Социальная политика в регионах Севера имеет свои специфические особенности.
Наряду с задачей постепенной оптимизации отчислений на социальные нужды, не менее актуальна и более реальна в современных условиях задача оптимизации структуры социальныхрасходов.
В настоящее время эта структура неэффективна. Относительная обеспеченность социальными выплатами, устанавливаемая по отношению к соответствующим потребностям людей (их уровень определяется на основе экспертных оценок и оценок, базирующихся на социологических обследованиях), характерна для таких видов социальной защиты, как пенсионное обеспечение по старости, пособия по временной нетрудоспособности, семейные пособия.
Недостаточная обеспеченность наблюдается в отношении пенсионного обеспечения инвалидов, социального обслуживания, социальной защиты новых контингентов: беженцев, некоторых представителей маргинальных групп населения.
Неэффективность структуры расходов на социальную защиту населения в значительной степени определяется уравнительностью в распределении материальных благ и отсутствием должного учета фактора реальной нуждаемости в зависимости от уровня материальной обеспеченности.
Следовательно, реформаторские преобразования в сфере социальной защиты должны идти в русле структурной перестройки, т.е. реализации определенных преобразований в структуре источников и механизме финансирования социальных расходов.
Курс реформ в конечном счете направлен на достижение социальной свободы ( выбора профессии, работы и т.д.) и более высокого уровня жизни населения. Это, безусловно, требует проведения активной социальной политики.
Стратегия активной социальной политики на различных этапах проводимой экономической реформы неодинакова, что определяется целями и содержанием осуществляемых преобразований.
На этапе кризисного развития (краткосрочная социальная политика) первостепенное значение приобретали задачи социальной поддержки наименее защищенных групп населения (престарелых, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, учащейся молодежи, лиц, не имеющих средств существования), предотвращения развала непроизводственной сферы, сохранения и восстановления уровня социального обслуживания.
В этот период необходимость увеличения расходов на социальные программы резко возрастала. Однако социальная стратегия должна быть нацелена не на абсолютное увеличение их ресурсного обеспечения, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи наиболее нуждающимся и уменьшения давления социального пресса на ход экономических реформ.
Важнейшее значение приобретает поиск внутренних ресурсов всех отраслей, проводящих социальную политику (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), в частности, посредством разработки соответствующего правового обеспечения и введения системы минимальных социальных гарантий нормативов и стандартов.
На этапе восстановления 1997-2000 гг. (среднесрочная социальная политика) на передний план должно выйти создание предпосылок для реализации принципа самообеспечения (самозащиты) населения посредством развития государственного (обязательного) и негосударственного (добровольного) социального страхования, персонификации и приватизации пенсионного обеспечения, некоторых видов социального страхования в виде дополнительных (по отношению к государственной) систем, других форм участия населения в финансировании социальных программ, включая здравоохранение, образование, жилье. Развитие самообеспечения населения целесообразно осуществлять через соответствующие финансовые институты (пенсионные фонды и фонды социального страхования, различные страховые компании и т.д.).
Для осуществления стратегии активной социальной политики на этапе восстановления необходимо действие по следующим направлениям:
1.Повышение эффективности использования средств, выделяемых за счет государственного бюджета и других источников, на основе принципов формирования единой системы социальных программ, принятых в мировом сообществе: разработка и реализация комплекса программ; осуществление взаимосвязи социальных и несоциальных программ; учет расходов на социальные программы путем введения отдельных счетов для каждой социальной программы; внедрение социального партнерства на основе принятия Закона о минимальном стандарте жизни; создание независимой системы социального страхования, формирующейся на основе различных критериев и подходов к наемным работникам и самозанятому населению; отделение системы социального страхования от системы социальной помощи (путем разделения страховых пособий и пособий, финансируемых за счет бюджетных средств), т.е. отделение налогов от страховых поступлений; децентрализация предоставления социальной помощи, но только после децентрализации всей системы управления; привязка размеров социальных пособий к черте бедности, а не к минимальной заработной плате, так как в последнем случае слишком велико давление на бюджет, и дифференцированное индексирование денежных доходов (нельзя индексировать на 100% даже все социальные пособия).
2.Постепенное увеличение доли платности в социальной сфере, сочетание платности и бесплатности услуг на основе использования системы соответствующих социальных нормативов.
3.Организация соответствующих финансовых институтов (страховых компаний, внебюджетных фондов, целевых самоуправляющихся фондов для реализации конкретных целевых социальных программ и т.д.).
На этапе экономического подъема 2000-2010 гг. (долгосрочная социальная политика), при условии стабилизации экономики и роста доходов бюджета, предприятий и населения, центральной задачей становится комплексная реформа социальной сферы, предполагающая перенос центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с федерального на региональный уровень, с государственного бюджета на частные сбережения граждан, с бюджетного финансирования на социальное страхование (обязательное и добровольное). Это позволит:
*сосредоточить государственную поддержку на действительно нуждающихся слоях населения , ликвидировать существующую в настоящее время уравнительную систему, при которой богатые и бедные группы населения получают практически одинаковую государственную помощь;
*сделать частные сбережения граждан существенным источником внутренних инвестиций;
*снизить долю налоговых изъятий из доходов предприятий, увеличив тем самым внутрихозяйственные накопления;