Лекция 12. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: ДОМАРКСИСТСКИЙ ПЕРИОД
12.1. Экономические воззрения социалистов-утопистов А. де Сен-Симона и Р. Оуэна
Название этого направления—утопический социализм — связано с книгой «"У го гнія» (1516 г.) английского мыслителя и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535). В вей создана картина благополучного и справедливого общества, которое существует на некоем острове Утопия. Там чгг частной собственности, все люди имеют равные права, физический труд является почетной обязанностью каждого, а результаты труда распределяются поровну между членами общества. После Мора подобные описания идеальных обществ стали называть утопиями.
Основателем французского утопического социализма является Клод Анри Рувруа де Сен-Симон (1760-1825). Он оставил множество работ, ц-оюо. ц.о значимыми из которых являются: « Письма женевского обитателя к современникам» ( 1802 і.), «О иромыиі.іенной системе» (1821 г.), «Катехизиспромышленниковз(1823 г.), «Новое христианство» (1825г.).
Учение Сен-Симона отличаетэволюционно-историчес-кий подход.
В поиске движущих сил общественно-исторического процесса ученый пришел к выводу, что жизнь общества подчинена определенным закономерностям, и выделил несколько фаз общественного развития: дикость, античное общество, феодализм, ют: атадизм- и социализм (индустриализм). Развитие общества, по его мнению, происходит под воз действием двух процессов; развития знаний и развития хозяйства.
В каждом из них идет внутренняя борьба: в развитии знаний сталкиваются идеологии, а в развитии хозяйства — претендующие на власть классы. В результате сложного взаимодействия этих процессов время
от времени осуществляется переход к новой фазе общественного развития. ? >'Н-Силк;:; пишет, что каждая фаза {или формация) проходит через две стадии: органическую, когда общество находится в равновесии, и критическую, когда научная революция или изменение в рас-скіиогке массовых сил ііар\шаім равновесие. I Іа органической
стадии власть и рв н:;длс:кн г имеющему наибольшее хозяйственное значение классу. Но постепенно расстановка сил меняется: другой класс набирает экономическую силу и начинает претендовать на власть; ¦¦¦.мххо^ч борьба порождает политическую революцию, в результате которой устанавливается новая общественная формация.
Особое место в трудах Сен-Симона уделено критике капиталистического строя, главными пороками которого он считал анархию производства и распределения, конкуренцию, обнищание народных масс. Ученый писал о том, что современные промышленники на свой страх и риск стараются выяснить запросы рынка, спешат опередить друг друга, результатом чего становятся заторы на транспорте, перепроизводство и экономические кризисы.
Идеалом для Сен-Симона было будущее индустриальное общество, только в нем он считал возможным уничтожить эксплуатацию человека человеком. Будущий строй Сен-Симон представлял как г;ч. мышленно-научную систему, которой на смену конкуренции придет организация производства и сознательный труд всех на общее благо.
К разряду индустриалов в новом омдхл в; Сен-Симон относил всех занятых полезной для общества работой в сфере производства, обращения и распределения, независимо от того, умственный это или физический труд. Ученый подчеркивал роль банков, которые объединяют единой системой кредита индустриалов в такую денежную силу, которой не обладают не только все другие классы, но даже целые государства. Он указывал на то, что целью будущего общества станет производство необходимых и полезных вещей. Развитие производства обеспечит благополучие всем членам общества, что позволит им совершенствовать свое умственное развитие. Однако для полного счастья людей, как считал Сен-Симон, необходимо «воцарение взаимной благожелательности» между ними. Будущее общество в представлении ученого — это огромная сложная мастерская, где работа ведется по плану, составленному совместными усилиями промышленников и ученых. В новых условиях труд становится всеобщей обязанностью, привилегии по праву рождения отменяются, но сохраняется право владения частной собственностью и использования доходов от нее,
поскольку это стимулирует индустриалов к рациональной организации производства.
Сен-Симон стремился к мирному переходу от капиталистического к индустриальному обществу, большие надежды он возлагал на просвещенных монархов, пытался обратить внимание государственных деятелей, крупных промышленников и даже Наполеона на свои труды. Начать переход к новому обществу он считал возможным с частичных реформ: устранения наследственной знати, выкупа земель несельскохозяйственного назначения у землевладельцев, улучшения положения крестьян, после чего станет возможна реорганизация политического строя и передача власти индустриалам. Однако власть имущие не читали работ Сен-Симона или оставались равнодушными к ним.
Несколько отличается от французского ли: ;.г;в кий утопический социализм. Он развив алея как более радикальное движение, отрицающее частную собственность в любом виде. Возникновение и развитие английского утопического социализма связано с жизнью и деятельностью Роберта Оуэна (1771 -1858), автора работ «Отчет о Нью-Ленар-кском предприятии»(1812 г.), «Новый взгляд на общество, или Опыты по выработке человеческого характера» (1813 г.).
Оуэн критиковал капитализм как неразумную систему: хаотичный, противоречивый строй, порождающий бедность, невежество, экономические и военные конфликты. Худшими явлениями капитализма, по его мнению, является «троица зиа?, частная собственность, религия и брак на основе собственности, охраняемой религией. Источником богатства Оуэн провозглашал физический труд. Говоря о применении машин в производстве, он отмечал, что при капитализме существует противоречие между растущим производством и недостаточной емкостью рынков, так как рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд. В будущем машина станет благодеянием человечества, социалистическая организация уничтожит нищету и устранит экономические кризисы.
Цель будущего общества Оуэн видел в совершенствовании мира и обеспечении всем людям счастливого будущего, переход к нему от капиталистического общества он считал возможным путем изменения законодательства и просвещения населения. Частная собственность, по мнению Оуэна, в новых условиях будет заменена общественной; источником материальных и духовных ценностей станет труд, который будет обязанностью каждого здорового человека; главным станет принцип: от каждого по способностям, каждому — по труду. Будущий строй представлялся ему как община, разделенная на шесть департаментов: сельского , і ^ ; і
: ; промышленности и механики; литературы, науки и просвещения; домашнего хозяйства; общей экономики; торговли.
Оуэн смог реализовать свои идеи на одном гэл.цч.онюи-;.х предприятий Шотландии, н::і эксперимент вполне удался. Ученый во многом опередил свое время. і’й*Р идеи тем или иным образом воплотились в жизнь лишь в XX в. (в частности, в форме распространенного в Японии патернализма).
12.2. Экономические идеи Ж. Прудона
Французский публицист, экономист и социолог Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) оставил множество работ экономического и философско-социологического характера, важнейшие из которых «Что такое собственность?» (1840 г.), «Система экономических противоречий, или Философия шші.еть!{j S іо г.). Теоретическое наследие Прудона довольно противоречиво: искренне сочувствуя наемным работникам и желая улучшить их положение, он все же не пошел дальше общих философских рассуждений и реформаторских проектов. Тем не менее, его произведения способствовали рыт- о социалистических
идей в рабочей среде.
В своих книгах Прудон предпринял попытку дать новую трактовку важнейших экономических категорий. Основу их возникновения и существования он видел не в экономической а в дви
жении абсолютного разума: первичной является идея, на основе которой формируется окружающая нас реальность. Поэтому у Прудона экономические категории трактуются как самопроизвольные мысли, оторванные от производственных отношений. В каждой из них он различал хорошую и дурную стороны; главную задачу видел в том, чтобы, сохраняя хорошую, уничтожить дурную и тем самым улучшить капиталистическую систему. Какие же положительные и отрицательные стороны выделял Прудон в различных экономических категориях? Хорошей стороной разделения труда он считал содействие росту богатства, а дурной объявлял то, что оно стало источником бедности и безработицы. Положительное значение частной собственности, по его мнению, состояло в том, что она обеспечивает самостоятельность и свободу, а отрицательное — в том, что она нарушает равенство. Конкуренция же, напротив, обеспечивает равенство, но при этом ведет к разорению некоторых производителей.
Краеугольным камнем экономической системы Прудона стала его теория стоимости. С одной стороны, он признавал, что источником стоимости любого продукта является затраченный на его производство труд, а с другой — отводил важнейшую роль в образовании стоимости обмену. Согласно Прудону, стоимость — это вечная абстрактная категория, включающая две противоположные идеи: идею потребительной стоимости и идею СТОИМОСТИ. Потребительная стоимость
к ілпютсч воплощением изобилия, именовал стоимость — отражением редкости. Данное противоречие может быть устранено через . нио;:-ление яда валентного обмена на рыт
1 кс в процессе которого возникает «конституированная» стоимость. Чтобы преодолеть все недостатки товарного производства, необходимо каждый товар наделить «конституированной» стоимостью, а для этого надо производство товаров уравнять со спросом па них, то есть гарантировать реализацию всех товаров на рынке, устранить противоречие между товарами и деньгами (превратить нш товары в деньги).
Не поняв сущности денег, Прудон создал проект реформирования обмена и безденежного товарного хозяйства. Деньги, с его точки зрения, были дурной стороной товарного хозяйства, поэтому от них и надо было бы избавиться. Прудон выдвинул идею обменного (народно/':.-банки, который принимал бы от товаропроизводителей продукты и выдавал взамен трудовые талоны, указывающие количество труда, затраченное на производство товара. По этим талонам в том же банке можно было приобрести необходимые продукты. Проект предусматривал также уничтожение ссудного процента и организацию народным банком * /us р; я ю! ч :¦ - кредита для рабочих и мелких производителей. Результатом подобного реформирования должны стать уничтожение капитала, нетрудовых доходов, эксплуатации и утверждение равенства. Таким образом, через реформирование обмена он считал возможным реформировать общество, осуществить это мирным путем, не прибегая к политической борьбе и революции.
В ходе преобразования общества, по мнению Прудона, будет уничтожено и государство. Он отрицал ценность централизованной власти, а демократию, основанную на законе большинства, считал организованным насилием одной части общества над другой, замечал, что всеобщее голосование может стать орудием деспотизма. Идеалом для Прудона было государство анархии, то есть полное отсутствие центральной власти и местная самоорганизация населения. В историю он вошел как основоположник анархизма.
Содержание раздела