая степень социальной тревожности сочетается с негативной оценкой деятельности правоохранительных органов. Люди не видят и не знают результатов их работы, чувствуют собственную незащищенность. Ответы на вопрос о недостатках правоохранительных органов распределились следующим образом:
- безответственность, бездействие, грубость работников,
- высокий уровень преступности,
- коррупция, взяточничество,
- отсутствие работы участкового милиционера.
Критические замечания в адрес почты связаны с нерегулярной и поздней доставкой корреспонденции и ее утерей.
Недостатки в сфере медицинского обслуживания охарактеризованы следующим образом:
- низкая квалификация врачей,
- плохое качество обслуживания,
- отсутствие лекарств.
При этом менее трети опрошенных высказываются за развитие платных медицинских услуг. Большинство рассчитывает на бесплатное качественное лечение.
Наиболее часто претензии к школьному обучению высказывают предприниматели и пенсионеры, а удовлетворенность - учащиеся.
Неудовлетворенность воспитанием детей в детских дошкольных учреждениях высказало 8.3% опрошенных.
Оценки работы правоохранительных органов распределились следующим образом: вполне довольны - 3.3%, не вполне довольны - 20.3%, недовольны - 23.7%, затрудняются ответить - 18.3%. При этом, с заявлением в милицию по разным поводам обращалось около 22% респондентов.

Большинство из них высказывает неудовлетворенность результатами рассмотрения своей жалобы или заявления.
Основная масса опрошенных высказала неудовлетворенность работой спортивно-оздоровительного комплекса, лечебно-оздоровительного центра и центра внешкольной работы.
Сравнительный анализ обеспеченности населения округа предприятиями социальной сферы и оценок их работы показал, что причины неудовлетворенности носят как правило качественный характер.
Анализ показывает, что существенным фактором социально-потребительских отношений является характер контактов субъектов с обслуживающими предприятиями. Прежде всего, люди требуют достаточного, внимательного, вежливого отношения к себе.

Не случайно, например, в работе медицинских учреждений нареканий на плохое обслуживание поступило значительно больше, чем на отсутствие лекарств.
Выделение всех перечисленных проблем в одну группу позволяет обозначить потенциал социальной сферы, показывает, что оптимизация многих социальных контактов может быть достигнута за счет внедрения организационных программ даже без дополнительных инвестиционных вложений.
Мониторинговое исследование (1997 год) позволило обобщить предложения по развитию социальной инфраструктуры.
Характер и направленность социальных инициатив граждан во многом зависят от степени удовлетворения их потребностей, в первую очередь жизненно необходимых. Анализ ответов респондентов показал, что наиболее остро их волнуют проблемы, связанные с нехваткой денег, в т.ч. на питание, а также состояние собственного здоровья.

Питание и здоровье - первичные составляющие в иерархии потребностей, - определяют основные социальные запросы жителей округа.
На вопрос "Что необходимо построить в вашем микрорайоне в первую очередь?" ответы, в соответствии с частотой поступления выстроились следующим образом:
- баню,
- овощной магазин,
- универсам,
- аптеку,
- ремонтные мастерские,
- продовольственный магазин,
- столовую,
- кафе.
Отдельно в анкете ставились вопросы по улучшению работы с детьми. 20% высказались за необходимость организации детских площадок. Среди других, наиболее часто поступавших предложений можно выделить:
- организация кружков по доступным ценам: спортивных, по информатике, изучению иностранных языков, технических
- создание центра досуга,
- строительство спортивного комплекса: бассейн, корты и пр.,
- дискотека,
- биржа труда для подростков.
Приведенный перечень позволяет сделать вывод, что наблюдается явный недостаток в организациях, способствующих творческому развитию детей. Между тем, потребность в более широком образовании, чем предусмотрено типовой школьной программой выражается в ответах на вопрос о необходимых округу образовательных учреждениях. Названы следующие:
- колледжи, гимназии, лицеи,
- компьютерные и языковые курсы,
- музыкальная школа,
- школа,
- школа или институт бизнеса,
- студии детского эстетического развития,


- библиотеки с залами диспутов.
По отношению к спортивно-оздоровительному комплексу, лечебно-оздоровительному центру и центру внешкольной работы значительная часть опрошенных указала на недостаток или отсутствие информации. Следовательно, потребности определенного числа жителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях удовлетворились бы полнее, если данные учреждения позаботились о рекламе своей деятельности.

По мнению многих респондентов спорткомплекс недоступен для них из-за высокой стоимости услуг.
Многими респондентами в адрес социальных структур высказаны следующие пожелания:
- больше внимания уделять пожилым одиноким людям, пенсионерам,
- привлекать к работе молодых людей,
- чаще проводить льготные распродажи,
- обратить внимание на работу магазина "Ветеран",
- разнообразить проводимые мероприятия,
- чаще собирать на чаепития.
Приведенный анализ показывает, что социальные запросы жителей округа обусловлены как конкретной социально-экономической ситуацией, так и сложившейся системой общественных стереотипов. Большинство жителей, учитывая экономические трудности, выдвигает минимальные требования и рационально-обоснованные предложения.
Система социальных показателей, интегрируемых мониторинговым анкетированием, отражает как объективные (социально-трудовой статус, пол, возраст, обеспеченность товарами и услугами), так и субъективные (мера удовлетворенности, социальное самочувствие, ожидания, притязания) характеристики различных групп и слоев населения. Поскольку мониторинговое наблюдение ведется по стандартному набору важнейших социальных показателей и при помощи надежно апробированных аналитических процедур, возникает возможность регулярного отслеживания тенденций развития тех или иных социальных процессов и выдачи соответствующих прогностических оценок.
Обобщенные результаты включают в себя не только характеристики жизнедеятельности дифференцированных социальных субъектов, но и обобщенные данные о потенциале социальной инфраструктуры округа, обеспечивающей удовлетворение население в различных благах и услугах. Будучи включенными в деятельность органов управления и служб социальной защиты населения они могут быть использованы и в автоматизированной системе анализа социальных процессов.
В особый блок проблем следует выделить отношение респондентов к социальной политике, совершенствованию налоговой системы и нормативно-правового обеспечения в сфере труда, занятости, и перспектив развития регионов. Около 50% высказали озабоченность спадом производства, возможностью безработицы, учитывая отсутствие альтернативных нефтяной промышленности сфер занятости населения.
10% считают далеко не совершенными отношения между городскими муниципальными структурами власти, государственными административными учреждениями и предприятиями нефтяной промышленности.
Около 15% опрошенных высказались за совершенствование системы пенсионного обеспечения, упорядочение льгот, устранение "уравниловки", более строгое исполнение принятых Законов как федеральных, так и окружных.
Особый интерес представляют мнения 3% респондентов о внедрении информационных систем (на электронных носителях) в сферу социального обслуживания.
Как несомненно положительное, следует отметить, что 80% опрошенных считают, что в округе и регионах разработана стратегия социального развития, выражают надежду, что государственные органы власти способны реализовать намечаемые программы и определяют степень своего участия в этих процессах.

Проблемные области в сфере социальнойзащиты населения округа

Политика социальной защиты нуждается в переориентации. Продолжающийся экономический кризис, нехватка финансовых средств, возникающие новые структуры населения, экономические структуры, изменения технологии и устремлений людей вызывают необходимость внесения изменений в политику и приоритеты.

Необходимо проблемы социальной защиты населения рассматривать в контексте социального развития.
Имеются существенные различия в масштабах охвата и уровнях социального обеспечения и программ социальной защиты в различных регионах России. Однако все одинаково стремятся к совершенствованию, переориентации программ социальной защиты в соответствии с возникающими социальными нуждами.

Социальная защита населения в округе становится одним из приоритетных направлений в проведении реформ, требующим учета специфики северных регионов, национально-этнических особенностей, динамики миграционных процессов.
Адаптация к новым социально-экономическим условиям Программы социальной защиты призваны играть важную роль в осуществлении позитивных изменений в экономике.
В современных условиях люди будут чаще менять профессию и место работы, что потребует неоднократной переподготовки в течение трудовой жизни.
В политике социального обеспечения необходимо учитывать такие тенденции, которые будут способствовать увеличению профессиональной гибкости и мобильности, обеспечивая при этом защиту интересов трудящихся. В помощи будут нуждаться прежде всего те, кто трудно адаптируется к изменяющимся условиям.
Потребуются новые виды услуг, чтобы помочь людям адаптироваться к новым и более сложным условиям работы.
Необходимо в содержание социальной защиты населения включать такие социальные факторы, как например, безработица, распределение дохода, социальная структура, ценности и традиции народов Севера и учитывать их при определении направлений социальной политики.
В настоящее время социальная защита призвана охватывать своим влиянием не только наиболее нуждающихся, но и широкие категории населения, которые считаются потенциально уязвимыми.
Целесообразно, чтобы стратегия поддержки и обслуживания получила дальнейшее развитие в направлении стратегии защиты, восстановления трудоспособности, профилактики, обеспечения равных возможностей и конструктивного участия в целях самообеспечения, наиболее полного развития полезной социальной деятельности для всех людей.
Появляющиеся новые структуры населения
Системный демографический кризис привел к изменению относительной численности людей различных возрастных групп и требует использования всестороннего подхода к планированию деятельности служб социальной защиты. Поскольку различные возрастные группы имеют различные потребности, изменение структур населения вызывает необходимость изменения круга проблематики программ и содержащихся в них порядка предоставления услуг.

Такие категории населения как безработные, бедные, беженцы и др. - это явление последних лет, связанных с реформированием общества.
Занятость, гарантия доходов и ликвидация бедности
Политика социальной защиты должна быть более отчетливо направлена на устранение коренных причин бедности, а не на их уменьшение.
Она должна быть неотъемлемой частью общей стратегии увеличения возможностей в области занятости и реализации человеческих способностей как мужчин, так и женщин, а также обеспечения производительной деятельности для более уязвимых слоев населения.
Основным элементом такой стратегии является производительная занятость.
Социальная защита должна сосредоточиться на оказании помощи молодежи в поиске серьезной работы и обеспечении ее самостоятельности, а также на оказании помощи людям с особыми потребностями - например, престарелым рабочим и инвалидам, родителям-одиночкам, лицам, не имеющим профессию, наркоманам или правонарушителям - в подборе и сохранении рабочих мест и увеличении их доходов. Программы должны содействовать этим группам в получении доступа к занятости, а также в борьбе с предрассудками и дискриминацией в обществе.
В периоды экономических трудностей особенно важно защищать системы социального страхования. Лица, получающие социальную помощь, должны быть защищены от инфляции.
В условиях массовой бедности основная задача социального обеспечения в целях развития должна заключаться в содействии более широким программам, предусматривающим создание рабочих мест и повышение производительного потенциала бедных слоев населения, особенно женщин, путем осуществления различных проектов развития городских и сельских районов на местном уровне, развития кооперативов, самообеспечения.
Проблемы жилища, здравоохранения, продовольствия иобразования носят межведомственный характер
Специальные программы социальной защиты должны содействовать расширению усилий по обеспечению соответствующим жильем, медицинским обслуживанием и образованием доля всего населения.
Жилищные потребности лиц с низкими доходами и особенно бедных и уязвимых групп населения могут быть удовлетворены посредством совместных мер органов власти и неправительственных учреждений, организаций, Ассоциаций и ведомств.

Кризисные группы населения


Семья
Необходимо, чтобы при осуществлении политики в области социальной защиты больше внимания уделялось семье. Политика, направленная на удовлетворение потребностей семьи как основной ячейки общества, а также политика, направленная на удовлетворение потребностей отдельных ее членов, должна основываться на тщательной оценке преобладающих, а также вновь возникающих моделей и типов семьи, включая неполные семьи, и функций обеспечения, которые фактически осуществляются или могут осуществляться семьями в изменяющейся социальной обстановке.
Недостатком современных программ социального обеспечения семей является то, что они нередко разрабатываются с учетом моделей семьи, которые уже не отражают действительности; в то же время, с другой стороны, социальные меры защиты направлены на удовлетворение потребностей различных групп населения без учета их семейного положения. Оба подхода необходимо скорректировать, для того, чтобы программы достигли поставленных целей.

Признание разрушительных для общества последствий ослабления семейных связей и возросшего процента распадающихся семей требует уделения более пристального внимания программам, направленным на укрепление семьи, а также улучшение интеграции различных услуг, предназначенных для удовлетворения как общих, так и разных по характеру потребностей детей, молодежи, престарелых и инвалидов.

Необходимы конкретные программы, направленные на содействие урегулированию семейных и домашних конфликтов, создающих напряженную социальную атмосферу не только в семьях, но и в социуме.
Меняется социально-профессиональный облик современной молодежи При работе с молодежью актуализируются проблемы, связанные с созданием семьи, отношением к родительским обязанностям; обеспечением соответствующей подготовки и адаптации к требованиям трудовой деятельности в условиях, резко отличающихся от тех, в которых трудились их родители; укреплением у молодежи тех качеств, которые помогали бы им избегать наносящих ущерб и разрушающих личность действий и видов поведения.
Образом жизни части населения становится бедность.
Изменяющиеся структуры семьи, усилившийся ее распад и более высокая географическая мобильность также требуют постоянной оценки роли и возможностей семьи и социальной помощи ей.
Жестокость в семье представляет собой серьезную и сложную социальную проблему, которая, в первую очередь, касается женщин и детей. Необходимо обеспечить социальную и правовую защиту и помощь тем, кто становится жертвой злоупотреблений, и разработать соответствующие программы профилактики.
Следует наладить координацию деятельности в рамках программ по борьбе с проявлениями жестокости в семье, причем такие программы должны носить многосторонний длительный характер и включать элементы права, здравоохранения, социального обслуживания. Улучшение положения женщин
Политика социального обеспечения должна предусматривать содействие достижению равенства женщин и мужчин. Программы социального обеспечения должны способствовать изменению социальных и экономических структур, которые обеспечат полное равенство женщин и их свободный доступ во все сферы социальной, политической и экономической жизни.

Специальное внимание следует уделять осуществлению этого права молодыми женщинами (Из числа безработных женщины повсеместно составляют около 70%).
Дети и молодежь
Что касается детей, стоит уделить большее внимание комплексному обслуживанию детей и повышению способности семей заботиться о детях. Если дети лишены родной семьи, следует уделять внимание созданию условий, приближенных к семейным, включая усыновление и передачу на воспитание.

Тенденция роста безнадзорности, преступности, наркомании среди детей выдвигает эту проблему в одну из наиболее актуальных, требующих безотлагательного решения.
В контексте быстро изменяющихся социальных условий, в которых на долю молодежи выпадают наибольшие трудности, необходимо разработать программы с учетом особых потребностей обездоленной и уязвимой молодежи, а также программы, касающиеся занятости, подготовки кадров, образования, по вопросам семейных отношений .
Инвалиды
При разработке специальных программ оказания помощи инвалидам, основными целями должны быть меры по предупреждению инвалидности, образованию и профессиональной подготовке, восстановлению трудоспособности и созданию равных возможностей.
Поскольку последствия инвалидности усугубляются неосведомленностью и предубеждениями в обществе, программы должны быть направлены на конструктивное изменение обстановки в целом при помощи средств массовой информации и другими методами, повышая таким образом осведомленность общества о положении и потребностях инвалидов.
Программы по оказанию помощи инвалидам должны способствовать доступу инвалидов ко всем сферам жизни; подчеркивать важность сохранения семей; содействовать возможности семей удовлетворять потребности инвалидов; оказывать поддержку семьям и общественным группам, стремящимся к реализации этих целей; гарантировать основополагающие надлежащие меры социального страхования и соответствующие блага для обеспечения их самостоятельности; и обеспечивать большую доступность технических средств.



Содержание раздела