d9e5a92d

Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

3,1. Экономическая мысль средневековой Европы

Политическая и экономическая власть в этот период была сосредоточена в руках светских и церковных феодалов. Представление об экономических идеях раннего Средневековья (VI - Хвв.) дают юридические документы: записи обычного права и так называемые «Правды» разных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений, экономическое законодательство городов и т. д.

)іап ра з іожспич оошипы оі ра ;и. іа ( пала іо

VI в.) — кодекс обычного права салических франков. Сельское хозяйство она рассматривает как естественное занятие франка, городам и промышленности не уделяет особого внимания, проблемы торговли в ней отсутствуют. Документ, с одной стороны, отстаивает интересы общины: устойчивость общинного землевладения и приоритет общинной собственности перед частной; а с другой — отражает процесс соци-і ’>:<расслоения франкского общества: указывает на развитие частного хозяйства на землях общины, признает правомерность рабства, крупного землевладения и королевской власти.

Представление о ходе формирования крупной феодальной земельной собственности и о категориях зависимогснаселения дает «Капитулярий о виллах^ (начало IX в.) К тому времени франкская деревня превратилась в феодальную, крестьянство потеряло свободу, община сохранилась, но утратила самостоятельность и право собственности на землю. На первый план вышло феодальное имение и его проблемы. "Капитулярий» представляет образцовую вотчину, основанную на принципе полного самообеспечения: крестьяне несут по отношению к землевладельцу натуральные повинности, в вотчине имеются ремесленники всех специальностей, продаются только излишки продукции сельского хозяйства, домашних промыслов и ремесел.

Сноеобрз-‘пе экономической мысли Средневековья отразилось и в экономических учениях, созданных в рамках католицизма. В эпоху раннею ( ре іиеі?і.овія (Уі-Х в в.) перковіт опира іасв па

учение Отцов Церкви: Василия Великого (IV в.), Иоанна Златоуста (347-407), Августина Блаженного (353-430). Тогда христианство делало упор на проповедь равенства. Исходным оно считало равенство людей перед Богом, выводя о к юю обязанность всех людей трудиться и получать вознаграждение по труду. Осуждалось социальное неравенство, богатство рассматривалось как ююррюі всех зол», общность имущества признавалась естественным состоянием, а частная собственность — отклонением от него, порицалось стремление к обогащению.

Церковная доктрина раннего Средневековья признавала две отрасли хозяйства: сельское хозяйство, сосу оювпю щ?, по ее мнению, естественную деятельность человека, и обработку даров природы (то есть промыслы), которая должна быть тесно связана с сельским хозяйством (труд ремесленника в домашнем хозяйстве). Торговля же не считалась естественным занятием, запрещалась как духовенству, так и мирянам. Купец (то есть всякий продающий предметы в том виде, в каком их купил), как утверждали Отцы Церкви, не мог нравиться Богу, но покупка материала ремесленником признавалась ими правомерной. Крайне враждебно церковная доктрина относилась к ссудному проценту, называя дачу денег взаймы под проценты ростовщичеством. Взимание ссудного процента считалось результатом жадности, эксплуатирующей нуждающихся, поэтому оно было запрещено не только духовенству, но и мирянам; духовенству за это угрожало лишение сана, а мирянам — отлучение от церкви.

Однако учение церкви не могло ограничить естественные экономические процессы. По мере превращения христианства государственную религию в нем становилось все меньше радикализма, акцент смещался на признание и оправдание существующих порядков.

В эпоху классического Средневековья (XI-XV вв.) католические ученые ра ¦.раюи віва. ли мнонте^щю доктрину церковного нрава. Название доктрины (восходящее к греческому kanon — правило, предписание) отражает ее суть: не пытаясь объяснить окружающую действительность, канонисты создавали идеальную картину, которая должна быть в реальности. В своем творчестве богословы опирались па учение Отцов Церкви и идеи Аристотеля. Лидером схоластов (духовные исследовавшие экономические проблемы, как правило, преподавали, в связи с чем получили название «схоласты», или «люди школы») был Фома Аквинский( 1225-1274) — автор трактата «Сумма теологии».Он утверждал, что собственность не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума; обосновано это тем, что люди лучше заботятся о принадлежащем лично им, а не о принадлежащем многим, что они трудятся более напряженно на самих себя, нежели на других, что общественный порядок лучше сохраняется, если имущество раздельно и нет повода для спора об использовании вещей, находящихся в общем владении.

Акві і иски и і іе О^юр^тораовую дея/е/ь/ю,////.. х чя и счі на л, чю в коммерции есть «что-то низменное». Торговая прибыль, по его мнению, оправданна, если она умеренных размеров и если торговля ведется в общественных целях (чтобы в стране не было недостатка в чем-либо). Подобная прибыль — не самоцель, а как бы плата за труд, Говоря о естественных размерах прибыли (неограниченную погоню ,а наживой богослов осуждал), он отмечал, что доходы каждого должны определяться его сословной принадлежностью и обеспечивать возможность вести достойный его положения образ жизни. Отсюда вытекало учение о «справедливой цене», которая соответствует расходам продав ца с прибавлением приличествующего его состоянию дохода. По мнению Аквинского, цена может быть повышена, если вещь была улучшена до продажи, или в другом месте и в другое время стояли иные цены на этот товар, либо продавец при доставке товаров подвергался риску. Справедливая цена и цены вообще не должны меняться из-за колебаний спроса и предложения; власти могут обеспечивать это положение установлением обязательных такс на различные товары.

Ростовщичество Аквинский осуждал, но, говоря о ссудном проценте, различал вознаграждение двоякого рода: за причиненный несвоевременной уплатой долга ущерб и за получение прибыли вследствие отдачи денег в ссуду. Не допуская последнего, он считал, что кредитор может, не совершая греха, договориться с должником о получении вознаграждения за понесенный убыток.

3.2. Экономическая мысль средневековой России

Экономическая мысль в России зародилась в конце ; ввчл-в.- N тысячелетия и долго не выделялась в самостоятельную науку, существуя в связи с религиозными воззрениями, правовыми и нравственными представлениями п;>.цмі. Поэтому экономические воззрения IX-XVI ВБ. можно научать по историческим памятникам: летописям, договорам, грамотам князей, церковной литературе.

С образованием Киевского государства возникает экономическая мысль, тесно связанная с экономической политикой, ей была свойственна сосредоточенность на вопросах собственности, внешней и внутренней торговли, государственного регулирования социально-экономических процессов. В первом кодексе законов Киевской Руси 4Правде Русской», отразившей быт торговых городов ІХ-ХІ вв., центральное месю міі'і іи вогро, Iыимущественныхотношений: нормирование займа, наследование имущества, определение денежной ответственности за преступления, в том числе и экономические (воровство, нарушение пашенных меж).

Со второй половины ХП до конца XV в. экономическая мысль развивалась в условиях политической раздробленности. Экономические идеи этого периода отразили грамоты. В жалованных грамотах князья предоставляли светским феодалам, монастырям и церквям льготы, ограничивавшие права местной власти на их земле. В договорных грамотах великих и удельных князей регулировались взаимоотношения их княжеств, определялась общая внешняя политика, предусматривались меры по развитию торговли. Новую ступень в развитии экономических отношений и экономической мысли отразила Псковская судная грамота, составлявшаяся с 1397 по 1467 г. Она уже регулировала куплю-продажу земли, ее залог и передачу по завещанию, проводила различие между владением землей и собственностью на землю.

?,>жр:-. Х7 начался активный подъем общественной, в частности экономической, мысли. Расширились ряды мыслителей, которых интересовали экономические проблемы России и круг привлекавших их внимание проблем. Главными вопросами общественно-политической жизни этого периода стали: объединение феодальных княжеств в централизованное государство; обоснование власти и функций царя; установление прав и обязанностей князей; отношения различных сословий, государства и церкви.

Выдающимся представителем российской экономической мысли XV! в., идеологом поместного дворянства был Иван Семенович Пере-светов (годы жизни не установлены), разработавший для Ивана Грозного программу реформ. Свои взгляды он изложил в работах «Сказание о наре Константине», «Сказаниео книгах» (около 1546-1549 гг.). Идеалом для I Іересветова была сильная царская власть, опирающаяся не на крупных феодалов и знатных вельмож, а на мелких и средних служилых людей дворян, отмечающая своих подданных по заслугам, а не по родовитости. Отстаивая идею централизованного государства, он предлагал отменить наместничество и кормления, передать местные доходы и пошлины в казну, а воеводам и судьям назначить жалование. Эти меры были призваны устранить распространенные в современной ему России злоупотребления. Централизация финансовой системы должна была также привести к увеличению государственных доходов. Процветанию страны должна была способствовать и отмена холопства, і Герссветов считал ее необходимой, так как порабощенный человек не заинтересован в результатах своего труда.

Еще одним идеологом реформ 50-х гг. XVI в. был Ермолай-Еразм (около 1510-1550 гг ). Его работа «Благохотящим царям правительница и землемерие» стала первым в России специальным политикоэкономическим трактатом. Это руководство для царей, содержащее рекомендации по управлению государством и измерению земли. Как священнослужитель Ермолай рассматривал многие проблемы через Призму религиозного мировоззрения, выступая, в частности, за превосходство церковной власти над светской и считая богатство результатом коварства и насилия.

Рассматривая сельское хозяйство как главную производительную сферу, Ермолай считал необходимым улучшить положение крестьянства и предлагал заменить все денежные повинности единым натуральным оброком в размере пятой части получаемого крестьянином продукта (эта величина, взятая из Библии, была значительно ниже существовавшей в то время). Необходимые денежные средства, по мнению Ермолая, феодал мог получать от беспошлинной продажи части продуктов городским жителям. Данное предложение шло вразрез с экономически прогрессивным развитием товарно-денежных отношений в стране. По мнению Ермолая, следовало ввести более крупную единицу измерения земли — «чстверогашюе поприще», так как существовавшая единица измерения (-«четверть», то есть полдесятины) была обременительна для крестьян, замедляла работу землемеров и давала много поводов для земельных тяжб.

Экономической основой централизованного государства, с точки зрения Ермолая, должно было стать поместное служилое землевладение. За службу государству бояре, воеводы и воины наделялись бы Царем землей вместе с обрабатывающими ее крестьянами, причем их количество ставилось в зависимость от заслуг наделяемого (тем не менее, размер вотчины должен был быть достаточным для выполнения службы).

Содержание раздела