Степанов Н.Ю. - Попытки практической работы евразийцев в Европе, как политической организации в 1920-1930-х гг.
Данная тема, ввиду разнородности,
фрагментарности источников,
зашифрованности переписки евразийцев, еще
сравнительно мало изучена. В то же время
имеются отдельные исследования,
проливающие свет на некоторые аспекты
практической работы евразийцев в Европе в
межвоенное время. Это книга С.Л.Войцеховского
об операции "Трест" , отдельные
страницы из книги И.Кудровой "Гибель
Марины Цветаевой", где она рассказывает о
Сергее Яковлевиче Эфроне, муже Цветаевой , статьи А.В.Соболева о Н.С.Трубецком,
опубликованные в 1991 - 1992 гг. в "Литературной
учебе" и в "Новом мире" , статьи из
двухтомника "Культурное наследие
российской эмиграции" , наши статьи "Практическая
работа Пражской группы евразийской
организации как политической партии" ,
"Научная и преподавательская
деятельность евразийцев в Европе в 1920-е - 1930-е
гг." и статья Е.В.Чиняевой о евразийстве в
сборнике Института всеобщей истории РАН
"Русская эмиграция в Европе в 20-е - 30-е гг.
ХХ века , а также другие материалы.
Источники по данной теме довольно обширны,
но они введены в научный оборот и изучены
лишь частично. Документы, письма - имеются в
Москве, в Государственном Архиве
Российской Федерации (ГАРФе). Фонд П.Н.Савицкого
(ф. 5783, ед. хр. 565, 1917 - 1940 гг.), фонд помощника
Савицкого по политическим и
организационным вопросам, известного в
Праге в 1930-е годы литератора, впоследствии
видного последователя и распространителя
идей Н.Ф.Федорова ("федоровца") князя К.А.Чхеидзе
(в евразийской переписке он часто
упоминается под кличкой "Констал") (ф.
6911, ед. хр. 125. 1925 - 1938 гг.), фонд евразийского
историка С.Г.Пушкарева (ф. 5891, ед. хр. 437, 1914 -
1945 гг.), отдельные документы из фонда рано
умершего евразийского экономиста Я.Д.Садовского
(ф. 6775, 1912 - 1926 гг.). Интерес для изучения этой
проблемы представляют также документы и
большая коллекция газетных вырезок о
евразийстве видного историка, культуролога,
политического деятеля с большим
дореволюционным стажем, кадета, одного из
деятельных противников евразийства, П.Н.Милюкова
(ГАРФ, ф. 579). Для понимания вопроса важны
также его статьи против евразийства в
эмигрантских газетах . В Военном архиве, в
Москве (бывшем Центре хранения историко -
документальных коллекций - ЦХИДК, "Особом
архиве"), находятся интересные материалы
польской разведки Генерального штаба о
политической деятельности всей русской
эмиграции, в том числе евразийцев. Это очень
большие по объему дела, в которых только
отдельные документы связаны с нашей темой -
копии писем, телеграммы, донесения
евразийской партии (напр. ф. 308, оп. 3, ед. хр.
193).
В Праге, в Славянской библиотеке, имеется
большой фонд П.Н.Савицкого, который
содержит архив газетных и журнальных
вырезок о евразийстве, обширную переписку
Савицкого с различными деятелями русской
эмиграции, учеными, в том числе письма Л.Н.Гумилева
к нему. Недавно в Москве вышла очередная
книга из научного наследия замечательного
евразийского историка Г.В.Вернадского "Русская
историография" (составитель и научный
консультант - к.и.н. В.Н.Козляков), где в конце
приводится обстоятельный "Обзор
коллекции документов Г.В.Вернадского в
Бахметьевском архиве Библиотеки
Колумбийского университета в Нью-Йорке".
Из этого обзора следует, что в фонде
Вернадского имеется большая переписка его
с Савицким (с 1923 по 1968 гг.) и с К.А.Чхеидзе (описание
событий 1927- 1929 гг., связанных с делом газеты
"Евразия") . Также в Праге, в
Литературном архиве, имеются обширные
мемуары К.А.Чхеидзе, в которых он много
места отводит описанию движения
евразийства и своим размышлениям о нем.
Этот содержательный труд должен быть
опубликован Славянским институтом
Академии Наук Чешской Республики. Кроме
того, существуют воспоминания о жизни в
эмиграции и в том числе о евразийстве
выдающегося евразийского государствоведа
Н.Н.Алексеева, друга и сподвижника
Савицкого. Частично они опубликованы в
эмигрантских изданиях - "Архиве русской
революции", "Новом журнале" и "Гранях",
а также о периоде, предшествовавшем
распространению евразийства и о
настроениях русской эмиграции - в книге В.Т.Пашуто
"Русские историки - эмигранты в Европе"
. Следует еще упомянуть диссертацию
немецкого историка Отто Бёсса о
евразийстве, вышедшую отдельной книгой в 1961
г. Источники по теме содержатся в
многочисленных печатных трудах евразийцев
в их изданиях - "Евразийском временнике",
"Евразийской хронике" и отдельных
сборниках.
Говоря о практической работе евразийцев в
Европе в межвоенное время, следует отметить,
что под практической работой мы понимаем
прежде всего агитационно-пропогандистскую
работу по вовлечению в евразийство русских
эмигрантов. В этом основную роль играли
евразийцы, обосновавшиеся в Праге. В
интересной статье, опубликованной в "Евразийской
хронике" под названием "Из опыта
работы евразийца", подписанной просто
буквой "и" (её автором был, скорее всего,
брюссельский евразиец, мой однофамилец,
Иван Степанов), в полном соответствии с
указанием еще Н.С.Трубецкого о том, что
евразийство - это прежде всего "миропонимание"
и "мироощущение", а не просто
мировоззрение, сообщалось, что евразийская
литература, которая кажется поначалу
слишком научной и малопонятной обычному
человеку, затем "читается с
исключительным интересом... после того, как
данное лицо получило необходимые
разъяснения от евразийских работников"
. Поскольку овладение евразийским
мировоззрением "многоэтапно", на
первом этапе предполагается
заинтересовать каждого с наиболее близкой
ему стороны. Когда человек перейдет эту
грань, когда он прочувствует и усвоит
евразийские критерии добра и зла, тогда он
сам сможет выработать в себе евразийское
мировоззрение. Поэтому автор той статьи и
обращает внимание на "внутреннее горение,
которое должно охватить каждого из нас"
. Евразийцы были согласны с мнением
своего активиста той поры, впоследствии
исключенного из евразийской организации за
контакты с "враждебными силами", что
"никакими книгами, брошюрами, листовками,
невозможно сделать то, что способен сделать
вдохновенный и убежденный оратор перед
собранием и в личных переговорах" . Из
этих мыслей и исходили евразийцы, когда они,
помимо своей преподавательской, лекционной,
авторской и публикаторской работы,
проводили специальные семинары и беседы
именно по изучению евразийского подхода к
историческим, философским и экономическим
предметам. Характерным примером, как
отмечалось выше, может служить
деятельность евразийской группы в Праге.
Этому во многом способствовала спокойная
обстановка, созданная вокруг русских
эмигрантов и большая помощь чехословацкого
правительства, оказанная им в рамках "русской
акции". Так, только за три месяца с ноября
1924 г. по январь 1925 г. евразийцы провели
десять выступлений с докладами перед
различной аудиторией. Среди них были,
например, К.А.Чхеидзе, выступивший с лекцией
"Мысли о марксизме", В.П.Шапиловский - о
евразийстве в студенческом просеминаре, И.С.Белецкий
рассказал в Пражском национальном
студенческом объединении о евразийстве,
позднее состоялся еще один доклад
Шапиловского в Русском педагогическом
институте им. Я.А.Коменского. В конце
декабря 1924 г. и в начале января 1925 г. имели
место выступления евразийцев в семинаре
академика П.Б.Струве, затем были заслушаны
как лекции Л.В.Копецкого и К.А.Чхеидзе, так и
других сторонников евразийства. Количество
докладов в различных группах и кружках,
немалое число слушателей, говорит о большом
интересе к евразийству среди русских
эмигрантов в Праге в то время. Однако лекции
читались и в других городах. Например, в
феврале 1926 г. Савицкий прочитал в
Братиславе доклад о "России, как особом
историческом мире". Этот доклад касался
научного обоснования евразийства с
исторической и географической точек зрения,
он собрал много слушателей из русской
колонии в Братиславе, вызвал горячее
обсуждение. Поэтому в августе того же года
по инициативе русских в Братиславе
состоялась беседа уже в более узком кругу
слушателей, в которой Савицкий сделал
своего рода методологическое введение к
работе над евразийской литературой .
В 1926 - 1927 гг. возобновил свою деятельность
евразийский кружок в Ржичанах (близ Праги).
В него входили не только евразийцы, но и
просто интересующиеся евразийством люди.
Собрания кружка проходили в форме
свободных собеседований на выдвинутую тему.
Обсуждались такие разные вопросы, как,
например, роман Н.С.Лескова "Соборяне" (К.А.Чхеидзе),
преодоление теории классовой борьбы и
переход к господству идеи "правящего
отбора" (А.А.Шеповалов), история
изобразительного искусства, в частности,
иконописи, в России (А.В.Суслов), особенности
русского военного искусства (А.В.Стрелин), о
И.И.Страхове (И.Г.Ефанов) .
В апреле-мае 1926 г. в Праге активно
продолжал работу евразийский семинар. Так, 8
апреля Д.Н.Иванцов сделал доклад "Современное
положение промышленности в советской
России", подчеркнув, что "в будущем
есть очень много оснований ожидать не
дальнейшего развития, но краха" .
Выступивший в прениях Савицкий на это
заметил, что "в данном случае << теория
краха>> едва ли уместна" . Вообще П.Н.Савицкий
одним из первых среди экономистов подметил
и обосновал закономерность чередования
подъемов и депрессий в экономике России,
как до 1917 г., так и в советское время, но для
него всегда было характерно
оптимистическое отношение к развитию
российского народного хозяйства . На
последующих заседаниях этого семинара
выступили два крупных философа Русского
Зарубежья, не принадлежавшие к евразийству.
20 мая 1926 г. проф. (впоследствии - протоиерей)
В.В.Зеньковский сделал доклад "Идея
православной культуры и евразийство", в
котором основной момент в критике
евразийства он обозначил в области
отношения к православной культуре. По его
мнению, "не идея православной культуры
стоит в идеологически оплодотворяющем
центре евразийства, она "держится при...",
около, не в центре . Эта точка зрения
вызвала возражения евразийцев М.М.Порецкого
и П.Н.Савицкого, которые подчеркнули, что
"евразийцы ставят себе также иные цели
действия в миру, но не вне Православия, а во
имя Православия и в нем" .
27 мая проф. Н.О.Лосский выступил с докладом
на тему "Национальный вопрос и
евразийство", большая часть которого
была посвящена отысканию ценного в
национальном - "народ - органическое
единство особей", поиску путей
объединения . Евразийцы, по его мнению,
ценят национальное своеобразие и эту
сторону их доктрины докладчик
приветствовал.
Однако есть и другая сторона
- а именно нужно сочувственное вживание в
чужое. В развернувшейся дискуссии
евразийцы С.Г.Пушкарев, М.М.Порецкий, П.Н.Савицкий,
А.А.Шеповалов указывали на опасности "сочувственного
вживания". Их деятельность направлена на
создание единства, собора и соборности
народов, только в совершенно реальных
условиях; то единство, которое отстаивал
Лосский, "или лишено реального
средоточия, или же средоточие это духовно
чуждо положительным стихиям России -
Евразии (пример - западническое объединение
враждебных России сил - "Лига Наций") .
В те годы евразийство вызывало большой
интерес во многих странах русского
рассеяния, перед интересующимися этим
вопросом выступали и его убежденные
противники. Так, с критикой книги Савицкого
"Географические особенности России" 4
января 1927 г. в Праге выступил П.Н.Милюков .
Затем 5 февраля того же года он в большом
полуторачасовом докладе уже в Париже
постарался изложить и подвергнуть критике
евразийское учение. 12 февраля состоялись
прения по докладу (опять же в Париже),
собравшие около 800 человек слушателей . В
1929 г. Милюков перевел этот доклад на
английский язык и выступил с ним в ряде
английских городов, а в 1930 г. доклад был
издан (по-английски) в виде статьи в
сборнике, посвященном 80-летию президента
Чехословакии Т.Г.Масарика
В 1928 г. работа Пражского евразийского
семинара активно продолжалась. К.А.Чхеидзе,
написавший краткий отчет об этом периоде в
деятельности семинара, отмечал, что в то
время предполагалось сосредоточить
основное внимание на идеологической работе
- осмыслить претерпеваемый Россией процесс;
и собственно-политической - "здесь перед
нами стоит задача утверждения в русской
действительности" . Эту задачу
предполагалось решить следующим образом.
Опираясь на использование некоторых
положений марксизма на практике, отдельные
евразийцы (например, К.А.Чхеидзе) предлагали
заменить ВКП(б) правящим "евразийским
отбором", поскольку она (партия) уже
содержит в себе зерна будущего правящего
отбора России -Евразии. В дальнейшем они
предлагали объединить тех, кто
действительно решился понять революцию,
включиться в нее и победить по обе стороны
рубежей России - СССР .
И в 1930-е гг. в Праге продолжалась работа
евразийского семинара, хотя интерес к этому
течению общественной мысли постепенно
ослабевал. В то время евразийцы часто
собирались в русском ресторане "Огонек"
(ул. Вайтешска, 5), где в ноябре - декабре 1932 г.
прозвучали доклады Г.И.Рубанова "Внутренняя
жизнь ВКП(б) за последнее время", проф. Д.И.Иванцова
"Черты своеобразия в развитии русской
экономической мысли", проф. К.И.Храневича
"Лик деревни" . Наиболее оживленную
дискуссию вызвал доклад П.Н.Савицкого (6
февраля 1934 г.) "О дальневосточном вопросе".
Дело было в том, что автор доклада, будучи
всегда убежденным государственником,
опасался притязаний Японии на Российский (в
то время - Советский) Дальний Восток. Япония,
как островная, т.е. "океаническая"
держава, несмотря на ее антизападную (по
отношению к Англии и США) ориентацию, тем не
менее, не включалась евразийцами в сферу
Континента-Евразии и представлялась им
враждебной России силой. Савицкий "выразил
уверенность, что новый, создавшийся в
революции русский ведущий слой способен
организовать защиту страны на западном и
восточном фронте. На него и должны сделать
ставку россиелюбцы" . Савицкий
предполагал, что "грядущая
перегруппировка" "низвергнет власть
коммунизма и утвердит национальное
значение нового ведущего слоя" .
Действительно, как он и предполагал,
произошли страшные, небывалые по масштабу
репрессии 1937- 1939 гг., "ведущий отбор" в
СССР обновился почти полностью, но власть
коммунистов сохранилась еще на долгие годы.
И все-таки, как он считал, нельзя было
уповать на помощь извне, т.е. врагов России -
СССР, для свержения власти большевиков.
Савицкий в письме к калмыцкому ученому-евразийцу
Э.Хара-Давану выразил свои взгляды так: "и
если Вс. Иванова мы не можем считать нашим,
то исключительно потому, что он в настоящий
момент [1929 г. - Н.С.] недостаточно ценит
единство Чингизова царства (нынешней
России-Евразии) и готов освобождать от
коммунистов отдельные его части при помощи
врагов Кубилая (японцев), немцев и пр."
Во время обсуждения упомянутого доклада
Савицкого развернулась горячая дискуссия
между "оборонцами" (большинство
евразийцев) и "пораженцами" (некоторые
эсеры, "младороссы", сторонники других
группировок), в результате которой "пораженцы"
были идейно побеждены. Автор доклада
убедительно доказал, что попытка устроить
революцию в СССР во время грядущей войны
приведет только к внешнему поражению и к
сохранению коммунизма на оставшейся
русской территории. Путь "пораженчества"
и "революции", по мнению Савицкого, не
являлся евразийским, "только
победоносная Россия может найти в себе силы
для коренного и решительного преодоления
коммунизма" .
В Европе, помимо Праги, большая
евразийская работа велась также в Париже,
его пригородах Кламаре и Медоне, там
действовал постоянный евразийский семинар.
Его деятельность была связаны с ярким и
необычайно эрудированным философом,
культурологом, историком средневековья и
христианства, проф. Л.П.Карсавиным. В
вопросах евразийства он, однако, не
проявлял достаточной стойкости и попадал
под влияние "сбивающего фактора" т.е.
марксизма. Этому, по-видимому,
способствовало и растущее влияние во
французком (среди русских во Франции)
евразийстве агента Москвы С.Я.Эфрона (распоряжавшегося
финансированием этой группы от ОГПУ) и
определенное идейное воздействие на
Карсавина зависевшего от Эфрона
формального лидера парижских (или
Кламарских евразийцев), талантливого
публициста, литературного и музыкального
критика, одного из основателей евразийства,
П.П.Сувчинского. Борьба за лидерство в
евразийском движении между Савицким и
Сувчинским во многом предопределила
появление так называемого "Кламарского
раскола" в евразийстве в 1927-1930-м гг.
Победа осталась за Савицким, Сувчинский и
его сторонники были исключены из
евразийского движения, но оно в целом было
очень ослаблено этим противостоянием и уже
не смогло возродиться до уровня середины
1920-х гг. Что касается Карсавина, то он по
приглашению Ковенского (Каунаского)
университета возглавить кафедру всеобщей
истории, переехал в 1928 г. в Литву, где
сосредоточился на научной и
преподавательской работе и отошел от
евразийской деятельности. Евразийский
семинар в Париже как постоянно
действовавший орган фактически прекратил с
отъездом Карсавина свое существование,
хотя отдельные интересные публичные лекции
и диспуты по евразийству еще проводились
там в 1930-е гг.
Евразийские семинары и лекции читались
также в Бельгии, Югославии, Болгарии и в
некоторых пограничных с СССР странах ("лимитрофах")
- например, в Латвии (Рига). В Бельгии
изучение и преподавание евразийства было
связано с энергичным его сторонником
Иваном Степановым, который начал там
работать с начала 1926 г. Им было создано
внепартийное "Общество русской культуры".
Оно вскоре после создания раскололось и
закрылось, однако лекции и семинары по
истории и политике с привлечением лекторов-евразийцев
продолжались. Этому во многом
содействовали приезд в Брюссель из Парижа и
выступление с докладами П.П.Сувчинского и Б.П.Вышеславцева
, а также вышедшая вскоре после этого
популярная книга И.Степанова о евразийстве
. В 1927 г. в Брюсселе выступал также Л.П.Карсавин
(доклад "Основы евразийства"), в
котором он рассматривал феноменологию
революции и отношение евразийства к
советской государственной системе. Кроме
образовательного центра евразийства ,
этот город являлся во многом и важным
организационным пунктом для
создававшегося подобия евразийской партии;
в сентябре 1931 г. там состоялся расширенный
съезд евразийских организаций .
Система приглашения наиболее сильных
евразийских ораторов (лекторов) из других
стран русского зарубежья для чтения лекций
на конкретные темы являлась очень важной в
деле популяризации евразийства. Так, в 1926 г.
П.Н.Малевский-Малевич приезжал в Болгарию и
Югославию с лекциями и инспекционной
работой в ноябре 1927 г. Н.Н.Алексеев
прочитал в Риге две лекции о евразийстве,
имевшие огромный успех .Большое значение для евразийского
движения русской эмиграции имела
организация надлежащим образом "около
евразийской среды" и связь с нею. Вне
Чехословакии, после исключения из
евразийства "кламарцев", это были
остатки евразийских групп на юге Франции, в
местах компактного проживания русских
эмигрантов - Риуперу, Гренобль, отдельные
"евразийствующие" элементы в других
районах этой страны, а также в Германии и
Польше. Имели место отдельные попытки
установить контакты с отдаленными
евразийскими группами и вне Европы: в Южной
Америке, куда в 1929 г. был послан активист
пражской евразийской группы А.Г.Романицкий
, в Сирии и США (через евразийца Я.А.Бромберга)
.
Кроме деятельности по связям с
евразийскими группами в других странах
русского рассеяния, в самой Чехословакии и
в 1930-е гг. продолжалась работа с людьми,
сочувствовавшими евразийству, с "потенциально
евразийской" молодежью и студенчеством в
форме встреч, бесед, переписки. Важным
направлением работы Пражской евразийской
группы было наладить связи с
представителями эмиграции из России из
числа нерусских национальностей, в той или
иной степени проявивших свою близость или
выразивших интерес к евразийству. Это была
многочисленная и разнородная в
политических симпатиях украинская
эмиграция, калмыки, группы горских народов
Кавказа, а также до некоторой степени
специфические сообщества русской
эмиграции - казаки и компактные землячества
сибиряков .
Как известно, в эмиграции действовали
различные пореволюционные (т.е.
образовавшиеся после 1917 г. и так или иначе
принявшие революцию, как свершившийся факт)
группировки и сотрудничество с ними было
важным для пражских евразийцев. Они
установили и поддерживали переписку, обмен
изданиями, распространяли литературу
дальневосточной "харбинской"
эмиграции как в Чехословакии, так и в других
европейских странах, посылали свои
печатные издания как для использования ее
"харбинцами" у себя, так и для засылки в
СССР через Дальний Восток. Однако прочных
организационных связей ни с
последователями русского космизма Н.Ф.Федорова
("федоровцами"), осуществлявшимися
через К.А.Чхеидзе, ни с национал-большевиками,
ни с группой сторонников "азийца"-
японофила Вс.Иванова, у пражан не было.
Пражские евразийцы переписывались с
колонией "Чураевка" в Харбине (с ее
главой и основателем Г.Гребенщиковым), с
Музеем Н.К.Рериха в США. В Европе
нерегулярный обмен изданиями и отчасти
переписка происходили с группами журналов
"Утверждения", "Новый Град" (в
частности, с одним из его основателей и
членом ред. коллегии философом Ф.Степуном),
"Третья Россия" (П.Баранецким), группой
"Поворот" (в 1930-е гг. издание не
выходило), группой "План", "младороссами",
кирилловцами, Дмитриевским, Союзом
национальной молодежи ("нацмальчиками")
и др .
Таким образом, в 1920-х - начале 1930-х гг. для
жизни русской эмиграции Европе было
характерно увлечение евразийством.
Особенно энергичную работу по развитию
этого учения в эмиграции проводила
Пражская евразийская группа,
возглавлявшаяся бессменным лидером всего
евразийского движения, одним из
замечательных русских людей, к сожалению,
еще не в должной степени известным у себя на
родине, П.Н.Савицким. В те годы существовала
целая разветвленная система изучения
евразийского подхода к истории, философии,
политике и преподавания евразийства. Для
распространения евразийских идей было
характерно сочетание пропагандистских
методов (проведение углубленных научных
семинаров) и агитационных (открытые
публичные лекции и диспуты с раздачей
евразийской литературы). Целью этой работы
было подготовить как можно больше
сторонников евразийства в среде русской
эмиграции для последующего их
использования уже в СССР после "перевоспитания"
советского правящего слоя и в перспективе
соединения его с эмигрантами. Этим идеям не
суждено было осуществиться. Тем не менее,
евразийские научные семинары и лекции,
несомненно, содействовали росту
национального самосознания в среде русских
эмигрантов (не только представителей
состоятельных слоев общества и
интеллигенции, но и рабочих, торговцев и
мелких служащих, бывших офицеров и солдат
белых армий, студенчества), их просвещению,
развитию чувства патриотизма и любви к
России. Евразийские лекции и семинары,
имевшие и свои достоинства, и не лишенные
недостатков, учили людей главному - мыслить,
развиваться духовно. В специфических
условиях эмиграции они позволяли слушать
правильную русскую речь и общаться на
родном языке, читать русские книги, журналы,
брошюры, что было особенно важно в
иноязычной среде при тяжелой ежедневной
работе. Семинары и лекции проводили
известные, даже знаменитые ученые,
профессора, прекрасные знатоки своих
предметов и ораторы, что также
способствовало популярности этих
начинаний.
Примечания
Войцеховский С.Л. Трест - воспоминания и
документы. Ontario, Zaria, 1974
Кудрова И. Гибель Марины Цветаевой. М. 1995
Соболев А.В. Полюса Евразийства. Л.П.Карсавин
(1882 - 1952), Г.В.Флоровский (1893 - 1979) // Новый мир,
1992, No1, с.180 -182; Князь Н.С.Трубецкой и
евразийство // Литературная учеба, 1991, No6, с.
121 - 131; Своя своих не познаша. Евразийство: Л.П.Карсавин
и другие (конспективные исследования) //
Начала. Религиозно - философский журнал. - М.,
1992, No4, с. 49 - 58.
Мадхаван К.Палат (Индия). Евразийство -
идеология будущего России // Культурное
наследие российской эмиграции: 1917 - 1940. В
двух книгах. Книга первая. / Под общей ред.
акад. Е.П.Челышева и проф. Д.М.Шаховского. - М.,1994,
с.80 -87; Хачатурян В.М. Истоки русской
революции в оценке эмиграции 20 - 30 -х гг. ХХ в.
// Там же, с. 88 - 94; Пономарева Л.В. Идеи
евразийцев и доктрина "испанидад"
Рамиро де Маэсту // Там же, с. 116- 123; Дурновцев
В.И., Кулешов С.В. Жизнь и судьба П.Н.Савицкого
// Там же, с. 144 - 152.
Степанов Н.Ю. Практическая работа
Пражской группы евразийской организации
как политической партии // Русская,
украинская и белорусская эмиграция в
Чехословакии между двумя мировыми войнами.
Результаты и перспективы проведенных
исследований. Фонды Славянской библиотеки
и пражских архивов. В двух томах. Т. 1, Прага,
1995, с. 437 - 447.; Shnirelman V. The Eurasian Concept of Culture:
N.S.Trubetskoj and L.P. Karsavin // Ibidem, p.448 - 466.
Степанов Н.Ю. Научная и
преподавательская деятельность евразийцев
в Европе // Русская эмиграция в Европе в 20-е -
30-е гг. ХХ века Под ред. д.и.н. Пономаревой Л.В.
М., ИВИ РАН, 1996, с.199 - 221; Чиняева Е.В. (Оксфорд)
Русские интеллектуалы в Праге: теория
евразийства // Там же, с. 177 - 198.
"Последние новости". 11 января 1927 г.
и 8 февраля 1927 г., "Руль", 19 января 1927 г.
Вернадский Г.В. Русская историография. -
М., 1998, с. 395 - 444.
В бурные годы (из воспоминаний Н.Н.Алексеева)
// Архив русской революции, 1926, No17, "Новый
журнал". 1958, No53 -55; 1959, No57; "Грани", 1960. No47;
Приложение 1У. Воспоминания (из архива В.Т.Пашуто).
Из Царьграда в Прагу. Русский юридический
факультет. Н.Н.Алексеев. // Пашуто В.Т.
Русские историки-эмигранты в Европе. - М, 1991 ,
с. 205-224.
Boss, Otto. Die Lehre der Eurasier. Ein Beitrag zur russischen
Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts. Wiesbaden, 1961.
"Евразийская хроника". Вып.У11,
Париж, 1927, с. 47
Там же.
Там же, с. 49
Из письма Малевского-Малевича С.С. -
Чхеидзе К.А. 25 сентября 1931 г. - ГАРФ. ф.5911, оп.1,
ед.хр. 47, л. 71.
Евразийская хроника. Выпуск У1. Париж,
1926, c.45
Евразийская хроника. Выпуск У111, Париж,
1927, с. 51.
Евразийская хроника. Выпуск У. Париж.
1926, с.82.
Там же, с. 83.
См. подробнее об этом: Вандалковская М.Г.
Историческая наука российской эмиграции:
"евразийский соблазн". М., 1997, с. 210, а
также: Степанов Д.Н. Евразийцы о прошлом и
будущем российской экономики. // Развитие
экономики России с помощью
предпринимательского прорыва: Сборник
статей. М., 2000, с.137-140.
Евразийская хроника. Выпуск У, с. 84-85.
Там же.
Там же. с. 86.
Там же.
"Тридцатые годы". Издание
евразийцев. б/ м, 1931. См. Примечание к с. 50.
Евразийская хроника. Выпуск У11. Париж,
1927, с. 31-34; Там же опубликована статья
евразийца В.П.Никитина "Что я возразил бы
П.Н.Милюкову (по поводу его выступления об
евразийстве). - с. 34-42.
26. Miliukov, Paul. Eurasianism and Europeanism in Russian History. //
Festschrift Th.G.Masaryk zum 80 Geburtstage . Erster Teil. Bonn, 1930. S.
225-236. См. об этой критике: Степанов Н. Критика
евразийства П.Н.Милюковым.// Евразийская
перспектива. (Второй международный
конгресс "Культура и будущее России").
М., 1994, с. 72-79, а также: Хачатурян В.М. "П.Милюков
и теория Евразии", подготовленную ей
публикацию этой статьи П.Н.Милюкова в
переводе на русский язык - "Евразианизм и
Европеизм в русской истории" //
Европейский альманах. История. Традиции.
Культура. М.: Наука. 1994, с.56-57, 58- 66.
Евразийская хроника. Выпуск Х, Париж,
1928. с. 73.
См. статью Чхеидзе К.А. "Евразийство и
ВКП(б) // Евразийский сборник. Книга У1. Под
ред. Алексеева Н.Н., Ильина В.Н., Клепинина Н.А.,
Савицкого П.Н. и Чхеидзе К.А., б/м, 1929, с.38-40.
ГАРФ, ф.5911 (Чхеидзе К.А.), оп. 1, ед. хр. 115, л.29-32.
Евразийские тетради. Вторая-третья. б/м,
1934. с. 43.
Там же.
Из письма Савицкого П.Н. - Хара-Давану Э.Д.
24 марта 1929 г. // ГАРФ, ф.5783 (Савицкий П.Н.). оп. 1,
ед. хр. 364, л. 196.
Евразийские тетради. Вторая - третья., с.
46.
См. Алексеев Н.Н., Ильин В.Н., Савицкий П.Н.
О газете "Евразия" (газета "Евразия"
не есть евразийский орган). Париж, 1929.
Подробнее о Парижском евразийском
семинаре см. Степанов Н.Ю. Научная и
преподавательская деятельность евразийцев
в Европе в 1920-1930-е гг. // Русская эмиграция в
Европе.(20-е - 30-е годы ХХ века), с.210 -219.
Евразийская хроника. Выпуск У1. Париж,
1926, с. 26-29.
Степанов И. Белые, красные и
евразийство. Брюссель, 1927. 63 с.
Евразийская хроника. Выпуск У11. Париж,
1927, с.46.
ГАРФ, ф. 5783 (Савицкий П.Н.), оп.1, ед. хр. 446.
Евразийская хроника. Выпуск У1, с.23-25.
Евразийская хроника. Выпуск Х, с.68-70.
См., например, материалы о попытках
основать Евразийский социальный институт
для распространения евразийства в
Аргентине (1929 г.). // ГАРФ, ф.5783 (Савицкий П.Н.),
оп. 1, ед. хр. 352., л. 123.
Автора интересной евразийской книги:
см. Бромберг Я.А. Запад, Россия и еврейство.
Прага, 1931.
ГАРФ. ф.5911 (Чхеидзе К.А.), оп. 1, ед. хр. 99. л.
5-8. О попытках заинтересовать евразийством
многочисленную украинскую диаспору в
Чехословакии говорит и тот факт, что г.
Ужгороде (в то время это была территория
Чехословакии) в 1930 г. вышла книга: Салтыков А.А.
Евразийцы и украинцы. К проблеме единства
русской национальной культуры. Ужгород, 1930.
В этой стране в те годы активно действовала
также Калмыцкая культурная комиссия в
Праге ("Улан Залаз"), с которой
сотрудничали евразийцы. В их среде был и
евразийский историк, калмык, Э.Хара-Даван.
Публикации статей евразийцев в других
пореволюционных изданиях см., например "Новый
Град". Под ред. Бунакова И, Степуна Ф.,
Федотова Г. No1, Париж. 1931; No2, Париж, 1932.; No5,
Париж, 1932; No6, Париж, 1933, No13, Париж, 1938, а также
"Третья Россия". Орган осуществления
нового синтеза. No3, Париж, 1933.
Содержание раздела