d9e5a92d

Лекция 14. МАРКСИЗМ

14.1. Исторические условия возникновения марксизма

Первая половина в. ознаменовалась окончательной победой капиталистических отношений в Западной и Центральной Европе, Северной Америке и распространением этих отношений в других регионах, включая Восточную Европу и Россию. Капитализм как способ производства характеризуется двумя главными признаками: основной формой собственности является частная собственность; преобладающим способом соединения личного и вещественного факторов производства, человека и орудий труда становится наем (все большая часть населения превращается в наемных работников). Б развитых странах структурообразующими классами общества стали наемные работники — собственники рабочей силы и предприниматели-капиталисты — собственники капитала. Отношения этих классов в наибольшей степени определили социальную и политическую историю XIX и XX вв.

У объединившихся в целостный класс наемных работников появились общие интересы, вскоре возникли выражающие эти интересы организации, профсоюзы и политические партии. Росла потребность рабочего движения в идеологии, и ею стал социализм (от латинского socialis — общественный), наиболее влиятельным течением которого является возникший в 40-е гг. XIX в. в Германии марксизм. Его идейными источниками были немецкая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах), французский утопический социализм (А. де Сен-Симон, Ш. Фурье) и английская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо). Родоначальники марксизма — экономисты и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Социализм форме марксизма) изначально был альтернативой капитализму. Рабочие в силу своего тяжелого положения в капиталистическом обществе имели мало оснований любить эту систему. Они в XIX в. стремились преодолеть современный капитализм, заменить его более совершенным общественным порядком. Социалистическая теория отвечала этим настроениям и стремлениям. Во-вторых, общественная ориентация социализма, вытекающая из самого смысла этого слова, і::г;!.;г;и?; соответствовала образу жизни промышленных рабочих XIX в. Капитализм того времени — строй фабрик и заводов, предполагающий высокую и поступательно растущую концентрацию капитала, средств производства, людей, их сосредоточение в крупных городах. Характер работы, быт и обусловленная ими психология наемных рабочих все более становились коллективистскими. Перспек-(Ж4Й! развития, решение стоящих перед ними и обществом проблем в целом рабочие и выражавшие их интересыі лтнюнк-: і і видели в усилении общественного характера производства и всей экономики, а также отмене частной собственности. Это отвечало условиям жизни рабочих того времени — в коллективе на работе и дома, так как рабочие поселки и кварталы окружали заводы и фабрики, где трудились их обитатели.

14.2. «Капитал» — основное экономическое произведение марксизма

Главное экономическое произведение марксизма — ^ Кшштгіл ¦ состо-ііі из чеи.і|?\ іомов. I Іерві.и і (<¦ Процесс прои зво іс і в а кап иг ;u;i ) готовился к печати Марксом и вышел в 1867 г.; второй А Прош о. обращения ітшнаіаі ¦> и третий («Процесс капиталистического производства, взятый в полом-А дорабатывались Энгельсом и вышли соответственно в 1885 и 1894 гг.; четвертый («Теории прибавочной стоимости») готовился к изданию Карлом Каутским (!л> : - 1ЯЧ8)и был опхоіигогап в |9о5 I. I іавная і івів «Капитала!- состояла в в>\в чмоі.і раскрыть порочность капиталистического способа производства и доказать его неизбежную замену социалистическим способом производства.

Маркс сформулировал достаточно обоснованную теорию, раскрывающую законы развития и функционирования экономической системы капитализма. В шА отражен процесс перехода от простого товарного производства, целью которого является потребление и где

ііміі выступают лишь в роли посредника в обмене, к капиталистическому производству, целью которого становится умножение денег, получение прибыли. Исходным пунктом исследования данного процесса становится анализ природы товарного производства. Вслед за - ц ccmf,Маркс различает в товаре две стороны: потребительную стоимость (способность товара удовлетворять какую-то человеческую потребность) и меновую стоимость (способность данного товара обмениваться в определенных пропорциях на другой товар). Маркс исходит из созданной классической школой трудовой теории стоимости, определяющей стоимость товаров количеством затраченного на их производство труда. Эти затраты и лежат в основе пропорций обмена товаров. Однако в рамках национальной экономики в создании однородного продукта участвуют многие группы производителей, интенсивность и квалификация их труда весьма различны. На рынке же устанавливается единая пропорция обмена данного товара на другие. Возникает вопрос: затратами какой группы товаропроизводителей определяется эта пропорция? Отвечая на него, Маркс утверждает, что стоимость товара определяют общественно необходимые затраты труда, то есть затраты группы товаропроизводителей, создающих продукт при среднем для данного общества уровне квалификации и интенсивности труда. С помощью этого понятия Маркс формулирует закон стоимости, в соответствии с которым товары обмениваются по их стоимости (по заключенным п них общественно необходимым затратам труда) как эквивалент на эквивалент. Это «вечный закон товарного обмена», «естественный закон равновесия».

Далее Маркс обращается к анализу сущности денег. предшественники, в частности Смит, считали, что деньги — это продукт соглашения между людьми. Маркс не разделяет данной точки зрения и говорит, что деньги есть товар, стихийно выделившийся из общей товарной массы и принявший на себя роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости остальных товаров. Деньги стали единственным товаром, необходимость которого абсолютно очевидна: люди не могут обойтись без денег, которые являются всеобщим платежным и покупательным средством. Таким образом, будучи необходимыми для процесса товарного обмена, деньги сами не могут существовать вне этого процесса, теряя свою значимость. Они являются одновременно конечным продуктом развития простого товарного производства и первой формой существования капитала. Капитал Маркс определяет как деньги, приносящие дополнительные деньги, или стоимость, приносящую прибавочную стоимость.

Исходя из трудовой теории стоимости, рассматривающей затраты труда как основу стоимости товара, логично предположить, что источником прибыли (самовозрастания капитала) служит присвоение части труда рабочего; следовательно, при капитализме рабочий в виде зарплаты получает стоимость меньшую, чем производит своим трудом. Отсюда вытекают два вывода: либо нарушается эквивалентность обмена, а это основной закон товарного производства; либо в создании стоимости участвует не только труд, но и другие факторы производства.

Маркс не считает верным ни один из этих выводов и предлагает новое решение проблемы. Он не разделяет мнения Смита и Рикардо, которые утверждали, что труд — это товар, который наемный работник продает работодателю, а заработная плата — цена данного товара. Маркс утверждает, что товаром является не труд, а рабочая сила, то есть способность человека к труду. Труд не может быть товаром, поскольку это процесс соединения рабочей силы со средствами производства, не существующий до момента продажи рабочей силы. Рабочая сила имеет меновую и потребительную стоимость. Меновая стоимость рабочей силы определяется затратами Труда, необходимыми для воспроизводства рабочей силы (стоимостью необходимого для существования семьи рабочего набора товаров и услуг). Категория «стоимость рабочей силы* — аналог категории «заработная плата» в теориях Смита и Рикардо. Отличие состоит в том, что у Маркса эта категория увязывается с трудовой теорией стоимости И объясняет возможность сосуществования эквивалентности обмена между наемным работником и капиталистом с эксплуатацией первого из них вторым. В процессе производства рабочий создает стоимость большую, нежели стоимость его рабочей силы, в этом и заключается потребительная стоимость рабочей силы, ее полезность для капиталиста. Даже при эквивалентном обмене, когда рабочий получает зарплату, равную стоимости его рабочей силы, естественно существование предпринимательского дохода, торговой прибыли, процента и ренты, которые являются эксплуататорскими доходами — результатом присвоения неоплаченного труда рабочего. Следовательно, капитал есть накопленный неоплаченный труд наемных рабочих, а результаты неоплаченного труда рабочих -это прибавочная стоимость. Говоря же о процессе накопления капитала, Маркс, как и Смит, видел его не зависящим от внешних условий, таких, как величина прибыли и норма ссудного процента; этот процесс рассматривался им как основанный па врожденной страсти капиталиста к наживе.

Исходя из учения о прибавочной стоимости, Маркс ввел в науку новую классификацию капитала, подразделив его на постоянный и переменны й. Постоянный капитал (с) — это часть капитала, превращенная в средства производства и не изменяющая величины своей (. той- мости; по мере износа стоимость этой части переносится на создаваемый с ее помощью продукт. Переменный капитану ¦ — это часть капитала, превращенная в рабочую силу и 'з. '::'; ! в процессе производ

ства свою стоимость; она воспроизводит свой эквивалент и прибавочную стоимость (т). Отношение m/v Маркс называет нормой прибавочной стоимости и точным выражением степени эксплуатации труда; отношение т/{с + v) он-і'^:- =' нормой прибыли, подчеркивая, что в рамках капитализма существует тенденция к ее снижению.

Процесс снижения нормы прибыли Маркс объясняет следующим образом. Желание повысить прибыль заставляет предпринимателя искать пути снижения издержек. При чистой конкуренции главным фактором снижения издержек становится повышение производительности трудаза счет внедрения в производство новых техники и технологии. Таким образом, доля постоянного капитала растет, а доля переменного (воспроизводящего прибавочную стоимость) падает. В результате снижается совокупная масса прибавочной стоимости, следовательно, норма прибыли в масштабах национальной экономики; стремление к повышению прибыли дает противоположный результат. Маркс видел в этом одно из свидетельств ограниченности капиталистического способа производства. Развитие трудосберегающих технологий, как он считал, приводит и к ограничению роста заработной платы. Вытеснение труда машинами создает хроническую армию безработных, что сдерживает в долгосрочном периоде зарплату на уровне прожиточного минимума.

О несовершенстве капиталистической системы свидетельствуют и общие кризисы перепроизводства, которые Маркс определяет как результат цикличности развития экономики при капитализме. Он описывает данный процесс следующим образом. В период экономического подъема идет активное накопление капитала, расширяется производство и растет спрос на рабочую силу, следствием чего становятся сокращение безработицы, увеличение зарплаты и снижение нормы прибыли. Когда норма прибыли опускается до уровня, уничтожающего стимулы к накоплению капитала и вложению средств в производство, начинается кризис: сокращается совокупный спрос, растет безработица, снижается зарплата, падают ш;; ь; и обесцениваются накопленные капитальные запасы. Снижение зарплаты и обесценение запасов приводят к росту нормы прибыли, а это дает новые стимулы к накоплению капитала и способствует выходу национальной экономики из состояния кризиса.

14.3. Теория коммунизма (социализма) К. Маркса и Ф. Энгельса

Ключевые положения марксистской теории коммунизма (социализма

1 Ріыіип ис общества — это естественно-исторический процесс. Его главный фактор — развитие производительных сил (то есть средств производства (орудия, средства и предмет труда) и человека с его способностями, навыками и умениями — главной производительной силы). «В общественном производстве... люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их ° ^; і . '¦ ¦ ¦ Этот тезис Энгельс

охарактеризовал как материалистическое понимание истории, в дальнейшем названное историческим материализмом.

2. Общество непрерывно, хотя зачастую незаметно, развивается, поэтому на определенном этапе внутри него возникает противоречие между i 'huo.iMh <он:!ми производительными силами и более консервати ными производственными отношениями: первые перерастают вторые. Тогда наступает эпоха разрешающей эти противоречия социальной революции.

3. Для смены одной общественной формации другой необходимо, чтобы она полностью исчерпала резервы развития производительных сил в ее рамках. Новый общественный строй вызревает в недрах предыдущего.

4. За свою историю человечество прошло следующие пнллле-эпохи экономической ф;у?) чо,іза каждая из которых предоставляла больше возможностей для развития производительных сил, чем пре-лыгуіцая; первобытно-общинную, азиатскую (характерную для стран Востока и отличающуюся высокой экономической ролью государства), античную (рабовладельческую), феодальную и буржуазную (капиталистическую). За капиталистической формацией, согласно гипотезе Маркса, следует коммунистическая формация. 5. ап и т 'і:ш. п; ито ,аи< способ производства — это исторически прогрессивная форма общественного устройства, миссия которой заключается в создании условий для небывалого ранее развития ц роизводи-тельных сил.

Как и предшествующие формации, капитализм создает предпосылки для собственной гибели, сам себя изживает. В результате буржуазные отношения становятся «слишком узкими, чтобы вместить

созданное ими богатство».

7. Движущей силой процесса самоизживания капитализма является нарастающее обобществление производства, которое Маркс назвал исторической тенденцией капиталистического пт.-т. ¦,: <, я Этот процесс предполагает два этапа в рамках капитализма и третий этап, завершающий его историю.

На первом этапе, не выдержав конкуренции, разоряются независимые частные производители, мелкие собственники. Этот тяжелый процесс образует пролог истории капитала. л!^ -: и:.:: собственность, добытая трулом собственника, основанная... на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы»,

На втором типе «экспроприации по і іежи і у же не рабоі пик. сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих». Этот процесс происходит посредством конкуренции, концентрации и централизации капиталов, усиливающихся в периоды кризисов. Число магнатов капитала уменьшается, но они приобретают невиданную ранее власть над обществом, монополизируют не только производство, во и государство.

Обострение противоречий капитализма порождает третий этап, так описанный Марксом: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней... Централизация средств производства и сбсбщестьтсизш труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической с с;.;.: :,, і і'сі;; „ Происходит коммунистическая революция. Превращение капиталистической частной собственности в общественную собственность пройдет легче, чем превращение частой собственности отдельных личностей капиталистическую частную собственность:

дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов». 8. Основное противоречие капиталистического способа производ ства — «противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением». Производство становится все более крупным, концентрированным, общественным, а собственность и присвоение результатов хозяйственной деятельности остаются частными. Противоречие между общественным производством и частным присвоением проявляется как антагонизм между пролетариатом и буржуазией и воспроизводится как «противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всем обществе», что отражается в экономических кризисах.

9. Капитализм порождает элементы нового общественного строя:

а) акционерные общества, образование которых:

• обеспечило жч ол ;>!..¦ его і.; і ее расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капитала»;

• придало акционерному капиталу «непосредственно форму общественного капитала... в противоположность частному капиталу»;

• превратило «функционирующего капиталиста в... управляющего, распоряжающегося чужими капиталами, и собственников капитала — в чистых собственников, чистых денежных капиталистов»; отделение функции капитала от собственности на капитал привело «к превращению всех функций в процессе воспроизводства ... еще связанных с собственностью на капитал... в функции ассоциированных производителей, в общественные функции»;

б) тресты, отраслевые монополии, в которых «целая отрасль про

мышленности превращается в одно... акционерное общество, конкуренция внутри страны уступает место монополии этого общества внутри данной страны», а «бесплановое производство капиталистического общества капитулирует перед плановым производством гря-миеі о ооиг? та ¦:

в) расширение государственной собственности в случаях, когда «средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным». Государственную собственность капиталистического государства можно легко превратить в общественную собственность;

г ) ШШТчіТіТнУТ:} УИЩ фаорики самих рано чпл'. Как и каі и мал ілі г іескі іе

акционерные предприятия, Маркс рассматривал их как «переходные формы от капиталистического способа производства к ассоциированному». Капитализм создает материальные предпосылки своей смены новым общественным строем и своих могильщиков — класс наемных рабочих, пролетариат. Наемные рабочие не только более других слоев общества страдают от капиталистических порядков, но и закаляются, сплачиваются по мере развития капитализма.

У Маркса и Энгельса отсутствует целостная характеристика коммунизма, да они и не ставили перед собой пе х дать ее. «Пусть читатель... не упускает из виду, что мы здесь отнюдь не занимаемся конструированием будущего», — предупреждал Энгельс. Однако имеющиеся в работах марксизма высказывания сви

детельствуют, что они предполагали наличие некоторых неотъемлемых атрибутов экономической системы прогнозируемого общественного строя:

а) общественную собственность на средства производства;

б) планомерную, сознательную организацию общественного произ-

! ¦ .....- заменяющую характерную для капитализма анархию;

в) непосредственно общественный (заранее признанный обществом необходимым) труд и, соответственно, создаваемый им продукт;

г) нетоварный характер связи между :ци?!:ям\;

Энгельс сравнивал коммунистическое общество с общиной, Маркс видел в нем свободных людей, работающих общими средствами

производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую с- л у >, сознательную и планомерную ассоциацию. Всеобщая организация общественного труда превращает общество в ; j >;ю і ы ку ¦ (с точки зрения четкости и планомерности организации производственных процессов). Основным принципом, движущим мотивом коммунизма, по Марксу, -х ¦ ¦ щ-х ся полное и свободное развитие каждого индивидуума», а не «меновая стоимость и ее ;уісл п-'е \ і іі е -л-. С; і і полагал, что с устранением капиталистической формы производства «условия жизни рабочего станут богаче и его жизненные потребности іюзртттут¦->. а «часть, регулярно потребляемая непосредственными производителями, не будет ограничена ее нынешним минимальным у {-¦;> сох, Главными факторами улучшения материального положения человека труда Маркс считал, во-первых, производительность труда, большую или меньшую обеспеченность «тех условий производства, при которых он совершается»; а во-вторых, прекращение паразитического потребления (кроме тех, кто по возрасту sirs или уже не могут участвовать в производстве). Коммунистическое общество в своем развитии пройдет первую и высшую фазы. Переход к высшей фазе будет обусловлен уровнем развития производительных сил, обеспечивающим распределение по потребностям.

Особенности первой фазы коммунистического общества определяются тем, что оно лишь выходит из капиталистического общества, «поэтому во всех отношениях... сохраняет еще родимые пятна старого общества». Распределение создаваемого продукта осуществляется за вычетом его части, идущей па возмещение потребленных средств производства, расширение производства, образование резервных и страхового фондов, совместное удовлетворение потребностей и другие общие нужды, по трудовому принципу. «Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. ...Известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой». Однако объектом распределения становятся лишь индивидуальные предметы потребления, средства производства остаются в общественной собственности. По Марксу, уже в раннем коммунизме преодолевается товарный характер производства и экономических связей.

Высшая фаза коммунистического общества была для Маркса воплощением мечты человечества о земном рае. В ее рамках станут возможны:

а) небывалый ранее уровень развития производительных сил, позволяющий достичь неограниченного удовлетворения потребностей человека;

б) превращение труда в первую жизненную потребность;

в) всестороннее развитие главной производительной силы — человека;

г) преодоление разделения труда, в первую очередь противоположности между физическим и умственным трудом.

Содержание раздела