Лекция 23. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
23.1. Общая характеристика неолиберализма
Неолиберализм возник в 30-е гг. XX в., он выражал реакцию на кризис 1929-1933 гт., развитие кейнсианства и углубление государственного вмешательства н экономику, а также развитие советской плановой системы хозяйствования. Как и кейнсианцы, ряд псолибералов признали необходимость активного воздействия государства на экономику, считая его объектом институциональные основы механизма прибыли и конкуренции. Но они видели иные причины кризиса 1929-1933 гг.: подрыв мехап изма совершенной конкуренции и нарушение рыночных регулятора [производственных процессов, произошедшие, в частности, в результате монополизации экономики. В 30-40-е гг. неолиберализм переживал не лучшие времена, только в 70-е гг. в условиях ухудшения хозяйственной конъюнктуры, когда ранее успешные методы регулирования оказались неэффективны и кейнсианство стало терять влияние, неолибералы взяли реванш, в 90-е гг. их позиции еще более укрепились с распадом советской плановой системы хозяйствования.
Неолиберализм опирается на идеи чогок исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма. В методологии он близок новой исторической школе, трактуя общественное развитие как процесс медленной эволюции. В традициях исторической школы, в зависимости от изменения ряда характеристик капитализма, неолибералы выделяют разные порядки, ступени и стили организации хозяйственной жизни общества. Традиционному либерализму соответствует идея сохранения индивидуальной свободы на основе укрепления частной собственности на средства производства, но процессы хозяйственной жизни оцениваются большинством пеолибералов с макро-, а не микроэкономических позиций. Внимание сторонников неолиберализма сосредоточено в основном на качественных, институциональных проблемах, решение которых они считают достаточным для устранения
воспроизводственных диспропорций. Такие проблемы, как поддержание темпов хозяйственного развития и регулирование экономического роста, не считаются актуальными.
Исторически сложилось несколько неолиберальных центров: в Германии - фрайбургская школа, в Австрии — неоавстрийская школа, представители которой впоследствии работали в США и Великобритании, в США — чикагская школа.
23.2. Фрайбургская школа
Родоначальник песлі ;6ерл;і д:дез в Германии — профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен (1891-1950) — заложил основы теории и методологии фрайбургской школы, в которых отразились традиции немецкой философии и политэкономии. Среди наиболее значимых работ Ойкена «Основы национальной экономии» (1940 г.) и «Основньи принципы экономической политики» (1950 г.).
В основе неолнберал изма фрайбургской школы лежит понятие экономического строя, или м оря, ие. Экономический строй, по Ойкену, это «совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс». Его концепцию можно сравнить с теорией идеальных типов М. Вебера. Ойкен выделил два идеальных типа экономического строя, на основе смешения которых возникают разнообразные реальные формы хозяйства: централизованно управляемое хозяйство, вариантами которого являются индивидуальное (то есть натуральное) и централизованно администрируемое; хозяйство общения (то есть рыночное конкурентное хозяйство). Капитализм Ойкен рассматривает как одну из форм хозяйства общения, как рыночное конкурентное хозяйство, для которого характерна экономическая свобода. Однако подчеркивает, что государство не должно быть пассивным, оно призвано защищать конкурентный экономический порядок, иначе ослабление конкуренции и усиление монополизации приведут к диспропорциям в экономике, как и случилось во время кризиса 1929-1933 гг.
Представители фрайбургской школы различают два направления экономической политики: формирование хозяйственного строя — регулирование монополии и конкуренции, частной и государственной собственности, прямого и косвенного вмешательства в экономику, установление правовых норм хозяйствования; воздействие на процесс воспроизводства — мероприятия, регулирующие эксі екчезё рост. Приемлемым считалось первое направление. Государство должно участвовать в формировании л-ю;
: о? у;; строя, далее регулирование и развитие хозяйственного процесса пойдут спонтанно, после создания необходимых институтов потребность в анти циклическом регулировании исчезнет, воздействие на хозяйственные процессы допустимо лишь в исключительных ситуациях.
Экономический к которому надо стремиться, должен обла
дать характерной для совершенной конкуренции действенной системой цен. іігъллі
1-: ?и принципами строя конкуренции Ойкен считал неприкосновенность частной собственности (в том числе монополий); стабильность денежного обращения и национальной валюты; открытость рынков; свободу сделок и договоров (кроме ограничивающих конкуренцию); материальную ответственность руководства за действия хозяйственных единиц (то есть недопущение фиктивных компаний); постоянство экономической политики.
Критики теории фрайбургской школы говорили о нереальности подобной модели, так как нельзя повернуть развитие экономики вспять, остановить монополизацию и вернуть прежнюю конкуренцию, да и вообще именно конкуренция и естественный отбор привели к образованию монополий. Но Ойкен не признавал объективных законов общественного развития, отрицая историческую закономерность процесса монополизации, он считал возможным и желательным возврат к ситуации совершенной конкуренции. Монополией ученый называл любое отклонение от совершенной конкуренции, вызывающее ощутимое сокращение числа продавцов либо покупателей (одним из вариантов монополии называл профсоюзы). Препятствовать процессу монополизации он рассчитывал путем создания надклассового органа но надзору за монополиями (подчеркивая, что это не должны быть профсоюзы).
Вопросы социальной политики в теории фрайбургской школы не имели самостоятельного значения. Считалось, что социальную справедливость в условиях совершенной конкуренции должно обеспечить рыночное распределение доходов, и лишь «если самопомощь и страхование окажутся недостаточными», станут необходимы «государственные благотворительные учреждения».
После Второй мировой войны идеи фрайбургской школы получили распространение в ФРГ и других странах Запада. С 1948 г. под редакцией Ойкена издается ежегодник «Ордо» (в его трактовке — «строй соревнования») о хозяйственном и общественном строе, что дало немецкому неолиберализму новое название — «ордолиберализм». Тогда же он стал официальной экономической доктриной ФРГ, на его основе А. Мюллер-Армак, Л. Эрхард и ряд других ученых разработали концепцию социального рыночного хозяйства.
Термин «социальное рыночное хозяйство» первым использовал Альфред Мюллер-Армак (1901 -1978) в работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947 г.). Стеорией фрайбургской школы эту концепцию объединяют приверженность частной собственности, признание двух типов экономического строя, вера в возможность третьего пути развития между капитализмом и социализмом. Однако Мюллер-Армак отказался от возрождения совершенной конкуренции путем ограничения монополий и сделал акцент на вопросах социальной политики. Он предполагал осуществление социальной компенсации, способной сократить разрыв в доходах населения и социальное расслоение общества. Главным инструментом компенсации должно было стать прогрессивное налогообложение и перераспределение средств в пользу малоимущих за счет дотаций на конкретные цели: детей, квартплату, строительство жилья и т. п. Предполагалось также создание достойной социальной инфраструктуры и развитой системы социального страхования.
Эти идеи, наряду с заботой о восстановлении конкурентного рынка, взяло на вооружение правительство ФРГ. В ходе применения концепции социального рыночного хозяйства ее положения были конкретизированы и дополнены лозунгами «Благосостояние для всех» и «Собственность для всех». Воплощение этой концепции в жизнь связано с именем Людвига Эрхарда (1897-! 977)— министра экономики, а затем вице-канцлера и канцлера ФРГ. Свою программу и опыт ее реализации он изложил в работе «Благосостояние для всех» (1956 г.).
23.3. Неоавстрийская школа
Представители неоавстрийской школы Л. Э. фон Мизес и Ф. А. фон Хайек — это второе поколение австрийской школы. Они занимались разнообразными проблемами: от методологии познания, исследования экономических явлений, истории экономической мысли до анализа конкретных вариантов экономической политики и критики искусственно созданных экономических систем фашизма и социализма.
Эмигрировавший в 194 0 г. в США профессор Венского университета Людвиг Эдлер фон Мизес (1881-1973) был убежденным сторонником экономического либерализма. Он считал структуру человеческого мышления неизменной и пытался выявить универсальные принципы человеческого выбора вне связи с существующей социально-зкономической структурой общества, что означало отказ от учета определяющих такой выбор условий. Однако Мизес считал, что экономическая теория должна быть выстроена исходя я?! априорных истин, одной из которых, например, было объяснение действий человека наличием чувства беспокойства и желанием освободиться от него. Он был сторонником применения дедуктивного метода, способствующего делению логической последовательности явлений; исторический и эмпирический подходы отвергались им как субъективные и уводящие от истины.
Целью Мизеса было обоснование концепции свободного предпринимательства. Главной движущей силой, «мотором» рыночной экономики он называл стремление предпринимателей к прибыли, заставляющее их приспосабливаться к изменяющимся вкусам потребителей.
В ходе рыночного взаимодействия производителей и доже божіей, а в этих ролях так или иначе выступают все люди, идут реализация создаваемых товаров И услуг и постоянное приспособление структур производства и потребления. Поэтому предложение определяется спросом, а спрос — предложением. Не меняет положение дел и относительно самостоятельный фактор денег.
К анализу нерыночных систем хозяйствования, опираясь при этом на опыт советской централизованной экономики, Ту/ц-гс обратился еще в 20-х гг., опубликовав работу Хозяйственный расчет в социалист ической экономике» ( 1'Гп іпо же вышла работ «Социализм. Экономический и социологический анализ > (1936 г.). Выбор между рыночным механизмом и планированием был для ученого равнозначен выбору между успешным развитием и крахом экономики. Мизес выступал против любого государственного вмешательства в экономику, считая, что оно ограничивает свободу человека и снижает эффективность системы, этом смысле нет особой разницы между базирующейся на социал-демократической моделью и тоталитарны
ми системами, возведенными под руководством Сталина и Гитлера.
Идеи Мизеса развил его ученик Фридрих Август фон Хайек С -
1992), в 1931 г. уехавший в Великобританию, а позднее - в США. Наиболее влиятельный теоретик нйолкб-взл' нобелевский лауреат 1974 г., он занимался экономическими проблемами на стыке с социологией, политологией, философией. Хайек — автор работ, анализирующих ю: кую и социалистическую экономические системы;
наиболее и вес іные и; них: « Доро га к рабств у*. (1944 ы) и «Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма» (1988 г.}. Ряд его работ
неолибералиаы
посвящен исследованию методологии экономической науки и истории экономической мысли.
В экономике Хайек видел часть социально-экономической системы , поэтому избрал социологический подход к рассмотрению общественных явлений, учитывающий социальные, этические и политические аспекты. Его методологии присущи индивидуализм и субъективизм (даже больше, чем методологии австрийской школы), что объясняется опорой на философию неокантианства. Согласно ей в исследовании экономических проблем объект нельзя отделить от субъекта, потому задачей науки не может быть познание объективных законов развития. Ограниченные возможности человека определяют ограниченность его субъективно-психологических оценок, это относится и к познанию экономической действительности. К тому же окружающий мир и человеческий разум постоянно развиваются, в результате чего человек не может учесть весь спектр необходимой информации. Ввиду этого Хайек отрицает возможность математизации экономических процессов (абстрактные модели не соответствуют реальности), он также против анализа макроэкономических категорий (подобные обобщения не соответствуют действительности, так как конкретные решения принимаются отдельными субъектами на микроуровне).
Хайек является автором концепции спонтанного порядка. Это порядок, который возникает стихийно в процессе эволюции. Капитализм представляет собой прошедший длительный отбор «расширенный порядок человеческого сотрудничества», его неотъемлемыми чертами являются частная собственность, свобода и конкуренция. Именно такой спонтанно возникший порядок характеризуется наивысшей жизнеспособностью, справедливостью и эффективностью. Поэтому Хайек критикует всевозможные попытки достичь улучшений путем воздействий на экономику в рамках капитализма и высказывает уверенность в самонадеянности и несостоятельности социализма. Ученый приходит к выводу, что искусственно созданная система не может по своим возможностям превзойти возникшую естественным путем В процессе эволюции. Задачей государства, по мнению Хайека, должно бьнь лишь обеспечение общих предпосылок для функционирования рынка, его заботой могут стать только не предоставляемые рынком социальные услуги: пенсионное обеспечение, развитие здравоохранения, образования, страхования от безработицы и т. п.
Идею спонтанности развития рыночного порядка Хайек применял и к составляющим рынка. Он выступил за либерализацию денежной системы, утверждая, что деньги не должны быть инструментом эконо политики, так как это противоречит их природе. Надо позволить конкурентное предложение денег частными эмитентами, отменив монополию государства в данной области. Ученый считал, что это стабилизирует денежную систему, предотвратит инфляцию и экономические спады.
23.4. Чикагская школа
В рамках чикагской школы сформировался монетаризм — ¦ і ь к-
ние, придающее деньгам первостепенное значение среди факторов, определяющих развитие экономики, а потому изучающее деньги, денежные категории и денежно-кредитные инструменты. Появление и развитие монетаризма связано с творчеством американского экономиста Милтона Фридмена (1912). Его важнейшие работы — «Налогообложение в целях обуздания инфляции» (1943 г.), «Исследование количественной теории денег» (1956 г.), «Денежная история США. 1867-1960» (1963 г.), «Причины и следствия инфляции
(1963 г.). В 1976 г. достижения Фридмена были отмечены Нобелевской премией, предложенные им рецепты регулирования экономики нашли применение в экономической политике ряда западных стран.
Монетаризм возник в 50-е гг. как альтернатива кейнсианству, предложив более умеренные рецепты государственного регулирования. В 70-е гг. кейнсианство оказалось бессильным перед лицом изменившейся экономической ситуации: структурных кризисов и впервые проявившейся хронической стагфляции, то есть состояния экономики, когда застой или падение производства (стагнация) сочетаются с ростом безработицы и цен {инфляцией). В этих условиях монетаризм заявил о себе как единственная доктрина, способная благотворно повлиять на экономику путем использования возможностей рынка И посредством изменения денежной массы. Его идеи были успешно реализованы на практике в рамках программ «тэтчеризма» в Великобритании и «рейганомики > в США.
Монет; і j .¦ і: \ і опирается на количественную теорию-к а с г. в соответствии с которой существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен: цены определяются количеством денег в обращении, а покупательная способность денег обусловлена уровнем цен. При прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег. Одним из разработчиков количественной теории денег был американский экономист Ирвинг Фишер (1867-1947), его уравнение обмена и легло в основу монетаризма:
ідевд — количество денег; V— скорость обращения денег; Р - уровень цен; Y — реальный объем производства, или количество товаров.
Монетаристы исходят из того, что рыночный механизм внутренне устойчив; стремясь к стабильности и восстановлению равновесия, конкурентное хозяйство саморегулируется, корректирующим инструментом при этом являются цены.
В центре теории Фридмена — богатство как источник доходов. Он выделяет пять форм богатства: физические блага, человеческий капитал, акции, облигации, деньги; они взаимозаменяемы, поэтому структура богатства подвижна: стремясь к максимизации выгоды, собственник изменяет свой «портфель активов». В структуре богатства ученого интересует прежде всего спрос на деньги, который устойчив и предсказуем (пропорционален долговременному изменению ВНП, национального богатства и общему уровню цен). Спрос надень-ги уравновешивается их предложением, регулируемым правительством и Центробанком, он мощно воздействует на экономику. Государство должно обеспечить предложение денег, соответствуюи^ее спросу на них, и этим добиться устойчивости платежеспособного сщ са и всей рылоч ч:>й системы. Главная задача экономической науки — определение факторов, влияющих на величину спроса на деньги, и вычисление его реального значения.
Разрабатывая количественную теорию денег, Фридмен сформулировал теорию номинального {денежного) дохода. Спрос на деньги, Фридмепу, зависит от общего богатства экономических субъектов, его структуры, доходности различных активов, общего уровня цен и темпов инфляции. Определяя предложение денег, он учитывает уровень совокупного номинального дохода и процентные ставки. Механизм воздействия денежного предложения на экономику основан на реакции цен, почти мгновенно передающих импульс на уровень номинального дохода. Изменение предложения денег неизбежно нарушит равновесие на денежном рынке и приведет к пересмотру структуры имеющихся активов, спроса и цен на них. Так, увеличение денежной массы и товарных цен должно в конечном счете способствовать росту выпуска продукции и максимальному использованию ресурсов. Возможности этого воздействия различны в коротком (5-10 лет) и длительном (более 10 лет) периодах. Фридмен сделал вывод, что манипулирование денежной массой действенно лишь в относительно коротком периоде, ибо приводит к изменению реальных экономических величии, а в длительном периоде оно отражается лишь на номинальных.

На основе указанных положений Фридмен построил н и; - г хозяйственного цикла, инфляции, безработицы, наметил практические меры стабилизации экономической системы. Говоря о безработице, он указывал на наличие факторов, определяющих ее естественный уровень, который невозможно сократить в длительном периоде. Анализируя эмпирические данные, касающиеся циклического развития экономики, Фридмен выступил против искусственного сглаживания цикла за счет корректировки денежной массы; этот механизм слишком тонок: трудно точно предсказать период запаздывания ожидаемого эффекта. Более рациональным было признано поддержание экономической стабильности путем рассчитанного на длительный период устойчивого прироста денежной массы в соответствии со среднегодовыми темпами увеличения ВН11, в чем и заключается денежное правило Фридмена.
Содержание раздела