Лекция 19. РАННИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
19.1. Условия возникновения и общая характеристика институционализма
Институционализм появился на рубеже XIX-XX вв. в США как очередная попытка дать ответ на нерешенные проблемы экономической теории и дальнейшее изменение экономической действительности. Он испытал влияние исторической школы, марксизма, а также идей эволюционного развития английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882) и американского философа Герберта Спенсера (1820-1903). Труды представителей институционализма посвящены разнообразным проблемам, и все же можно выделить общие черты, позволяющие обьединить их в единое целое.
-нстету г ,дов д х V выразили сомнение в истинности ряда утверж
дений традиционной ортодоксальной экономической теории, среди которых представления о саморегулируемости и гармоничности рыночной экономики, тождественности частнособственнического интереса общественному благу, рациональности человеческого поведения, суверенности потребителя. По мнению институцион ал истов, серьезное влияние на экономическую жизнь оказывают сложившиеся в обществе обычаи, нормы и правила. Отсюда название направления — институционализм (от латинского institution — обычай, наставление, указание).
К началу XX в. стало очевидно, что поведение индивида сложнее, чем предполагала модель «экономического человека» и маржинальные концепции. Институционалисты высказались за изучение реального человека, действующего иррационально под влиянием экономических и внеэкономических факторов (сомнений, индивидуальных наклонностей, социального положения, традиций, внешнего влияния). Сторонники нового направления обратили внимание на то, что для общества огромное значение имеют не столько отдельные индивиды, сколько их группы, формирующие свою психологию и способные подчинить
для большинства предшествующих теорий методологии индивидуализма анализ коллективных действий и институтов: от семьи до корпоративных, профсоюзных и политических объединений.
Все это требовало применения междисциплинарного подхода, р;у -ширения рамок исследования за счет привлечения данных других наук; социологии, истории, права, психологии, антропологии, биологии. Такой подход соответствовал представлению о народном хозяйстве как части культурного мира, испытывающей влияние не только экономических факторов.
Стремясь к адекватному отражению реальности, институционалисты выступили против преобладающего использования статического подхода, когда излишнее с их точки зрения внимание уделялось проблеме статического равновесия. Они считали необходимым изучение явлений в динамике и их исторической пиа\здовстгльнсапи.
Указывая на недостатки и противоречия капиталистической экономики, приверженцы институционализма настаивали на регулирующих мероприятиях со стороны государства и разрабатывали СБОИ варианты осуществления в обществе социального контроля. Однако эти программы носили довольно умеренный характер, поскольку институционалисты находили возможным устранение нгд?зз'азг* ос капитализма путем реформирования этой системы.
рамках институционализма три течения: технократи
ческое (социально-психологическое); конъюнктурно-статистическое (эмпирико-прогностическое); социально-правовое (юридическое). Эти течения представляют соответственно Т. Веблен, У. К. Митчелл и Дж. Р. Коммонс.
19.2. Технократический (социально-психологический) институционализм
Основоположником институционализма стал американский экономист и социолог Торстейн Веблен (1857-1929). Он является автором множества трудов, среди которых «Теория праздного класса» (1899 г.), •«Теория делового предпринимательства» (1904 г.), -«Абсентеистская собственность и предпринимательство!» (1923 г.).
Веблен выступил против неоклассиков с их оторванными от реальности трактовками и статическим подходом в экономической теории, признанием утилитаризма и гедонизма как основы человеческого поведения, а также против «историков», отвергших причинно-следствен-
связи. Он был сторонником эволюционного, генетического, функционального подходов, не отвергая при этом принципы историзма. Экономике и обществу свойственно эволюционное развитие, ДВИЖУЩИМИ силами процесса экономических и социальных изменений являются не только материальные, но также идеологические и психологические факторы. Существующие формы жизни и общественных отношений, укоренившиеся обычаи, образ мышления (то есть сложившиеся институты) являются, по Веб л и іу, не только результатом эволюции, но и факторами естественного отбора. У него институты — это психологические категории, связанные с проблемой мотивации экономического поведения.
Ученый считал предметом науки действия человека,
его поведение относительно материальных средств существования. Человеческая жизнь есть борьба за существование в процессе отбора и приспособления, при этом действия индивида определяются инстинктами, склонностями и привычками. Веблен отвергал гедонистическую арифметику наслаждения и страдания, главными инстинктами, способствующими созиданию, о» называл инстинкт мастерства, родительское чувство и праздное любопытство.
Веблен выделял ряд стадий развития общества: дикость, варварство, ремесло и промышленность. Сотрудничество людей, имевшее место на ранних стадиях развития, когда человек противостоял природе, на последних стадиях сменилось стяжательством, и теперь человек противостоит человеку.
Веблен выступил срезкой критикой современного ему капитализма. Он отмечал, что конкуренция стала невозможна в условиях преобладания корпораций; для экономики характерны расточительность и неэффективность; стремление к наживе препятствует производству полезных благ. Машинное производство, непосредственно связанное
с реализацией творческого инстинкта мастерства, несовместимо с жаждой прибыли, поэтому работа промышленности нарушается; именно жажда прибыли приводит к экономическим кризисам. Ученый считал главным противоречием капитализма противоречие между сферой индустрии (материального производства, основанного на машинной технике) и сферой бизнеса (спекуляций, торговли и кредита). Соответствен
но речь идет о двух классах: прогрессивном классе промышленников (Предпринимателей) и реакционном классе бизнесменов (финансистов).
По Веблену, капитализм, или «денежное хозяйство», прошел в своем развитии дна этапа: господство предпринимателей осталось в прошлом,
в настоящем процветает власть финансистов. Основой утвердившего-отсутствующей) собственности (денные бумаги, фиктивный капитал), отделенной от производства, но позволяющей предъявлять претензии на огромные нетрудовые доходы.
Отсюда появилось понятие праздного класса, не;. а и;яя; прямого отношения к производству. Для него свойственно показное, демонстративное, престижное потребление, которое по сути своей иррационально: снижение цен, вопреки логике, может приводить к сокращению спроса, так как делает товар непрестижным. Показное потребление неустойчиво, подвержено влиянию моды, являющейся продуктом и выражением праздности. Образ жизни праздного класса все более господствует над обществом, разумом и культурой, он оказывает психологическое давление на представителей других социальных групп и вызывает с их стороны завистливое сравнение. В итоге средний класс стремится подражать праздности, отказываясь от своих традиций бережливости и трудолюбия, а пролетариат истощается в борьбе за существование.
Дальнейшее развитие индустрии, как считал Веблен, потребует преобразования общественной системы. Он возлагал надежды на техническую интеллигенцию, располагающую глубоким знанием современного производства и способную взять на себя руководство обществом. По мысли ученого, передача власти не будет большой проблемой, так как забастовка инженерно-технических кадров сделает очевидной их ведущую роль в производстве и обществе. В новых условиях целью опять станет удовлетворение подлинных нужд, эффективное функционирование промышленности в интересах всего общества, рациональное использование ресурсов и справедливое распределение доходов. В противном случае развитие конфликта между бизнесом и индустрией может привести к серьезным потрясениям в обществе.
19.3. Конъюнктурно-статистический (эмпирикопрогностический) институционализм
Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) считал, что кроме психологических факторов, на хозяйственное поведение людей влияют обращение денег и деятельность финансово-кредитных учреждений. Денежная экономика, при всех ее недостатках, является лучшей формой хозяйственной организации общества. Митчелл положительно оценивал финансовый капитализм и не критиковал стремление бизнесменов и финансистов к получению повышенной прибыли. Его первые рабо-
ты «История зеленых билетов» (1903 г.), «Золото, цены и заработная плата при долларовом стаи да рт е» (1908 г.) признаны наиболее авторитетными исследованиями по истории денежного обращения США.
В историю экономической пауки Митчелл вошел и как специалист по исследованию циклических явлений в экономике. Этой проблеме посвящены работы «Деловые (1913 г.) и «Измерение деловых 1 5 Зв г.). Последняя написана в соавторстве с Артуром
Вер нс. ом (¦ 904) Митчеллом был собран и обработан огромный статистический материал о развитии народного хозяйства США за период 1867-1948 гг.
Термин «кризис» ученый заменил термином «деловой цикл». Деловые циклы он определил как повторяющиеся подъемы и спады, которые проявляются большинстве экономических процессов. Циклическое развитие - не случайное явление, а весгоятc.a-s: особенность капиталистического хозяйства; циклы в экономике — это результат взаимодействия множества параметров: инвестиций, денежного обращения, цен, курсов акций, торговли, сбережений и т. д., которые определяют динамику производства. Продолжительность циклов может быть различна; Митчелл выделил взаимосвязанные малые (от 3 до 7 лет) и большие (около Об лет) циклы.
В результате своего исследования ученый пришел к выводу о необходимости государственного регулирования капиталистического производства, которое станет лучшим средством разрешения противоречий капитализма. Он считал, что смягчать циклические колебания должен специальный государственный планирующий орган, использующий научное прогнозирование. На основе этой идеи в 1917 г. возник Гарвардский барометр (Комитет экономических исследований при Гарвардском университете), который вначале давал очень хорошие результаты; однако методологическая база исследований была несовершенной, и накануне Великой депрессии Комитет дал ошибочный, оптимистический, прогноз развития экономики.
Митчелл поддерживал идею о необходимости социального контроля над экономикой. В 1923 г. он предложил создать систему государственного страхования от безработицы. Тогда это считалось недопустимым покушением на свободу предпринимательства. В годы «нового курса» Ф. Д. Рузвельта Митчелл участвовал в создании Комитета национальных ресурсов США и предлагал использовать в ; -о для макроэкономического регулирования.
19.4. Социально-правовой (юридический) институционализм
Для экономических взглядов Джона Роджерса Коммонса( 1862-1945) характерны следующие особенности:
• основой экономического развития общества он считал юридические отношения и правовые нормы, а экономические институты относил к категориям юридического порядка;
• будучи одним из идеологов Американской федерации труда, он отстаивал интересы рабочей аристократии.
Главными работами Коммонса являются «Правовые основы капи-та.пыча» (1924 и «Институциональная экономическая теория»
(1934 г.). Объектом исследования ученого были институты, к которым он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения, профсоюзы и государство..и л. пороки капитализма Комлю:':: видел в несовершенстве юридических норм, ведущем к нечестной конкуренции; решать же эту проблему предполагал, используя юридические законодательные органы государства.
Коммонс разработал теорию социальных конфликтов (іс сделок). В соответствии с ней общество состоит из профессиональных групп (рабочих, капиталистов, финансистов), заключающих между собой равноправные сделки на основе законодательства. В ходе взаимодействия они вступают в конфликты, преодоление которых посредством юридических норм является внутренним источником движения общества и ведет к социальному прогрессу.
Понятие «еде-
К:
Лъ («транзакция») Коммонс считал одним из основных в политэкономии. Он выделял сделки трех основных типов:
• управленческие, отражающие отношения «руководитель—подчиненный»;
• рационирующие, включающие в себя решения правлений корпораций, налогообложение, бюджет и регулирование цен;
• торговые.
Каждая сделка состоит из трех последовательных этапов: переговоров, принятия на себя обязательств и их выполнения.
Коммонсом была предложена и периодизация стадий капиталистического общества, которая выделяет: торговый капитализм; предпринимательский капитализм; банковский (финансовый) капитализм; административный капитализм. В основе этой периодизации лежит
идея социального мира в обществе (характерная для творчества Коммонса в целом). На третьей стадии появляются крупные объединения предпринимателей и профсоюзы, отстаивающие интересы своих членов; так возникает гармония интересов, усиливающаяся на четвертой стадии. Специальные правительственные комиссии выступают арбитрами при заключении сделок между коллективными институтами (корпорациями и профсоюзами). Таким образом, ученый отстаивал идею коллективного контроля за социальной сферой.
Содержание раздела