Глава 18. Теории предпринимательской функции и прибыли
? Предпринимательская прибыль — факторный или остаточный доход? ? Предпринимательство как несение бремени риска или неопределенности: Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт ? Предпринимательство как координация факторов производства: Ж. -Б. Сэй ? Предпринимательство как новаторство: Й. Шумпетер ? Предпринимательство как арбитражные сделки: И. Кирцнер
Л. Предпринимательская прибыль -факторный или остаточный доход?
В главе 17 было показано, что в соответствии с теорией предельной производительности состояние долгосрочного конкурентного равновесия характеризуется тем, что весь продукт без остатка распределяется между владельцами трех факторов производства и величина чистой предпринимательской прибыли равна нулю. Существование чистой прибыли у некоторых экономических субъектов противоречит самой сути равновесного подхода. Однако такое теоретическое «исчезновение» прибыли, очевидно, противоречит реальностям рыночной экономики, в которой предпринимательство и прибыль как его главный мотив играют важнейшую роль. Поэтому экономисты стремились дать феномену прибыли специальное объяснение. Можно выделить два основных подхода к этой проблеме: прибыль трактуется либо как предельный продукт специфического фактора производства, либо как остаточный доход.
Представители первого подхода причисляли осуществляемую предпринимателем «организацию производства» (Маршалл) или «предпринимательские способности» к факторам производства и считали «нормальную прибыль» предельным продуктом этого фактора. < ?шако такая трактовка с самого начала вызвала критику других теоретиков. Так, К. Викселль считал, что предлагаемый четвертый производственный фактор не поддается точному количественному определению. Ф.Э. Эджуорт указывал, что он не соответствует критериям бесконечной делимости и однородности, необходимым для применения концепции предельной производительности. Можно доба вить, что рынок предпринимательских способностей вряд ли можно назвать конкурентным именно в силу их ярко выраженной неодно родности.
В этой главе мы подробнее рассмотрим вторую группу теорий, рас сматривающую «чистую» прибыль как остаточный доход, который о-' разует одновременно избыток над альтернативными издержками и о. таток после выплаты всех реальных производственных издержек. Эт доход предприниматель получает за исполнение своей специфическое предпринимательской функции, которая, естественно, должна отлп чаться от функций собственника ресурсов или менеджера, которые получают доход в виде процента (или ренты) и заработной платы •; управление. В истории экономической мысли теории предприним тельства и прибыли занимали несколько периферийное место. Отчь ти это было связано с тем фактом, что они не получили распрострак ния в Англии — стране, которая долгое время являлась лидером в эк номической науке. Возможно, дело было в том, что именно на конт ненте возникли формы капиталистических предприятий, в котор предприниматель («entrepreneur» или «Unternehmer») не совпадае-собственником предприятия. (Во Франции, например, термине «entrepreneur» обозначались откупщики, приобретавшие у государе ва право на сбор от его имени налогов и податей.) Кроме того, англиі ские экономисты, видимо, исходили из того, что механизм конкуренции гладко функционирует сам по себе и не нуждается в личных ус и лиях предпринимателей, чтобы привести спрос и предложение в ран новесие, в то время как теории предпринимательства неизменно дела ют акцент на личном, субъективном аспекте этого занятия: предпринимательство — не массовое, а «штучное», всякий раз индивидуальное явление. Так или иначе, среди первых теоретиков предприниматель ства преобладают немцы и французы.
Помимо этого, следует отметить, что первые теоретики предпринимательства, как правило, занимались этим делом сами.
2. Предпринимательство как несение бремени риска или неопределенности:
Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт
Наиболее часто специфической функцией предпринимателя счи талось несение риска или неопределенности. Первым представите лем этой точки зрения был выдающийся экономист Ричард Канти льон.
Ричард Кантильон (умер в 1734 г., год рождения не известен) — р 11 идеи по происхождению, большую часть жизни провел поФран-і а точнее, странствуя между Парижем и Лондоном и занимаясь ' нюкими и валютными операциями. Историки отмечают, что ильон был одним из немногих, кому удалось с прибылью вый-ііі аферы Джона Ло и вовремя продать акции «Миссисипской Омиании». Единственная книга Кантильона «Эссе (очерк) о природе торговли вообще» была издана уже после его смерти в 1755 г. Ис-ик’донатели считают ее «наиболее систематичным, ясным и в то же время наиболее оригинальным из всех изложений экономических чікоиов до “Богатства народов”»
. Кантильон, видимо, был самым пачительным из предшественников классической школы и внес олыиой вклад в развитие количественной теории денег. Но здесь час интересует небольшой фрагмент его труда, посвященный предпринимательству.
Б занимающей всего лишь пять страниц главе ХШ своей книги
цантильон впервые ввел термин «предприниматель» в экономичес-¦ ?іо теорию, обозначив так человека, покупающего по известной іепс, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск.
категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремес-іимпиков, но и фермеров (цена на их продукт заранее не известна, чік как зависит от урожая), а также разбойников, нищих и прочих ии с неопределенным заработком. Иллюстрируя свою мысль, Кан-лі.он описывает следующую цепочку: фермер выращивает урожай, родает его оптовому покупателю, тот везет его в город и продает роз-Ичпым торговцам или ремесленникам, которые, в свою очередь, родают свои товары дальше по цепочке. Каждый член цепочки яв-мстся предпринимателем, так как, покупая товар по известной цене, >і нс может заранее знать своей будущей выручки. Напротив, пред-ршіимателями не являются генерал, придворный или слуга, лолу-нющие фиксированное жалованье. Кантильон подчеркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Гак что предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) Кантильон придавал первостепенное значение в экономике.
Следующий этап развития идеи о том, что сутью предпринима-л некой функции является несение бремени риска, связан с именем
И. Тюнена, которого также можно назвать сельскохозяйственным предпринимателем. Во втором томе своего «Изолированного государства»(1850) Тюнен определяет прибыль предпринимателя как остаточный доход, получающийся, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Таким образом, доход предпринимателя, по Тю-нену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться. Такого риска в деятельности предпринимателя также хватает, поскольку он является «изобретателем и исследователем в своей области».
Маржиналистская революция со своим равновесным статическим подходом не способствовала дальнейшему развитию теории предпринимателя (см. гл. 10). В состоянии долгосрочного равновесия пр совершенной конкуренции и, что самое главное, при совершенно информации весь продукт без остатка распределяется между собст венниками факторов производства — никакого нестрахуемого рис* здесь быть не может, и, соответственно, никакого остатка на дол~ предпринимателя не остается: прибыль равна нулю.
Попытку примирить основанную на неисчислимом риске теори предпринимательства с маржиналистским подходом предпринял американский экономист Фрэнк Найт.
ФрэнкХайнеман Найт (1885—1972) считается основателем Чикагской школы экономической теории, хотя его взгляды не соответствуют ее основным отличительным признакам: вере в неограниченные возможности свободного предпринимательства и неокласичес кой теории цены. Большую часть своей жизни Найт проработал it Чикагском университете, где он преподавал теорию ценности и распределения, а также вел курс истории экономической мысли. Вклад Найта в экономическую теорию заключается, кроме теории прибыли, в четком и глубоком анализе предпосылок совершенной конкуренции (часть II книги «Риск, неопределенность и прибыль», 1921), развитии теории капитала. Но большинство его работ среднего и позд-негопериода: «Этика конкуренции» (1935), «Свобода и реформы» (1947), «Об истории и методе экономической науки» (1956) и другие были посвящены методологическим и философским проблемам экономической науки и нелицеприятному анализу системы свободного предпринимательства.
В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» Найтразви вает восходящее к Тюнену различие между исчисляемым и неисчи ляемым риском. Первый он называет собственно риском, а втор
неопределенностью (uncertainty). Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. Двумя типичными ситуациями исчислимого риска являются: 1) ситуации, в которых известна «априорная вероятность», например, азартные игры, в которых вероятность выпадания одной из граней игральной кости заведомо равна ‘/
f), и 2) ситуации, в которых известна «статистическая вероятность», например, вероятность человека дожить до определенного возраста, которая рассчитывается компаниями по страхованию жизни. От такого риска вполне можно застраховаться, и страховые взносы включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства
3. Другое дело — ситуация «подлинной неопределенности», в которой ни вероятнос-і и, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределенность, присущая всякому капиталистическому предприятию
4, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы». Согласно Найту, неопределенность для капиталистичес-і ого предприятия существует в двух областях: в области производима (количество и качество изделий, которое удастся получить изданию объема ресурсов) и в области потребностей будущего покупате-. Как и Кантильон, Найт настаивает на том, что предприниматель знает заранее цену, по которой будет продан его продукт, но в то ¦ время обязан заранее расплатиться с собственниками факторов юизводства по законам предельной производительности, заплатить і «контрактные доходы». Равновесная величина этих доходов зада-і я предпринимателю конкуренцией на соответствующих факторах рынках. Но существует неопределенность, и предприниматель чидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупить контрактных доходов (собственники ресурсов, очевидно, с ним согласны, ибо в противном случае они потребовали бы заработ-ю плату и процент выше рыночного уровня). Если реальная вы-ка окажется больше выплат, предприниматель получит прибыль, и меньше — потерпит убыток. При этом предприниматель (мене-ер) получает и «контрактный доход», определяемый предельной
} См.: НайтФ. Понятия риска и неопределенности //Thesis. Вып. 5. 1994. И.
‘ В качестве редкого исключения Найт не случайно приводит пример из 'псти финансовых рынков — приобретение опциона на покупку облига-Й, где сделки являются достаточно чистыми, а товар — относительно од-одным (см. Найт Ф. Указ. соч. С. 15).
' См. Knight F.H. Risk, Uncertainty, and Profit. Chicago, 1985. P. 238.
производнтельностьюсвоих предпринимательскихспособностей, но прибылью является только остаточная часть его совокупного дохода. Интересно, что, по Найту, предприниматель, настроенный оптимистически, имеет больше шансов на убыток, а пессимист — на прибыль
. Казалось бы, довольно парадоксальный вывод, но надо учитывать, что речь здесь идет только об остаточном компоненте его дохода. Контрактный же компонент дохода оптимистического предпринимателя (менеджера) будет больше, чем у пессимиста, поскольку его самоуверенность найдет отражение в контракте.
Таким образом, Найту удалось найти объяснение остаточного дохода (прибыли), не противоречащее статической маржиналистской теории: на уровне ожиданий (ex ante, применяя термин, введенный и экономическую теорию позднее шведской школой) теория предельной производительности продолжает действовать. Остаточная прибыль возникает лишь на стадии реализации этих ожиданий (ex post).
Соответственно, предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляющий от него своих «поставщиков». Он несет полную ответственность зато, что собственники ресурсов получат их рыночную цену. Естественно, для того, чтобы специализироваться на этой функции, предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. В ходе дальнейшего развития экономической теории найтовское разделение между риском и истинной неопределенностью оказалось малопродуктивным (см., в частности, гл. 5). Однако это не повлияло на применимость созданной Найтом теории прибыли, которая по-прежнему остается на вооружении экономической науки.
3. Предпринимательство как координация факторов производства: Ж.-Б. Сэй
Важный вклад в развитие теорий предпринимательства внес выдающийся французский экономист Ж.-Б. Сэй, который в определенный период своей жизни также занимался предпринимательством, владея ткацкой фабрикой в Кале. В своих трудах: «Трактате политической экономии» (1803) и «Полном курсе практической политической экономии» (1828) — Сэй, практически единственным из экономистов, тяготевших к классической школе, изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую важную роль предпринимате ліо. Главную функцию предпринимателя (entrepreneur) Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Сэй явно не подчеркивает его значение.
Величина факторных доходов, согласно Сэю, определяется законами спроса и предложения. В частности, существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт. Более подробно Сэй описывает факторы, ограничивающие предложение на этом рынке. Эти факторы включают личные («моральные») качества предпринимателей, их опыт и «связи». I Іоскольку число отвечающих данным требованиям людей всегда ограниченно, то заработная плата, которую предприниматель получает за свою деятельность, выше, чем доход других факторов. Но кроме заработной платы в доход предпринимателя входят процент на принадлежащий ему капитал (если таковой участвует в деле) и премия за риск. Таким образом, в трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Однако доход предпринимателя, и том числе и зарплату, Сэй считает остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после Этого, и составляет его доход. В целом, предприниматель у Сэя ближе К менеджеру (причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности) и четко отличается от капиталиста.
4. Предпринимательство как новаторство:
И. Шумпетер
Иной способ определения предпринимательской функции пред-ожил знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) относится к самым ориги-,ным мыслителям первой половины XX в. После окончания юри-•ского факультета Венского университета (среди его учителей і корифеи австрийской школы Бём-Баверк и Визер) Шумпетер юдавал в Черновцах, Граце, Бонне и Гарвардском университете, ювал заниматься практической деятельностью (был советником иссии по социализации и министром финансов австрийского со-іистического правительства, без особого успеха возглавлял частили банк).
Из книг Шумпетера всемирную известность получили три: «Тео рия экономического развития» (1912), глубокий экономико-социологи ческий трактат «Капитализм, социализм и демократия» (1942) и огро ная, хотя и недописанная до конца, «История экономического анали• (издана после смерти автора в 1954 г), которая до сих пор остается не превзойденнойпоохватуиглубинепроникновениявматериал. В 1949 Шумпетер первым из иностранных экономистов был избран лрезй дентом Американской экономической ассоциации. В 30-е годы Шу» петер вместе с несколькими единомышленниками основал междуна родное Эконометрическое общество и журнал «Эконометрика», кок рые должны были осуществить его давнюю мечту — соединение эк<> номической теории, математики и статистики.
«Теория экономического развития»
Эта книга принесла 29-летнему автору мировую славу — в 30—40 с годы она была переведена на итальянский, английский, французски и, японский и испанский языки.
Шумпетер был убежденным сторонником и энергичным проію ведником маржинализма, причем не в австрийском, а в математизированном его варианте. Теория общего равновесия Вальраса была л иі него высшим достижением мировой экономической мысли. Однако статическая теория общего равновесия, по мнению Шумпетера, дол ж на быть дополнена динамической теорией экономического развития, которая призвана описать движение экономики между равновесными состояниями.
Предпринимательская функция. В главе 1 Шумпетер описывает г потетическое стационарное состояние «кругооборота», которое хара теризуется неизменным набором, количеством, атакже способами уп требления всех производимых благ. В этих условиях полной информ ции о настоящем и будущем продукт без остатка распределяется ме; ду владельцами производительных благ, так что не возникает не тол ко остаточный доход, но и процент (здесь Шумпетер расходится с Бё~ Баверком — см. гл. 11). Основные идеи теории экономического разе тия Шумпетера изложены в главе 2. Для того чтобы экономика соі со своей привычной траектории и «резко изменила свои собственн показатели»
, должны быть осуществлены-так называемые «новые ко бинации», основными видами которыхявляются: I) производство н вых благ; 2) применение новых способов производства и коммерчс кого использования благ существующих; 3) освоение новых рынке ыта; 4) освоение новых источников сырья и 5) изменение отрасле-ll структуры (создание или подрыв монополии)
8. Всем этим эконо-ческим новаторством занимаются люди, которых Шумпетер назвал сдпринимателями
9. Но как извлечь производительные блага из ста-к комбинаций и привлечь в новые, потенциально более производи-ьные? Шумпетер указывает два способа: командная власть и — для точной экономики — кредит (создаваемые банками деньги)
10. Взяв едит, предприниматель может предложить собственнику произво-тельных благ цену, превышающую ту, которую ему платили до сих р. Экономическая функция предпринимателя является дискретной Ни выполняется только до тех пор, пока новая комбинация не пре-атилась в рутину) и не закреплена навечно за определенным носите-М. Как пишет Шумпетер, «предприниматель, остающийся таковым протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммер-п, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимаем»
11. Поэтому предпринимательство не составляет профессию или ойчивый общественный класс. Новаторскую функцию предприни-теля Шумпетер четко отделяет от функции капиталиста: предпри-матель в чистом виде не обязательно обладает правом собственнос-па какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо ка (он выпадает на долю капиталиста, ссужающего предпринима-деньгами). В то же время своим новаторским характером она от-ется и от рутинных функций менеджера. Но предприниматель — 1 не изобретатель, а в лучшем случае человек, экономически реа-ющий изобретения. Поскольку предпринимательская функция уст отхода от привычного «движения против течения», иначе го-, творчества, она тесно связана с особенностями личности типич-иредпринимателя. Личные свойства предпринимателя отмечали гие теоретики, но только Шумпетер попытался ихсистематизиро-Это — специфическая мотивация, требующая не удовлетворения ебностей, а активной деятельности ради создания «империи», по-I над соперниками и радости творчества. Это своеобразный ин-ект: избирательный, но не глубокий, сильная воля и развитая ин-ия.
Там же. С. 159.
4 «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, же то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предприни-іими же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых яв-н как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как ктивный элемент» (там же. С. 169—170).
Там же. С. 169.
Там же. С. 174.
Предпринимательский доход. Сушности предприниматель^ дохода посвящена глава 4 книги. В состоянии «кругооборота» воз граждение каждого фактора соответствует'его предельной прои: дительности. Предприниматель, изымающий ресурсы из старых к| бинаций, должен предложить за них больше, чем было принято рг ше, так что издержки его еще более возрастут. За счет чего они Gj покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход — прибы| Источником этого дохода Шумпетер считает временное моноіи ное положение, которое приобретает добившийся успеха прсдп| ниматель. Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций, вый связан с усовершенствованием производства старого блага и жением издержек (внедрение новой технологии, использование вого источника сырья, укрупнение фирмы)
12. Второй связан сотк| тием новых рынков: производство совершенно нового блага или хождение новых рынков сбыта для блага уже существующего
13. В' их случаях процесс можно разделить на три стадии. На первой дии предприниматель, увидевший возможность новой комбиппі получает кредит, налаживает выпуск и выходит на рынок. Для мо| комбинаций первого типа (например, речь идет о внедрении ткаі го станка в текстильной отрасли, где господствует ручной труд) связано с затратами на то, чтобы «перекупить» факторы npOH3BOj ва (хлопок и труд) у прежних производителей. Перед предприни| телями, осуществляющими новые комбинации второго типа, з< стоит более сложная: им надо, крометого, найти рынок сбыта, на| тором данное благо пока не укоренилось. Для этого «вначале его навязать потребителям хотя бы даром»
14, чтобы разбудить потре| тельский спрос. Очевидно, что на этой первой стадии предпринш тель не только получит никакого остаточного дохода, но и наоборот] осуществит чистые дополнительные затраты. Окупаться эти затра‘| начнут лишь на второй стадии, когда предприниматель укрепится рынке и окажется монополистом (в первом случае на применяем! более дешевый способ изготовления блага, во втором — на его пр< водство как таковое). На этой стадии ему удастся получить моногк ный доход: в первом случае за счет более низких, чем у других пр< водителей, издержек
1', во втором — за счет того, что цены на ж
го «некоторое время непосредственно формируются на основе Требительских оценок», а «издержки, которые и здесь состоят из обходимых услуг труда и земли, учтенных по прежним ценам, не еют в данном случае определяющего значения»
16.
Наконец, на третьей стадии привлеченные высокими доходами в "псль приходят конкуренты и временной монополии приходит ко-ц. В результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержка-, по уже на другом уровне. Чистый доход предпринимателя исче-т, и весь получаемый доход вновь распределяется между собствен-ками факторов производства.
'з новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит і ько прибыль, но и процент и даже экономический цикл, целом, как пишет М. Блауг, влияние концепции Шумпетера на ю предпринимательства было подавляющим, однако магист-ое направление экономической теории продолжало ее игнори-і.. поскольку она не укладывалась в рамки статического равного анализа
17. Впрочем это можно сказать обо всех теориях пред-імательства и предпринимательской прибыли как остаточного
і,
5. Предпринимательство как арбитражные сделки: И. Кирцнер
Понятие «предприниматель» играет определяющую роль в тео-н\ иеоавстрийской школы. Для Мизеса, Хайека и их последовате-і нок, конкуренция — это в первую очередь «предприниматель-1 роцесс».
>чкой отталкивания» для Мизеса была неоклассическая кон-і I максимизации целевой функции при данных средствах. По ю Мизеса, средства, находящиеся в распоряжении предпри-ля, тоже меняются. В реальной экономике, пишет Л. Мизес, ¦инимателем, т.е. человеком, действующим в условиях неопре-ости, является каждый. Для специфической категории людей, инициативных, предприимчивых и зорких, чем средний уро-и лпы», Мизес предложил бы использовать другой термин: «де-'.romoter»), близкий по смыслу к шумпетеровскому предпри-і • лю, но без присущего Шумпетеру акцента на технических но-едениях. Выбрать из доступных технологических методов про-дства товара, который нужен публике, самый дешевый — это уже
Там же. С. 285.
Ьлауг М. Указ. соч. С. 430.
зоэ
акт предпринимательства в понимании Мизеса. Будучи как ис ный австриец последовательным субъективистом в экономиче анализе, Мизес подчеркивал, что прибыль или убыток предпри мателя — это продукт не его капитала, а его идеи, воплощенной в питале: неверная идея приведет к убытку, несмотря на затраты ка тала
.
Более развитую «австрийскую» теорию предпринимательск функции создал специализировавшийся в данной области учен Мизеса И. Кирцнер. В отличие от Шумпетера он рассматривает пр принимательство как деятельность, ведущую не от равновесия,
1 равновесию. (Под ним понимается состояние, в котором чело принимающий решения, исходит из того, что он знает решения других людей’
9.) Естественно, что реальная рыночная экономика стоянно находится в неравновесии. Это, в частности, проявляет* том, что на рынках не устанавливается единая цена на данное бла Информация в ней не бывает полной и равномерно распределены а поэтому человек, обладающий повышенной «чуткостью» (alertn к возможностям извлечения прибыли, может заработать на арбитр ных сделках, т.е. на спекуляции в нашем понимании этого слова. Э человек, которого Кирцнер и считает предпринимателем, может пить товар по дешевой цене, а продать его в другом месте или в гое время по более дорогой. Предпринимателем является и прои дитель, играющий на разнице цен ресурсов и продуктов. Предп нимательское поведение демонстрирует, по Кирцнеру, и потреби в условиях несовершенной информации.
В результате последующей конкуренции ситуация станови более равновесной, т.е. цены выравниваются и возможность псп, сказуемых и прибыльных арбитражных сделок исчезает. Свою фу цию чистый кирцнеровский предприниматель выполняет, не и~ собственного капитала и вообще ресурсов (в отличие от мизесов го предпринимателя). Достаточно просто раньше других зам' валяющуюся на улице десятидолларовую бумажку и быстро по ее — такой аналогией Кирцнер обычно поясняет сущность пре нимательства в своей трактовке.
Теории специфической предпринимательской функции и п принимательской прибыли как остаточного дохода нельзя наз* интегрированными в основное неоклассическое течение экономя
ой науки. Характерный для этих теорий неравновесный подход, дчсркивание неустранимой неопределенности и субъективных омснтов, связанных с личностью типичного предпринимателя, про-іюречат неоклассической парадигме исследований. Однако на бо-с конкретном уровне анализа, соприкасающемся с прикладной эко-микой и управленческими дисциплинами, экономическая теория сдиринимателя продолжает существовать и изучаться.
Рекомендуемая литература
умпетерЙ.А.Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983. ийтФ. Понятия риска и неопределенности //THESIS. 1994. Вып. 5. С. 12-28.
?г М. Экономическая теория в ретроспективе. М.: Дело, 1994. С. 424-430.
?іиопомов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993. С. 136-147.
1949. P.252-254.
14 Cm.: Kirzner I. Competition and Entrepreneurship. Chicago, 1973; Гыі
Содержание раздела