d9e5a92d

А. В. Лабудин - История экономической мысли



Предисловие

История экономических учений — не что иное, как процесс становления и развития человеческих взглядов, представлений, обобщений относительно характера, содержания и целей разумной хозяйственной деятельности, отношений между различными хозяйствующими суйъ-ектами. между ними и государством.

Экономическая мысль, естественно, развивается на базе достигнутого уровня развития производительных сил, стремится найти в бесчисленных проявлениях конкретного экономического бытия общие закономерности, формирующие и определяющие народно-хозяйственную жизнь и побуждающие конкретных производителей, потребителей, властные (правящие) круги поступать тем или иным образом. Экономическая мысль (как и философская, например) стремится спрогнозировать на основе анализа прошлого и нынешнего состояния народного хозяйства будущее, предложить свои варианты деятельности хозяйствующих субъектов (отдельных представителей, их ассоциаций, государств) и управляющих структур с целью улучшить условия хозяйственной деятельности, повысить ее эффективность либо устранить отрицательные моменты в жизни современного тем или иным экономическим мыслителям человеческого общества.

Экономическая мысль развивается на базе определенного уровня состояния производительных сил, но вместе с тем она развивается автономно, вне прямой зависимости от состояния производительных сил. Ее главная задача, как уже говорилось, анализ и обобщение накопленного опыта хозяйственной деятельности людей, вычленение се главных составляющих. Для этого экономическая мысль прибегает иногда к самым различным вспомогательным инструментам, какими, например, являются статистика, математика, экономическая география, демография. Хозяйственная деятельность людей есть всегда и везде, где существуют в тех или иных формах человеческие сообщества. Но экономическая теория не обязательно присутствует везде. Если люди во всех случаях должны заниматься проблемами своего жизнеобеспечения, то есть в той или иной форме заниматься целесообразной деятельностью по производству потребительных стоимостей, то экономические концепции и теории вовсе не обязательно разрабатываются каждым человеческим сообществом. Экономические теории могут быть заимствованы у других народов и находить применение вне связи с местами их появления. Экономическая мысль может быть и созидательной и разрушительной.

Развитие производительных сил — это всегда созидание, даже если «созидаются» такие материальные и духовные ценности, которые нацелены на истребление людей и деморализацию (разрушение) тех или иных человеческих сообществ (например, все виды вооружения, пропаганда стиля и образа жизни, разлагающая устоявшиеся человеческие сообщества, которые считаются враждебными).

Авторы различных экономических теорий и концепций, конечно, не ставили и не ставят перед собой целей, противоречащих интересам и жизни человеческого общества, напротив, все они в разной мерс радели о благе человека, о благе близких им по социальному статусу и национальному признаку людей. Однако в некоторых случаях реализация их теорий в целом либо в существенных деталях приносила отрицательные результаты.

Возьмем, к примеру, марксистско-ленинскую теорию построения коммунистического общества. Цель — построение бесклассового общества, где человек человеку — друг, товарищ и брат, где «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Что может быть заманчивее и благороднее! Но попытка построить такое общество обернулась десятками миллионов бессмысленно загубленных человеческих жизней, развалом экономики, снижением продолжительности жизни и жизненного уровня населения, хищническим и неэффективным использованием огромных материальных ресурсов. Эта теория зародилась в Германии, но нашла применение во многих других странах. Она была заимствована и реализована, ибо казалась более верной, чем другие теории, даже возникшие в собственной стране.

Или, скажем, мощная теория экономического либерализма, а также ее разновидность в лице монетаризма, которая зародилась в США и Англии, а сейчас активно внедряется в разных странах мира, в том числе при помощи международных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), в которых ее приверженцы занимают наиболее значимые посты.

Итак, экономическая мысль движется по своим собственным законам, в борьбе различных концепций, разделяющихся и соединяющихся в различных вариантах одна с другою. И все же состояние экономической мысли ограничено наличным состоянием развития производительных сил, даже в тех случаях, когда она стремится выйти за рамки этого состояния. Например, можно ли говорить всерьез о создании (зарождении) «галактической экономической теории»? Пока что галактика находится вне сферы хозяйственной деятельности человека, поэтому нет объекта для экономической науки. Связь народного хозяйства и экономической науки не непосредственна, она проявляется весьма опосредованно. Но все-таки эта связь есть. Каждый этап конкретной хозяйственной деятельности людей рождает свои представления, свои мысли по поводу хозяйственной деятельности. На основе этих представлений, обобщений, мыслей рождаются экономические теории.

Экономическая теория — это система взглядов на историю, состояние и перспективы развития производительных сил и производственных отношений.

Теория никогда не может быть полностью адекватной состоянию производительных сил и производительных отношений, она никогда не будет полностью истинна, даже если на службу теории привлечь самые быстродействующие ЭВМ. Почему же не может быть такого состояния? Ответ может быть таким: наука обобщает зафиксированные факты за определенный временной отрезок, она оперирует фактами прошлого. Ситуация сегодняшнего дня ей неподвластна (как и вчерашнего, позавчерашнего). В круг экономического анализа попадают отнюдь не все факты хозяйственной жизни, отнюдь не все нюансы взаимоотношений производителей и потребителей, производителей между собой. Невозможно также учесть изменение желаний, надежд, целей каждого индивида. За тот период времени, который проходит, начиная от момента экономического анализа, меняется состав хозяйствующих субъектов, их цели, желания, жизненные приоритеты. Все эти абсолютно частные, каждый в отдельности незначительный факты, фактики и нюансы вносят в своей массе такие изменения в строй и содержание экономической жизни, которые могут решительно не совпадать с выводами и концепциями экономистов-теоретиков даже в тех случаях, когда эти теории находят самое широкое признание. Резонно поставить вопрос: если все теории априори неверны, зачем их изучать, зачем тратить силы на анализ экономической жизни? Ответ может бытъ таким: без осмысления хозяйственного бытия человеческие сообщества могут совершить куда более тяжелые ошибки, чем с помощью хотя и несовершенных, неполных теорий.

Современному экономисту нужно владеть возможно более широким спектром знаний. Знание истории экономических теорий в их взаимо- связи позволит ему в практической у?яуелн он і и учесть опыт прошедших эпох, оценить их достижения, увидеть их заблуждения, воспользоваться их открытиями. Владение историческими знаниями всегда повышает качество профессиональных знаний, дает мощный стимул для карьерного роста.

Содержание раздела