d9e5a92d

Первая эпоха. Люди соединены в племена



Непосредственное наблюдение не дает нам указаний на то, что предшествовало этому состоянию; и только исследуя умственные и нравственные способности человека и его телесную организацию, можно догадаться каким образом он поднялся на эту первую ступень цивилизации.

Наблюдения над человеческими способностями обусловленными физическими качествами, могущими содействовать первичному зарождению общества, краткий анализ развития наших интеллектуальных или моральных способностей должны, таким образом, служить введением в картину этой эпохи.

Общество, состоящее из семьи, естественно возникает у людей. Образовавшись сначала для удовлетворения потребностей детей в родительском уходе, благодаря материнской любви и, хотя менее общей и менее пылкой, любви отцовской, - этот союз упрочивается в силу продолжительности этой потребности, которая создает и способствует развитию чувства солидарности между супругами. Эта самая продолжительность совместной деятельности супругов была достаточна, чтобы дать почувствовать выгоды семейной жизни. Семья, осевшая на почве, доставлявшей легко средства существования, могла затем размножаться и стать племенем.

Племена, образовавшиеся от соединения нескольких отдельных семейств, должны были формироваться позже и медленнее, так как в этом случае соединение зависело и от менее настоятельных мотивов и от сочетания большого количества обстоятельств.

Искусство изготовления оружия, домашней посуды, приготовления еды, сохранения ее в течение некоторого времени, накопления запасов на те времена года, когда невозможно будет добывать свежей пищи - эти искусства, посвященные удовлетворению самых незатейливых потребностей человека, были первыми плодами продолжительной .совместной жизни людей и первой характерной чертой, которой человеческое общество отличается от обществ иных животных.

У некоторых племен женщины разводят вокруг жилища кое-какие питательные растения, которые являются добавлением к продуктам охоты и рыбной ловли. У других, образовавшихся в местах, где земля естественно доставляет растительную пищу, забота отыскивать и собирать ее занимает часть времени диких. У этих последних, где польза единения не столь осязательна, общество продолжает оставаться в первобытном состоянии, представляя собой изолированную семью. Однако всюду наблюдалось употребление членораздельной речи.

Более частые и более продолжительные отношения, установившиеся между одними и теми же людьми, тождество их интересов, помощь, которую они друг другу оказывали, во время ли общей охоты, или при сопротивлении общему врагу - все это должно было зародить равным образом и чувство справедливости и взаимную привязанность между членами общества. Эта привязанность скоро превращается в преданность обществу в его целом.

Жестокая ненависть и ненасытная жажда мести по отношению к врагам племени, являлись необходимыми следствиями тесного сближения общества.

Потребность в предводителе, дабы иметь возможность действовать сообща в целях ли самозащиты или для добывания средств существования с большей безопасностью и в большем количестве - впервые породила в этих обществах идеи общественной власти. В тех случаях, когда все племя было заинтересовано, когда оно должно было принять общее решение, все те, которым предстояло его исполнять должны были участвовать в совещании. Женщины, которые по своей слабости не могли участвовать в далеких охотах или в войне (обычные предметы этих совещаний) были равным образом удаляемы от последних. Так как для принятия того или иного решения необходим был известный опыт, то для обсуждения таковых допускались только удовлетворявшие этому требованию. Споры, возникавшие в недрах самого общества, нарушали гармонию, обществу угрожало бы разрушение; естественно было поэтому согласиться предоставлять решение спорных вопросов тем, которые, благодаря своему возрасту и личным качествам, внушали бы наибольшее доверие. Таково происхождение первичных политических учреждений.

Образование языка должно было предшествовать этим учреждениям. Идея выражать предметы условными знаками возникла ранее чем человечество приобрело те знания, которыми характеризуется эта эпоха цивилизации, но правдоподобно что эти знаки были введены в употребление постепенно, в течение долгого времени и как бы незаметно.

Изобретение лука было делом гениального человека; в образовании языка участвовало все общество. Эти два вида прогресса одинаково присущи человеческому роду.

Один, более быстрый, представляет собой плод новых сочетаний, которые люди, одаренные природой, способны образовать; он является наградой за их размышления и усилия; другой, более медленный, рождается как результат размышлений, и наблюдений, представляющихся всем людям и даже привычек, которых они придерживаются в течение своей совместной жизни.

Размеренные и правильные движения выполняются при наименьшем утомлении. Те, которые их видят, или слышат, с большей легкостью улавливают их порядок и ритм. Таким образом, в силу этого двойного соображения, эти движения являются источником удовольствия. И потому происхождение танца, музыки, поэзии восходить к первичному младенческому состоянию общества. Танец употреблялся для развлечения молодежи и во время общественных праздников. Слагались любовные и военные песни; было даже известно искусство изготовлять некоторые музыкальные инструменты. Красноречие не абсолютно неизвестно этим племенам: по крайней мере, они умеют произносить вступление речи тоном более низким и более торжественным; и даже ораторское преувеличение имя было не совсем неизвестно.

Месть и жестокость по отношению к врагам, возведенные в добродетель, воззрение, осуждавшее женщин на некоторого рода рабство, право командования на войне, составлявшее прерогативу рода какой либо семьи, наконец, первичные идеи различного рода суеверия - таковы заблуждения, которыми отличается эта эпоха, происхождение которых нужно будет проследить и причины которых вскрыть. Ибо человек принимает без рассуждения только ошибки, привитые ему первоначальным воспитанием, ошибки, которые становятся для него как бы естественными. Если мы впадаем в новое заблуждение, то оно связано с последними, т. е. что наши интересы, наши страсти, воззрения, или события толкают нас на этот путь.

Некоторые начальные познания в астрономии, знакомство с некоторыми целебными травами, употребляемыми для лечения болезней или рань, являются единственными науками диких; и они уже искажаются примесью суеверия.

Но эта самая эпоха нам представляет еще один важный факта в истории прогресса человеческого разума. Здесь можно заметить изначальные следы учреждения, которое оказывало на движение разума противоположные влияния, ускоряя успехи просвещения в то же время как оно распространяло заблуждения, обогащая науки новыми истинами, но повергая народы в невежество и религиозное рабство, заставляя покупать некоторые временные блага ценою долгой и постыдной тирании.

Я разумею здесь образование класса людей, хранителей основоположений, наук, искусств, мистерий, религиозных церемоний, суеверных обрядов, часто даже секретов законодательства и политики. Я разумею это деление человеческого рода на две части; одна предназначена наставлять, другая создана для того, чтобы верить этим наставлениям; одна высокомерно скрывает те знания, которыми она гордится, другая почтительно принимает то, что первая снисходительно ей открывает; мысль одной парит выше человеческого разума, другая смиренно отказывается от своего природного ума, падая ниже человеческого достоинства, признавая за другими людьми преимущества, превосходящие их общую природу.

Это различие, остатки которого мы можем наблюдать еще в конце XVIII века в лице нашего духовенства, встречалось у наименее цивилизованных дикарей, которые имели уже своих шарлатанов, колдунов и чародеев. Это явление до того постоянно встречается во всех эпохах цивилизации, что причины его несомненно глубоко коренятся в самой природе человека. И в том, что представляли собой человеческие способности в эти первые периоды жизни общества, мы найдем причину легковерия людей в первые обманы, как и объяснение незамысловатой хитрости первых фокусников.

Содержание раздела