d9e5a92d

Экспериментальная модель - блоки развития

При проведении экспериментальной работы в Ханты-Мансийском округе в комплексной программе исследования были определены основные этапы ее реализации и апробации:
1.Создание информационного банка о социальном пространстве с учетом как позитивных, так и негативных аспектов;
2.Конструирование моделей с фиксацией основных возникающих по ходу исследования ситуаций (возникающая, сложившаяся, промежуточная, итоговая, незапрограммированная и т.д.);
3.Исследовательский процесс, анализ реального социального положения и социального самочувствия различный категорий населения;
4.Обобщение и анализ полученных данных, их экспертная оценка;
5.Разработка программ по решению выявленных проблем на основе исследований; внедрение социальных технологий в практику работы;
6.Согласование действий различных служб управления: государственных, общественных, коммерческих, - по улучшению социальной ситуации;
7.Проведение мониторинга с целью выявления динамики изменений в социальной ситуации и социальном самочувствии населения;
8.Разработка прогнозного видения социального развития региона;
9.Обучение, переподготовка кадров, повышение их квалификации по внедрению социальных технологий в практику.
Задачи совершенствования социального управления, его научно-информационной базы, со всей очевидностью требуют создания информационного банка данных и источника анализа социальных процессов, содержащих в себе два типа показателей: объективные и субъективные. Основная часть объективных показателей получена из разного рода экономической и статистической отчетности.

Источником субъективных показателей является массовое анкетирование населения.
Анкетирование проводилось по 60 вопросам, из которых 9 было открытых, остальные закрытые. В системе вопросов можно выделить следующие типы:


-информация об анкетируемом;
-показатели социально-трудовых отношений и социально-бытового статуса респондентов;
-социальное самочувствие;
-оценка респондентами работы государственных и местных муниципальных органов, социальных служб;
-мнения респондентов об основных проблемах округа;
-предложения по развитию социальной инфраструктуры.
Предварительное обобщение полученных результатов позволяет создать базу для систематического мониторингового наблюдения. Репрезентативность выборки дала возможность получить объективное представление о таких важнейших социальных характеристиках как уровень обеспеченности, социальное самочувствие, степень напряженности, удовлетворенность населения деятельностью предприятий сферы обслуживания, отношение к государственным структурам и т.д.
В целом, полученные данные позволяют обозначить наиболее актуальные социальные проблемы, выявить качество обслуживания и научное обоснование и организационный уровень принимаемых административных решений и социально-экономических проектов и программ.
Всего в ходе первого исследования (апрель-май 1997 г.) приняли участие более 200 работников различных социальныхструктур.
Исследование носило "ступенчатый" характер, т.е. в качестве респондентов сначала социальные работники, а затем они были в роли "исследователей" среди жителей своих регионов, включая г. Нижневартовск, Нягань, Ханты-Мансийск, Сургутский, Советский, Кондинский и другие районы.
При повторном (мониторинговом) исследовании (август-сентябрь 1997 г.), в котором приняли участие более 600 человек, был проведен сравнительный анализ, уточнены ряд позиций, получили большую репрезентативность полученные результаты. (Хотя процесс углубленного обобщения будет продолжен).
В числе опрошенных 2/3 составляют женщины, около 20% - мужчины и часть опрошенных пол не указали. Около 70% опрошенных - лица трудоспособного возраста.
По длительности проживания в округе весь массив опрошенных был дифференцирован на 6 групп: проживающие менее 1 года (1,3%), 1-3 года (8.7%), 4-6 (17.3%), 7-10 (18,3%), 11-15 (18,7%), более 15 лет (35%). Таким образом, преобладают старожилы.
Большинство опрошенных (61,3%) относит себя к постоянным жителям.
Анализ образовательного уровня респондентов проводился по 4 категориям: имеющие высшее образование (35%), среднее специальное (21%), среднее (33%), начальное и неполное среднее (7%). Среди женщин преобладают лица с высшим образованием (37%), среди мужчин - со средним и средним специальным (49,5%).
Объективно относительно высокий образовательный уровень большинства участвующих в исследовании обуславливает его высокие субъективные притязания к окружающему социальному пространству и собственному статусу, учет этого аспекта необходим при аналитическом рассмотрении большинства ответов на вопросы анкеты.



Содержание раздела