d9e5a92d

Анализ социальной ситуации в регионе

Проблемы управления являются важнейшими условиями повышения эффективности социальной защиты населения.
В 90-е годы находят свое развитие территориальные социальные центры как институты помощи нуждающимся. Ситуация с территориальными центрами, которая сложилась, характеризуется тем, что отсутствует точная статистика государственных и негосударственных учреждений помощи, их соотношение на территориях, профиль деятельности, объемы предоставляемых услуг.

Институты поддержки, находясь даже в государственном секторе, могут иметь не только разноведомственное подчинение, но и свою собственную концепцию помощи.

Поэтому в результате ведомственной подчиненности они не действуют по единой концептуальной схеме, имеют слабую связь между собой.
Государственные учреждения появляются позднее общественных и благотворительных. Можно сказать, что государственные учреждения появляются на территориях, где уже сложились определенные традиции в той или иной сфере поддержки (особенно это касается крупных промышленных городов, в областных же городах такая тенденция выражена слабо).
Любой вид помощи оказывается в рамках институциональной деятельности, независимо от типа учреждения, государственного или негосударственного, и эта деятельность признается законом. Но вместе с тем сложна и запутана система управления социальной помощью.

Исследования показывают создание государственных структур социальной помощи семье сначала в структуре исполнительной власти, а затем при Президенте РФ привели к неопределенности ,и в ряде регионов сохранены Комитеты по делам семьи и детства, в других- утверждены советники глав администрации и действуют координационные советы, в третьих-данные подразделения действуют в управлениях социальной защиты населения под эгидой Министерства труда и социального развития.
Отсутствие единой системы территориальных служб связано не только с организационными, но и с культурными, этническими и социально-экономическими факторами.
Ведомства стремятся на территориях воплотить свои идеальные модели поддержки определенных групп нуждающихся, что, в свою очередь, создает определенное структурное своеобразие соответствующих институтов. Пересечение же организационных структур на местах можно наблюдать в сфере поддержки семьи, детства и молодежи.

Данные группы курируют как департаменты Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, так и Министерства народного образования, Министерства молодежной политики. Условно все территориальные учреждения помощи и поддержки можно классифицировать на основе форм собственности по ведомственному подчинению, а также характеру деятельности (добровольная-регламентированная): государственные,ведомственные,муниципальные,общественно-благотворительные.
Государственные службы социальной помощи курируют Министерство труда и социального развития, оно обладает самой разветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи:
*отделения социальной помощи на дому
*территориальные центры
*службы социальной срочной помощи
Особенность данных институтов поддержки заключается в том, что они представляют собой модели нормативного программного характера на основе типовых положений, разработанных Министерством труда и социальной защиты (его департаментов), на основе законодательства РФ, концепции развития социальных служб. В 1995г.Министерством социальной защиты утверждена типовая региональная программа социальной защиты населения.

Главными видами помощи, согласно типовому положению, являются: материальная, натуральная, обеспечение занятости, гуманитарная. Однако в регионах помимо данных направлений деятельности складываются и свои модели помощи и поддержки, что хорошо видно на уровне таких административных единиц как города Белоярский, Сургут, Нижне-Вартовск, Когалым и др.
Принципиальное отличие современных территориальных служб в том, что их программы финансируются федеральными, территориальными и административными органами, т.е. можно говорить о различных уровнях финансовых потоков. Однако, при финансировании социальных программ действует остаточный принцип ,к тому же проблема усугубляется несвоевременными выплатами и инфляцией.
Муниципальная система территориальной защиты имеет свою специфику поддержки и организационную структуру. Как обычно, муниципальный орган является тем юридическим лицом, которое дает право на ведение социально-защитной деятельности на своей территории.

Муниципалитет может либо предоставлять определенные средства, либо сдавать в аренду по льготным тарифам площади для соответствующей деятельности.

Формы предоставляемых услуг муниципалитетами также различны. Есть еще и ведомственная система социальной защиты.

Это можно проследить и по округу.

Если исходить из проблем округа, то основные направления деятельности связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, ветеранов, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы.
В 1995 г. в Ханты-Мансийском округе адресной социальной помощью было охвачено более 200 тыс. человек. Таким образом, каждый шестой житель северного края получил в среднем дотацию не менее 600 тыс. рублей.
В общем на социальную защиту в течение года направлено 160,8 млрд. рублей. Из каких средств складывалась эта сумма ?
Деньги направлялись :
- из местных бюджетов (121 млрд.руб.)
- из окружного бюджета ( 13,4 млрд.руб.)
- пенсионного фонда ( 19 млрд.руб.)
- коммерческих структур ( 6 млрд.руб.)
Характерно, что более всего средств ( 80 % ) на разные виды социальной помощи населению использовано из местных бюджетов, где большой вклад внесли предприятия нефтедобывающей отрасли. Ежегодно принимают участие в благотворительной помощи неимущим коммерческие организации.
За последние годы в богатом северном округе появились категории населения, которые находятся за чертой бедности. Практически все они взяты на учет и получают социальную помощь по месту жительства.

С полным правом к этой категории относят в округе пенсионеров, средняя пенсия которых в 338 тыс. рублей не обеспечивает прожиточный минимум. В 1995г.на пенсии и дополнительные пособия израсходовано 517 млрд. рублей, что на 60 % превышает уровень 1994г.
Анализ показывает, что количество пенсионеров в округе возрастает ежегодно, только в 1995г. впервые вышли на пенсию 19,5 тыс. человек. Всего пенсионеров насчитывается 147 тыс. человек, это количество будет увеличиваться ,т.к. большинство не имеют возможности выехать в Европейскую часть России из-за материальных затруднений.

Следовательно, органы социальной защиты должны предусмотреть увеличение средств на их защиту.
Особой заботой были окружены ветераны Великой Отечественной войны. Ветеранам войны выделено:
-170 автомобилей;
-530 санаторно-курортных путевок;
- 285 квартир;
Социальная помощь получает развитие. Разработана окружная программа Ветеран - 96,на реализацию которой отпущено 225 млрд.руб., в том числе из окружного бюджета - 166 млрд.руб.

На улучшение жилищных условий ветеранам войны и афганцам отпущено из окружного бюджета 13 млрд.руб.
Следовательно, обобщая ,можно отметить ,что сегодня территориальная система помощи складывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формы собственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказании поддержки, источники финансирования и юридический статус.
Есть общества, общественные группы, фонды, защищающие отдельные слои населения: Межрегиональный фонд инвалидов ветеранов Афганской войны, организация ветеранов органов внутренних дел Российской Федерации, организация ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, Всероссийский фонд социальной защиты бывших военнослужащих и т.д. Есть объединения, ставящие своей задачей социокультурные, просветительские задачи: Народный фонд Русь возрожденная, Российский фонд Русский Дом и т.п. Наш анализ таких организаций и объединений позволяет сделать вывод, что основными функциями таких организаций являются социальная защита и поддержка нуждающихся в сфере культуры, здравоохранения, воспитания, в социальной
сфере.
Деятельность современных благотворительных учреждений в большей степени патронирует институт детства. Возможно, это связано с тем, что современные благотворительные учреждения имеют различные источники финансирования: не только частные пожертвования, но и государственные отчисления.

Государственные программы в отношении детей не могут в полной мере реализовываться, поскольку система государственной помощи только формируется, поэтому благотворительными учреждениями создавшаяся ситуация используется для пополнения своих финансовых средств.

Эта также отличительная сторона современных благотворительных учреждений, как и то, что благотворительные учреждения являются определенной формой индивидуально-трудовой деятельности в условиях сокращения рабочих мест, чего не наблюдалось в прошлом веке.
Таким образом, помимо государственных структур помощи на территориях, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям - инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства.
Благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях - и производственные мощности.
На современном этапе социальной помощи в дело благотворительности включилась и Русская Православная Церковь. Свою деятельность она осуществляет в приходах через верующих прихожан или непосредственно через служителей Церкви, которая ведет работу по нескольким направлениям. Среди них важнейшими являются: материальная помощь; социальный патронаж ( в домах ребенка, детских отделениях психиатрических больницах, хосписах), досуговая деятельность; учебно-просветительская деятельность; социально-нравственная работа (с престарелыми, с осужденными, больными алкоголизмом, нищими ).
Отечественная благотворительность сегодня представляет собой сложный комплекс многопрофильных учреждений, организаций, фондов, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической. С 1996г. в результате принятия Закона о благотворительности наступает новый этап развития данного направления.


В качестве первоочередных задач:
Остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли;
Имеющиеся возможности пока не обеспечивают потребности населения, объективно нуждающегося в социальном обслуживании;
Отсутствуют стандарты социального обслуживания и порядок лицензирования этой деятельности.
Местным органам власти, управлениям социальной защиты в целях реформирования социального обслуживания необходимо концентрировать усилия на последовательность реализации мер по развитию и внедрению новых социальных технологий в систему социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.
Предстоит приступить к введению новых, дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их потребностей и материальной обеспеченности.
Продолжается работа по оптимизации сети стационарных учреждений, внедрению новых социальных технологий, расширению перечня предоставляемых социальных услуг и существенному повышению их качества, определению порядка предоставления бесплатного социального обслуживания и оказания платных социальных услуг в государственной системе социальных служб.
Приоритетным направлением будет социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и др.).
Общественная практика помощи имеет многоукладную структуру поддержки. Поэтому для проведения государственных стратегий помощи необходимо учитывать тот факт, что социальная помощь осуществляется не только государственными органами, но и государственные органы должны помогать оформлению традиционным исторически сложившимся формам поддержки, таким как общественным, конфессиональным, сословным, профессиональным.
Эффективность оказания социальной поддержки возможна лишь при создании горизонтальной, а не вертикальной системы управления, финансирования организации.
Как известно, пространство-ведущий фактор стратегии помощи. Вот почему идеология поддержки должна строиться исходя из местных условий, поскольку это связано с геоэкономическими,культурно-историческими,демографическими,социально-экологическими особенностями территорий.

Следовательно, необходимо создание на федеральном уровне концепции региональной социальной помощи.
Необходимо принятие специальных законов, в которых были бы защищены и регламентированы права социального работника как проводника социальной политики государства. В то же время необходимо законодательное оформление самого института социальной работы, как института социализации и ресоциализации граждан, попавших и находящихся в трудной жизненной ситуации.
Исторический опыт организации государственных структур помощи и поддержки наглядно показывает, что поддержка невозможна только на основе государственных субсидий. Целесообразно рассматривать возможность вести различную коммерческую и некоммерческую деятельность органам социальной защиты, а прибыль вкладывать в социальные программы.
При создании государственных механизмов помощи необходимо создавать жесткую систему контроля за расходованием государственных средств на социальные нужды. При этом идеология поддержки должна не формировать в гражданах психологию государственного иждивенчества, так как корни различных форм социальной патологии, например, профессионального нищенства, лежат в бесконтрольности и традиционализме.
Анализ общественной практики показывает, что массовая благотворительность - это качественное состояние гражданского общества. В современных условиях, когда гражданское общество только создается, нужно дать правовую, социально-историческую оценку явлению, определяемому как благотворительность.

Исходя из этого должна создаваться правовая законодательная база.
Учебным заведениям, окружному центру социального образования, ведущим подготовку социальных работников, необходимо расширить курс истории социальной работы с учетом отечественного и международного опыта, так как необходимо формировать не только профессиональную культуру социального работника, но и вырабатывать широкое профессиональное мышление.
Практика подтверждает целесообразность руководителей социальной защиты ввести в ранг заместителей глав администраций, что не только повысит их статус, но и обеспечит улучшение контроля и координации, расширит сферу их влияния на различные аспекты социальной сферы.

Социальное самочувствие населения


Изучение социально-трудовых отношений респондентов не являлось специальной целью исследования, а рассматривалось как аспект их социального статуса и одна из составляющих общей удовлетворенности условиями жизни, социального самочувствия. По роду занятий опрошенные распределились следующим образом: рабочие - 8,3%, пенсионеры - 26%, служащие - 29,7%, домохозяйки - 4,7%, специалисты разных отраслей - 11,3%, безработные - 1%, предприниматели - 3,3%, военнослужащие - 0.7%, учащиеся - 0.8%.

Наибольшее число респондентов работало или работает в промышленных отраслях (29.3%): сфере обслуживания (14,7%), просвещении, науке (15,7%), здравоохранения (7,3%) и т.д.
Опрошенным было предложено выразить свое отношение к возможной потере места работы. Выяснилось, что обеспокоенность такой перспективой выражают 24% респондентов, т.е. около четверти опрошенных. Несколько иной ракурс открывается при знакомстве с распределением ответов представителей различных социально-профессиональных групп.

Наибольшую обеспокоенность потерей места работы выразили работники добывающих отраслей, сферы социального обслуживания, культуры и искусства, служащие и военнослужащие.

Наиболее уверенно в этом отношении чувствуют себя предприниматели и работники строительства. Среди людей с разным уровнем образования ожидание потери работы характерно для лиц с высшим и средним специальным образованием (31,7%).

Интересно, что среди мужчин и женщин доля пессимистов в оценке трудовых перспектив практически одинакова.
Только 14% опрошенных в случае потери работы готовы приобрести новую профессию. Это существенно отличается от данных всероссийского обследования, проведенного Госкомстатом РФ, согласно которым при потере работы каждый второй считает для себя приемлемым переучиваться и осваивать новую профессию.

Причина расхождения заключается, видимо, в уровне образования и социальной престижности уже имеющихся профессий.

Понятие социально-бытовой статус индивида приобрело в нынешних кризисных условиях небывалую прежде значимость и остроту. В социологии под социальным статусом понимается интегративный показатель отражающий в смысле равенства или неравенства с другими субъектами социального взаимодействия.

Бытовой аспект статуса фиксирует меру социального благополучия, материальной обеспеченности субъекта - в сравнении с аналогичными показателями других субъектов.
Анализ уровня жизни строился исходя из субъективных показателей, иначе говоря самоощущения, самооценки индивидов. В анкете население стратифицировалось на три основные группы по уровню жизни: считающие себя а) вполне обеспеченными, б) средне обеспеченными, в) мало обеспеченными.

К первой группе отнесли себя 5,3%, ко второй 40,7%, к третьей - 47%.
Несколько в ином свете представляются статусные группы, если их выстроить с учетом таких факторов, как род занятий или образование. Полностью отсутствуют вполне обеспеченные лица среди домохозяек и безработных.

Среди рабочих о полной обеспеченности заявили только 6,3%. По субъективной самооценке наибольшее число обеспеченных оказывается среди пенсионеров - 31,3%.

Видимо, это объясняется как размером пенсий, так и незначительным уровнем притязаний лиц пенсионного возраста. В этой связи интересно, что среди предпринимателей сочли себя вполне обеспеченными только 12,5%.
Значительная дифференциация размеров пенсий, а также ряд других социально-экономических и психологических факторов, привели к тому, что в группе малообеспеченных также лидируют пенсионеры. За ними следуют служащие и рабочие.
Среди лиц с высшим образованием обеспеченными считают себя 50% респондентов, со средним и средним специальным - 12,5, начальным и неполным средним - 25%.
Представляет интерес также ответ на 6 вопрос анкеты: Какой примерно процент бюджета вашей семьи уходит на продовольственные товары? Выяснилось, что 16.7% опрошенных тратит на питание до 50% семейного бюджета, 36,3% - до 70-80%, 47% - до 90.

Таким образом, процент жителей, тратящих свои средства в основном на питание, полностью соответствует проценту малообеспеченных. Такая корреляция, безусловно, отражает объективное положение дел.
Один из важнейших показателей социально-бытового статуса респондента - жилищные условия. Третья часть опрошенных выразила неудовлетворенность своим жильем.
Многообразие конкретных условий жизни множества индивидов затрудняет сравнительный социологический анализ и оценку социально-бытового статуса тех или иных групп и категорий населения. Необходимо мониторинговое наблюдение и пролонгированный анализ динамических характеристик социальных процессов по стандартным показателям (занятость, уровень доходности, имущественное положение и т.д.).

Однако, даже одномоментный срез, использованный при проведении данного анкетирования, позволяет сделать некоторые выводы.
Очевидным представляется противоречие между профессиональным статусом и уровнем доходности. То, что половина населения округа относит себя к малообеспеченным слоям, потенциально содержит угрозу социального или социально-психологического конфликта.

Эту ситуацию руководству округа необходимо тщательно анализировать и учитывать при принятии управленческих решений.
Уровень жизни, условия социального бытия, преломляясь и отражаясь в сознании индивида, порождают широкий спектр переживаний, умонастроений, мотивов, стимулирующих активную социальную деятельность субъекта. Наиболее непосредственно осознаваемой реакцией субъекта на конкретные условия жизнедеятельности является феномен удовлетворенности - состояние сбалансированности требований, условий окружающей среды и намерений, ожиданий субъекта, включенного в систему социального взаимодействия.

По своей психологической природе удовлетворенность - эмоционально-оценочное отношение личности или группы к достигнутому социальному статусу, перспективам его изменений. Будучи тесно связанными с кругом жизненных потребностей субъекта, чувство удовлетворенности вместе с тем обладает известной независимостью от них.

На него воздействуют колебания массовых настроений, психологические стереотипы, состояние общественного мнения.
Еще более глубокими эмоционально-психологическими свойствами характеризуется феномен социального самочувствия субъекта. В психологии оно интерпретируется как ощущение физиологической и психологической комфортности (дискомфортности) общего внутреннего состояния человека, как мера его удовлетворенности положением и отношениями с другими людьми, переживание доступности(недоступности) основных благ, обеспечивающих жизненно важные потребности.

Сложность, многокомпонентность этого феномена побуждают исследователя в процессах анализа как бы расщеплять его на основные элементы, предлагая респонденту оценивать каждый из них в отдельности.

В анкету был включен ряд таких эмпирических индикаторов.
Прежде всего, респондентам предлагалось определить меру своей удовлетворенности жизнью по следующим критериям:
-вполне удовлетворен;
-не в полной мере;
-не удовлетворен;
-трудно сказать.
Обобщенные ответы на этот вопрос содержатся в приложении. Вполне удовлетворенными сочли себя 13,3% опрошенных, не в полной мере - 48,7%.

Неудовлетворены жизнью - 20,3%. Среди неудовлетворенных своей жизнью наибольший удельный вес занимают пенсионеры, служащие, а также лица с невысоким уровнем доходов.
Четвертый вопрос анкеты позволил выявить проблемы, наиболее волнующие респондентов. Для 47% опрошенных самой острой проблемой является - нехватка денег.

30% озабочены неудовлетворительным состоянием здоровья.

Далее следуют жилищная проблема и отсутствие садового участка. До 10% опрошенных испытывают трудности в семье и воспитании детей.
Предлагалось выделить факторы, наиболее отрицательно влияющие на настроение. На первое место опять выходит экономический показатель - дороговизна продуктов питания и промышленных товаров. Опрошенные высказывают также озабоченность грязью на улицах, работой городского транспорта, криминальной обстановкой.

Вместе с тем, экологические проблемы, сквернословие в общественных местах практически не отражаются на настроении жителей.

Видимо это обусловлено тем, что в кризисный период внимание людей сосредоточено на выживании, а экологические и этические факторы в их сознании отходят на второй план.
Показатель тревожности анализирует по отношению к проявлениям преступности. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: Боитесь ли вы подвергнуться угрозе нападения?
-на улице;
-в общественных местах;
-дома.
Наиболее опасной в криминогенном отношении опрошенные сочли улицу. В общественных местах и дома большинство жителей чувствуют себя достаточно защищенными.
Важным показателем здоровья общества является наличие и многообразие социальных контактов. Как правило, в благоприятных условиях они растут, в тяжелые времена внимание и энергия людей направляется главным образом на себя и свою семью.
Исследование показало, что для большинства опрошенных круг знакомых замыкается соседями по лестничной площадке. Контакты с другими жителями микрорайона практически не завязываются.

Исключение составляют домохозяйки, военнослужащие и предприниматели, круг знакомств которых более обширен.



Содержание раздела