d9e5a92d

Тема 9. Концепции противников "классической школы"



1. Утопический социализм конца 18 - начала 19 века

Мечты человечества об уничтожении угнетения и эксплуатации зародились много веков назад. Первые идеи утопического социализма появились в позднее средневековье, а рассвета они достигли в эпоху становления капитализма в Западной Европы. Ведущие представители социалистов-утопистов Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Выражал мечты работников наемного труда, они выступали с критикой капитализма, вскрывали его недостатки, противоречия, упирая на бедность и нищету трудящихся, и заявляли, что должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества.

Идеальный общественный строй они называли по-разному: Сен-Симон - индустриализм, Фурье • гармонией, Оуэн - коммунизмом. В основе такого строя - отсутствие эксплуатации, ликвидация противоположности между умственным и физическим трудом, частной собственности на средства производства. Реальных путей перехода к такому обществу они не видели. Своими задачами считали - просвещение, пропаганду идей, воплощение их в жизнь путем создания коммун, "фаланстера", "базаров справедливого обмена". Выдвигая фантастические проекты будущего общества, себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, апеллировали к господствующим классам, пропагандируя идеи социальной справедливости. Они отвергали политическую борьбу и революции. Марксисты именно в последнем и видят их утопизм.

Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760- 1825гг.) - потомственный аристократ. Движущей силой развития общества объявил просвещение людей. Будущее справедливое общество - индустриальная система на базе крупного промышленного производства, которое развивается определенному плану, а управление осуществляется из единого центра индустриалами. План развития составляют ученые, промышленностью непосредственно управляют капиталисты, имеющие богатый опыт организации работ, а рабочие - непосредственно трудятся над выполнением разработанных планов. Этим устраняется анархия производства, устанавливается ее плановость и централизм в управлении экономикой. За капиталистом сохраняется право получать доход как вознаграждение за капитал и организацию работ. Сен-Симон отмечал принцип обязательности труда для всех "на пользу человечеству". Цель будущего общества - создание необходимых и полезных вещей, а общее благополучие будет способствовать умственному развитию всех членов общества. Функции государства - развитие науки, искусства, промышленности, а охрана общественного порядка - дело общественное Ф. Энгельс отметил в его идеях "зародыши почти всех позднейших социалистических идей".

Шарль Фурье (1772-1832гг.) - выходец из купеческой семьи, торговый агент, самоучка.

В основу его социальной утопии положена теория страстей, которые он делит на три группы: материальные страсти - вкус, зрение, осязание, слух и обоняние; "влечение души" - дружба, любовь, честолюбие, "верховные страсти" - энтузиазм, новаторство, соревнование.

Человек наделен богом только положительными наклонностями, плохие (корысть, зависть, жадность, паразитизм, лень) - формируются обществом. Определяющий фактор каждого периода - не уровень производства, а характер проявления страстей и природы человека. Ш. Фурье протестует против несправедливости капитализма и делает вывод о необходимости его изменения. Указывая на экономические кризисы, он увязывал их с анархией производства и называл - бедствие от изобилия. Предсказывал смену свободной конкуренции монополиями, он дал им свою классификацию - колониальная, простая морская, кооперативная или монополия объединений, казенная или государственное управление. Но он был сторонником реформ, а не революций. Справедливое общество должно быть бесклассовым, гармоничным, состоит из ассоциаций производителей (фаланг), которые занимают определенные земельные участки, где производят продукцию и сами ее распределяют. Основа строя - земледелие, промышленность играет подчиненную роль. В фаланге существует частная собственность и капитал, распределение частично - и по капиталу. Но это не принципиально, т.к. все капиталисты станут рабочими, а рабочие - капиталистами. Труд превратится в жизненную потребность и удовольствие, последствия разделения труда, уродующие человека, исчезнут, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней тоже. Производительность свободного труда будет расти, а стимулом этого станет - соревнование. "Гармоничном общество" берет на себя задачи воспитания детей и "освободит женщину". Именно эти идеи изложил в работе "Новый промышленный и общественный мир" экономист, философ, мечтатель Ш. Фурье.

Роберт Оуэн (1771-1858гг.) - представитель утопического социализма в Англии. Его социальная утопия отрицала всякую частную собственность В 20 лет Оуэн директор прядильни в Манчестере, в 1800г. - владелец фабрики в Нью-Ленарке. Пишет ряд работ - социалистических проектов "с целью спасти человечество": "Об образовании человеческого характера" (1814), "Доклад графству Нью-Ленарк" (1820), "Замечания о влиянии промышленной системы" (1815), "Изложение рациональной системы общества" (1830), "Книга о новом нравственном мире" (1840). Резко критиковал капитализм, его противоречивость и хаотичность, отмечая "троицу зол": частная собственность, религия и брак на основе собственности Он считал, что человечество не разрешит своих проблем, пока имущество не станет общественной собственностью. Но - мирным путем, без классовой борьбы В отличие от французских единомышленников его программа отличалась скрупулезностью и практицизмом Характерная особенность - опора на трудовую теорию стоимости Д. Рикардо. Он предложил уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат - "рабочие деньги" Организовал "Базар справедливого обмена", который быстро обанкротился (ходовой товар быстро разобрали с целью перепродажи, а базар затоварился неходовым товаром) Предложил капиталистам продать средства производства профсоюзам. Критиковал теорию народонаселения Т. Мальтуса и искренне верил в приход социализма путем принятия разумных законов и просвещения населения. Ячейка будущего общества - кооперативная община, основа богатства - обязательный труд для всех - от каждого по способностям - каждому по труду Для уничтожения противоположности между городом и деревней - труд в общине необходимо чередовать Он создал кооперации в США "Новая гармония", в Англии "Арбистон" и "Мизеруэлл", которые или распались или стали коллективными капиталистическими предприятиями. Ф. Энгельс подчеркивал, что "теоретический социализм никогда не забудет, что стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна".



2. Концепции реформ на базе моральных идеалов "добра и справедливости"

Наиболее крупными представителями неприятия либеральной экономики, с позиции защиты социально-экономических интересов мелких производителей (ремесленников, крестьян) и рабочих являются С. Сисмонди и П. Прудон.

Жан Шарль Л сонар Симонод де Сисмоноди (1773-1842гг.) в работе "Новые начала политической экономии" предложил свои концепции социальных реформ, утверждающие моральные идеалы "добра" и "справедливости".

Пьера Жозеф Прудон (1809- 1865гг.) - французский социалист, теоретик анархизма, философ, социолог и экономист, идеалист, эклетик, совместивший в своей "синтетической философии" антитеизм (тезис "Бог - это зло") и трансцендентные (предельно общие понятия - вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое) начала в природе и обществе, субъективизм волюнтаристических построений и утверждение фатальности процесса развития Прудон вульгаризировал гегелевскую диалектику, превратив ее в учение о механических сочетаниях в каждом явлении "хороших" и "плохих" сторон.

История человеческого общества по П. Прудону - это борьба идей. Его социально-политические идеи - утопические реформы. В книге "Что такое собственность" (1840г.) объявил крупную капиталистическую собственность кражей, одновременно защищая мелкую собственность, не связанную с "эксплуатацией чужого труда".

В сочинении "Система экономических противоречий или Философия нищеты" (1846г.) предложил путь мирного переустройства общества, подверг резкой и беспощадной критике коммунистические учения. Эксплуатацию он объяснял наличием в обществе неэквивалентного обмена, которую можно уничтожить путем экономических реформ в сфере обращения - безденежного обмена товарами и беспроцентным кредитом. Это превратит всех трудящихся в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах взаимопонимания. Доказывал возможность осуществления социальной революции мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и большинства пролетариата и уничтожения государства. Именно государство, считал Прудон, главное орудие раскола общества, паразитизма и угнетения. Позднее он заменил проект ликвидации государства федеративным переустройством на мелкие автономные области, доказывал необходимость перевода крупной собственности и железных дорог в собственность ассоциаций рабочих, но отстаивал частную собственность во всей остальной промышленности и сельском хозяйстве. К. Маркс подверг критике его идеи в книге "Нищета философии" (1847г.).



3. "Историческая школа" Германии.

Методологическими особенностями "историческая школы" Германии являются историко-экономическая оценка развития форм и типов хозяйствования и учет влияния на экономический рост неэкономических факторов. Она представлена идеями и обоснованием социальных реформ на принципах экономического либерализма в работах Ф. Листа, Б. Гильдебранда, К Книса, В. Рошера, которые политическую экономию рассматривали не как самостоятельную науку, а в составе общих законов развития, как науку о национальном хозяйстве, считая, что теория классической школы абстрактна.

Немецкую "историческую школу" условно делят на "старую" (40-е годы 19в.) и "молодую" (80-е годы 19в.).

Идеолог "старой" школы Фридрих Лист (1789-1846гг.), основная работа - "Национальная система политэкономии". Краткая суть: экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для каждой страны характерна своя "национальная экономика", которая заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации.

Фактически он подменил политэкономию экономической политикой, обосновал необходимость проведения политики протекционизма и подчеркивал определяющую роль государства в развитии экономики и защите национального рынка.

"Молодая историческая школа" продолжила традиции "старой" в отрицании роли научной абстракции и в склонности к простому собиранию фактического материала, в отрицании математических исследований в области экономики, считая, что реакция человеческой психики слишком сложная задача для дифференциального исчисления. Возводя в абсолютный принцип национальные особенности ее представители считали необходимым включить в экономику другие науки: историю, право, психологию. Критикуя "экономического человека" А. Смита, делали вывод, что в своем поведении человек руководствуется не рациональными соображениями, а привычками и традициями. Это касается и рынка труда, и рентных отношений.

Не внеся нового в чистую экономическую теорию, представители "исторической школы" много сделали в исследовании конкретных дисциплин, исследовали отдельные стороны экономической жизни на базе широкого использования истории и статистического материала.

Находясь под теоретическим влиянием А. Смита, немецкие ученые второй половины 19 века поддерживали юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии, свободу торговли и другие принципов экономического либерализма, включая неограниченную свободу конкуренции. Историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества.

Содержание раздела