d9e5a92d

Александр Потемкин - Условие интеграции


Процесс вхождения России в мировую финансовую систему требует создания централизованной клиринговой организации

Важнейшим условием эффективного функционирования инфраструктуры финансовых рынков является наличие центрального депозитария и централизованного клиринга. Оба эти условия в России, как известно, отсутствуют. Причем, если про первую проблему говорится уже достаточно давно, то значение централизованного клиринга в нашей стране до конца пока, к сожалению, не осознается.

В такой ситуации имеет смысл оценить, насколько важен централизованный клиринг для России и какие проблемы позволит решить его внедрение на практике.

Александр Потемкин - Условие интеграции


Александр Потемкин генеральный директор ММВБ

Клиринг в России

Сегодня клиринговые функции в России в основном выполняют сами биржи. Например, в настоящее время на ММВБ действует гибридная система клиринга, отличающаяся следующими особенностями:

• реализация принципа многостороннего нецентрализованного клиринга;

• поставка против платежа (реализация принципа DVP, PVP);

• включение в клиринговый пул только обеспеченных сделок;

• осуществление контроля достаточности предоставляемого обеспечения на стадии подачи заявок.

Система многостороннего клиринга позволяет существенно сократить объем транзакций (реальных расчетов) и адекватно снизить риск ликвидности. Например, на фондовом рынке, где значительный объем сделок заключается day-трейдерами (участники, оперирующие небольшими пакетами, но совершающие в течение дня большое число сделок), итоговые нетто-обязательства (в среднем по итогам дня в октябре около 0,2 млрд долл.) составляют от совокупного объема торгов (порядка 0,8 млрд долл.) 20-25%. В том числе для акций - 16%, а для облигаций - 41%.

На рынке госбумаг объем торгов и объем-нетто обязательств примерно равны, а коэффициент неттинга приближается к 100% (если более точно, сегодня он составляет 97%).

Даже на валютном рынке, где роль day-трейдеров существенно меньше за счет применения многостороннего клиринга, итоговые нетто-обязательства (0,7 млрд долл.) составляют всего лишь 30% от среднедневного объема торгов (2,2 млрд долл.).

Сказанное позволяет сделать весьма интересный вывод: уже сегодня использование клиринга позволяет значительно повысить ликвидность торговли на рынках, а участникам - значительно экономить на снижении объема заранее депонируемых средств. Рассмотрим это более подробно.

Значение неттинга на примере фондового рынка ММВБ

По мере развития рынка, повышения ликвидности и роста числа участников значение многостороннего неттинга ощутимо возрастает. В частности, коэффициент неттинга, составлявший в период рыночной нестабильности в первом полугодии 2005 г. 25-28% (среднедневной оборот - 642 млн долл., среднедневной объем нетто-обяза-тельств - 166 млн долл.), на фоне начавшегося в августе-октябре подъема рынка снизился до 16-20% (среднедневной оборот - 1125 млн долл., среднедневной объем нетто-обяза-тельств - 220 млн долл.).

Фактически в систему торгов (при соблюдении принципа предварительного депонирования) закачивается в начале дня около 710 млн долл., объем торгов при этом составляет порядка 1242 млн долл., а возникающие нетто-обязательства не превышают 250 млн долл.

Объем среднедневных нетто-обязательств участников фондового рынка ММВБ составил 240 млн долл. За этот год он вырос более чем в два раза. Это позволяет утверждать, что эффективная система клиринга позволяет экономить объем денежных средств, депонируемых участниками торгов. Таким образом, расширение объемов неттинга ставит перед фондовым рынком задачу по совершенствованию технологической системы клиринга, делает необходимой модернизацию действующей системы. Прежде всего, это необходимо с точки зрения совершенствования системы управления рисками в условиях быстрого роста оборотов. Например, среднедневной объем торгов в 2005 г. по Группе ММВБ вырос по сравнению с 2001 г. на валютном рынке в 8 раз (с 291 млн долл. до 2,261 млрд долл.), на рынке акций в 5,5 раз (с 97 до 534 млн долл.), а на рынке госбумаг почти в 12 раз (с 26 до 295 млн долл.).

Рост оборотов торгов на ММВБ настолько динамичен, что требует перехода от системы клиринга, принятой на развивающихся рынках (функционирующей по принципу DVP), к более продвинутой системе клиринга, которая будет функционировать с использованием как принципа CCP, так и принципа DVP.

Требования к системе клиринга в России

Базовым принципом работы будущей системы клиринга на российском финансовом рынке должна стать его централизация, при которой участники торгов будут заключать сделки с центральной стороной (принцип CCP). Такой принцип клиринга сегодня широко используется на подавляющем большинстве развитых рынков, где применяется многосторонний неттинг.

Важнейшими элементами системы управления рисками должны стать:

• создание единого клирингового центра как отдельной организации, реализующей принцип CCP;

• внедрение многоуровневой системы клиринговых членов, позволяющей снизить риски ликвидности;

• формирование распределенной системы управления рисками, помимо единого клирингового центра включающей в себя центральный депозитарий и современную платежную систему (RTGS). Задачи по совершенствованию клиринговой системы российского финансового рынка настолько масштабны, что в целях снижения всех типов рисков, а также повышения ликвидности российского фондового рынка становится очевидной необходимость сосредоточения всех клиринговых операций в рамках одной организации. Это будет способствовать: снижению рисков, повышению ликвидности российского финансового рынка.

Однако недостаточно просто создать специальное юридическое лицо. Для того чтобы оно могло эффективно работать, необходимо решить ряд законодательных проблем.

Законодательные проблемы

Создание полноценного клирингового центра сдерживается сегодня недостаточной проработанностью отдельных нормативных аспектов клиринговой деятельности. В нашем законодательстве отсутствует надлежащее решение целого ряда вопросов. В частности, законодательно не определено понятие клиринга. Нормы ГК РФ, затрагивающие вопросы организации проведения клиринга и расчетов, создают правовую основу для проведения клиринга и расчетов главным образом в рамках двусторонних отношений и не могут быть применены к организации многостороннего клиринга.

Для построения адекватного регулирования системы клиринга и расчетов в отечественном законодательстве необходимо как внесение изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство, так и формулирование новых правовых норм специального законодательства. Такие специальные правовые нормы могли бы быть сформулированы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в правовые акты, регулирующие отдельные виды деятельности на рынке финансовых услуг (в частности, в ФЗ "О рынке ценных бумаг", ФЗ "О банках и банковской деятельности"), а возможно, и путем разработки специального правового акта, например Закона "О клиринговой деятельности".

Предстоит очень большая работа по совершенствованию законодательной базы, в частности внесение поправок и дополнений в ГК РФ, Налоговый кодекс и документы, регулирующие деятельность финансовых рынков. Впрочем, с нашей точки зрения, ждать пока они будут решены -нецелесообразно. В этой связи в рамках Группы ММВБ было принято решение об учреждении отдельной организации - ЗАО АКБ “Национальный клиринговый центр” (НКЦ).

Национальный клиринговый центр (НКЦ)

НКЦ учрежден в правовой форме ЗАО "Акционерный коммерческий банк", акционерами которого стали ММВБ (98% уставного капитала) и НДЦ (2%).

К настоящему времени уже избраны наблюдательный совет и правление НКЦ.

Мы планируем, что на момент регистрации НКЦ его капитал составит 6 млн евро (235 млн руб.), что несколько меньше, чем капитал крупнейших клиринговых палат в Западной Европе, измеряющийся десятками миллионов евро.

По данным “Делойт и Туш СНГ”, размер капитала клиринговых палат в Западной Европе достигает следующего уровня: Wiener Borse Clearing House (Австрия) - 21 млн евро, MEFF (Испания) - 34 млн евро, LCH (Великобритания) - 91 млн евро, Clearnet (Франция, Бельгия, Голландия) - 111 млн евро, DTCC (США) - 150 млн евро.

Исходя из опыта создания централизованных клиринговых организаций в Европе и США, были сформулированы требования к капиталу НКЦ. И с учетом этого будет строиться его технологическая система.

К началу операционной деятельности, которая намечается на середину 2006 г., планируется увеличить капитал до 700 млн рублей, а в дальнейшем предполагается довести его до 1,7 млрд рублей (около 50 млн евро) за счет взносов учредителей и капитализации доходов.

Постепенное наращивание собственного капитала до 50 млн евро позволит НКЦ встать на одну ступень с мировыми лидерами клирингового бизнеса по такому показателю, как обеспеченность операций собственным капиталом, и, соответственно, увеличить привлекательность российского рынка для зарубежных инвесторов.

В рамках управления рисками НКЦ будет выполнять следующие основные функции:

• открывать и вести счета для учета маржевых взносов участников клиринга;

• привлекать средства для завершения расчетов от кредитных организаций (в рамках кредитных линий и овердрафтов), а также за счет использования инструментов рефинансирования Банка России;

• заключать договоры страхования в качестве обеспечения возможности для покрытия убытков, возникающих от неисполнения участниками клиринга их обязательств;

• создавать гарантийные фонды за счет средств, привлекаемых от участников клиринга и третьих лиц и используемых в рамках полномочий, предоставленных ими;

• размещать от своего имени и за свой счет привлеченные во вклады денежные средства юридических лиц, в том числе маржевые взносы и средства гарантийных фондов, в банковские депозиты, государственные и корпоративные ценные бумаги, еврооблигации;

• предоставлять краткосрочные кредиты за счет привлеченных и собственных средств (в том числе овердрафты по счетам) участникам клиринга, допустившим неисполнение своих обязательств в срок;

• осуществлять расчеты по поручению юридических лиц по счетам в банках-корреспон-дентах, включая иностранные банки.

Таким образом, создание специализированной клиринговой организации является естественным продолжением процесса развития Группы ММВБ, интегрирующей на единой технологической платформе торговую, клиринговую и расчетные системы.

Для реализации этих функций необходимо решение многих проблем, в том числе технологических, законодательных и финансовых. В связи с этим процесс становления НКЦ займет некоторое время.

Этапы создания и развития Национального клирингового центра

Создание НКЦ планируется осуществлять поэтапно. В рамках первого этапа необходимо будет зарегистрировать центр и получить лицензию Банка России. По нашим оценкам, на это уйдет примерно полгода. Параллельно с этим будут разрабатываться основные технологические решения.

В частности, НКЦ предстоит:

• разработать и внедрить системы маржевых взносов и гарантийных фондов;

• наладить механизм взаимодействия с основными участниками рынка;

• вступить во взаимодействие с Банком России для получения доступа к основным инструментам рефинансирования, которые сейчас применяются в операциях кредитных организаций.

По окончании этой работы, которую, как мы надеемся, удастся завершить к началу лета 2006 г., НКЦ приступит к выполнению функций клиринга на принципе CCP на валютном рынке. На втором этапе, который, как мы планируем, придется на второе полугодие 2006 г., сфера услуг НКЦ будет расширена на рынок государственных ценных бумаг. Наконец, в рамках третьего этапа, который, по оптимистичным оценкам, может наступить уже в начале 2007 г., НКЦ начнет обслуживать фондовый и срочный рынки Группы ММВБ.

Несмотря на то что НКЦ сможет обеспечивать потребности в клиринге всех сегментов российского финансового рынка лишь к 2007 г., мы не собираемся ждать столько времени, чтобы начать модернизацию процесса клиринга. Совершенствовать систему клиринга мы начнем уже в ближайшее время и на каждом рынке группы ММВБ.

Текущая схема организации клиринга на валютном рынке

Для того чтобы стали более понятными принципы работы НКЦ и его роль в обслуживании участников торгов, рассмотрим, как изменится инфраструктура валютного рынка с началом функционирования НКЦ.

В настоящее время ММВБ выполняет как торговые функции, включающие в себя регистрацию заявок, контроль лимитов, мэтчинг заявок и регистрацию сделок, так и клиринговые функции: определение и зачет обязательств, контроль достаточности обеспечения, контроль исполнения обязательств (принцип PVP) и завершение расчетов.

При этом завершение расчетов гарантируется фондами покрытия рисков, резервными фондами ММВБ и Банком России.

ММВБ еще в декабре 2002 г. отказалась от 100%-ного депонирования средств для проведения операций на валютном рынке. Это позволило снизить среднедневной объем депонирования с 4,5 млрд долл. до 245,5 млн долл.

Совершенствование схемы организации клиринга на валютном рынке с участием НКЦ

После начала работы НКЦ схема функционирования рынка и механизм управления рисками изменится следующим образом:

• ММВБ продолжит выполнять функции торговой системы;

• НКЦ будет выполнять клиринговые функции, ранее находившиеся в ведении ММВБ;

• Система управления риском ликвидности (несвоевременное исполнение обязательств одним из участников) дополнится за счет доступа НКЦ к кредитным линиям коммерческих банков; инструментам

рефинансирования, предоставляемым Банком России. Отметим, что для НКЦ, являющегося банковской организацией, доступ как к кредитным линиям, так и к инструментам рефинансирования, будет существенно упрощен.

Появление центрального контрагента на валютном рынке позволит существенно упростить механизм клиринга по операциям, а также снизить риски, сопутствующие проведению операций на данном сегменте рынка.

Совершенствование системы клиринга для операций РЕПО с центральным контрагентом на рынке ГЦБ

На валютном рынке НКЦ позволит упростить и улучшить систему управления рисками, но при этом, с точки зрения участника

рынка, мало изменит механизм торгов. Иное дело - сектор госбумаг, где появление НКЦ заметно расширит операционные возможности трейдеров.

• Участники рынка РЕПО получат возможность заключать сделки сверх и вне лимитов, выставленных на существующих контрагентов.

• Произойдет снижение операционных рисков вследствие автоматического исполнения сделок РЕПО с НКЦ.

• Будет реализован полноценный взаимозачет обязательств, вследствие чего участник сможет "покупать" и "продавать" деньги в РЕПО, не задумываясь о накапливании требований и обязательств перед различными контрагентами.

Тем самым будут созданы предпосылки для дальнейшего роста объемов рынка РЕПО и повышения его эффективности.

Появление центрального контрагента на рынке государст-

Александр Потемкин - Условие интеграции


венных ценных бумаг позволит существенно упростить механизм клиринга по операциям РЕПО, а также снизить риски при проведении сделок РЕПО с государственными ценными бумагами. Тем самым будут созданы предпосылки для дальнейшего роста объемов рынка РЕПО и повышения его эффективности.

Внутридневной клиринг на фондовом рынке - проект переходного периода

Процесс создания НКЦ носит комплексный характер. Тем не менее на этот период, который можно назвать переходным, мы не отказываемся от совершенствования технологий действующей системы клиринга.

Уже в самое ближайшее время ММВБ планирует реализовать проект организации клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами в ходе торгового дня. Данный проект направлен на ускорение расчетов по совершаемым на фондовом рынке ММВБ сделкам и создание дополнительных условий для повышения эффективности использования участниками денежных средств и ценных бумаг.

На первом этапе предлагается проводить одну промежуточную клиринговую сессию (по сделкам, заключаемым на Фондовой бирже ММВБ за российские рубли и прошедшим процедуру контроля обеспечения до 15:30).

Основной принцип проведения внутридневного клиринга -непрерывность торговой сессии.

Внутридневной клиринг на фондовом рынке обеспечивает реальную возможность для участников по оперативному управлению ликвидностью: перераспределение активов между различными организованными рынками (включая валютный, срочный и рынок государственных ценных бумаг), а также возможность использования их на внебиржевом сегменте (например, для совершения внутриде-позитарных операций кредитования ценными бумагами). Здесь важно отметить, что денежные средства и ценные бумаги, высвобождаемые по итогам клиринговой сессии, становятся доступными для участника непосредственно в течение операционного дня (сразу после 16:00), а не по его итогам (после 20:00).

В настоящее время перевод денежных средств и ценных бумаг между рынками ограничен суммами зарезервированных для торгов активов. По итогам же промежуточного клиринга станет возможным перераспределение активов, непосредственно получаемых в ходе текущего торгового дня от исполнения обязательств по совершенным сделкам.

Мы расцениваем реализацию этого проекта как важный фактор повышения ликвидности на биржевых финансовых рынках. Отметим, что в перспективе количество таких промежуточных клиринговых сессий может быть увеличено.

С введением практики внутридневного клиринга будет усовершенствована система операций по управлению ликвидностью за счет применения многостороннего неттинга в ходе торгов.

Организация НКЦ позволит уже в среднесрочной перспективе (один-два года) перейти к современным методам решения задач клиринга и расчетов на биржевом фондовом рынке России. При благоприятном сценарии развития событий благодаря НКЦ удастся решить следующие задачи:

- привлечь крупный иностранный инвестиционный капитал к работе на внутреннем российском финансовом рынке;

- повысить привлекательность внутреннего рынка России для крупных отечественных ком-паний-эмитентов, размещающих многомиллиардные облигационные займы и планирующих осуществлять программы IPO;

- снизить издержки работы институциональных и индивидуальных инвесторов на национальном фондовом рынке;

- повысить ликвидность и снизить риски работы на российском финансовом рынке;

- создать предпосылки для интеграции инфраструктуры российского рынка в мировую финансовую систему не на дискриминационном принципе "младшего и старшего братьев", а на равноправных партнерских отношениях.

Впрочем, эффект от создания НКЦ может быть гораздо больше.

Интересно, в частности, попытаться предсказать: поможет ли централизованный клиринг решить также "проблему" 2008 г.?

Сегодня ни для кого не секрет, что на зарубежные рынки приходится значительный объем торгов ценными бумагами российских компаний, торгующихся там в форме депозитарных расписок. Так, в январе 2005 г. соотношение между зарубежными и российскими площадками по обороту бумагами российских компаний было примерно равным. В дальнейшем это соотношение начало меняться и в октябре составляло приблизительно 60% на 40% в пользу российского рынка.

Каким будет это соотношение в дальнейшем, во многом зависит от того, как и какими темпами будет развиваться инфраструктура российского биржевого рынка. Мы надеемся, что НКЦ сможет приступить к выполнению своих функций на фондовом рынке в 2007 г. Насколько это повысит конкурентоспособность отечественной биржевой инфраструктуры, станет окончательно ясно не ранее 2008 г.



Содержание раздела