Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.1. История экономической мысли как научная и учебная дисциплина
Множество наук занимается изучением гдо общества: история, философия, социология... Этот перечень можно продолжать. У каждой из них свой подход к исследованию и определенный угол зрения. В том же ряду стоит экономическая теория, история развития которой составляет основное содержание курса «История экономической мысли». Однако экономическая теория (или политическая экономия, как она называлась раньше) - достаточно молодая научная дисциплина, история которой насчитывает всего около трех столетий. Тем не менее, очевидно, что появление науки невозможно на пустом месте, этому предшествует длительный период зарождения и кристаллизации идей, связанных с данной областью знания. Также было и с ;
JKo-номической теорией: зачатки экономических взглядов мы находим уже в древности, задолго до того, как сформировалась эта самостоятельная научная дисциплина. История экономической мысли охватывает весь процесс развития экономических представлений человека, начиная с древнейших времен и до наших дней.
Если же обратиться к истории самой истории экономической мысли, окажется, что она еще моложе. Первые работы по этой научной дисциплине появились во второй четверти XIX в., к ним относятся «Определения в политической экономии» (1827 г.) английского экономиста Томаса Роберта Маіьтуса (1766 1834) и «История политической экономии в Европе» (1839 г.) французского ученого Жерома Адольфа Бланки (1798-1854). Активный этап формирования науки пришелся на вторую половину ХШ—начало XX в., когда сложилась историческая школа, уделявшая первостепенное значение хозяйственному и теоретическому опыту предшествующих поколений, и целый ряд авторов (не только сторонники исторической школы) обратились к і гстори ко -экономическим исследованиям. Среди них были Вильгельм Рошер (1817-1894) из Германии, Ричард Эли (1858-1943) из США, Шарль Жид (1847-1932) и Шарль Рист (1874-1955) из Франции. Не будет преувеличением сказать, что особый интерес к исследованию истории развития экономической мысли проявили российские ученые Михаил Андреевич Балугьянский (1769-1847), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Николай Христианович Бунге (18231895), Иван Иванович Янжул (1846-1910). В созданных этими учеными работах решался вопрос о предмете исследования новой науки, ее функциях и месте в системе остальных экономических наук, принципах анализа экономических концепций, периодизации истории экономической мысли,
Сегодня история экономической мысли является самостоятельной научной дисциплиной, занимающей важное место в системе экономических наук. Обобщая и теоретически осмысливая их достижения, история экономической мысли создает одну из важнейших предпосылок для их дальнейшего развития. И все же еще раз подчеркнем, что основное внимание в рамках истории экономической мысли уделяется истории развития экономической теории. Современные представления о законах функционирования рыночной экономики являются результатом многовековой напряженной работы множества выдающихся ученых, современная экономическая наука есть результат всего предшествующего развития экономической мысли. Поэтому курс истории экономической мысли — это введение в современную экономическую науку.
Изучение истории экономической мысли, безусловно, необходимо в процессе подготовки специалистов экономического профиля. Сегодня никому не надо доказывать, что любое знание, которым обладает человечество, имеет историческую основу, а в своей деятельности мы так или иначе опираемся на опыт старших поколений. Очевидно, что экономист, знающий историю своей науки, обладает более глубоким и объективным взглядом на ту или иную проблему, нежели специалист, знакомый лишь с позитивными экономическими науками, и может принимать более рациональные решения.
Историки экономической мысли выявили закономерность, в соответствии с которой в условиях серьезных социально-экономических кризисов, когда существующие теории не дают адекватного объяснении насущных проблем, не только в научной среде, но и у многих « ря -довых» членов общества возникает вопрос о том, как справлялись с решением подобных задач экономисты прошлого, какой опыт накоплен человечеством в данном направлении. Именно с этим связан всплеск интереса к истории экономической мысли, который наблюдался в России в 90-х гг. прошлого века.
Роль экономических учи : ц; і в жизни общества крайне велика: они не только отражают идущие в экономической сфере процессы, но и серьезно влияют на них, ускоряя или, наоборот, замедляя общественное развитие. Проходившие среди российских ученых начиная с конца 80-х гг. XX в. дискуссии о причинах застоя, в котором оказались не только общество и национальная экономика, но также экономическая теория, показали главную причину этого — приверженность безальтернативным законам марксистской науки, переставшим объяснять явления реальной жизни.
Преподавание общественньтх наук в советский период велось на основе сформулированных классиками марксизма-ленинизма оценок буквально любой значимой проблемы. История экономической мысли оказалась наиболее подвержена этому: своеобразным учебником, верховной истиной стал четвертый том « Капитала^ «Теорииприбавочной стоимости») Карла Маркса (1818-1883). Советская экономическая наука постепенно «вымзлаэдз общемирового процесса развития экономической мысли, остановившись на уровне сформулированных-Марксом в середине XIX в. положений. Аналогичные процессы шли и в реальной экономической жизни.
Сегодня акцент в преподавании истории экономической мысли смещается с представления конечных результатов научной деятельности какого-либо экономиста и их оценок с определенных идеологических позиций на знакомство с подходом мыслителя к решению рассматриваемой им проблемы и логикой его рассуждений. Главное — не заставить студента запомнить те или иные формулировки, а научить его самостоятельно думать, сопоставлять различные факты и мнения по их поводу, критически воспринимать идеи и делать выводы, принимать решения, то есть формировать у будущих экономистов научное мышление.
Преодолению тенденциозного подхода помогает и отказ от разделения экономической теории по классовому принципу, в соответствии с которым выделялась буржуазная и пролетарская (или капиталистическая и социалистическая) теория. Изложение материала ведется в хронологическом порядке, основой его организации является выделение научных школ и направлений (начиная с меркантилизма, ставшего первой школой политэкономии как самостоятельной отрасли знаний), предшествующий материал располагается в соответствии с историческими эпохами (экономическая мысль Античности и Средневековья).
Необходимо раскрыть суть упомянутых понятий «научная школа» и «направление», а также некоторых других понятий, часто используемых в рамках истории экономической мысли.
Система экономических взглядов — это совокупность взаимосвязанных экономических идей, возникающих вследствие отражения в сознании человека реальных хозяйственных процессов и разъясняющих сущность определенного круга экономических явлений. Экономические взгляды могут выступать в виде законов, принципов, постулатов, моделей и формул, на основе системы экономических взглядов формируются теории и доктрины.
Теория — это основанное на реальных фактах, обоснованное научное обобщение экономических явлений. Нередко в этом же значении используется и понятие «концепция*, хотя изначально оно предполагало некую основополагающую систему экономических взглядов, определенное понимание экономических процессов.
Доктрина — это более строгая, базирующаяся на заранее сформулированных принципах и постулатах система взглядов, руководящий теоретический принцип.
: г г. : — это совокупность устоявшихся и согласованных между собой экономических взглядов, отражающая сформировавшиеся в их рамках основные и второстепенные положения.
Научная школа - это группа ученых, объединенных общими теоретическими представлениями и методологией исследований.
Направление — это совокупность экономических взглядов, допускающая достаточную свободу в трактовках отдельных экономических проблем.
1.2. Предмет и методы истории экономической мысли. Цели изучения курса истории экономической мысли
Предмет истории пжсжич «¦: нон мысли — это исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов по мере происходящих на разных этапах развития человечества изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере.
Предмет истории экономической мысли во многом определяет ее методы.
1. Метод конкретно-исторического анализа
Познание процесса формирования и развития экономической концепции невозможно в отрыве от исторических условий, в которых она существовала. Анализируя концепцию, необходимо представлять себе реалии времени, в котором она возникла, уровень развития современных ей экономики и научной мысли. Нельзя подходить к наследию прошлого с мерками сегодняшнего дня, оценивать его значение с позиций нынешнего уровня развития экономической науки.
2. Метод сопоставления и сравнительного анализа
В ходе изучения экономических теорий осуществляется сопоставление их методологических основ и трактовок ими важнейших экономических категорий. Изучение экономических концепций позволяет выявить внутреннюю логику развития экономической науки, обнаружить взаимосвязь и преемственность выдвигаемых экономистами разных эпох идей. Исследователи истории экономической мысли сравнивают также содержащиеся в различных концепциях практические рекомендации и их использование в экономической политике государств.
Изучение истории экономической мысли направлено на достижение следующих целей:
• осмысление закономерностей и особенностей формирования экономической теории;
• углубление и расширение знаний по этой дисциплине;
• знакомство с выдающимися экономистами разных эпох и изучение сформулированных ими концепций;
• эффективное использование полученных знаний в исследовании объективных законов развития мировой и отечественной экономики, в обосновании и реализации хозяйственных решений;
• повышение экономической и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук.
Содержание раздела