Тема 9. Концепции противников "классической школы"
1. Утопический социализм конца 18 - начала 19 века
Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации
зародились много веков назад. Первые идеи утопического социализма появились в
позднее средневековье, а рассвета они достигли в эпоху становления капитализма
в Западной Европы. Ведущие представители социалистов-утопистов Сен-Симон,
Фурье, Оуэн. Выражал мечты работников наемного труда, они выступали с критикой
капитализма, вскрывали его недостатки, противоречия, упирая на бедность и
нищету трудящихся, и заявляли, что должен прийти такой общественный порядок,
который принесет счастье всем членам общества.
Идеальный общественный строй они называли
по-разному: Сен-Симон - индустриализм, Фурье • гармонией, Оуэн - коммунизмом.
В основе такого строя - отсутствие эксплуатации, ликвидация противоположности
между умственным и физическим трудом, частной собственности на средства
производства. Реальных путей перехода к такому обществу они не видели. Своими
задачами считали - просвещение, пропаганду идей, воплощение их в жизнь путем
создания коммун, "фаланстера", "базаров справедливого обмена". Выдвигая
фантастические проекты будущего общества, себя они ставили над классами,
заявляя, что отражают интересы всех членов общества, апеллировали к
господствующим классам, пропагандируя идеи социальной справедливости. Они
отвергали политическую борьбу и революции. Марксисты именно в последнем и
видят их утопизм.
Анри Клод де Ребруа Сен-Симон
(1760- 1825гг.)
- потомственный аристократ. Движущей силой развития общества объявил
просвещение людей. Будущее справедливое общество - индустриальная система на
базе крупного промышленного производства, которое развивается определенному
плану, а управление осуществляется из единого центра индустриалами. План
развития составляют ученые, промышленностью непосредственно управляют
капиталисты, имеющие богатый опыт организации работ, а рабочие -
непосредственно трудятся над выполнением разработанных планов. Этим
устраняется анархия производства, устанавливается ее плановость и централизм в
управлении экономикой. За капиталистом сохраняется право получать доход как
вознаграждение за капитал и организацию работ. Сен-Симон отмечал принцип
обязательности труда для всех "на пользу человечеству". Цель будущего общества
- создание необходимых и полезных вещей, а общее благополучие будет
способствовать умственному развитию всех членов общества. Функции государства -
развитие науки, искусства, промышленности, а охрана общественного порядка -
дело общественное Ф. Энгельс отметил в его идеях "зародыши почти всех
позднейших социалистических идей".
Шарль Фурье (1772-1832гг.) - выходец из купеческой семьи,
торговый агент, самоучка.
В основу его социальной утопии положена теория
страстей, которые он делит на три группы: материальные страсти - вкус, зрение,
осязание, слух и обоняние; "влечение души" - дружба, любовь, честолюбие, "верховные
страсти" - энтузиазм, новаторство, соревнование.
Человек наделен богом только положительными наклонностями,
плохие (корысть, зависть, жадность, паразитизм, лень) - формируются обществом.
Определяющий фактор каждого периода - не уровень производства, а характер
проявления страстей и природы человека. Ш. Фурье протестует против
несправедливости капитализма и делает вывод о необходимости его изменения.
Указывая на экономические кризисы, он увязывал их с анархией производства и
называл - бедствие от изобилия. Предсказывал смену свободной конкуренции
монополиями, он дал им свою классификацию - колониальная, простая морская,
кооперативная или монополия объединений, казенная или государственное
управление. Но он был сторонником реформ, а не революций. Справедливое общество
должно быть бесклассовым, гармоничным, состоит из ассоциаций производителей
(фаланг), которые занимают определенные земельные участки, где производят
продукцию и сами ее распределяют. Основа строя - земледелие, промышленность
играет подчиненную роль. В фаланге существует частная собственность и капитал,
распределение частично - и по капиталу. Но это не принципиально, т.к. все
капиталисты станут рабочими, а рабочие - капиталистами. Труд превратится в
жизненную потребность и удовольствие, последствия разделения труда, уродующие
человека, исчезнут, противоположность между умственным и физическим трудом,
городом и деревней тоже. Производительность свободного труда будет расти, а
стимулом этого станет - соревнование. "Гармоничном общество" берет на себя
задачи воспитания детей и "освободит женщину". Именно эти идеи изложил в работе
"Новый промышленный и общественный мир" экономист, философ, мечтатель Ш. Фурье.
Роберт
Оуэн (1771-1858гг.) - представитель утопического социализма в Англии. Его социальная
утопия отрицала всякую частную собственность В 20 лет Оуэн директор прядильни
в Манчестере, в 1800г. - владелец фабрики в Нью-Ленарке. Пишет ряд работ -
социалистических проектов "с целью спасти человечество": "Об образовании
человеческого характера" (1814), "Доклад графству Нью-Ленарк" (1820),
"Замечания о влиянии промышленной системы" (1815), "Изложение рациональной
системы общества" (1830), "Книга о новом нравственном мире" (1840). Резко критиковал
капитализм, его противоречивость и хаотичность, отмечая "троицу зол": частная
собственность, религия и брак на основе собственности Он считал, что
человечество не разрешит своих проблем, пока имущество не станет общественной
собственностью. Но - мирным путем, без классовой борьбы В отличие от
французских единомышленников его программа отличалась скрупулезностью и
практицизмом Характерная особенность - опора на трудовую теорию стоимости Д.
Рикардо. Он предложил уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат -
"рабочие деньги" Организовал "Базар справедливого обмена", который быстро
обанкротился (ходовой товар быстро разобрали с целью перепродажи, а базар
затоварился неходовым товаром) Предложил капиталистам продать средства
производства профсоюзам. Критиковал теорию народонаселения Т. Мальтуса и
искренне верил в приход социализма путем принятия разумных законов и просвещения
населения. Ячейка будущего общества - кооперативная община, основа богатства -
обязательный труд для всех - от каждого по способностям - каждому по труду Для
уничтожения противоположности между городом и деревней - труд в общине
необходимо чередовать Он создал кооперации в США "Новая гармония", в Англии
"Арбистон" и "Мизеруэлл", которые или распались или стали коллективными
капиталистическими предприятиями. Ф. Энгельс подчеркивал, что "теоретический
социализм никогда не забудет, что стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна".
2.
Концепции реформ на базе моральных идеалов "добра и справедливости"
Наиболее крупными
представителями неприятия либеральной экономики, с позиции защиты
социально-экономических интересов мелких производителей (ремесленников,
крестьян) и рабочих являются С. Сисмонди и П. Прудон.
Жан Шарль Л сонар Симонод де Сисмоноди (1773-1842гг.) в
работе "Новые начала политической экономии" предложил свои концепции
социальных реформ, утверждающие моральные идеалы "добра" и "справедливости".
Пьера Жозеф Прудон (1809- 1865гг.) - французский социалист,
теоретик анархизма, философ, социолог и экономист, идеалист, эклетик,
совместивший в своей "синтетической философии" антитеизм (тезис "Бог - это
зло") и трансцендентные (предельно общие понятия - вещь, сущее, истина, добро,
нечто, единое) начала в природе и обществе, субъективизм волюнтаристических построений
и утверждение фатальности процесса развития Прудон вульгаризировал гегелевскую
диалектику, превратив ее в учение о механических сочетаниях в каждом явлении
"хороших" и "плохих" сторон.
История человеческого общества по П. Прудону - это борьба идей.
Его социально-политические идеи - утопические реформы. В книге "Что такое
собственность" (1840г.) объявил крупную капиталистическую собственность
кражей, одновременно защищая мелкую собственность, не связанную с
"эксплуатацией чужого труда".
В сочинении "Система экономических противоречий или
Философия нищеты" (1846г.) предложил путь мирного переустройства общества,
подверг резкой и беспощадной критике коммунистические учения. Эксплуатацию он
объяснял наличием в обществе неэквивалентного обмена, которую можно уничтожить
путем экономических реформ в сфере обращения - безденежного обмена товарами и
беспроцентным кредитом. Это превратит всех трудящихся в самостоятельных
производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах
взаимопонимания. Доказывал возможность осуществления социальной революции
мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и большинства пролетариата
и уничтожения государства. Именно государство, считал Прудон, главное орудие
раскола общества, паразитизма и угнетения. Позднее он заменил проект
ликвидации государства федеративным переустройством на мелкие автономные
области, доказывал необходимость перевода крупной собственности и железных
дорог в собственность ассоциаций рабочих, но отстаивал частную собственность
во всей остальной промышленности и сельском хозяйстве. К. Маркс подверг критике
его идеи в книге "Нищета философии" (1847г.).
3. "Историческая школа" Германии.
Методологическими особенностями "историческая школы"
Германии являются историко-экономическая оценка развития форм и типов
хозяйствования и учет влияния на экономический рост неэкономических факторов.
Она представлена идеями и обоснованием социальных реформ на принципах экономического
либерализма в работах Ф. Листа, Б. Гильдебранда, К Книса, В. Рошера, которые
политическую экономию рассматривали не как самостоятельную науку, а в составе
общих законов развития, как науку о национальном хозяйстве, считая, что теория
классической школы абстрактна.
Немецкую
"историческую школу" условно делят на "старую" (40-е годы 19в.) и "молодую"
(80-е годы 19в.).
Идеолог "старой" школы Фридрих Лист (1789-1846гг.),
основная работа - "Национальная система политэкономии". Краткая суть:
экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для
каждой страны характерна своя "национальная экономика", которая заключается в
определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил
нации.
Фактически он подменил политэкономию экономической
политикой, обосновал необходимость проведения политики протекционизма и
подчеркивал определяющую роль государства в развитии экономики и защите национального
рынка.
"Молодая историческая школа" продолжила традиции "старой" в
отрицании роли научной абстракции и в склонности к простому собиранию фактического
материала, в отрицании математических исследований в области экономики, считая,
что реакция человеческой психики слишком сложная задача для дифференциального
исчисления. Возводя в абсолютный принцип национальные особенности ее
представители считали необходимым включить в экономику другие науки: историю,
право, психологию. Критикуя "экономического человека" А. Смита, делали вывод,
что в своем поведении человек руководствуется не рациональными соображениями, а
привычками и традициями. Это касается и рынка труда, и рентных отношений.
Не внеся нового в чистую экономическую теорию,
представители "исторической школы" много сделали в исследовании конкретных
дисциплин, исследовали отдельные стороны экономической жизни на базе широкого
использования истории и статистического материала.
Находясь под теоретическим
влиянием А. Смита, немецкие ученые второй половины 19 века поддерживали
юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии, свободу торговли
и другие принципов экономического либерализма, включая неограниченную свободу
конкуренции. Историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно
в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и
поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на
всем протяжении развития человеческого общества.
Содержание раздела