Тема 7. Экономическое учение Адама Смита
1. А. Смит - центральная фигура классической политической экономии.
Адам Смит (1723-1790гг.) - величайший английский
ученый-экономист второй половины 18 века, центральная фигура классической
политической экономии. По мнению М. Блауга А. Смит - автор "первого в экономической
науке полноценного труда, излагающего общую основу науки".
Главный труд "Исследование о природе и причинах богатства
народов" (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни
четырежды и три раза до конца века. Под влиянием идей А. Смита премьер-министр
Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и в 1786г. подписал с Францией
первый Либеральный торговый договор (договор Эдена), существенно изменивший
таможенные тарифы.
Ученик А. Смита Дугалл Стюарт в 1801г. начал читать первый
самостоятельный курс политической экономии в Эдинбургском университете, ранее
входивший в курс нравственной философии.
Центральной проблемой и предметом изучения экономической
науки А. Смит считал экономическое развитие общества и повышение его
благосостояния.
А. Смит доказывает, что богатство народов не в деньгах, а в
материальных (физических) ресурсах, которые предоставляет "годичный труд каждого
народа". "Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд,
который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни
продукта".
Эту мысль он развивает концепцией роста разделения
общественного труда, которая стала доктриной технического прогресса как
основного средства роста богатства "любой страны во все времена".
2. Особенности в методологии исследований А.
Смита.
Величие А Смита как ученого состоит в его экономических
прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более
чем на 100 лет предопределили направление развития научной экономической мысли
и экономическую политику многих государств.
Центральное место в методологии исследования А. Смита
принадлежит концепции экономического либерализма - невмешательства государства
в предпринимательскую деятельность. В основе концепции - идея естественного
порядка, т.е. рыночных экономических отношений. "Рыночные законы лучшим образом
могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше
общественного, т.е. 1фгда интересы общества в целом рассматриваются как сумма
интересов составляющих его лиц".
В развитие этой идеи Смит ввел крылатые понятия
"экономический человек" и "невидимая рука".
Сущность "экономического человека": "собаки друг с другом
сознательно костью не меняются" - "разделение труда является результатом
определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену" - "он
("экономический человек") скорее достигнет своей цели, если обратится к их
эгоизму (других людей) и сумеет показать им, что в их собственных интересах
сделать для них то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку
какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и
ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения ...
Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить
свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к
их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их
выгодах". "Экономический человек" А. Смита - эгоист, стремящийся к личному
обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.
Сущность "невидимой руки": "каждый отдельный человек...
имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в
этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели,
которая совсем не входила в его намерения... преследуя свои собственные
интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем
тогда, когда сознательно стремится сделать это". Смысл "невидимой руки"
заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых
благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы
рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и
приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой
для всех и каждого.
Таким образом, главным в методологии Смита является
"очевидная и простая система естественной свободы", которая благодаря
"невидимой руке" всегда автоматически уравновешивается.
Государству остаются, как пишет А. Смит, "три весьма важные
обязанности":
• издержки на общественные работы, чтобы
"создавать и содержать определенные общественные сооружения и
1
общественные учреждения", обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей,
чиновников, священников и других, кто служит интересам "государя или
государства";
• издержки на обеспечение военной
безопасности;
• издержки на отправление правосудия, включая
охрану прав собственности.
Лейтмотив методологии исследований А. Смита - "в каждом
цивилизованном обществе" действуют всесильные и неотвратимые экономические
законы. Главное условие действия экономических законов - свободная
конкуренция. Только она лишает участников рынка власти над ценой. Чем больше
продавцов - тем менее вероятность монополистов, которые, по его словам,
поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке, никогда не удовлетворяют
полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной
цены и повышают свои доходы.
А. Смит осуждает законы об ученичестве, цеховые
постановления, законы о бедных, полагая, что именно эти законы ограничивают
рынок труда, масштабы конкуренции, мобильность рабочей силы Он убежден, что как
только представители одного ремесла и вида торговли собираются вместе, то
следствием этих встреч, как правило, является заговор против публики -
соглашением о повышении цен.
"Первейший источник богатства" нации, по мнению А. Смита -
сельскохозяйственное производство, а затем промышленное. Что касается торговли,
то он расставил приоритеты в ее структуре: внутренняя, внешняя, транзитная.
А. Смит сформулировал главную задачу науки: "...главная
задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и
могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое
поощрение внешней торговле предметами потребления предпочтительно перед
внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и
другой".
3. Теоретическое
наследие А. Смита.
1) В "Богатстве народов" А Смит исследует
проблему разделения труда и на примере булавочной фабрики доказал, что
разделение общественного труда повышает производительность общественного труда
"по меньшей мере трояко" (рост квалификации работников, выполняющих одну
несложную операцию, экономия времени при переходе от одной операции к другой,
изобретение приспособлений, механизмов, машин).
2) В теории стоимости (ценности) товаров и
услуг А Смита отметил в каждом товаре потребительную и меновую стоимость. Под
потребительной он понимал не предельную полезность, а полную - возможность товара
удовлетворить потребность человека, причем не конкретно, а в общих чертах.
Раскрывая сущность меновой стоимости в "Богатстве народов" он сначала пишет,
что "более естественным является оценивать их меновую стоимость (товаров)
количеством какого-либо товара, а не количеством труда, которое можно на них
купить", а на следующей странице подчеркивает "товар, который сам подвергается
колебаниям в своей стоимости (золото и серебро), никоим образом не может быть
точным мерилом стоимости других товаров". И делает вывод, что стоимость
одинакового количества труда рабочего "во все времена и во всех местах"
одинакова и поэтому "именно труд составляет их действительную цену (товаров), а
деньги составляют лишь их номинальную цену". В конце книги, несмотря на
последующие уточнения и уточнения уточнений он делает заключение: "труд
является единственным всеобщим , равно как и единственным точным, мерилом
стоимости или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между
собой стоимости различных товаров во все времена во всех местах". Двойственная
позиция А. Смита привела к тому, что одни его последователи берут за основу
"трудовую природу происхождения стоимости товара", а другие - издержки
производства.
3) В концепции о производительном труде А. Смит
под производительным трудом понимает труд, который "увеличивает стоимость
материалов, которые он перерабатывает" и "закрепляется и реализуется в
каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который
существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд"
(например, продукты питания). А непроизводительный труд - это услуги, которые
"исчезают в самый момент их оказания" и "ничего не добавляет к стоимости...
имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения... не закрепляется и не
реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригожем для продажи".
Современная экономическая наука отвергает основные постулаты этой концепции.
4)
Теория денег А. Смита не выделяется какими-либо новыми положениями, но
привлекает масштабностью и глубиной анализа, логически аргументированными
обобщениями. Вот их динамика и развитие: деньги появились "как прекратилась меновая
торговля"; "труд, а не какой-либо особый товар или группа товаров является
действительным мерилом серебра (денег)"; он осуждает меркантилистов, согласно
которым основа богатства нации в изобилии золота и серебра - "деньги - это
великое колесо обращения"; падение курса бумажных денег ниже стоимости золотой
и серебряной монеты отнюдь не вызывает падения стоимости этих металлов" А. Смит
рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для
обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения.
5) Теория доходов А. Смита - годичный продукт
распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и
землевладельцами. Доход рабочих - их зарплата - находится в прямой зависимости
от уровня национального богатства страны. В отличие от физиократов (У. Петти и
др.) и Д.Рикардо он отрицал так называемую закономерность снижения оплаты
труда до уровня прожиточного минимума. Напротив, он утверждал, что "при
наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными,
прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате" и предупреждал, что
"хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но
постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочим
выше ее существующего размера". Прибыль как доход на капитал определяется
"стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в
зависимости от размеров этого капитала". Сумма прибыли "предпринимателя,
рискующим своим капиталом, - это часть созданной рабочими стоимости, направляемая
на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в
виде материалов и заработной платы". О ренте он пишет следующее: продукты
питания это "единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и
необходимо дает некоторую ренту землевладельцу". И метко замечает -
"стремление к пище ограничивается у каждого человека небольшой вместимостью
человеческого желудка".
6) Теория капитала Л. Смит" более прогрессивна
в сравнении с физиократами. Капитал - это одна из двух частей запасов, а
"другая часть - это та, которая идет на непосредственное... потребление". В
отличие от физиократов у А. Смита производительный капитал - это капитал,
занятый во всей сфере материального производства, а не только в сельском
хозяйстве. Именно он ввел деление капитала на основной и оборотный. А вот еще
один взгляд Смита в будущее - основной капитал состоит в числе прочего "из
приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества". Здесь
понимаются и образование, и уровень квалификации, профессионализм,
предпринимательские способности всех жителей, членов общества. А. Смит назвал
все это в совокупности - "человеческий капитал".
7) Теорию воспроизводства А. Смита,
блистательно введенную в науку Ф. Кенэ, К. Маркс назвал "баснословная догма
Смита". Причина: Смит утверждал" что стоимость совокупного общественного
продукта равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. свел ее к
доходам. Из стоимости совокупного общественного продукта он исключал основные
фонды - постоянный капитал, полагая, что его можно в конечном счете разложить
на те же составляющие - зарплату, прибыль и ренту. В итоге получается, что
ежегодный произведенный продукт полностью и потребляется, а следовательно нет
не только расширенного, но и простого воспроизводства. Ошибка его - в
отождествлении стоимости годового продукта с вновь созданной за год стоимостью
(без учета стоимости потребленных средств производства).
Содержание раздела