d9e5a92d

Жизнь и смерть агентства по реструктуризации

Жизнь и смерть агентства по реструктуризации


В предновогодние дни океан обрушился гигантской волной на Индонезию, а потом и на другие страны Южной Азии, собирая скорбную дань десятками тысяч человеческих жизней. Стихия взбудоражила страну, только-только начавшую приходить в себя. Восемь лет назад в Индонезии случилась сильная засуха Она положила начало экономическому кризису в стране. Уровень жизни населения снизился в шесть раз. Резко упал обменный курс нацио нальной валюты, а банковский сектор оказался почти парализованным.

В двух ипостасях

В январе 1993 правительство Индонезии объявило о мерах по борьбе с финансовым кризи сом. В частности, было объявлено о предрставл ении государственных гарантий по обязательствам индо незийских банков перед вкладчи коми и кредиторами, Данное ре шение позволило проблемным банкам, столкнувшимся с паничес ким изъятием денег вкладчиками, получать т.н. поддержку ликвидности от центрального банка.

Одновременно е целью оадоров ления банковского сектора было создано Агентство по реструктуризации банков (BPPN). В сферу ответственности Агеіггства попало S4 банка. При этом BPFN предоставили права l:<l получение платежей по кредитам, которые центральный банк выдавал на под держку ликвидности. Таким обра эом, BPPN в банковском секторе проявило себя в двух ипостасях: с одной стороны, как институт, кон тролирующий проблемные банки со всеми ах активами к обязательствами, а с другой - как институт, собирающий выплаты по кредитам Банка Индонезии (центробанка).



Программа реструктуризации, которую реализовывало BPPN, включала в себя целый ряд мероприятий. Во-первых, предоставление гарантий по обязательствам коммерческих байков, т.е. прав и тельственные гарантии перед третьими лицами реализовывались через BPPN, Во вторых, собствен г г о реструктуризация банков, включавшая река штализацию банков через слияние и ликвнда цию. В третьих, BPPN занялось ре структуризацией банковских активов, в том числе кредитных портфелей банков, подконтролъ ных Агентству. В-четвертых, BPPN стало прилагать усилия к возврату государственных средств, предоставленных банкам и связанных с нарушениями установленных лимитов кредитования. В-пятых, была принята программа реалиэа ции активов банков для обеспече ния возврата государственных средств.

К концу Т99Н года правительство Ха би б и (сменившего несколько де сятилетий правившего Сухарто) разработало план по работе с закрытыми или приостановившими свою деятельность банками. Последним давался один месяц на выплату или предоставление плана по выплате средств, полученных в качестве поддержки а? центрального банка. Несколько позже банкам была предоставлена возможность выплачивать долги в течение четы рех лет, три оплате в первый год 27% задолженности наличными.

Правительство приняло реше ние рекапитализировать потен ци а льно жизнеспособные банки Было предложено финансировать до 80% стоимости рекапитализации тех банков, у которых уровень адекватности капитала (доступный капитал к неработающим креди там) составлял от до I

Банки, имевшие показатели ниже 25%, было решено закрытъ.

Б марте 1999 г. правительство определило, какие 6<l:jkk будут за-крыты, и какие подлежат рекапитализации. Было объявлено о за крытии 5Н банков, 9 частных байков были приняты в программу рекапитализации, а также было объявлено об установлении кои треля за 7 банками (т.е. государст во взяло :jn себя все права акцио-неров). Іі апреле того же года началась реал иза цня программ ы рекапитализации, стоимость которой была определена в $50 млрд.

«Балигейт» наносит удар

Однако серьезный удар по уси лиям восстановить банков ский сектор нанесла коррупций индонезийских политиков. В августе 1999 г. разразился политический скандал вокруг Bank Bali Сод ного ия девяти банков-участников программы). «Балигейт*, связанный с изъятием 58 с млн. ля банка и использованием и к в неудачной кампании Хабиби, привел к замораживанию международных кредитов Индонезии. BPPN пришлось оправдываться на различных уров Ийх а Доказывать свою НеПрИЧаст ность к скандалу. IІредседатель BPPN Гленн Юсуф отмел все об винения и заявил, что Агентство оказалось под огнем критики различных политиков, преследующих своекорыстные цели.

Тем не менее, по крайней мере один из сотрудников Агентства Ныл уволен по подозрению :з манипуляциях крупными суммами :з рупиях. Контроль над Bank Bali был передан Standard Chartered Bank при сохраняющемся надзоре BPPN. «Балигейт* потом неодно кратно сказывался на деятельности Агентства.

BPPN просуществовало шесть лет и было закрыто 21 февраля 2004 - В церемонии закрытия лично приняла участие президент страны Мегавати Сукарнопутри, которая похвалила сотрудников Агентства ям проделанную работу. Со времени ооздания BPPN через него прошло более 650 трлн, рупий (?77 млрд.) - активов обанкротившихся -лгу. проблемных банков,

Переговоры вместо тюрьмы

Проводя реструктуризацию и реализацию активов (в первую очередь, «плохих* долгов и основ ных средств), которые были «еда ны* на пополнение госбюджета банками-должниками. BPPN смогло выручить 168 трлн, рупий, При близитально 1 гетверть всех долгов была списана как «издержки кризиса», за что Агентство, несмотря г гл положительную оценку прези Дента, подвергалось нападкам с разных сторон.

Как писала Asia Times. BPPN стали обвинять во всех ицдоиеэий ских неурядицах, за исключением разве транспортных пробок и птичьего гриппа, В то же время г гл блюдатели полагают, что Агентство и впрямь могло б:=: действовать гораздо эффективней. Ему удалось вернуть чуть больше 25% долгов, а это такой уровень, который реально достижим по необеспеченным кредитам и по эадолженнос ти несостоятельных заемщиков. В Последнем случае Кредитор я:?:,: мает у должника все активы, ко торые можно выставить на прода жу. Однако BPPN действовало весьма избирательно, вступая в длительные переговоры с должни ками, которым зачастую грозило тюремное заключение.

Теоретически Агентство должно было жестко добиваться таких решений, которые бы позволяли изъять имущество по цене, близкой к размеру долга. Но оно этого не делало. Либо по причине непра в ильной оценки активов, либо из за плохо организованных торгов, либо из за непрофессионального управления активами на промежу точной стадии, либо все вместе взятое Кстатн. сотрудники Агентства получали сверхвысокие зар платы - руководители, к примеру, в четыре раза больше депутатов парламента.

Совершенно очевидно, что BPPN старалось распродать активы должников как можно Пыс.1-рее. Но оно больше заботилось о том, как заткнуть дыры в бюдже те, нежели о том, чтобы получить наилучшую цену или подобрать лучшего инвестора. Были отмече ны случаи, когда должникам по бросовым ценам удавалось вер нуть себе активы, переданные BPPN.

Например, действовала такая схема. Владельцы некоего банка передавали BPPN имущество в уплату долга в $2 млн., а затем вы купали свое же имущество через подставных лиц по цене в 5: млн.

Распродажа некоторых банков за тянулась. Так, Bank Central Asia, крупнейший розничный банк, сто ял на торгах в течение двух лет, пока контрольный пакет не был приобретен консорциумом амери канских инвестиционных фондов за 540 млн. долларов США.

Объектом критики стало также и то, что банки начали продавать и иностранным инвесторам. К примеру, в начале 2003 г. Deutsche Bank совместно с Temasek Holdings, инвестиционным подразделением сингапурского правительства, купил кои трольный пакет в Bank Danamon, пятом По Величине Кредиторе :> Индонезии. Националисты стали возмущаться, что финансовая си стема страны попадает под кон троль иностранцев. При этом полностью игнорировался тот факт, что именно индонезийские банки, а не иностранные, «промотали* 5: 7 млрд, государственных средств, отпущенных на поддержку банков.

Борцы с иностранным засильем также 6:=:,™ не в состоянии объяснить, где BPPN может найти неэа висимых местных инвесторов с до статочным количеством средств, чтобы играть в этой лиге (банки ры, которые разорили свои пред приятия, естественно, не были до пущены к выкупу активов)

Распродавая с молотка

Ряд специалистов выражал серьезные оомнения в правильности политики BPPN, нацеленной на по-иск стратегического инвестора, который Ны доминировал в новопри-ватиэированных банках. Эти сомнения основывались на том, что модель превалирующей доли собственности может создавать ос Иову для тех же самых ниэкокаче ственных методов управления и по рочной банковской практики, что и привели банки к банкротству, Взамен предлагалась американская модель диверсифицированной собственности, которая, предположительно, заставляет менеджмент удовлетворять интересы и запросы достаточно разнообразных групп, и

Жизнь и смерть агентства по реструктуризации


не одной из них. Однако американ окне реалии заставляют сомневать ся и правильности этого теоретиче ского построения, Индонезия нуждается в импорте управленчес ких знаний и банковского опыта, и от стратегических инвесторов ждут, что они принесут это в банковский сектор страны.

Руководство BPPN обещало закончить распродажу подконтрольных Агентству банков :я концу

2003 года. Последний, Bank Pemiata, созданный слиянием пяти банков, по плану должен был уйти с молотка в феврале 2'.••¦А г., нака нуне закрытия Агентства. На сче тах BFPN ДОЛЖНО было остаться

5% от первоначальных активов, и о-ія переводились в Министерство финансов. Таким образом, после февраля 2004 г. не оставалось оснований для существования BPPN.

В конце 2003 г. BPPN проявило повышенную активность. Оно продало принадлежащие Агентству контрольные пакеты в РТ Bank Intemasional Indonesia, шестом по размерам активов банке, к в Bank Lippo, относящемся :я группе средних банков, За ними последовал Bank Rakyai Indonesia. Однако BPPN закрылось оставив нераспроданных активов На 15.1 трлн, рупий (при сметной стоимости 174 трлн, рупий), в том числе не был продан, как іпанировалось. Bank Pertnata. Только в начале октября

2004 г. Standard Chartered Bank я Astra International выиграли конкурс :jm покупку 51% акций Bank -’civ:':,:-,, по цене, т! три раза пре вышающей сметную стоимость. В декабре были проданы еще 20% акций 6;l:jK(L.

Зарубежные эксперты полагают, чю хотя б банковском секторе и были проведены определенные преобразования. BPPN не удалось решить свою главную задачу. Банковская система осталась переформированной, допускающей дальней ший рост коррупции среди служащих и политиков. Хотя вряд ли в этом следует винить Агентство. Коррупиюнные скандалы связаны, в первую очередь, с государственными банками (например, с Bank Negara Indonesia и Bank Rakyai

Indonesia), не подвергшимися прива тиэации, и, соответственно, BPPN не имеет к ним никакого отношения Как отмечает старший советник Deutsche Bank Губерт Нейсе, про блема неработающих кредитов в банковском секторе решена, но большое количество долга BPPN еще предстоит собрать, Агентство истратило $50 млрд на спасение банков в результате перевода :j<l BPPN их долгов и выпуска бондов гга покрытие задолженностей. Вы сокие затраты на реструктуризацию не окупились должным образом.

Цунами

или «шоковая терапия»?

Главная причина видится в том, что BPFN, созданное на гребне экономического кризиса под дав-лением Всемирного банка я Меж дународного валютного фонда, бы ло пасынком правящей элиты. Только за первый год его существования сменилось три председателя Агентства, и уже этого было достаточно, чтобы показать: BPPN не стоит принимать всерьез. Не случайно BPPN стало мишенью для критики со стороны полити ков, обличавших Агентство ян все проблемы я недостатки и банков ском секторе.

Однако плохое состояние многих банков, нерешенность указанных проблем я нехватка капитала не позволяют национальным банкам нормально функционировать в качестве источника финансирования экономического роста.

Политическая элита почти ничего не делает для восстановления ключевой роли банков, предпочитая относиться к ним как к пер сональным копилкам.

В Индонезии все стимулы к ре формам лежат тто политической системы - это либо необходи мость выполнять требования насе ления, либо обязательства исполнять некие договоренности с международными институтами. После кризиса элита перестала испытывать подобное давление, коррупция же никуда не делась. Символично, что единственны й крупный бизнесмен Мохаммед Хассан (по кличке «Боб*), приговоренный к тюремному сроку за коррупцию, вышел на волю нака нуле Закрытия BPPN. Остается только надеяться, что новое пра вигельство президента Сусило Бамбанг Юдхойоно, сменившего недавно Сукарнопутри, сможет переломить вредные традиции.

Очевидно, что г гг! этом пути но вый президент встретит немало трудностей К уже встретил. Волна цунами унесла в Индонезии не менее 100 тысяч жизней Пока сложно говорить сП экономических к социальных последствиях этого бедствия, г го нельзя г го отметить, что буйство стихии пришлось и ос новном на мятежную провинцию Ачех, где уже не один год индрне зийская армия пытается пресечь де стельность отрядов сепаратистов,

(:с таратизм в Ачехе - давняя го-ловная боль правительства, сидя щего я Джакарте, Юдхойоно же, ко всему прочему, получил ный коктейль ня гражданской войны к стихийного бедствия, что, не сомненно, ограничит возможности индонезийского президента по осуществлению обещанной км «шоковой терапии» « отношении коррупции

Содержание раздела