Кеннет Рогофф
Могут ли развивающиеся экономики сейчас позволитъ себе контр-циклическую политику?
В июне 2002 года Мировой банк организовал встречу-диспут двух известных экономистов. С одной стороны был главный экономист Международного валютного фонда Кеннет Рогофф, с другой - главный критик МВФ Джозеф Стиглиц. Предметом их дискуссии был кризис развивающихся рынков 1990-х. Стиглиц обвинил Фонд в тушении пожара, предписывая строгую бюджетную дисциплину и жесткую кредитно-денежную политику. Он, в свою очередь, защищал "контр-циклическую политику" - снижение процентных ставок и неснижаемые объемы бюджетных расходов, что могло бы компенсировать падение частного спроса.
Кеннет Рогофф также пытался критиковать предложения Стиглица. Он тогда язвительно заметил: "Вы, кажется, полагаете, что, если правительство выпустит больше валюты, то граждане вдруг воспримут ее более ценной. Или вы считаете, что, когда инвесторы больше не хотят держать правительственный долг, то все, что потребуется - это увеличить заимствование, и долговые бумаги будут расходиться как "горячие пирожки".
Шесть лет спустя развивающиеся экономики столкнулись с очередным финансовым кризисом. Некоторые из них вновь поднимают процентные ставки. Но большинство, кажется, следуют предписанию Стиглица: они эмитируют больше валюты и продают больше "горячих пирожков". Например, Центральный банк Таиланда, который в 1997 году повысил процентные ставки более чем на 23%, в этом месяце понизил их на 1% - это самое большое снижение за восемь лет. Его коллеги в Индонезии, Малайзии и Южной Корее также недавно ослабили монетарную политику.
Развивающиеся экономики также намерены осуществлять фискальные стимулы. Малайзия, Южная Корея и Россия недавно обнародовали пакеты стимулирующих мер, однако всех их затмил Китай своими планами, анонсированными в прошлом месяце. 6 декабря Центральный банк Индии сократил свою ключевую ставку на 1%. На следующий день индийское правительство, которое и так столкнулось в этом финансовом году с дефицитом бюджета более 8% ВВП, тем не менее, решило сократить акцизные сборы и потратить дополнительные 4 млрд.$.
В богатых странах, такая контр-циклическая политика считается нормальной. Но в развивающихся странах, монетарные власти часто усиливали деловые циклы. Они могли снижать процентные ставки в хорошие времена, а затем повышать в плохие. В "тучные" годы они наслаждались изобилием, а в трудные вынуждены были поститься.
Чем объясняется этот извращенный монетарный подход? Слишком легко обвинять в этом Международный валютный фонд. У Кеннета Рогоффа, в конце концов, были свои аргументы: контр-циклическая политика не так однозначна. В отличие от Соединенных Штатов, где процентные ставки могут снизиться, и дефицит бюджета вырастет без особых проблем для правительства, развивающиеся рынки должны беспокоиться о потери доверия инвесторов и возможности падения своих валют.
Развивающиеся экономики изо всех сил пытаются бороться с деловыми циклами частично, потому что они более явные. Во время "типичного" латиноамериканского спада в период с 1970 по 1994 годы, производство снижалось в среднем на 8% - в странах OECD снижение составляло всего 2%. Налоговая база в развивающихся странах является более узкой, а доходы более изменчивыми. Рецессия в Латинской Америке может стоить казне 20% ее дохо-
дов, по сравнению с 6% для стран Организации экономического сотрудничества и развития в целом.
Платежи за прошлые грехи
Этот недостаток бюджетного запаса прочности заставляет кредиторов остерегаться покупок казначейских облигаций развивающихся стран в трудные времена. Это, в свою очередь, препятствует правительственным заимствованиям, чтобы сгладить деловой цикл, что могут позволить себе делать их более богатые коллеги.
Если правительства не могут свободно заимствовать средства в плохие времена, то единственным выходом остается больше экономить в хорошие периоды. Некоторые развивающиеся страны сталкиваются с текущим замедлением экономики в положении непривычной фискальной силы. Чили является ярким тому примером. Чилийским властям в прошлом году удалось аккумулировать профицит бюджета в 8.8% валового внутреннего продукта, благодаря невероятно высоким доходам своих медных рудников. Такая бережливость оказалась очень кстати, когда товарный цикл развернулся.
Определяя уровень своих процентных ставок, Федеральный Резерв заботится о росте экономики и инфляции. Его не интересует реакция доллара. Напротив, монетарные власти развивающихся экономик не могут позволить себе такую роскошь. В странах, склонных к высокой инфляции, устойчивый обменный курс национальной валюты помогает ограничить рост цен. Такие экономики также обычно делают заимствования в долларах или евро, потому что их кредиторы настаивают на платежах в твердой валюте. Сильное падение национальной валюты может сделать эти долги неподьемными.
По этим причинам, развивающиеся экономики должны часто поднимать процентные ставки во время замедления, стараясь защитить свою валюту. Эта "про-циклическая" монетарная политика вредит экономике, принося потери банкам и их клиентам. Но это может быть "меньшей из двух зол". Богатые страны могут позволить себе особо не оглядываться на курс своей валюты - развивающиеся экономики этого себе позволить не могут.
Однако, "страх свободного плавания" постепенно уменьшается. Все большее число развивающихся экономик стремилось создавать свое собственное оружие для борьбы с инфляцией, вместо импортирования доверия Федерального Резерва или Европейского центрального банка. Тринадцать развивающихся рынков теперь имеют целевой уровень инфляции,
позволяя обменному курсу своей валюты более свободно изменяться. Бразилия и Чили позволили подешеветь своим валютам, не повышая процентных ставок.
Благоразумные развивающиеся страны использовали в своих интересах растущий спрос на свои валюты. Правительство Бразилии обменяло 80 млрд.$ долга, проиндексированного к деньгам других людей. Текущее падение бразильского реала на 10% облегчает долговое бремя, снижая отношение чистого долга к валовому внутреннему продукту до 1.3%. Некоторые страны также накопили большие золотовалютные резервы и, соответственно, не сильно беспокоятся о своем иностранном долге.
Если добавить бюджетные усилия Китая и других развивающихся экономик к запланированному пакету стимулов в развитых странах, то, согласно данным банка "UBS", мировая экономика в следующем году получит фискальное расширение приблизительно в 1.5% от глобального валового внутреннего продукта. Даже Кеннет Рогофф полагает, что американской экономике понадобятся бюджетные вливания в 500-600 млрд.$ в каждые из следующих двух лет. Остается только найти покупателей на эти "горячие пирожки".
Содержание раздела