d9e5a92d

Лекция 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ

2.1. Экономическая мысль Древней Греции

Хозяйственная деятельность людей существует столько, сколько и человеческая цивилизация. Параллельно с возникновением этого вида деятельности началось формирование представлений человека о нем. В древности экономические идеи тесно увязывались с религиозными взглядами, правовыми, нравственными представлениями людеі і и излагались в юридических документах, философских и богословских трактатах. Пример такого положения вещей находим в Древней Греции, которая и подарила миру слово «экономика» (oikonomike (от oileos — дом, nomos — закон) — искусство ведения домашнего хозяйства). Экономические проблемы мало занимали образованных греков: их внимание еще останавливалось на вопросах распределения и потребления материальных ценностей, но никогда — на вопросах производства. Причину этого объясняет в книге «Политика» Аристотель. Дав перечень основных отраслей экономики, он говорит: «Входить в подробности этого предмета, пожалуй, полезно для производства, но низменно останавливаться на этом». Такой подход объясняется отличавшим высший социальный слой древних греков пренебрежением к физическому труду.

И все же работы греческих авторов содержат массу ценных наблюдений и оценок экономических явлений их времени. Ксенофонт (430354 до н. э.) также считает ремесло низменным занятием, отмечая еще и вред, приносимый им человеку: ремесла «разрушают тело работающего, заставляя его сидеть и дышать комнатным воздухом, иногда проводить даже целые дни у огня». Речь идет о ремесле, ставшем профессиональным занятием, это удел рабов и прочих неграждан. Ремесленное же производство как часть домашнего хозяйства, где оно не поглощает всех сил и времени выполняющих разнообразные работы людей, философ считает необходимым и полезным. Домашнее про- ц:і¦'.оі-ти, не распавшееся на ряд отдельных занятий, оставалось во времена Ксенофонта экономическим идеалом свободного гражданина, но в жизни торжествовали углубляющееся разделение труда и товарно-денежные отношения.

Мысль о разделении труда исурпчцвчч кооперации как основе чело-вечекого прог.ои іі п сомиаікимх проскіах. основанных

на идеальных, по его понятиям, принципах справедливости, Платом (427-347 до н. э.). В работе «Государство» онделит общество на несколько групп: земледельцы, торговцы, ремесленники и воины. Управление государством Платон вручает прошедшим военную школу философам. Эта высшая группа населения, ответственная за соблюдение справедливости в государстве, не может владеть личным имуществом: философы-правители должны жить сообща, не пользоваться деньгами, иметь общий стол и т. д. Хозяйственные обязанности — это удел остальных граждан, на них не распространяется отказ от семьи, собственности и личного хозяйства. Платон допускает обмен продуктами с другими странами (так как и между ними существует разделение труда), поскольку обмен происходит на частной основе, предполагается сохранение рынка и средств обмена — денег. Утопия Платона направлена против его родины — Афин, где все граждане были допущены к управлению государством; образцом справедливого государственного устройства ему служила Спарта, где правящий слой и воины были свободны от хозяйственной деятельности, а трудовое население — илоты — не допускалось к управлению страной.

В более позднем труде «Законы.;- Платон отказался от идеи общности имущества правителей государства. Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в * Государстве*-, Платон под сомнение не ставил.

Особенно ярко основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), их содержание пережило свое время и внимательно изучалось экономистами X1X - X Хвв. В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям.

На рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанности, они — исполнители, такова их природа. Мысль Аристотеля не останавливается на домашнем хозяйстве, им создано учение об экономике и. чсе. ¦ ат а,:п-л кс.. Приобретение новых он считает естественным, когда одних продуктов производится больше необходимого для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства, других — меньше, на основе чего становится возможным натуральный обмен. Это естественная сфера хозяйственной деятельности — экономика. Обмен, рассчитанный не па потребление, а на получение торговой прибыли, философ считает противоречащим природе вещей, называет эту сферу хозяйственной деятельности хрематисти-Шй Особо предосудительно взимание процентов по денежным ссудам. Деньги в руках ростовщика, по Аристотелю, получают превратное значение, служат не тем целям, для которых изобретены. Сдала;; позиций он определяет богатство как совокупность натуральных продуктов, призванных обеспечивать потребности людей. Лишенные этого свойства деньги богатством не являются.

Аристотель расходится с Платоном, стремившимся к установлению имущественного равенства между гражданами, так как считает собственность учреждением, соответствующим природе человека. Владение ею обеспечивает определенную свободу частной жизни, государство же должно следить, чтобы владение имуществом (философ признает только его основной вид — землю) не выходило за установленные пределы. Эксплуатацию имущества собственник возлагает на рабов, так как гражданин должен иметь досуг для главного — участия в общественных делах.

При таких исходных данных ясно, что Аристотель не считает вложенный в производство труд мерилом ценности. Его учение о ценно-с ти, і іможеі іі юе в рабо т е «Никомахоіпэтика» .принимав т в качес т вымерила всех вещей потребность. Деньги лишь средство, по договоренности людей служащее мерой существующих в обществе потребностей, ценность самих денег определяется потребностью в них. Совершая меновую сделку, люди соотносят свои потребности в обмениваемых предметах, затем выражая их в деньгах. Эта идея получила развитие много позже — в созданной в XIX в. теории предельной полезности.

Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребления в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.

2.2. Экономическая мысль Древнего Рима

Ришіяие оставили менее заметный след в истории экономической мысли. Практический склад ума заставлял их интересоваться прикладной стороной всяких знаний. Землевладельцы Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), МаркТерренций Варрон (116-27 до н. э.) и Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.) составили подробные руководства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недоставало недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических институтов V-IV вв. до н. э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права; собственно, наука о праве — юриспруденция — родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защитой закона.

Использование труда рабов в Риме было такой же нормой жизни, как и в Греции, поэтому труды Катона, Варрона и Колумеллы содер-

;¦! рекомендации по организации рабовладельческого хозяйства. Рабов предполагается использовать специализированными группами в соответствии с отраслью производства, включать в них не более десяти разноплеменных невольников и не оставлять их без занятия. В связи с повышением требований к качеству рабского труда, надсмотрщикам рекомендовалось прибегать не только к силе но действовать словом и собственным примером. Однако уже в I в. до н. э. в Риме появляются противники института рабства, одним из которых был философ Сенека (54 до н. э. — 39 н. э.). Он жил в эпоху кризиса традиционной римской морали, искал новые ценности и находил их, провозглашая равенство людей по природе и перед законом. Его идеи были восприняты и развиты представителями политических и экономических учений xYlII в. в Европе и США.
Содержание раздела