Ограничения безгосударственных обществ
Небольшой обзор, представленный выше, не охватывает все
разнообразные типы политических сообществ, существовавшие до появления
государства. Чтобы обзор был полным, необходимо было бы упомянуть другие, в
основном промежуточные типы — так называемые общества «больших людей»
(big-men societies) или ранговые общества
108,
существовавшие в разные периоды ко -
108 См.: M.D. Sahlins,
Tribesmen (Englewood Cliffs, NJ: Prentice
Hall, 1968), ch. 4, 5; M.H. Fried,
The Evolution of Political Society: An
Essay in Political Anthropology (New York: Random House, 1967), ch. 4.
ролевства разных размеров и форм, стоящие где-то посередине
между вождествами и бюрократическими империями. Империи, завоевывая племена без
вождей, часто превращали эти племена в вождества, требуя, чтобы был указан
единственный лидер, который нес бы ответственность за такие вопросы, как
внутреннее администрирование и сбор налогов. С другой стороны, чтобы
предотвратить восстания, они часто «обезглавливали» подчиненные вождества и
возвращали их на стадию родового общества. Города-государства также с большой
вероятностью сталкивались с эрозией своих конституций при покорении соседей или
при завоевании извне, пока они раньше или позже не переставали существовать как
независимые самоуправляемые сообщества. Ни одно из этих сообществ не
представляло новых принципов управления, но просто было той или иной
комбинацией уже описанных типов. Остается только указать на некоторые
политические, социальные и экономические результаты, вытекавшие из структуры
догосу-дарственных обществ.
В отсутствие государства как отдельного юридического лица
большинство исторически существовавших обществ было не в состоянии провести
четкое разграничение между властью и собственностью в их различных формах.
Имевшее место в результате этого смешение сфер публичного и частного приводило
к всевозможным парадоксам, как, например, утверждение Аристотеля, что варвары,
которые не жили в самоуправляемых
poleis, но
подчинялись воле правящих ими вождей или королей, были «по природе» рабами
109.
В Риме в первые века новой эры мы сталкиваемся с таким любопытным фактом:
почтовая система
(cursus puhlicus) отнюдь не была публичной, ею мог пользоваться
только император или те, кто действовал от его имени. Средневековая Европа
ударилась в другую крайность. С крушением Рима публичная сфера (т.е. все, что
принадлежало императору) практически исчезла. В средневековой латыни термин
dominium (от do-
mus — дом или резиденция) означал
либо частную собственность государя, либо страну, которой он правил
110;
и действительно, юристы часто спорили о правильном использовании этого слова. В
то же время слово «частный» (privy) означало то место,
куда даже короли ходят в одиночку.
109 См. это обсуждение в: Aristotle,
Politics (London:
Heinemann, Loeb Classical Library, 1977), I, ii, 19—21. Этот взгляд
находит отражение в 1 Цар, 17,8, где филистимлянин Голиаф называет израильтян
«рабами» Саула.
110 См.: J.F. Niermeyer,
Medicea Latinitatis Lexicon Minus (Leiden:
Brill, 1976),vol. I, p. 353;J.H. Burns, "Fortescue and the Political Theory
of Dominium,"
Historical Journal, 28, 4, 1985, p. 777-797.
Справедливости ради надо
отметить, что проблемы не проявлялись в той же форме в греческих
городах-государствах и в Римской республике. Последняя ближе подошла к тому,
чтобы быть «государством», нежели остальные пре-современные политические
образования. И Рим, и современное государство в состоянии отделить функции
правительства от частной собственно -сти индивидов, которые временно занимали
должности и действовали в качестве магистратов. Чтобы быть избранным, обычно
(хотя и не обязательно) требовались большие расходы; однако правители не
обязательно были самыми богатыми гражданами из всех. Многие города так же
содержали специальные коллегии, такие как афинские
logistai и римские
censores, чьей функцией
было следить за тем, чтобы растраты не приводили к нарушению границ между
частным и публичным
111. Два величайших греческих и римских
государственных деятеля, Перикл и Сципион Африканский, имели некоторые проблемы
в этом отношении. Первый из них, дабы избежать подозрений в тайном сговоре со
своими спартанскими родственниками во время Пелопоннесской войны, счел
необходимым передать свою собственность полису. Политическая карьера Сципиона
Африканского так никогда и не восстановилась после обвинения в том, что во
время Сирийской войны 191 — 189 гг. до н.э. он со своим братом использовали в
личных целях деньги царя Антиоха
112.
Как показывает факт
упорядоченной передачи власти при смене магистратов, система позволяла
правителю покинуть свой пост, не теряя при этом все, и, что на самом деле есть
одно и то же, позволяла подданным менять своих правителей, не прибегая к
переворотам, бунтам, восстаниям и любого рода насилию. Самые большие
города-государства (Рим, Афины и в первые века своей письменной истории — Спарта)
были способны поддерживать гражданский мир. Избегая регулярных потерь
человеческих жизней и собственности, к которым часто в других местах приводили
политические изменения, они встали на путь успеха.
За исключением примера с
полисом, правительства в безгосударственных сообществах часто не имели
практически никакой власти, как в племенах без правителей и при феодализме в
его наиболее рыхлой, децентрализованной форме. Или же
111 См.: R.A. Knox, '"So Mischievous a Beaste?': The Athenian Demos
and Its Treatment of Its Politicians,"
Greece and Rome, 32, 1985, p.
132— 161.
112 G. Herman,
Ritualized
Frienship and the Greek City (Cambridge: Cambridge University Press, 1987),
p. 71; H.H. Scullard,
Scipio Af-ricanus, Soldier and Politician (London:
Thames and Hudson, 1970), p. 217ff.
они были, наоборот,
деспотическими, как в случаях с наиболее жестко управляемыми вождествами и
империями. В этих обществах законодательная, судебная и исполнительная власть
была сосредоточена в руках одного правителя; в результате единственным
«законным» ограничением власти, не считая технических трудностей и постоянной
возможности восстания, была религия, главой которой он был в качестве потомка
бога или представителя бога на земле. Писавший в 80-х годах XVII в. Джон Локк,
пожалуй, первым отметил
113, что оба вида политических сообществ
имели гораздо больше общего, чем казалось на первый взгляд. При всей своей
противоположности ни одно не могло, да и не пыталось гарантировать безопасность
жизни или собственности индивидов.
При феодализме любой человек,
владеющий чем-либо, был вынужден
ipso facto вдобавок
быть воином, тем самым нарушая принцип разделения труда и накладывая
ограничения на экономическую эффективность. При имперском режиме, какими бы
масштабными ни были экономические достижения, почти всегда они принимали форму
не предприятий, ориентированных на рынок, а деятельности, связанной с
правительством, — как это имело место в случае с откупами (занятие, которое в
Риме и Китае часто позволяло сколотить крупное состояние), контрактами на
строительство «общественных» сооружений вроде укреплений или акведуков от имени
императора, арендой императорских имуществ, таких как леса или рудники,
снабжением армии. В конечном счете успех такого рода был возможен только до тех
пор и в той степени, в какой предприниматель был в фаворе у правителя. В ином
случае люди вынуждены были обращаться к неэкономическим средствам, чтобы
накапливать и защищать свою собственность. Это можно было делать, вкладывая
средства в строительство крепостей, оружие и военный эскорт, чем и европейские
и японские лорды занимались в очень больших масштабах; можно было поступить на
императорскую службу, как это происходило на протяжении тысячи лет китайской
истории со времен династии Хань; или же можно было искать убежище в религии и
вверить свое имущество защите храма. Теоретически, хотя не всегда на практике,
первая и вторая их этих альтернатив взаимно исключали друг друга. Третья же
часто могла сочетаться — и сочеталась — с любой из предыдущих.
113 Локк Дж. Два трактата о правлении//Локк Дж. Сочинения.
М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 379 и
ел. Здесь я беру за основу идею Гоббса, что племена без правителей примерно
соответствовали «естественному состоянию» конца XVII в.
Как сказал Адам Смит, оборона
страны гораздо важнее богатства
114. Отсутствие безопасности (не
важно, происходила она от слабости правительства или от его чрезмерной силы; в
империях с их гетерогенным этническим составом и удаленными провинциями часто
сочетались оба фактора) препятствовало накоплению людьми излишков и
возникновению устойчивого экономического роста
per capita*. Несмотря
на спорадические попытки, ни одно из этих обществ не смогло создать бумажных
денег или заметно продвинуться к созданию чего-то подобного центральному банку.
Проще говоря, полностью отсутствовала уверенность в способности и желании
правительства выполнять свои обязательства; не случайно на иврите слово,
означающее «пускать деньги по ветру» происходит от термина, первоначальное
значение которого было «публичная казна» (по-гречески
timaion)115. В свою очередь, это означало, что несмотря на выдающуюся
изобретательность, часто проявляемую людьми, технологический прогресс был
затруднен, запаздывал или подавлялся. Не нужно и говорить об отсталости в этом
отношении племен без вождей и вождеств; это непосредственно привело к их
разрушению, которое до сих пор происходит во многих местах мира под именем
модернизации. Более важным и менее известным фактом было то, что вплоть до
первой половины XIX в.
Малая Азия при османском правлении была настолько отсталой, что там не было ни
мощеных щебнем дорог, ни колесных транспортных средств любого рода. В
отсутствие карт расстояния измерялись количеством часов, затраченных на
перемещение, и, следовательно, варьировались в зависимости от качества дорог
116;
и даже первый типографский станок был установлен там лишь в 1783 г.
11'
То же самое относится даже к
наиболее развитым из этих обществ, таким как ранний императорский Рим, Китай
эпохи Минь и Индия при Великих Моголах. Все это были центры утонченных
цивилизаций, способных проектировать и возводить огромные «общественные»
сооружения. Все они создавали литературные и художественные произведения,
непревзойденные по качеству
114 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства
народов. М.-А.: СОЦЭКГИЗ, 1935. Т. 2. С. 39.
* На душу населения
(лат.). — Прим. пер.
115 Я благодарен моей студентке, госпоже Талме Ауфт (Talma Luft), которая
обратила мое внимание на этот факт.
116 J. Brewer,
AResidence
at Constantinople in the Year 1827, with Notes to the Present Time (New
Haven, CT: Drurie and Peck, 1830), p. 126.
117 Более ранняя попытка использования печати была
предпринята в 1727 г., но вскоре была оставлена. См.: Kinross,
The Ottoman Centuries,?. 381-382.
и блеску. И при этом, за
небольшим исключением купеческого класса, который сам по себе зависел от
правителя, большая часть этих произведений предназначалась двору, его слугам и
фаворитам. Часто они создавались в императорских мастерских или императорскими
мастерами; имя Мецената, одного из придворных и друга Августа, стало
нарицательным для обозначения покровителей художников. Цивилизация, а вместе с
ней все ее удобства, исчезала стоило выйти за пределы двора, столицы и
провинциальных административных центров. Ни одна империя не смогла выйти за
пределы ситуации, когда 90% всего населения проживало на земле, часто делило
свое жилище с «домашними» животными и тяжелым трудом могло обеспечить себе
существо -вание, очень близкое к уровню простого выживания
118.
Что касается
городов-государств, они были по определению маленькими, при этом, имея весьма скромные
перспективы достижения экономического преуспевания, очень ревностно относились
к своей независимости и предпочитали автаркию
119. Теоретически
идеальный город-государство, будучи самодостаточным, не нуждался в торговле и
мог сохранять неизменной конституцию, переданную гражданам предками. На
практике наиболее процветающие города-государства, такие как Афины, Коринф,
Сиракузы и Карфаген, использовали свое географическое положение для развития
обширной сети торговых связей. Как, в частности, показывает пример Афин, такие
города были зачастую открыты переменам, полны свежих идей и способны обеспечить
своим гражданам то, что они считали комфортным жизненным уровнем; однако в
конечном итоге их процветание имело предел, поскольку в их распоряжении были только
примитивные технологии связи и транспорта. Единственным исключением из этого
правила был Рим, где, благодаря его военному мастерству, создавались огромные
состояния за счет военной добычи и дани
120.
118 О роли прав собственности в экономическом росте см.: D.C. North and
R.P. Thomas,
The Rise of the Western World: A New Economic History (Cambridge:
Cambridge University Press, 1973), ch. 1; в целом об экономических ограничениях
догосударственных обществ см.: J.G.A. Pocock, "The
Political Limits to Pre-Modern Economies," in J. Dunn ed.,
The Economic
Limits to Modern Politics (Cambridge: Cambridge University Press, 1990), p.
121 — 141.
119 Об ограничениях в экономическом развитии классических
городов-государств см.: М. Finley,
The Ancient Economy (London:
Cambridge University Press, 1975).
120 О роли
этих факторов в римской экспансии см.: J.W. Harris,
War and
Imperialism in Republican Rome, 327—70 ВС (Oxford: Oxford University Press, 1979), p. 58ff.
Города-государства смогли
распространить свою власть лишь в незначительной степени отчасти из-за того,
что они отказывались давать гражданство чужестранцам, отчасти же потому, что
натурализация слишком большого их числа инородцев неизбежно привела бы к потере
принципов демократии, на которых они основывались. Если они все же пытались
выйти за эти пределы, то более крупные политические образования, которые они
создавали, терпели крах, как это произошло с Афинами и Спартой. В долгосрочном
плане они не могли сохранить свое правление над не желающими этого подданными.
Другой возможный исход состоял в том, что их покоряла империя, подобно тому как
греческие города-государства захватила Македония (и как, возможно, случилось с
додинастической Месопотамией), или же они сами вставали на путь Римской
республики — к империи и деспотизму. Здесь стоит отметить, что, несмотря на
уникальное происхождение Римской империи, влияние римского деспотизма на
экономику было таким же, как и в любом другом месте. Уже во II в. н.э. города потеряли свою
автономию, как только для надзора за их финансами и обеспечения уплаты налогов
туда были назначены императорские прокураторы. Постепенно власть забирали из
рук магистратов, так что их единственной оставшейся функцией стала оплата
литургий. Прошло еще 100 лет, и требования правительства стали так сильно
давить на общество, что превратились в угрозу не только благосостоянию, но и
городской жизни в целом. Особенно на Западе, где города были более молодыми и
менее укоренившимися, в результате жители вынуждены были бежать в сельскую
местность
121.
Наконец, язык, который
используют древние историки, ясно дает понять, что ни греки, ни римляне никогда
не воспринимали государство как абстрактную сущность, отделенную от его
граждан. Там, где мы могли бы сказать «государство», они писали «общество» или
«народ»; наконец, именно историк Фукидид на-писал, что «город — это люди», а
юрист Цицерон дал определение республике
{res publica) как
«собранию людей, живущих по закону»
122. Так, пред-современная мысль,
независимо от уровня развития и от того, в какой цивилизации она бытовала, не
смогла дать идею корпорации как абстрактного юридического лица, отделенного от
ее должностных лиц и членов. Это помогает объяснить роль религии в таких
обществах, поскольку в отсутствие корпора-
121 Об упадке
городской жизни в III в. в Римесм.: R. MacMullen,
Soldier and Civilian in the Later Roman Empire (Cambridge,
MA: Harvard University Press, 1963), p. 38ff., 136ff.
122 Фукидид. История. VII, 77, 7; M.T. Cicero,
De
Respublica (London: Heinemann, Loeb Classical Library, 1928), I, 39.
ций как в публичной, так и в
частной жизни многие их функции, такие как права собственности и обеспечение
легитимности власти, приписывались столь же невидимым божествам. Поскольку
государства не существовало, единственный путь к построению политического образования
крупнее, чем вождества и города-государства, пролегал через создание империи со
всеми ее несовершенствами. При таком понимании вопроса государство
{state) представляет собой второе
важнейшее изобретение в истории по -литической жизни после придуманного в
Греции разделения соб -ственности и правления. Конкретная природа и функции
этого института мы обсудим позднее; сейчас же мы сконцентрируемся на процессе,
который привел к его появлению из недр феодализма и из глубин Средних веков.
Западноевропейская феодальная
система, возникшая после крушения империи Каролингов (представлявшей собой
недолговечную попытку навести порядок в том хаосе, который воцарился с
разрушившим Рим нашествием варваров), была децентрализованной даже в сравнении
с подобными режимами в других регионах. При феодализме правительство не было ни
«публичным», ни сконцентрированным в руках одного монарха или императора;
вместо этого оно было распределено между многочисленными неравноправными правителями,
связанными друг с другом узами вассальной верности и относившимися к
правительственным функциям так же, как к своим личным имениям. Однако ситуация
в Западной Европе еще более усложнялась исключительным положением, которое там
занимала церковь.
В то время как в большинстве
империй положение императора усиливалось тем, что он вел свое происхождение от
бога или его пророка, в западном христианском мире правитель не был ни тем, ни
другим. То же касалось Византии, но там положение спасало то, что за границами
империи не было политически независимых греко-православных общин. На Западе же
примерно с 1000 г. всегда существовали значимые страны и регионы, как Ирландия,
Англия, Северная Испания, Скандинавия и Польша, которые хотя и были
христианскими и, следовательно, подчинялись власти папы, не приносили
вассальной присяги императору.
Еще больше усложняло
положение то, что светская и религиозная столицы находились в разных местах. У
Византии и Османской империи был Константинополь, у инков — Куско со всеми его
дворцами и храмами, но европейские императоры постоянно перемещались с одного
места на другое. Большую часть времени они находились либо в понимаемой широко
Германии, которая в то время включала современные Нидерланды, Бельгию,
Люксембург, Лотарингию, Эльзас, Швейцарию и Богемию, либо в Северной или Южной
Италии. Это означало, что в Средние века папа Римский был недосягаем не только
для императора, но и для любого светского правителя. В отличие от аналогичных
религиозных должностных лиц прочих империй папа имел собственные владения —
хотя они никогда не были в безопасности, и он вынужден был делить в них свою
власть с влиятельными аристократическими семьями, такими как Колонна и Орсини.
Он имел собственные вооруженные силы в форме военных орденов, для которых
являлся верховным сюзереном, хотя эти силы были невелики и рассредоточены
малыми группами почти по всей христианской Западной Европе, Средиземноморью и
Ближнему Востоку
1.
Наконец, империя Каролингов была уникальна тем, что
государственная религия была старше самой империи и в целом ряде отношений
находилась значительно выше ее по развитию. Церковь унаследовала язык западной
Римской империи, а также многие ее юридические и политические традиции. На
протяжении нескольких веков церковь обладала фактической монополией на
грамотность, в результате чего без ее услуг не мог обойтись ни один светский
правитель, владения которого были сколько-нибудь обширными и который мог
реально надеяться превратить их в нечто большее, чем просто вождество или
феодальное поместье. Попытка Карла Великого разрешить эту проблему, введя школы
и образование, была недолговечной. Во времена мадьярского и норманнского
завоеваний в IX—X вв. церковь и в особенности монастыри остались практически
единственными центрами, где могло выжить что-то, хотя бы отдаленно напоминающее
упорядоченную цивилизацию. Имущество церкви не было сконцентрировано в каком-то
одном месте, а состояло из множества зданий и поместий, разбросанных по всей
Европе. Поэтому она вынуждена была создать сложный финансовый, юридический и
административный аппарат, способный преодолеть время и расстояние. Еще в 1300
г. этот аппарат значительно превосходил любую подобную структуру, имевшуюся у
светских правителей.
Эти факторы объясняют, почему после смерти Карла Великого
его статус религиозного главы был утерян. Все его преемники ссорились друг с
другом и часто призывали церковь выступить посредником. В благодарность за это
они предоставляли ей (или она оказывалась в состоянии взять себе) привилегии
гораздо большие, чем имела религия в любой другой цивилизации. Примерно с 1100
г. церковь обладала, помимо власти формулировать и толковать Божественный
Закон, правом назначать и продвигать по службе собственных должностных лиц;
неподсудностью духовенства светскому суду; правом судить и наказывать свое
духовенство, а также мирян в тех случаях, когда дело касалось заботы о душе;
правом предоставлять убежище беглецам, спасающимся от светского правосудия;
правом освобождать подданных от присяги, данной своим правителям; и, вдобавок
во всему, огромными
1 См.: W. Ulmann, Law and Politics in the Middle Ages: An Introduction
to the Sources of Medieval Political Ideas (Ithaca, NY: Cornell University
Press, 1975), ch. 4.
земельными владениями, отдельной системой налогообложения и
кое-где — правом чеканить монету. Не только высшие прелаты почти всегда
принадлежали к знати, но, как и другие феодалы, церковь могла раздавать и
получать бенефиции. Почти по всей Европе церковные домены и даже княжества
существовали бок о бок с их светскими эквивалентами; главным различием было то,
что церковный принцип наследования был не от отца к сыну (в данном случае —
всегда незаконному), но часто от дяди к племяннику. Так церковь интегрировалась
в феодальную систему, поддерживаемая этой системой и, в свою очередь,
поддерживая ее.
Власть церкви была на пике в период между эпохой Григория VII (1073—1085) и Климента IV (1265—1268). Григорий VII схватился с императором Генрихом IV по вопросу о праве назначения
епископов, отлучил Генриха от церкви, освободил его вассалов от клятвы
верности, разжег против него восстание и, в конце концов, вынудил его
отправиться в Каноссу, где Генрих, стоя на коленях, публично покаялся в своих
грехах
2. Климент IV мобилизовал
большую часть Европы, развязал целую серию войн и не успокоился, покуда не
увидел казнь последнего потомка Генриха, шестнадцатилетнего императора Конрада.
Претензии духовенства на верховную власть становилось все смелее и смелее, в
томчислев области закона. Уже Иннокентий III (1198—1216) провозгласил, упрочивая более ранние достижения
церкви, что папа имеет право судить всех, но не может быть судимым никем. Иаков
из Витербо (ум. 1308) применял иной подход: он доказывал, что светское
правительство было запятнано первородным грехом и может достичь совершенства
только под надзором церкви. Жиль Римский (1246—1316) заявлял светским
правителям, что «ваши владения принадлежат церкви больше, чем вам». Кульминация
наступила в 1302 г., когда папа Бонифаций VIII издал свою знаменитую буллу
Unam Sanctam Ecclesiam. Цитируя Иеремию — «Я поставил тебя в сей день
над народами и царствами» (Иер 1, 10) — он провозглашал в булле, что светская
власть должна осуществляться
ad nutum et patientiam sacerdotis — «no указанию и с согласия священства»
3.
2 U.K.
Blumenthal, The Investiture Controversy: Church and Monarchy from the Ninth to
the Twelfth Century (Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1982), ch.
4.
О претензиях пап к светскому правительству см.: Е. Lewis, Medieval Political Ideas (London: Routledge, 1954), vol.
II; A.J. Carlyle, A History of Medieval Political Theory (Edinburgh: Blackwood,
1928), vol. IV. Текст "Unam Sanctam" можно
найти в книге: Н. Bettenson, ed.,
Documents of the Christian Church (Oxford: Oxford University Press, 1967), p. 115-116.
Как отмечалось выше, центробежные тенденции,
присутствовавшие в большинстве империй, привели некоторые из них к распаду:
особенно справедливо это утверждение в отношении таких случаев, как
позднеимперский Рим, где внешнее давление совпало с внутренним и в результате
сделало ситуацию неуправляемой. Другие империи, особенно древнеегипетская,
китайская и японская, смогли преодолеть, иногда и неоднократно, феодальную
раздробленность и, после более или менее продолжительного периода, восстановить
централизованную власть. Только в Европе позиция церкви была столь сильна, что
вместо того, чтобы заново подчиниться императорской власти, она боролась с
последней до возникновения патовой ситуации. В результате феодализм, вместо
того чтобы прийти к довольно быстрому концу, длился
почти целое тысячелетие и дал свое имя целой исторической эпохе. Что еще
более важно для нашего исследования, империи больше не удалось возродиться. В
зазорах между двумя великими вселенскими организациями выросли великие
монархии, которым много позже суждено было превратиться в государства.
Содержание раздела